Файл: Лекция 1. Введение в курс История медицины План История медицины как наука и предмет преподавания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
болезнях и травмах от собственной жизнедеятельности, пока для него важны лишь собственные ощущения и переживания, на первом месте стоит инстинкт самосохранения. Но с момента, когда он приходит на помощь другому человеку, когда помощь при болезни и травмах превращается в средство сохранения жизни, здоровья других членов общины мы можем говорить о формировании медицины.
Первые опыты врачевания основывались на наблюдении и прежде всего, были связаны с питанием. Люди на протяжении огромного периода питались преимущественно растениями. Об этом свидетельствует, в частности, останки неандертальского человека (Неандертальская долина близ Дюссельдорфа). Его зубы были очень массивными и имели стертые коронки, что свидетельствовало о растительной пище, а стертость коронок – примесью к пище золы и земли. Следующая ступень существования человека началась с употреблением в пищу рыб, раков, ракушек и т.д. Устанавливалась связь между растениями и их действием на организм: утоляет голод, горькое, несъедобное, мочегонное, болеутоляющее, слабительное и т. д. Эти сведения составляли основу первичных врачебных (медицинских) знаний. Очевидно,растения были первыми лекарственными средствами:
- болеутоляющие (пасленовые)
- раздражающие (полынь)
- наркотические (мак, конопля)
- седативные (валериана).
Эти знания были результатом коллективного опыта большого сообщества людей во многих поколениях - коллективный опыт общин.
Уменьшая зависимость человека от природы, огонь предоставил возможности более широкого расселения, способствовал улучшению питания, позволил отделить жир от мяса, что позволило использовать его в лечебных целях. Появилась возможность использовать в лечебных целях солнечное тепло и горячие источники. Изобретение лука и стрелы привело к развитию охоты. Вместе с охотой развивалась элементарная хирургия – лечение ран, переломов, вывихов. Накапливается опыт применения лечебных средств животного происхождения (кровь, печень, сырое мясо). Имеются основания считать, что неандертальский человек владел техникой вскрытия абсцессов и других поверхностных нагноительных образований, наложение швов на рану. С древних времен использовались силы природы (солнце, вода, растительное масло, нарзан).
Одним из древнейших видов медицинской деятельности была помощь при родах и уход за детьми, особенно новорожденными, лечение детских болезней и их предупреждение. Зачатки акушерства и педиатрии раннего возраста возникли исторически в тесной неразрывной связи. Наибольшее внимание жизни и здоровью детей уделяли оседлые народы, жившие в плодородных местностях и занимавшиеся земледелием. Обычай умерщвлять детей встречался преимущественно у кочевников: охотников, скотоводов. Восточные славяне, рано перешедшие к оседлому образу жизни, отмечали заботливое отношение к детям и многодетность.
Толкование причин болезней.
Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще весьма ограниченными. Люди понимали свое бессилие перед грозной силой природы, пытаясь объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные представления, отразившиеся на методах врачевания. Вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или растения называется тотемизмом (от алгонкинского «от-отем» - его род). Верования в период ранней родовой общины относились, прежде всего, к зоо-тотемизму, то есть к почитанию животных. Каждый род носил имя своего тотема. Зверю поклонялись, искали защиты от бед и болезней. (в Индии – корова, Россия – медведь, Греция – козел).
Неизбежным следствием тотемизма стал фетишизм (от португ. fetico – «амулет, талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевленных предметов. Проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например посуды, копье, лук, меч и т.д. Культовые предметы изготавливались специально, получив распространение в виде амулетов и талисманов из дерева, камня или человеческих костей.
Более поздним представлением стал анимизм (от лат. animus – «душа, дух»). Одухотворение природы, вера в душу, духов, добрые и злые силы напрямую связаны с культом умерших предков. Появления обморока, эпилепсии, галлюцинаций представлялись первобытным людям следствием деятельности существующего внутри человека двойника – души, которая может временно покидать тело. Составной частью анимизма является магия (от греч magia – колдовство) – вера в возможность человека действовать на других людей предметы, стихии. Среди многочисленных разновидностей магии была и
лечебная магия – врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики – шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.
Символическим или конкретным жертвоприношением старались задобрить духа. Считали, что болезнь можно обмануть: для этого меняли одежду, имя, маскировали больного. Большое распространение в разных странах имели устрашающие методы для того чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для «изгнания» болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Болезненное начало высасывалось из раны, язвы. Чтобы болезнь легче могла «выйти» из больного, первобытные люди делали на черепах маленьких детей трепанационные отверстия.
Заблуждения в эпоху первобытного общества очевидны, но от них не была свободна и медицина последующих периодов вплоть до Нового времени.
Эпоха матриархата характеризуется тем, что во главе рода стояла женщина. На этом этапе первобытнообщинный строй достиг своего расцвета. Женщина-родоначальница являлась хранительницей домашнего очага. Труд женщины проявлялся преимущественно в области, связанной с жилищем, приготовлением пищи, одежды. Женщины раньше всего могли выучиться применять их практически и приготовлять лечебные снадобья и противоядия. Представление о совершенном здоровье первобытных людей опровергается и многочисленными данными археологических раскопок. На скелетах доисторических людей обнаруживаются болезненные изменения костей, сросшиеся переломы, остеомиелит, некроз, кариес зубов, рахит, периоститы, повреждения позвоночника. Некоторые инфекционные заболевания (например, малярия) были унаследованы человеком от его предков - человекообразных обезьян.
В III- II тысячелетии до н.э., с развитием и распространением пастушеского скотоводства материнский род уступил место отцовскому – патриархальному (патриархат). Отныне счет родства стал вестись по отцовской линии. Главенствующее положение перешло к мужчине, который стал во главе родовой общины. В дальнейшем место родовой общины стала занимать сельская община. К этому же времени относятся два обстоятельства, имевшие не малое значение для развития медицины:
1. Возникновение гончарного дела и появление глиняной посуды, что дало
возможность варить пищу и лечебные снадобья.
2. Использование самородных металлов (медь, олово, свинец, серебро, золо
то) и плавка их в тигле, из которых начинают делать хирургические инст-
рументы.
Таким образом, характеризуя возникновение и становление медицинских знаний на ранних этапах первобытного строя следует выделить следующие черты:
1. Эмпирические (наблюдения, сравнения, сопоставления) знания о
лечебных свойствах растений.
2. Эмпирические знания о заболеваниях, связанных с растениями,
используемыми для питания.
3. Накопления эмпирических навыков по уходу за больными,
оказания помощи при родах иуходу за ребенком и роженицей..
4. Коллективный характер лечебной помощи, коллективный опыт
общины с преимущественным участием женщин, как первых врачева-
телей.
Развивалась и народная гигиена. Умение восстанавливать силы для труда, защищаться от действия неблагоприятных условий окружающей среды, закрепленное в обычаях и ритуалах рода (племени), казалось разных сторон быта: устройства жилища, питания, одежды, правил личной гигиены, захоронения умерших и т.д. Расширение площади расселения требовало принятие мер по защите от холода. Строились жилища, в центре которых располагался очаг, на возвышенности, обычно рядом с источником проточной воды. Важное гигиеническое значение имел появившийся у неандертальцев обряд погребения мертвых. Ранее существовал обычай оставлять труп умершего в жилище, что нередко приводило к вспышкам инфекционных заболеваний.
При выборе места для жилища применяли специальные приемы выявления «здорового» участка: выкапывали угловые ямы, насыпали туда немного ржи, клали куски хлеба, ставили по стакану воды, если на следующий день находили хлеб и воду неизмененными, место считалось подходящим. Важным гигиеническим приобретением первобытного человека стал навык хранения продуктов питания и воды в закрытых емкостях с использованием трав, обладающих свойством отпугивать злых духов, т.е. замедлять процессы гниения. В гигиенических и лечебных целях использовали бани, соединившие в себе «очистительные силы» воды и огня.
При общественном разделении труда в первобытном обществе выделялись отдельные профессии и среди них знахари, в обязанности которых входила лечебная деятельность, примитивное врачевание. Носителями знаний долгое время были народные лечцы. Первобытный знахарь должен был быть хорошо знаком с местной флорой и фауной. Он лучше знал своих соплеменников, традиции племени. В его обязанности входило хранение знаний и их передача по наследству. В усвоении практических навыков лечения значительную роль играла преемственность врачебных знаний. Внутри каждого рода формируется определенный круг лиц с все более суживающими функциями, в которые входило и врачевание. О врачебной профессии как таковой можно говорить только применительно к более поздней эпохе древних цивилизаций. С возникновением и развитием религии обособлялась группа служителей культа, которым приписывались тайные знания, особая способность воздействия на силы природы. Знахарь часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых часто вызывают сомнения. Применяет в лечение гипноз, самовнушение создавая атмосферу страха. «Профессия» мага (колдуна) и знахаря (врачевателя) обычно совмещались в одном лице, возвышавшемся над рядовыми членами общины. Положительным следствием концентрации медицинских знаний и деятельности, ставших привилегией узкого круга лиц, было возникновение условий для более быстрого накопления эмпирических сведений о проявлениях, течении и исходе болезней и о мерах их предупреждения.
Заключение.
Таким образом, особенности врачебной помощи в период разложения до появления первых цивилизаций состояли в следующем:
Существует оригинальная классификация современной медицины, разделенная на три большие группы: народную, традиционную и научную.
-
Врачевание в период расцвета первобытного общества.
Первые опыты врачевания основывались на наблюдении и прежде всего, были связаны с питанием. Люди на протяжении огромного периода питались преимущественно растениями. Об этом свидетельствует, в частности, останки неандертальского человека (Неандертальская долина близ Дюссельдорфа). Его зубы были очень массивными и имели стертые коронки, что свидетельствовало о растительной пище, а стертость коронок – примесью к пище золы и земли. Следующая ступень существования человека началась с употреблением в пищу рыб, раков, ракушек и т.д. Устанавливалась связь между растениями и их действием на организм: утоляет голод, горькое, несъедобное, мочегонное, болеутоляющее, слабительное и т. д. Эти сведения составляли основу первичных врачебных (медицинских) знаний. Очевидно,растения были первыми лекарственными средствами:
- болеутоляющие (пасленовые)
- раздражающие (полынь)
- наркотические (мак, конопля)
- седативные (валериана).
Эти знания были результатом коллективного опыта большого сообщества людей во многих поколениях - коллективный опыт общин.
Уменьшая зависимость человека от природы, огонь предоставил возможности более широкого расселения, способствовал улучшению питания, позволил отделить жир от мяса, что позволило использовать его в лечебных целях. Появилась возможность использовать в лечебных целях солнечное тепло и горячие источники. Изобретение лука и стрелы привело к развитию охоты. Вместе с охотой развивалась элементарная хирургия – лечение ран, переломов, вывихов. Накапливается опыт применения лечебных средств животного происхождения (кровь, печень, сырое мясо). Имеются основания считать, что неандертальский человек владел техникой вскрытия абсцессов и других поверхностных нагноительных образований, наложение швов на рану. С древних времен использовались силы природы (солнце, вода, растительное масло, нарзан).
Одним из древнейших видов медицинской деятельности была помощь при родах и уход за детьми, особенно новорожденными, лечение детских болезней и их предупреждение. Зачатки акушерства и педиатрии раннего возраста возникли исторически в тесной неразрывной связи. Наибольшее внимание жизни и здоровью детей уделяли оседлые народы, жившие в плодородных местностях и занимавшиеся земледелием. Обычай умерщвлять детей встречался преимущественно у кочевников: охотников, скотоводов. Восточные славяне, рано перешедшие к оседлому образу жизни, отмечали заботливое отношение к детям и многодетность.
Толкование причин болезней.
Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще весьма ограниченными. Люди понимали свое бессилие перед грозной силой природы, пытаясь объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные представления, отразившиеся на методах врачевания. Вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или растения называется тотемизмом (от алгонкинского «от-отем» - его род). Верования в период ранней родовой общины относились, прежде всего, к зоо-тотемизму, то есть к почитанию животных. Каждый род носил имя своего тотема. Зверю поклонялись, искали защиты от бед и болезней. (в Индии – корова, Россия – медведь, Греция – козел).
Неизбежным следствием тотемизма стал фетишизм (от португ. fetico – «амулет, талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевленных предметов. Проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например посуды, копье, лук, меч и т.д. Культовые предметы изготавливались специально, получив распространение в виде амулетов и талисманов из дерева, камня или человеческих костей.
Более поздним представлением стал анимизм (от лат. animus – «душа, дух»). Одухотворение природы, вера в душу, духов, добрые и злые силы напрямую связаны с культом умерших предков. Появления обморока, эпилепсии, галлюцинаций представлялись первобытным людям следствием деятельности существующего внутри человека двойника – души, которая может временно покидать тело. Составной частью анимизма является магия (от греч magia – колдовство) – вера в возможность человека действовать на других людей предметы, стихии. Среди многочисленных разновидностей магии была и
лечебная магия – врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики – шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.
Символическим или конкретным жертвоприношением старались задобрить духа. Считали, что болезнь можно обмануть: для этого меняли одежду, имя, маскировали больного. Большое распространение в разных странах имели устрашающие методы для того чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для «изгнания» болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Болезненное начало высасывалось из раны, язвы. Чтобы болезнь легче могла «выйти» из больного, первобытные люди делали на черепах маленьких детей трепанационные отверстия.
Заблуждения в эпоху первобытного общества очевидны, но от них не была свободна и медицина последующих периодов вплоть до Нового времени.
-
Медицина в период разложения первобытного общества.
Эпоха матриархата характеризуется тем, что во главе рода стояла женщина. На этом этапе первобытнообщинный строй достиг своего расцвета. Женщина-родоначальница являлась хранительницей домашнего очага. Труд женщины проявлялся преимущественно в области, связанной с жилищем, приготовлением пищи, одежды. Женщины раньше всего могли выучиться применять их практически и приготовлять лечебные снадобья и противоядия. Представление о совершенном здоровье первобытных людей опровергается и многочисленными данными археологических раскопок. На скелетах доисторических людей обнаруживаются болезненные изменения костей, сросшиеся переломы, остеомиелит, некроз, кариес зубов, рахит, периоститы, повреждения позвоночника. Некоторые инфекционные заболевания (например, малярия) были унаследованы человеком от его предков - человекообразных обезьян.
В III- II тысячелетии до н.э., с развитием и распространением пастушеского скотоводства материнский род уступил место отцовскому – патриархальному (патриархат). Отныне счет родства стал вестись по отцовской линии. Главенствующее положение перешло к мужчине, который стал во главе родовой общины. В дальнейшем место родовой общины стала занимать сельская община. К этому же времени относятся два обстоятельства, имевшие не малое значение для развития медицины:
1. Возникновение гончарного дела и появление глиняной посуды, что дало
возможность варить пищу и лечебные снадобья.
2. Использование самородных металлов (медь, олово, свинец, серебро, золо
то) и плавка их в тигле, из которых начинают делать хирургические инст-
рументы.
Таким образом, характеризуя возникновение и становление медицинских знаний на ранних этапах первобытного строя следует выделить следующие черты:
1. Эмпирические (наблюдения, сравнения, сопоставления) знания о
лечебных свойствах растений.
2. Эмпирические знания о заболеваниях, связанных с растениями,
используемыми для питания.
3. Накопления эмпирических навыков по уходу за больными,
оказания помощи при родах иуходу за ребенком и роженицей..
4. Коллективный характер лечебной помощи, коллективный опыт
общины с преимущественным участием женщин, как первых врачева-
телей.
Развивалась и народная гигиена. Умение восстанавливать силы для труда, защищаться от действия неблагоприятных условий окружающей среды, закрепленное в обычаях и ритуалах рода (племени), казалось разных сторон быта: устройства жилища, питания, одежды, правил личной гигиены, захоронения умерших и т.д. Расширение площади расселения требовало принятие мер по защите от холода. Строились жилища, в центре которых располагался очаг, на возвышенности, обычно рядом с источником проточной воды. Важное гигиеническое значение имел появившийся у неандертальцев обряд погребения мертвых. Ранее существовал обычай оставлять труп умершего в жилище, что нередко приводило к вспышкам инфекционных заболеваний.
При выборе места для жилища применяли специальные приемы выявления «здорового» участка: выкапывали угловые ямы, насыпали туда немного ржи, клали куски хлеба, ставили по стакану воды, если на следующий день находили хлеб и воду неизмененными, место считалось подходящим. Важным гигиеническим приобретением первобытного человека стал навык хранения продуктов питания и воды в закрытых емкостях с использованием трав, обладающих свойством отпугивать злых духов, т.е. замедлять процессы гниения. В гигиенических и лечебных целях использовали бани, соединившие в себе «очистительные силы» воды и огня.
При общественном разделении труда в первобытном обществе выделялись отдельные профессии и среди них знахари, в обязанности которых входила лечебная деятельность, примитивное врачевание. Носителями знаний долгое время были народные лечцы. Первобытный знахарь должен был быть хорошо знаком с местной флорой и фауной. Он лучше знал своих соплеменников, традиции племени. В его обязанности входило хранение знаний и их передача по наследству. В усвоении практических навыков лечения значительную роль играла преемственность врачебных знаний. Внутри каждого рода формируется определенный круг лиц с все более суживающими функциями, в которые входило и врачевание. О врачебной профессии как таковой можно говорить только применительно к более поздней эпохе древних цивилизаций. С возникновением и развитием религии обособлялась группа служителей культа, которым приписывались тайные знания, особая способность воздействия на силы природы. Знахарь часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых часто вызывают сомнения. Применяет в лечение гипноз, самовнушение создавая атмосферу страха. «Профессия» мага (колдуна) и знахаря (врачевателя) обычно совмещались в одном лице, возвышавшемся над рядовыми членами общины. Положительным следствием концентрации медицинских знаний и деятельности, ставших привилегией узкого круга лиц, было возникновение условий для более быстрого накопления эмпирических сведений о проявлениях, течении и исходе болезней и о мерах их предупреждения.
Заключение.
Таким образом, особенности врачебной помощи в период разложения до появления первых цивилизаций состояли в следующем:
-
Расширение показаний для применения лекарственных средств. Появление способов приготовления и длительного хранения лекарств. -
Совершенствование медицинского инструментария. -
Применение хирургических методов лечения (ампутации, помощь при ранениях, операции по родовспоможению, кастрация, трепанация). -
Выделение профессиональных врачевателей. -
Формирование лечебной магии на фоне эмпирических знаний и практических навыков. -
Сочетание рациональных и иррациональных способов лечения.
-
Медицина – народная, традиционная, научная.
Существует оригинальная классификация современной медицины, разделенная на три большие группы: народную, традиционную и научную.