Файл: Лекция 1. Введение в курс История медицины План История медицины как наука и предмет преподавания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Фабрично-заводская медицина возникла одновременно с земской реформой во второй половине 19 века. В 1866 году правительство приняло специальное постановление, обязывающее предпринимателей устраивать больницы при предприятиях для стационарного лечения больных рабочих, были изданы законы о фабричной инспекции и об ответственности предпринимателей при несчастных случаях на производстве. Для фабрично-заводской медицины характерна материальная зависимость врача от заводоуправления, которое выплачивало ему жалование. Больницы троились из расчета 1 койка на 100 рабочих, но разрешалось ограничиваться только отведением и оборудованием помещения. По закону о социальном страховании от 1912 года были созданы больничные кассы, на которые возлагалось осуществление страхования на случай болезни застрахованного, и иногда членов его семьи. Однако страхованием было охвачено лишь около 1/4 всех промышленных рабочих, пособие по болезни выдавалось только с 3-го или 4-го дня заболевания. В России вплоть до Октябрьской революции 1917 года не была создана единая общегосударственная организация. Делом охраны общественного здоровья занимались многое ведомства и учреждения – и общественные, государственные, частные и благотворительные. Но, несмотря на все недостатки земской, городской, фабрично-заводской медицины эти реформы подготовили условия для создания общенациональной системы здравоохранения.

Гигиена во второй половине XIX века получила свое развитие в России практически одновременно с развитием ее в Германии. Вместе с Германией Россия явилась одной из первых стран, в которой были созданы самостоятельные кафедры гигиены. Создание этих кафедр было предусмотрено университетским уставом 1863 г. В 1865 г. Этому способствовали следующие условия: бурное развитие промышленности (особенно в 90-х гг. XIX – начале XX вв.), увеличение населения, главным образом в городах, различные достижения в области естествознания. Русские гигиенисты были тесно связаны в своей работе с химиками, физиологами, а также другими представителями естествознания. Некоторые из гигиенистов тесно сотрудничали даже с различными лечащими врачами-клиницистами, а также с практическими санитарными работниками на местах, в городах, земствах. Крупнейшие гигиенисты второй половины XIX в.: Ф. Ф. Эрисман и А. П. Доброславин.


Федор Федорович Эрисман окончил медицинский факультет Цюрихского университета. После окончания университета. Проводил многочисленные исследования зрения у школьников, выявлял закономерности влияния школьных условий на развитие зрения детей. Он предложил особую школьную парту, которая до настоящего времени широко известна как парта Эрисмана. Кроме этого, Ф. Ф. Эрисман проводил обследования жилищных условий ночлежных домов, квартир подвальных этажей. В В своих работах Ф. Ф. Эрисман четко определял ближайшую цель гигиены. Она заключалась в том, чтобы исследовать влияние на человека различных явлений природы, которые действуют на него непрерывно, а далее изучить влияние искусственной обстановки, в которой живет человек, а также найти такие средства, которые бы позволили смягчить действие всех неблагоприятных факторов на организм человека, которые действуют со стороны общества и природы.

Алексей Петрович Доброславин с 1870 г. и до конца своей жизни был профессором гигиены в Медико-хирургической (впоследствии она стала Военно-медицинской) академии. Он первым в России составил оригинальные учебники по гигиене. Эти учебники были основаны на экспериментальных исследованиях. Он сам организовывал исследования в области гигиены питания, школьной гигиены, коммунальной гигиены, военной. А. П. Доброславин много времени уделял вопросам охраны здоровья больших групп населения – малообеспеченных слоев населения, крестьянства.

Он изучал продукты питания, которые составляли основную пищу для этих групп населения (кислая капуста, квас, грибы, каша из круп и т. д.). Доброславин проводил исследования по оздоровлению мест, которые населяют люди. Эти исследования заключались в обследовании водоснабжения, канализации и т. д. А. П. Доброславин неоднократно участвовал в противоэпидемических мероприятиях, усовершенствовал дезинфекционную аппаратуру.

Во второй половине XIX в. в России видным педиатром был Нил Федорович Филатов, который был последователем Захарьина. Он был хорошим клиницистом и описал ряд неизвестных до него болезней. За 25 лет он описал железистую лихорадку, скарлатинозную краснуху, скрытую форму малярии, также он изучал детские острые инфекции, такие как ветряная оспа, корь, скарлатина, дифтерия. Кроме всего этого, Н. Ф. Филатов был талантливым педагогом.



Также необходимо отметить Николая Петровича Гундобина. Он развивал идеи С. Ф. Хотовицкого. Н. П. Гундобин достаточно глубоко изучил возрастные особенности ребенка применительно к целям клиники детского возраста. Под руководством Гундобина в 1906 г. вышла книга «Особенности детского возраста. Основные факты к изучению детских болезней».
2. Революционные преобразования в медицине в период Октябрьской

революции.

После февральской и октябрьской революций 1917 года медико-санитарное обслуживание населения значительно ухудшилось. В этих условиях объединение земской, городской, фабрично-заводской, страховой, военной , железнодорожной и прочих форм ведомственной медицины под единым государственным центром привлекало все большее число сторонников. Создание единой государственной системы здравоохранения – «собирание медицины» - проходило в несколько этапов. С ноября 1917 года стали создаваться Медико-санитарные отделы и Врачебные коллегии, которым удалось создать и объединить разрозненные медицинские отряды, учреждения, приступить к организации медицинской помощи раненым и больным, помощи голодающим. 24 января (6 февраля) 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров был создан Совет врачебных коллегий во главе с А.Н. Винокуровым и заместителями В.М. Бонч-Бруевич (Величкина) и М.И. Барсуковым. Перед Советом Врачебных коллегий стояли три основные задачи: 1) Продолжить организацию на местах медико-санитарных отделов при Советах рабочих и солдатских депутатов; 2) Закрепить начатую реорганизацию военной медицины; 3) Всемерно укреплять санитарное дело, наладить борьбу с эпидемическими заболеваниями и всеми силами помочь советской власти в устранении санитарной разрухи. 11 июля 1918 года был учрежден Народный Комиссариат здравоохранения. Первым наркомом назначен И.А. Семашко и его заместителем З.П.

Николай Александрович Семашко (1874-1949) – возглавлял Наркомздрав до 1930 года. Под руководством Семашко в суровых условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны были заложены теоретические и организационные основы советского здравоохранения, созданы новые разделы здравоохранения – охрана материнства и младенчества, санаторно-курортное дело, перестроена система высшего медицинского образования.

Зиновий Петрович Соловьев (1876-1928) – первый заместитель народного комиссара здравоохранения РСФСР. Вместе с Семашко проводит огромную работу по собиранию разрозненных дореволюционных организаций учреждений здравоохранения – земских, городских, ведомственных – в единое целое. Разработал методы оздоровительных мероприятий среди населения. Соловьев внес неоценимый вклад в развитие военной медицины и военно-медицинскому образованию. Соловьев уделял большое внимание санитарному просвещению и профилактике туберкулеза. Руководил работой по борьбе с эпидемиями тифа и холеры, санитарно-просветительной работой в воинских частях, госпиталях, среди гражданского населения.


18 июля 1918 года Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о Народном комиссариате здравоохранения», которым определялся круг стоящих перед ним государственных задач:

– разработка и подготовка законодательных норм в области медико-санитарного дела,

– наблюдение и контроль за применением этих норм и принятие мер к их неуклонному выполнению

– организация и заведование центральными медико-санитарными учреждениями научного и практического характера,

– финансовый контроль и финансовое содействие в области медико-санитарной деятельности центральных и местных медико-санитарных учреждений,

– объединение и согласование медико-санитарной деятельности местных Советов депутатов.

Таким образом, постановление закрепляло жесткую централизацию управления здравоохранением страны. В условиях первых лет советской власти эта система, с одной стороны, обеспечивала необходимые для того времени потребности в оказании медицинской помощи населению. Бесплатность и льготы здравоохранения сделали сеть больниц и амбулаторий доступными народным массам. Обращение к врачу, фельдшеру или государственное медицинское учреждение стало обычной формой поведения в случае болезни. В августе 1918 года при Наркомздраве РСФСР на правах совещательного органа был создан Ученый медицинский совет – УМС (председатель Лев Александрович Тарасевич, 1868-1927 гг.), в составе которого были крупнейшие ученые медики.

В 1920 году при активном участии УМС был создан Государственный институт народного здравоохранения (ГИНЗ) – первое комплексное научно-исследовательское учреждение Республики. В его состав вошли восемь научно-исследовательских институтов по актуальным проблемам биологии, биохимии, микробиологии, эпидемиологии и др. В 1930 году ГИНЗ был реорганизован, и входившие в него учреждения выделились в самостоятельные научные исследовательские институты.

3. Становление советской медицины, ее основные направления.

Становление и развитие советского здравоохранения в СССР задерживала нехватка врачей и другого медицинского персонала. Предстояло принять меры по резкому увеличению специалистов и провести реформу медицинского образования. Лишь в 1918-1922 годах было открыто 16 медицинских факультетов университетов. Большую роль играло открытие новые кафедры. Основной принцип советской медицины в период ее становления – государственный характер
:

– социально-профилактичекое направление здравоохранения,

– государственный его характер,

– плановое развитие, единство системы медицины,

– активное участие населения и его организаций в охране и улучшении здоровья, в деятельность служб здравоохранения,

– активное внедрение достижений науки в практику здравоохранения.

Одно из важнейших направлений в медицине – это профилактическое. Это направление последовательно реализуется в нашей стране с 1918 года. Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. Профилактическая работа обязательна для всех медицинских учреждений. Профилактика выражается в контроле за соблюдением гигиенических норм на промышленных предприятиях, в быту, в городе, в охране труда, атмосферного воздуха, почве, водоемов, продуктов питания. Наиболее демонстрационным примером профилактики являются санитарно-гигиенические и эпидемиологические мероприятия иммунизация, вакцинация как средства предупреждения инфекционных заболеваний. Вакцины – препараты, получаемые из бактерий, вирусов и других микроорганизмов и применяемые для активной иммунизации людей с целью специфической профилактики и лечения инфекционных болезней. В краевых, областных, городски и районных санитарно.- эпидемиологических станциях руководство прививками обеспечивает эпидемиолог-иммунолог или эпидемиологи ответственные за профилактику отдельных инфекций. Плановые прививки проводятся против дифтерии, коклюша, кори, оспы, туберкулеза, полиомиелита, столбняка, тифа. По эпидемическим показаниям прививки проводят жителям населенных пунктов неблагополучных по заболеваемости, или где возникла возможность распространения инфекционных болезней. Вакцинация детей проводится в сроки установленные календарем прививок.

Основным методом профилактики считается – диспансеризация. Это комплекс различных диагностических, лечебных, профилактических функций. К ним относятся: активное систематическое наблюдение за состоянием здоровья, выявление ранних форм заболеваний, своевременное направление больных на лечение, проведение профилактических мероприятий по предотвращению возникновения заболеваний или же дальнейшего развития заболеваний, вплоть до перевода заболевших на другую посильную работу, изменение условий труда и быта и других мер. При активном наблюдении врачи и другой медицинский персонал посещает пациентов, вызывает их на консультации в медицинское учреждение, ведут строжайший учет и контроль за систематическим обследованием и своевременным принятием необходимых профилактических и лечебных мер. Этот метод, как и вообще профилактические меры, должны находить полное отражение в работе врачей на участках.