Файл: Лекция 1. Введение в курс История медицины План История медицины как наука и предмет преподавания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Деонтология – (от греческого deon, deon [os] должное, надлежащее + logos учение) – совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Термин «деонтология» был введен в обход этики в начале 19 века английским философом-утилитаристом Бентамом. Врачу принадлежит ведущая роль в осуществлении деонтологических принципов. Имеется ввиду поведение врача , его умение вести прием, тщательность и полнота обследования, убедительность заключения. Поэтому деонтологических требованием к врачу является его постоянное повышение своего мастерства. Врачебная профессия немыслима без постоянного пополнения знаний. Все действия врача, касающиеся распознавания и лечения, должны быть строго продуманы и научно обоснованы.

Медицинская деонтология – часть врачебной этики изучает следующие вопросы:

– отношения врач-больной,

– отношения врач-родственники больного

– отношения врач-коллектив,

– отношения врача и общества,

– права и обязанности врача,

– ответственность врача перед законом,

– врачебные ошибки и врачебное преступление,

– вопрос о врачебной тайне.

Врач и больной – ответственность за больного и его здоровье – главная черта нравственного долга врача. Доверие к врачу одна из гарантий успешного лечения. Деонтология медицинская требует, чтобы лечащий врач в процессе наблюдения поддерживал моральное состояние больного, в то же время неосторожное слово врача, его равнодушие или безответственное отношение к больному может оказаться этиологическим фактором ятрогенного заболевания. При всем разнообразии подходов сотрудничество врача и больного состоит из четырех главных компонентов: поддержки, понимания, уважения, сочувствия.

Врач и родственники больного – вопрос о взаимоотношениях врача и родственников больного один из наименее разработанных и наиболее трудных разделов медицинской деонтологии. От родственников врач узнает об условиях и особенностях развития больного, о его поведении, а в случаях болезни – о ее проявлениях, о предполагаемых причинах. В задачу врача входит оказывать психологическое воздействие на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного. Родственникам врач дает советы, делает назначения лечебного и профилактического характера.


Врач и коллектив – в создании оптимальной обстановки в лечебном учреждении, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медсестры. Немаловажную роль играют и санитарки. Отношения между врачами, сестрами и младшим медперсоналом должны быть безукоризненными и основываться на абсолютном взаимном доверии. Непозволительно к сестрам обращаться на «ты» и делать им замечания в присутствии больного. Недружелюбие и заносчивость руководителя, угодливость подчиненных исключают возможность исправления ошибок и прогресса в работе. В связи с развитием здравоохранения возникает ряд новых вопросов, связанных с соблюдением врачебной тайны. Вследствие увеличения числа лиц имеющих доступ к информации о больном (врачи различных специальностей, регистратор, статистик, другой медперсонал и др.) эта проблема выходит за рамки только врачебной. Кроме того, возросшая образованность пациентов обуславливает их повышенный интерес к диагнозам, прогнозу болезни. Необходимо учитывать оба обстоятельства, ибо врачебная тайна предполагает неразглашение сведений о болезни не только окружающим, но и самому больному. Врач и средний медперсонал, которые имеют возможность знакомиться медицинской документацией должны сохранять в тайне не только сообщенные больным сведения, но и сам факт перенесенного больным заболевания. Нельзя упоминать фамилии больного в научных трудах и в докладах, а также демонстрировать фотографию больного, не маскируя его лицо. Надо беречь пациента от тех сведений, которые могут нанести вред его психике и способностью бороться с болезнью. Несоблюдение врачебной тайны медработником влечет за собой меры общественного воздействия, а в особых случаях и привлечение к уголовной ответственности. К этическим вопросам относятся также врачебные ошибки. Под врачебными ошибками обычно понимают последствия добросовестного заблуждения врача без элементов халатности, небрежности и профессионального невежества. Многие из них вязаны с недостаточным уровнем знаний и малым опытом врача, несовершенства методов исследования, аппаратуры и т.д. Врачебные ошибки, в том числе и такие которые приводят к летальному исходу, предаются гласности в системе органов здравоохранения. Такие ошибки обсуждаются на врачебных конференциях, заседаниях научного общества врачей

, лекциях в медицинских институтах и академиях.

Для описания различных типов взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами американский философ Роберт Витч выделил четыре базовые модели: инженерную, пасторскую (патерналистическую), коллегиальную контрактную (договорную).

  1. «Инженерная модель» - врач относится к пациенту как к «безличностному механизму». Задача врачевания сводится к исправлению «поломки» механизма. Смысл врачевания сводится к манипулированию с телом человека. Инженерная модель строится на представлении о медицинской деятельности как о сфере прикладного применения объективного научного знания о природных механизмах жизнедеятельности человеческого организма. Объективное знание определяет выбор метода лечения.

  2. «Патерналистская модель» - отношения между врачом и пациентом напоминают отеческое отношение родителя к ребенку или священника к прихожанину. Оно мотивировано стремлением помочь страдающему человеку и избежать нанесения ему вреда. Его моральными характеристиками можно полагать любовь к ближнему, благотворительность, милосердие и справедливость.

  3. «Коллегиальная модель» - больной в рамках этой модели предстает как равноправный в своем взаимодействии с врачом. Для того чтобы играть свою роль, пациент должен получить от врача достаточное количество правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания и возможных осложнениях. Пациент становиться в состоянии, принимать участие в выработке конкретных решений, касающихся своего лечения, по сути дела действуя, как коллега лечащего врача.

  4. «Контрактная модель» - пациент добровольно устанавливает отношения с врачом на тех условиях, которые считает для себя выгодными и возможными. Если условия не соблюдаются то пациент вправе считать для себя договор недействительным, лишить врача тех полномочий, которые последний получил в силу договора, и потребовать компенсации.

  5. «Модель информированного согласия» - любое медицинское вмешательство ( в том числе и привлечение человека в качестве испытуемого в биомедицинском исследовании) должно как обязательное условие включать специальную процедуру получения добровольного согласия пациента или испытуемого на основе адекватного информирования о целях предполагаемого вмешательства, его продолжительности, ожидаемых положительных последствиях для пациента или испытуемого, возможных неприятных ощущениях ( тошнота, рвота, боль, зуд т.д.), риске для жизни, физического или социопсихологического благополучия. Выбор альтернативного метода лечения.


Рассмотренные модели можно классифицировать как монологичные или диалогичными.