Файл: Уровни, формы и методы научного познания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»


Зачетная работа

2 семестр

Дисциплина: Философия

Реферат
Тема:  Уровни, формы и методы научного познания

Выполнил: Андреев М.В.

студент 1 курса,

38.03.04 Государственное и

муниципальное управление

Проверил:

Омск 2023г.

Содержание

Введение……………………………………………………………2

  1. Специфика и уровни научных знаний………………………..8

  2. Методы научного познания: эмпирический и теоретический…………………………………………………12

  3. Классификация общенаучных методов……………………...13

  4. Формы научного знания: проблемы, гипотезы, теории…….23

Заключение………………………………………………………...28

Список литературы………………………………………………..35

Введение

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, - наши современники. За каких-то 300 лет, а именно в этот век современной науки, человечество сделало такой огромный скачок вперед, о котором наши предки даже не мечтали (около 90% всех достижений науки и техники было сделано в наше время). Весь мир вокруг нас показывает, каких успехов достигло человечество.    Именно наука стала главной причиной столь стремительно протекающей научно-технической революции, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместного внедрения информационных технологий, появления новой экономики, для которой действуют законы классической экономической теории. не применяются, начало перевода человеческих знаний в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки и многого другого.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания - наука сегодня становится все более значимой и существенной частью действительности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы ей не было присуще столь развитая система методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод, наряду с талантом ученого, помогает ему познавать глубокую связь явлений, раскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые наука разрабатывает для познания реальности, постоянно увеличивается. Их точное количество, пожалуй, сложно определить. Ведь в мире около 15 тысяч наук, и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.    


Вместе с тем все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые, как правило, содержатся в различных комбинациях и с универсальным диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, определяющих важность философских знаний для любого ученого. Ведь именно философия как наука о самых общих законах бытия и развития мира изучает тенденции и пути развития научного знания, его структуру и методы исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законы и принципы. Помимо всего прочего, философия наделяет ученого тем универсальным методом, без которого невозможно обойтись ни в одной области научного знания.   

Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), обработку этой информации посредством мышления (рациональное познание) и материальное развитие познаваемых фрагментов реальности (социальная практика). Между познанием и практикой существует тесная связь, в ходе которой происходит материализация (объективация) творческих устремлений людей, трансформация их субъективных планов, идей, целей в объективно существующие объекты, процессы. 

Чувственное и рациональное познание тесно связаны и являются двумя основными аспектами познавательного процесса. Более того, указанные аспекты познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность чувств всегда контролируется умом; ум, с другой стороны, функционирует на основе исходной информации, поступающей от органов чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному познанию, можно в определенном смысле говорить о них как о ступенях, стадиях процесса познания. Каждая из этих двух стадий познания имеет свою специфику и существует в своих формах.        

Сенсорное познание реализуется в форме прямого получения информации с помощью органов чувств, которые напрямую связывают нас с внешним миром. Отметим, что такое познание может осуществляться и с помощью специальных технических средств (устройств), расширяющих возможности органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.    

Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Каждый сенсорный орган представляет собой сложный нервный механизм, состоящий из рецепторов, передающих нервные проводники и соответствующей части мозга, которая контролирует периферические рецепторы. Например, орган зрения - это не только глаз, но и нервы, ведущие от него к мозгу и соответствующий отдел центральной нервной системы.  



Ощущения - это психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении нервных центров, контролирующих рецепторы. Ощущения - это отражение индивидуальных свойств, качества предметов объективного мира, непосредственно влияющих на чувства, элементарное дальнейшее психологически неразложимое когнитивное явление. Ощущения специализированные. Визуальные ощущения дают нам информацию о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о различных звуковых колебаниях в окружающей среде. Прикосновение позволяет нам чувствовать температуру окружающей среды, влияние различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. д. Наконец, запах и вкус дают информацию о химических примесях в окружающей среде и составе принимаемой пищи.      

Биологические и психофизиологические дисциплины, изучающие ощущение как разновидность реакции организма человека, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности, было обнаружено, что с точки зрения информационной способности в первую очередь у человека есть зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. 

Из фактов, свидетельствующих об ограниченности органов чувств человека, возникло сомнение в его способности познавать окружающий мир. Сомнения в способности человека познавать мир через свои чувства оборачиваются неожиданным образом, потому что сами эти сомнения оказываются свидетельством в пользу мощных возможностей человеческого познания, в том числе возможностей органов чувств, усиленных, при необходимости, соответствующими техническими средствами (микроскоп, бинокль, телескоп, прибор ночного видения и т. д.). 

Но самое главное, человек может познавать объекты и явления, недоступные его чувствам, благодаря способности к практическому взаимодействию с окружающим миром. Человек способен осмыслить и понять объективную связь, которая существует между явлениями, доступными органу чувств, и явлениями, недоступными для них (между электромагнитными волнами и слышимым звуком в радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами, которые они оставляют в себе). камера Вильсона и др.). Понимание этой объективной связи - основа перехода (осуществляемого в нашем сознании) от ощущаемого к неуловимому.   


В научном познании, когда обнаруживаются изменения, происходящие без видимой причины в чувственно воспринимаемых явлениях, исследователь догадывается о существовании невидимых явлений. Однако для того, чтобы доказать их существование, выявить закономерности их действия и использовать эти законы, необходимо, чтобы его (исследовательская) деятельность оказалась одним из звеньев причины цепи, связывающей наблюдаемое и наблюдаемое. ненаблюдаемое. Контролируя это звено по своему усмотрению и вызывая наблюдаемые эффекты на основе знания законов ненаблюдаемых явлений, исследователь тем самым доказывает истинность знания этих законов. Например, преобразование звуков в электромагнитные волны, происходящее в радиопередатчике, а затем их обратное преобразование в звуковые колебания в радиоприемнике, доказывает не только факт существования незаметных для наших органов чувств электромагнитных волн, но и Истина учения об электромагнетизме, созданного Фарадеем, Максвеллом, Герцем.             

Поэтому имеющихся у человека чувств вполне достаточно для познания мира. У человека столько же чувств, - писал Л. Фейербах, - сколько нужно, чтобы воспринимать мир в целом, во всей его совокупности. 

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека формируются представления Репрезентация - это чувственно-зрительный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без прямого воздействия самих предметов на органы чувств.  Если ощущения и восприятия существуют только при непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ощущения или восприятия), то идея возникает без прямого воздействия предмета на органы чувств. Через некоторое время после того, как объект повлиял на нас, мы можем вспомнить его образ в нашей памяти (например, вспомнить яблоко, которое мы держали в руке некоторое время назад, а затем съели). В то же время образ объекта, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее по сравнению с разноцветным изображением, которое у нас было, когда мы непосредственно воспринимали объект. А во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, потому что в идее с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целеустремленность познания. В образе, вызванном по памяти, в первом плане будет главное
, что нас интересует.       

В то же время воображение и фантазия необходимы для научных знаний. Здесь спектакли могут приобретать поистине творческий характер. На основе элементов, присутствующих в действительности, исследователь представляет себе нечто новое, то, чего в настоящее время не существует, но которое будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в результате прогресса практики. Например, всевозможные технические новшества изначально существуют только в идеях их создателей (ученых, конструкторов). И только после их воплощения в виде каких-то технических устройств, конструкций они становятся объектами чувственного восприятия человека.    

  1. Специфика и уровни научных знаний

Познание - это особый вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и себя в этом мире. Познание - это, прежде всего, социальная и историческая практика, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и улучшение. 

Человек постигает окружающий мир, осваивает его различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически оригинальный) - материально-технический - производство средств к существованию, труд, практика. Второй - духовный (идеальный), в рамках которого когнитивные отношения между субъектом и объектом являются лишь одним из множества других. В свою очередь, процесс познания и знания, полученные в нем в ходе исторического развития практики и самого познания, все больше дифференцируются и воплощаются в своих различных формах.           

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. Соответствуют определенные формы познания. Обычно выделяют: обыденный, игривый, мифологический, художественно-образный, философский, религиозный, личностный, научный. Последние хотя и связаны между собой, но не идентичны друг другу, каждая из них имеет свою специфику.   

Не будем останавливаться на каждой из форм познания. Предмет нашего исследования - научное знание. В связи с этим желательно рассматривать особенности только последнего.  

Основная задача научного познания - открытие объективных законов действительности - природных, социальных (социальных), законов самого познания, мышления и т. д. Отсюда направленность исследования в основном на общие, существенные свойства предмета., его необходимый характер -ристика и их выражение в системе абстракций. Суть научного знания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что оно находит необходимое, естественное, для индивида, общее за случайным, и на этой основе предвидит различные явления и события.