Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Формы научного знания: проблемы, гипотезы, теории
Благодаря новому методу конструирования знаний наука получает возможность изучать не только те предметные связи, которые могут иметь место в устоявшихся стереотипах практики, но и анализировать изменения в объектах, которые в принципе могли бы быть освоены развивающейся цивилизацией. С этого момента стадия, предшествующая науке, заканчивается и наука начинается в собственном смысле слова. Формирует ли он особый тип знания вместе с эмпирическими правилами и зависимостями? теория, которая позволяет получить эмпирические зависимости как следствие теоретических постулатов. Теория - это надежное (в диалектическом смысле) знание об определенной области реальности, которое представляет собой систему понятий и утверждений и позволяет объяснять и предсказывать явления из данной области, более высокую, обоснованную, логически последовательную систему научных знаний. знания, дающие целостное представление об основных свойствах, закономерностях, причинно-следственных связях, определяющих характер функционирования и развития определенной области реальности. А также - наиболее развитая организация научного познания, которая дает целостное отражение законов определенной сферы действительности и является символической моделью этой сферы. Эта модель построена таким образом, что одни из ее характеристик, которые носят самый общий характер, составляют ее основу, а другие подчиняются основным или выводятся из них в соответствии с логическими правилами. Например, строгое построение геометрии Евклида привело к системе утверждений (теорем), которые последовательно выводятся из нескольких определений основных понятий и истин, принятых без доказательства (аксиомы). Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. Теоретически существует множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, то есть теоретически можно получить одни знания от других без прямой ссылки на реальность. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение.
Не все философы считают, что достоверность является необходимым атрибутом теории. В связи с этим различают два подхода. Представители первого подхода, если они ссылаются на теории концепции, которые могут быть ненадежными, они все же верят, что задача науки состоит в создании истинных теорий. Представители иного подхода считают, что теории не являются отражением реальности. Они понимают теорию как инструмент познания. Одна теория лучше другой, если это более удобный инструмент познания. Считая
достоверность отличительной чертой теории, мы отличаем этот вид знания от гипотез.
Теория - это средство дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. С помощью теории можно установить определенные отношения между утверждениями о фактах, законах и т. д. В случаях, когда вне рамок теории такие отношения не соблюдаются.
Я различаю описательные теории, математизированные, интерпретативные и дедуктивные теории.
Революции также становятся поворотными моментами в истории науки. Рев в науке выражается в качественном изменении ее исходных принципов, понятий, категорий, законов, теорий, то есть в смене научной парадигмы. Под парадигмой понимается: нормы, разработанные и принятые в данном научном сообществе, образцы эмпирического и теоретического мышления, которые приобрели характер убеждений; метод выбора объекта исследования и объяснение определенной системы фактов в виде достаточно обоснованных принципов и законов, образуют логически непротиворечивую теорию.
Меняется и категориальный статус знаний - они больше не могут соотноситься с реализованным опытом, но также с качественно иной практикой будущего, и поэтому выстраиваются в категориях возможного и необходимого. Знания больше не формулируются только как рецепты существующей практики, они действуют как знания об объектах реальности в себе, и на их основе разрабатывается рецепт будущих практических изменений объектов.
Постановка проблемы и программа исследования. Люди стремятся знать то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Порой поставить проблему не менее сложно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в определенной мере направляет поисковую деятельность мысли, ее стремление.
Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя поворотными моментами в развитии культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в культуре античного мира, обеспечившими применение научного метода в математике и идентификации на уровне теоретических исследований, во-вторых, с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху Возрождения, и переходом к Новый век, когда собственно научное мышление стало достоянием естествознания. Несложно заметить, что речь идет о тех мутациях в культуре, которые в конечном итоге обеспечили формирование техногенной цивилизации. В методологии термин гипотеза используется в двух смыслах: как форма существования знания, характеризующаяся проблематичностью, ненадежностью, необходимостью доказательства, и как метод формирования и обоснования пояснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теории. Гипотеза в первом смысле слова входит в метод гипотезы, но может использоваться и вне связи с ней.
Когда ученый ставит проблему и пытается ее решить, он неизбежно разрабатывает программу исследования, выстраивает план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. Этот предполагаемый ответ действует как гипотеза.
Лучшее представление о методе гипотезы - познакомиться с ее структурой. Первым этапом метода гипотезы является ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению. Изначально этот материал пытаются объяснить с помощью уже существующих в науке законов и теорий. Если таковых нет, ученый переходит ко второму этапу - продвижению догадок или предположений о причинах и закономерностях этих явлений. При этом он пытается использовать различные методы исследования: индуктивное наведение, аналогия, моделирование и др. Вполне возможно, что на этом этапе выдвигаются несколько несовместимых друг с другом пояснительных предположений.
Третий этап - это этап оценки серьезности предположения и выбора наиболее вероятного из множества предположений. Гипотеза проверяется в первую очередь на логическую непротиворечивость, особенно если она имеет сложную форму и разворачивается в систему предположений. Далее гипотеза проверяется на совместимость с фундаментальными межотеоретическими принципами этой науки.
На четвертом этапе происходит развертывание выдвинутого предположения и дедуктивный вывод из него эмпирически проверенных следствий. На этом этапе возможна частичная обработка гипотезы, внесение в нее уточняющих деталей с помощью мысленных экспериментов.
На пятом этапе проводится экспериментальная проверка выводов гипотезы. Гипотеза либо получает эмпирическое подтверждение, либо опровергается в результате экспериментальной проверки. Однако эмпирическое подтверждение последствий гипотезы не гарантирует ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Все попытки построить действенную логику подтверждения и опровержения теоретических объяснительных гипотез пока не увенчались успехом. Статус объяснительного закона, принципа или теории получает лучший по результатам проверки предложенных гипотез. Такая гипотеза обычно требует максимальной объяснительной и предсказательной силы.
Знакомство с общей структурой метода гипотез позволяет определить его как сложный комплексный метод познания, включающий все его разнообразие и формы и направленный на установление законов, принципов и теорий.
Иногда метод гипотез также называют гипотетико-дедуктивным методом, имея в виду тот факт, что гипотеза всегда сопровождается дедуктивным выводом из нее эмпирически проверенных следствий. Но дедуктивное рассуждение - не единственный логический прием, используемый в методе гипотез. При установлении степени эмпирического подтверждения гипотезы используются элементы индуктивной логики. Индукция также используется на этапе предположения. Важное место в выдвижении гипотезы занимает вывод по аналогии. Как уже отмечалось, на этапе разработки теоретической гипотезы также может быть использован мысленный эксперимент.
Объясняющая гипотеза как предположение о законе - не единственный тип гипотезы в науке. Существуют также экзистенциальные гипотезы - предположения о существовании неизвестных науке элементарных частиц, единиц наследственности, химических элементов, новых биологических видов и т. д. Способы выдвижения и обоснования таких гипотез отличаются от объяснительных гипотез. Наряду с основными теоретическими гипотезами могут быть вспомогательные, позволяющие привести основную гипотезу в большее соответствие с опытом. Как правило, впоследствии такие вспомогательные гипотезы исключаются. Существуют также так называемые рабочие гипотезы, которые позволяют лучше организовать сбор эмпирического материала, но не претендуют на его объяснение.
Важнейшимвидом метода гипотез является метод математических гипотез, который характерен для наук с высокой степенью математизации. Описанный выше метод гипотез является значимым методом гипотез. В его рамках сначала формулируются содержательные предположения о законах, а затем они получают соответствующее математическое выражение. В методе математической гипотезы мышление идет другим путем. Сначала для объяснения количественных зависимостей выбирается подходящее уравнение из смежных областей науки, что часто подразумевает его модификацию, а затем пытаются дать этому уравнению значимую интерпретацию.
Сфера применения метода математических гипотез очень ограничена. Он применим прежде всего в тех дисциплинах, где в теоретических исследованиях накоплен богатый арсенал математического аппарата. К этим дисциплинам в первую очередь относится современная физика. Метод математических гипотез был использован для открытия фундаментальных законов квантовой механики.