Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Феникс п. 449. Научное знание стремится выявить необходимые объективные связи, которые фиксируются как объективные законы. Если это не так, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
Ближайшая цель и высшая ценность научного знания - объективная истина, постигаемая прежде всего рациональными средствами и методами, но, конечно, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение субъективистских моментов, если возможно, во многих случаях для осознания чистоты рассмотрения своего предмета. Даже Эйнштейн писал: То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить, что есть из собрания. Его задача - дать истинное отражение процессов, объективную картину того, что есть. При этом необходимо учитывать, что деятельность субъекта является важнейшим условием и предпосылкой научного познания. Последнее невозможно без конструктивного и критического отношения к действительности, исключающего инерцию, догматизм и апологетику.
Наука в большей степени, чем другие формы познания, ориентирована на воплощение в жизнь, являясь руководством к действию для изменения окружающей реальности и управления реальными процессами. Жизненный смысл научных исследований можно выразить формулой: Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать - не только в настоящем, но и в будущем. Всякий прогресс в научном познании связан с увеличением силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение позволяет контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидеть будущее, но и его сознательное формирование. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (актуальных или потенциально возможных, как возможные объекты ее будущего развития), и их изучение как подчиненных объективным законам функционирования и развития является одним из важнейших особенности научного познания. Этим он отличается от других форм познавательной деятельности человека.
Важной чертой современной науки является то, что она стала силой, определяющей практику. Наука превращается из дочери производства в его мать. Многие современные производственные процессы зародились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только обслуживает потребности производства, но и все больше выступает в качестве предпосылки для технической революции. Великие открытия последних десятилетий в ведущих областях знаний привели к научно-технической революции, которая охватила все элементы производственного процесса: комплексную автоматизацию и механизацию, разработку новых видов энергии, сырья и материалов, проникновение в микрокосм и в космос... В результате возникли предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.
Научное познание в эпистемологическом плане - это сложный противоречивый процесс воспроизводства знания, образующего целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно, - искусственном (математическом символы, химические формулы и т. д.). Научное знание не только фиксирует свои элементы, но и непрерывно воспроизводит их на собственной основе, формирует в соответствии со своими нормами и принципами. В развитии научного знания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, в течение которых знания углубляются и детализируются. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала является важным показателем научного характера.
В процессе научного познания используются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое научное оборудование, зачастую очень сложное и дорогое (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, наука в большей степени, чем другие формы познания, характеризуется использованием таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системные, гипотетико-дедуктивные и другие общенаучные приемы и методы.
Научное знание характеризуется строгой доказательностью, достоверностью полученных результатов, достоверностью выводов. В то же время существует множество гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. д. Поэтому необходима логическая и методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование их мышления, умение правильно применять его законы. первостепенной важности. и принципы.
В современной методологии выделяют различные уровни научных критериев, относящихся к ним, в дополнение к названным, такие как внутренняя непротиворечивость знания, его формальная непротиворечивость, экспериментальная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассматриваемые критерии могут иметь место (в той или иной степени), но там они не являются решающими.
-
Методы научного познания: эмпирический и теоретический
Понятие метода (от греческого methodos - путь к чему-то) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, как, в какой последовательности выполнять определенные действия для решения определенных проблем, и способность применять эти знания на практике.
Таким образом, метод (в той или иной форме) сводится к набору определенных правил, приемов, приемов, норм познания и действия. Это система предписаний, принципов, требований, которыми руководствуется субъект в решении конкретной проблемы, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (в случае правильности) сэкономить время и силы, кратчайшим путем двигаться к цели. Основная функция метода - регулирование познавательной и других форм деятельности.
Учение о методе стало развиваться в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Итак, выдающийся философ 17 века. Ф. Бэкон сравнил метод познания с фонарем, освещающим путь путнику, идущему в темноте. Другой известный ученый и философ того же периода, Р. Декарт, изложил свое понимание метода следующим образом: Под методом, - писал он, - я имею в виду точные и простые правила, строгое соблюдение которых... без ненужная трата умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивающееся знание, способствует тому, что разум достигает истинного знания всего, что ему доступно.
Существует целая область знаний, которая специально занимается изучением методов и обычно называется методологией. Методология буквально означает обучение методам (поскольку этот термин происходит от двух греческих слов: methodos - метод и logos - обучение). Изучая закономерности познавательной деятельности человека, методика разрабатывает на этой основе методы ее реализации. Важнейшей задачей методики является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.
Методы научного познания обычно подразделяются по степени их общности, то есть по широте применения в процессе научного исследования.
В истории познания есть два универсальных метода: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. С середины XIX века метафизический метод все больше вытесняется из естествознания диалектическим методом.
Вторая группа методов познания - это общенаучные методы, которые используются в различных областях науки, то есть имеют очень широкий междисциплинарный диапазон приложений.
-
Классификация общенаучных методов
Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Это различие основано на несходстве, во-первых, методов (приемов) самой познавательной деятельности, а во-вторых, характера достигнутых научных результатов. Некоторые общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие - только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне.
Эмпирический уровень научного знания характеризуется непосредственным изучением реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпиризма в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), здесь присутствует рациональный момент и его формы (суждения, представления и т. д.), Но имеют второстепенное значение. Следовательно, изучаемый объект отражается преимущественно в своих внешних связях и проявлениях, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях осуществляется посредством наблюдений, проведения различных измерений и постановки экспериментов. Здесь также проводится первичная систематизация полученных фактических данных в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д. Кроме того, уже на втором уровне научного знания - как следствие обобщения научных фактов - можно сформулировать некоторые эмпирические законы.
Теоретический уровень научного знания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и мыслительных операций. Отсутствие прямого практического взаимодействия с объектами определяет особенность того, что объект на данном уровне научного знания может быть изучен только косвенно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не исключается, а становится второстепенным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.
На этом уровне происходит раскрытие наиболее глубоких сущностных аспектов, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирических знаний. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций высшего порядка - таких как концепции, выводы, законы, категории, принципы и т. д. Однако на теоретическом уровне мы не найдем фиксации или сокращенного резюме. эмпирических данных; теоретическое мышление нельзя свести к суммированию эмпирически данного материала. Получается, что теория вырастает не из эмпиризма, а как бы рядом с ним, вернее, над ним и в связи с ним.
Теоретический уровень - это более высокий уровень научных знаний. Теоретический уровень знаний направлен на формирование теоретических закономерностей, отвечающих требованиям универсальности и необходимости, т.е. действовать везде и всегда. В результаты теоретических знаний являются гипотезы, теории, законы.
Выделяя эти два разных уровня в научных исследованиях, не следует, однако, отделять их друг от друга и противопоставлять их. Ведь эмпирический и теоретический уровни знаний взаимосвязаны. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, теоретической основы. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, полученных на эмпирическом уровне. Кроме того, теоретическое мышление неизбежно опирается на сенсорно-зрительные образы (включая схемы, графики и т. д.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.
Эмпирические исследования, выявляя новые данные с помощью наблюдений и экспериментов, стимулируют теоретические знания (которые их обобщают и объясняют), ставят перед ними новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое знание, развивая и конкретизируя новое содержание на основе эмпиризма, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического знания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. д.
В свою очередь, эмпирический уровень научных знаний не может существовать без достижения теоретического уровня. Эмпирические исследования обычно основываются на определенной теоретической структуре, которая определяет направление этого исследования, определяет и обосновывает используемые в данном случае методы.