Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мнению К. Поппера, абсурдно полагать, что мы можем начать научное исследование с чистых наблюдений, не имея чего-то подобного теории. Следовательно, некоторая концептуальная точка зрения абсолютно необходима. Наивные попытки обойтись без этого, по его мнению, могут привести только к самообману и некритическому использованию некой бессознательной точки зрения.
Обратимся, прежде всего, к методам, находящим применение на эмпирическом уровне научного знания - наблюдению и эксперименту. Наблюдение - это осознанное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основными требованиями к научному наблюдению являются: однозначность назначения, конструкции; последовательность в методах наблюдения; объективность; способность управлять многократным наблюдением или экспериментом. Наблюдение применяется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно или невозможно. Наблюдение в современной науке связано с широким использованием устройств, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективности в оценке наблюдаемых явлений. Важное место в процессе наблюдения (как и в эксперименте) занимает операция измерения.
Измерение - это определение отношения одной (измеренной) величины к другой, принимаемое за эталон. Поскольку результаты наблюдений, как правило, имеют вид различных знаков, графиков, осциллографических кривых, кардиограмм и т. д., Интерпретация полученных данных является важной составляющей исследования. Особенно сложно наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям. Социология и психология различают простое и совместное (включенное) наблюдение. Психологи также используют метод интроспекции (самонаблюдения).
Эксперимент, в отличие от наблюдения, представляет собой когнитивный метод, при котором явления изучаются в контролируемых и контролируемых условиях. Эксперимент, как правило, проводится на основе теории или гипотезы, определяющей постановку проблемы и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента по сравнению с наблюдением, во - первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в чистом виде, во- вторых, условия процесса может изменяться, и в- третьих, эксперимент сам по себе может быть повторяется много раз. Есть несколько видов экспериментов. Самый простой тип эксперимента - качественный, устанавливающий наличие или отсутствие явлений, предлагаемых теорией. Второй, более сложный тип - это измерительный или количественный эксперимент, который устанавливает числовые параметры любого свойства (или свойств) объекта или процесса. Особый вид эксперимента в фундаментальных науках - мысленный эксперимент. Наконец, особый тип эксперимента - это социальный эксперимент, проводимый с целью внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.
Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, которые в науке понимаются как особый вид предложений, фиксирующих эмпирическое знание. Факты являются основой построения науки, они образуют эмпирическую основу науки, основу для гипотез и создания теорий. Обозначим несколько методов обработки и систематизации знаний эмпирического уровня. Это прежде всего анализ и синтез.
Анализ - это процесс мысленного, а часто и реального расчленения объекта или явления на части (признаки, свойства, отношения). Обратная процедура анализа - это синтез. Синтез - это соединение выявленных в ходе анализа сторон объекта в единое целое.
Значительная роль в обобщении результатов наблюдений и экспериментов принадлежит индукции (от латинского inductio - руководство) - особому типу обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя переходит от частного (частных факторов) к общему. Различают научно-популярную, полную и неполную индукцию. Противоположность индукции - дедукция, движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне знаний. Процесс индукции связан с такой операцией, как сравнение - установление сходства и различия предметов, явлений. Индукция, сравнение, анализ и синтез подготавливают почву для разработки классификаций - объединения различных понятий и соответствующих явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов. Примеры классификаций - периодическая таблица, классификации животных, растений и др. Классификации представлены в виде диаграмм, таблиц, используемых для ориентации в различных понятиях или соответствующих объектах.
А теперь обратимся к методам познания, используемым на теоретическом уровне научного познания. Это, в частности, абстракция - метод, который сводится к абстракции в процессе познания некоторых свойств объекта с целью более глубокого изучения одной определенной его стороны. Результатом абстракции является разработка абстрактных понятий, характеризующих предметы с разных сторон. В процессе познания также используется такой прием, как аналогия - вывод о сходстве предметов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений. Этот прием связан с методом моделирования, получившим особое распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе подобия. Суть его заключается в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем результаты, полученные при исследовании модели, переносятся на сам объект по особым правилам. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его непосредственное изучение экономически невыгодно и т. д.
Существует ряд видов моделирования:
-
Моделирование объектов, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. -
Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются одной математической зависимостью. -
Подписное моделирование, в котором схемы, чертежи, формулы выступают в качестве моделей. -
Ментальное моделирование тесно связано со знаком, в котором модели приобретают мысленно-зрительный характер. -
Наконец, особый вид моделирования - включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, благодаря чему последняя приобретает характер модельного эксперимента.
Этот тип моделирования указывает на отсутствие жесткой границы между методами эмпирического и теоретического познания. Идеализация органически связана с моделированием - мысленным построением понятий, теорий об объектах, которые не существуют и нереализуемы в реальности, но те, для которых существует близкий прототип или аналог в реальном мире. Такими идеальными объектами оперируют все науки - идеальный газ, абсолютно черное тело, социально-экономическая формация, государство и т. д.
Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход. Этот метод и старый, и новый. Он достаточно старый, поскольку его формы и составляющие, такие как подход к объектам с точки зрения взаимодействия части и целого, формирование единства и целостности, рассмотрение системы как закона строения. заданного набора компонентов, существовавших, как говорится, из века, но они были разрознены. Особое развитие системный подход началось в середине ХХ века с переходом к изучению и использованию на практике сложных многокомпонентных систем. Системный подход - это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем. Основные понятия системного подхода: элемент, структура, функция и т. д. - обсуждались ранее в теме Диалектика и ее альтернативы. В системном подходе акцент делается не на элементах как таковых, а в первую очередь на структуре объекта и месте элементов в нем.
В целом, основные моменты системного подхода следующие:
-
Изучение феномена целостности и установление композиции целого, его элементов. -
Исследование закономерностей соединения элементов в систему и структуру объекта, составляющую основу системного подхода. -
В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее компонентов, т.е. структурно-функциональный анализ системы. -
Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами. Особое место в методологии науки занимают методы построения и обоснования теории.
Среди них важное место занимает объяснение - использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний для понимания более общих знаний. Объяснение может быть: структурным, например, принципом работы двигателя; функциональные: как работает мотор; причинно-следственная связь: почему и как это работает. При построении теории сложных объектов важную роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному. На начальном этапе познание переходит от реального, объективного, конкретного к выработке абстракций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта. Рассекая объект, мышление как бы умерщвляет его, представляя объект как расчлененный, отрубленный скальпель мысли. Теперь следующая задача - воспроизвести предмет, его целостную картину в системе понятий, опираясь на абстрактные определения,
выработанные на первом этапе, т.е. перейти от абстрактного к конкретному, но уже воспроизведенному в мышлении или к духовно конкретному.
Это как раз тот путь от общих абстракций товаров, денег и т. д. К целостной, богатой картине капитализма, которую Маркс делает в Капитале. В этом случае само построение теории может осуществляться либо логическими, либо историческими методами, которые тесно связаны между собой. С помощью исторического метода теория воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта до настоящего времени, а с помощью логического метода она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в объекте в его развитом виде. штат. Выбор метода, конечно, не является произвольным, а продиктован целями исследования. Исторический и логический методы тесно связаны. Ведь в результате, в результате развития сохраняется все позитивное, что накопилось в процессе развития объекта. Неслучайно организм в своем индивидуальном развитии повторяет эволюцию живого от уровня клетки до современного состояния. Следовательно, можно сказать, что логический метод - это тот же исторический метод, но очищенный от исторической формы. В свою очередь, исторический метод в конечном итоге дает так же, как и логический метод, реальную картину объекта, но логический метод отягощен исторической формой.
В построении теории, как и идеальных объектов, важная роль принадлежит аксиоматизации - методу построения научной теории, в котором она основана на некоторых исходных положениях - аксиомах или постулатах, из которых выводятся все остальные положения теории. дедуктивно, чисто логическим путем, посредством доказательства. Как отмечалось выше, этот метод построения теории предполагает широкое использование дедукции. Геометрия Евклида может служить классической моделью для построения теории аксиоматическим методом.
Эмпирические исследования, выявляя новые данные с помощью наблюдений и экспериментов, стимулируют теоретические знания (которые их обобщают и объясняют), ставят перед ними новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое знание, развивая и конкретизируя новое содержание на основе эмпиризма, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического знания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. д.