Файл: Курс лекций Москва 2010 2 оглавление страницы введение 56.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 699

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

251
Количество труда
1 2
3 4
5
Выпуск
20 40 70 90 100
Составьте таблицу, отражающую динамику средних постоянных, средних переменных, средних совокупных и предельных затрат.
10
. Совокупные затраты производства радиоприемников на одной из фабрик оцениваются в 50000 ден. ед. в месяц при объеме выпуска 1000 шт.
Постоянные затраты составляют 10000 ден. ед. в месяц. Определите переменные затраты, средние совокупные затраты, средние переменные затраты и средние постоянные затраты.
11
. Труд – единственный переменный фактор производства. Цена единицы труда равна 50. При найме 10 работников средний продукт труда равен 10, а предельный продукт труда составляет 5. Рассчитайте величины средних переменных и предельных затрат.
12
. Используя данные нижеприведенной таблицы, найдите величину совокупных затрат:
FC
AC
AVC
600 10 7
13
. Известно, что для выпуска одной единицы продукта необходимы
5 единиц труда и 8 единиц капитала. Цена труда составляет 100 руб., а цена капитала равна 150 руб. Труд и капитал можно использовать только в заданной пропорции, отдача от масштаба постоянна. Найдите функцию совокупных затрат от выпуска.
14
. При выпуске 100 ед. продукции средние переменные затраты составляли 20 руб., а при выпуске 101 ед. они упали до 19,9 руб.
Рассчитайте предельные затраты.
15
. При производстве одной дополнительной единицы продукции средние затраты выросли с 40 руб. до 42 руб., а предельные затраты составили 50 руб. Каким стал выпуск?
16
. Используя приведенный рисунок, ответьте на вопросы;
1. Какова величина переменных затрат при производстве 20 ед. продукции?

252 2. Если при выпуске 10 ед. продукции средние постоянные затраты составят 25 руб., каковы будут средние переменные затраты при выпуске 25 ед. продукции?
3. Действует ли закон убывающей производительности для производственной функции, определяющей изображенные функции затрат?
20 25 20 9 q
AC,
AVC,
MC
AC
AVC
MC
17
. Производственная функция фирмы: q=х
*
у
1/4
. Совокупные затраты фирмы: 200=20х+8у. Рассчитайте предельную норму технической замены фактора у фактором х в точке максимального выпуска при данных затратах.
18
. Производственная функция фирмы: q = xy/(x+y). Производитель расходует на покупку факторов производства 80 руб. Цена фактора х равна
25 руб., а фактора у равна 9 руб. Рассчитайте оптимальную комбинацию факторов.
19
. Производственная функция фирмы: q=K
1/2
L
1/2
. Фирма использует
16 ед. труда и 9 ед. капитала, причем последний является постоянным фактором. Цена единицы труда равна 6 руб. Рассчитайте величины предельных и средних переменных затрат.
20
. Производственная функция фирмы: q = x
1/2
y
1/2
. Цена фактора производства х составляет 4 руб., а цена фактора у равна 6 руб. Затраты фирмы составляют 24 руб. Фактор y подешевел в четыре раза. Сколько денег сэкономит фирма, оставив уровень производства прежним?
21
. Производственная функция фирмы: q = x
*
y. Цена фактора производства х составляет 40 руб., а цена фактора у равна 10 руб. Выведите


253 функцию совокупных затрат фирмы от выпуска. Какой вид имеют функции долгосрочных средних и предельных затрат?
22
. Производственная функция фирмы: q=100KL. Если цена труда составляет 30 руб., а цена капитала равна 120 руб., то какой будет величина средних совокупных затрат при выпуске 100 ед. продукта?
23
. Производственная функция фирмы XYZ составляет
KL
2
q
=
, где q – выпуск продукции в неделю; K – объем используемого капитала;
L – количество используемого труда.
А. Ставка заработной платы работника равна 500 руб. в неделю, а аренда одной единицы оборудования обходится в 2000 руб. в неделю. Какое количество труда и капитала следует использовать фирме, выполняя заказ на производство 200 единиц продукции, чтобы обеспечить экономически эффективный выпуск? Какими при этом будут совокупные затраты фирмы?
Проиллюстрируйте ситуацию графически.
Б. Контракт на выпуск 200 единиц продукции подписан, но в распоряжении фирмы в коротком периоде оказались лишь 100 работников.
Бюджет фирмы (величина совокупных затрат) задан исходя из расчетов по п. А. На какую величину средние совокупные затраты в коротком периоде превысят средние долгосрочные затраты? Проиллюстрируйте ситуацию графически.
В. Предположим, фирма располагает лишь 100 тыс. руб. для закупки необходимых ресурсов. Каков максимально возможный объем выпуска?
Проиллюстрируйте ситуацию графически.
Г. Фирме пришлось увеличить заработную плату работников вдвое.
Сколько труда и капитала будет использовать фирма для достижения экономически эффективного выпуска, если она хочет произвести 100 единиц продукции? Проиллюстрируйте ситуацию графически.
Д. Выведите функции совокупных, предельных и средних затрат фирмы в долгосрочном периоде в зависимости от цен труда и капитала и объема выпуска. Сделайте выводы.

254
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   22

ТЕМА 10. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
1. Признаки совершенной конкуренции
2. Доход конкурентной фирмы
3. Равновесие фирмы в коротком периоде
4
. Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде
1. Признаки совершенной конкуренции
Начиная с данной темы, мы приступаем к анализу различных типов рынков. Существуют следующие виды рыночных структур (форм организации рынка): монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция. О первых трех видах рыночных структур речь пойдет в следующих темах. Сейчас мы сосредоточимся на совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция – это рыночная структура, при которой продавцов и покупателей настолько много, что ни один из них, изменяя объем своего предложения или спроса, не в состоянии повлиять на рыночную цену. Последнее означает полное отсутствие взаимовлияния одних экономических агентов на других: любое решение отдельного продавца, либо покупателя никак не сказывается на положении его окружения. Цена товара на совершенно конкурентном рынке определяется взаимодействием совокупного рыночного спроса всех покупателей и рыночного предложения всех продавцов; отдельные же продавцы и покупатели принимают ее как данную, приспосабливаются к ней, но не в состоянии ее изменить.
Признаки совершенно конкурентного рынка:
-
Каждый из очень большого числа продавцов и покупателей занимает столь малую долю рынка, что не может своим поведением изменить рыночную цену, но может продать или купить сколько угодно своей продукции по этой цене. Например, знакомая автора, живущая в волгоградской губернии, спрашивала, почем помидоры на московских рынках. Любопытство было не праздным, она собиралась привести в

255
Москву грузовичок с волжскими томатами. При этом новоявленная предпринимательница понимала, что ее появление на рынке с несколькими тоннами помидоров не изменит их цену, т.е. она ощущала себя совершенным конкурентом на помидорном рынке. Точно также каждый из миллионов отдельных покупателей, интересуясь сегодняшней ценой помидоров, также понимает, что с его приходом на рынок цена помидоров останется прежней;
-
Полная однородность продукции. Отсутствие торговых марок.
Продукция разных производителей, таким образом, абсолютно одинакова в представлении покупателей. Возвращаясь к примеру с овощным рынком, мы полагаем, что помидоры у всех продавцов абсолютно одинаковы и сами продавцы одинаковы в глазах покупателей. Можно использовать также примеры валютного и фондового рынков, когда доллары или акции
«
Газпрома» ничем не отличаются у разных продавцов;
-
Возможность свободного входа на рынок и ухода с него. Любые барьеры, затрудняющие вход в отрасль, отсутствуют. Точно так же нет и трудностей, связанных с прекращением операций на рынке. Это обеспечивается полной мобильностью факторов производства между отраслями и между фирмами;
-
Совершенное знание рынка продавцами и покупателями. Здесь предполагается, что затраты как покупателей, так и продавцов на поиск рыночной информации равны нулю. С другой стороны, при полной информированности переход от одного продавца (покупателя) к другому ничего не стоит субъектам рынка.
Очевидно, что совершенная конкуренция является такой же абстракцией, как и абсолютно чистая вода. Тем не менее, ее следует изучать, поскольку некоторые реальные рынки могут достаточно близко приближаться к совершенно конкурентному состоянию.


256
2. Доход конкурентной фирмы
Валовой доход или выручка фирмы (TR) – это произведение цены товара (P) на объем выпуска (реализации) (q):
TR=P
*
q
Средний доход фирмы (AR) – это частное от деления выручки на объем реализации:
P
q
TR
AR
=
=
Следовательно, средний доход - просто иное название цены товара.
В условиях совершенной конкуренции цена определяется рынком, а отдельная фирма, занимая ничтожно малую долю рынка, принимает ее как заданную (является ценополучателем), т.е. может продать любое количество своей продукции по фиксированной рыночной цене. Поэтому функция выручки совершенно конкурентной фирмы от выпуска линейна, причем тангенс угла наклона линии TR равен цене товара (рис. 10-1):
Рис. 10-1. Выручка совершенно конкурентной фирмы tg
α=P
q
TR
0
TR
TR
1
Соответственно при увеличении цены наклон возрастает, и кривая выручки смещается из положения TR
0
в положение TR
1
. И наоборот.
Предельный доход фирмы (MR) – это приращение валового дохода при увеличении продаж на одну единицу: q
TR
MR


=
Можно сказать и так: предельный доход – это дополнительный доход, который фирма получает от производства дополнительной единицы продукции.
Если известна функция выручки от выпуска (TR=f(q)), функцию предельного дохода можно получить, взяв производную выручки по выпуску:

257 q
TR
R
T
MR
q


=

=
Поскольку цена задается рынком, а отдельная фирма может продать любое количество продукции по этой цене, кривая рыночного спроса на продукцию фирмы представляет собой горизонтальную линию: при малейшем повышении цены фирмой спрос на ее товар падает до нуля, т.к. покупатели уходят к другим продавцам. Отсюда также вытекает, что предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара:
MR=P.
Убедимся в этом на примере. Пусть магазин продает пиво по 10 руб. за бутылку. Это означает, что каждая следующая проданная бутылка увеличивает выручку магазина ровно на цену бутылки. Составим таблицу выручки и предельного дохода магазина в зависимости от числа проданных бутылок (табл. 10-1):
Табл. 10-1. Выручка и предельный доход конкурентной фирмы q
P
TR
MR
0 10 0
1 10 10 10 2
10 20 10 3
10 30 10 4
10 40 10 5
10 50 10
На рисунке линия спроса на продукт конкурентной фирмы выглядит так (рис. 10-2):
Рис. 10-2. Равновесная рыночная цена и кривая спроса на продукт отдельной фирмы
Q q
D
S
P
P*
P,
MR
P=MR
D
А. Спрос и предложение на совершенно конкурентном рынке
Б. Спрос на продукт отдельной фирмы
P*
На рис. 10-2А изображены кривые спроса и предложения на рынке данного товара. Здесь сталкиваются сотни продавцов и тысячи покупателей,


258 соответственно величины спроса и предложения (Q) измеряются многими тысячами, а может быть и миллионами единиц продукции. В результате взаимодействия предложения и спроса формируется равновесная рыночная цена товара (Р
*
). На рис. 10-2Б наблюдаем положение отдельной фирмы, представляющей собой песчинку в рыночном масштабе. Фирма принимает рыночную цену как заданную и способна продать любое количество своей продукции по этой цене. Иными словами, покупатели могут приобрести любое количество продукции фирмы по равновесной рыночной цене: кривая рыночного спроса на продукт отдельной совершенно конкурентной фирмы – горизонтальная линия.
3.
Равновесие фирмы в коротком периоде
А. Условие равновесия
В теории рынков коротким называется период, когда число фирм в отрасли и размер капитала каждой фирмы фиксированы, но фирмы могут изменить выпуск, изменяя количество переменных факторов, в частности труда.
Цель фирмы – максимизация прибыли. Прибыль (П) – это разница между выручкой (TR) и совокупными затратами фирмы (TC):
П=TR-TC
Как выручка, так и затраты фирмы есть функции выпуска (q).
Поскольку в функции выручки (TR=P
*
q
) рыночная цена неподконтрольна совершенно конкурентной фирме, задача последней состоит в определении выпуска, при котором ее прибыль станет максимальной.
Фирма максимизирует прибыль при таком выпуске, когда ее предельный доход становится равен предельным затратам:
MR=MC
Равенство MR=MC как условие максимизации прибыли можно обосновать логически. Каждая дополнительная единица выпуска приносит фирме какую-то дополнительную выручку (предельный доход), но и требует дополнительных затрат (предельные затраты). Если предельный

259 доход превышает предельные затраты при некотором объеме выпуска, то фирма получает больше прибыли, производя еще одну единицу продукции.
Напротив, если предельный доход при данном выпуске оказался ниже предельных затрат, фирма может увеличить прибыль, уменьшая выпуск на одну единицу. Если, наконец, предельный доход совпадает с предельными затратами, то никакое изменение производства не способно увеличить прибыль – достигнутый выпуск оптимален. Фирма находится в состоянии
равновесия – для получения максимальной прибыли ей не надо ни увеличивать, ни сокращать свой выпуск.
Поскольку предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара, вышеприведенное равенство принимает вид:
Р=МС
Если функция совокупных (переменных) затрат фирмы непрерывна и дифференцируема, то для нахождения равновесного выпуска совершенно конкурентной фирмы надо сначала найти функцию предельных затрат (взяв производную функции совокупных или переменных затрат по выпуску), а затем приравнять ее к цене товара.
Б. Как фирма максимизирует прибыль
Рассмотрим на условном примере, как конкурентная фирма достигает точки равновесия. Пусть даны постоянные и переменные затраты фирмы, а также цена, по которой она продает свой товар. На этой основе можно рассчитать изменения средних и предельных затрат, выручки и прибыли фирмы в зависимости от изменения ее выпуска (табл. 10-2):
Табл. 10-2. Максимизация прибыли конкурентной фирмы q
FC
VC
TC
AFC AVC
AC
MC P=MR TR
П
0 60 0
60 30 0
-60 1
60 32 92 60 32 92 32 30 30
-62 2
60 52 112 30 26 56 20 30 60
-52 3
60 64 124 20,0 21,3 41,3 12 30 90
-34 4
60 72 132 15 18 33 8
30 120
-12 5
60 82 142 12 16,4 28,4 10 30 150 8
6 60 100 160 10,0 16,7 26,7 18 30 180 20 7
60 124 184 8,6 17,7 26,3 24 30 210 26
8
60 154 214 7,5 19,3 26,8
30
30
240
26
9 60 194 254 6,7 21,6 28,2 40 30 270 16 10 60 250 310 6
25 31 56 30 300
-10