Файл: Курс лекций Москва 2010 2 оглавление страницы введение 56.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 678

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

81
Таким образом, в сегодняшней России рыночные отношения подменяются административным диктатом, а паразитирующие на экономике чиновники служат не обществу и очень часто даже не нанявшему их государству, а прежде всего своекорыстным интересам и связанному с ними бизнесу.
Весьма показательны в этом смысле ежегодные обследования коррупции, проводимые м еждународной организацией «Transparency
International». «Transparency International» измеряет уровни восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны по данным опросов, проводимых среди экспертов и в деловых кругах. По их результатам каждая страна получает свой индекс восприятия коррупции по шкале от 0 (самый высокий уровень) до 10 (наименьший) баллов.
Обследование 2010 г. дало России 2,1 балла и 154-163 место в рейтинге из
17 8 стран в одном ряду с Таджикистаном и сразу после Гаити. При этом показатель 3 балла уже считается опасным для государства. Эксперты говорят о «ситуации национального позора», когда антикоррупционные законы не работают, идет «звериный саботаж» со стороны чиновников.
Столь подверженный коррупции государственный аппарат не только не в состоянии решить стратегическую задачу – вывести страну на передовые рубежи технического прогресса, но не способен даже сколько- нибудь удовлетворительно выполнять свои элементарные функции по текущему управлению экономикой в тех сферах, где вмешательство государства действительно необходимо.
Именно
«падение производительности экономических институтов» (по выражению известного российского экономиста В.Мау), т.е. низкое качество работы органов государственного управления, правоприменительной практики и выступают главным препятствием дальнейшего экономического развития нашей страны.
Не исключено, впрочем, что все нынешние разговоры о поднятии
России с колен, выведении экономики на передовые научно-технические рубежи – просто прикрытие для перераспределения собственности из одних

82 частных рук в другие. Стратегия, возможно, состоит в том, чтобы сначала забрать бизнес у «неправильных собственников» якобы в пользу государства, а затем раздать его «своим людям» в основном из спецслужб и прочих силовых структур(см. Приложение к теме).
А пока ограничение экономической свободы ведет и к несвободе политической. По оценке авторитетной международной правозащитной организации «Freedom House» Россия, начиная с 2004 г., находится в группе несвободных стран. В частности в обследовании 2010 г. уровень гражданских свобод в нашей стране был оценен в 5 баллов, а состояние политических прав – в 6 баллов (минимальный уровень составляет 7, максимальный равен 1). Одновременно по уровню свободы прессы Россия делит с Гамбией 175 – 176 места из 195 возможных, чуть проиграв
Азербайджану с Таджикистаном и Казахстаном, но зато опередив
Туркмению, Узбекистан и Беларусь.
На самом деле, государство, конечно, должно быть сильным. Но сильное государство, адекватное потребностям рыночной экономики, постиндустриального развития и демократизации общества, это вовсе не государство, способное безнаказанно творить произвол. Эффективное государство призвано создавать и защищать базовые правила и институты рыночной экономики. Прежде всего, это институты частной собственности, рыночной инфраструктуры, государственного управления, независимого судопроизводства. Важно, чтобы вырабатываемые государством «правила игры» были одинаковы для всех предпринимателей. Без последнего невозможно создание высоко конкурентной рыночной среды.
В бюджетной и денежной сферах очень важны финансовая стабильность (расходы государства должны соответствовать его доходам – жить надо по средствам), а также устойчивость рубля. Наряду с этим государство несет ответственность за преодоление «провалов рынка» посредством финансирования производства общественных благ, решения экологических проблем, поддержки тех членов общества, кто действительно не способен обеспечить себя сам.


83
Подводя итог, следует подчеркнуть, что сам факт государственного вмешательства в экономику вовсе не гарантирует экономической эффективности. С ролью государства приходится мириться в тех случаях, когда рынок определенно не справляется с некоторыми экономическими функциями. Однако любые попытки государства присвоить себе
«дополнительные полномочия», тем более фетишизация его возможностей чреваты самыми серьезными экономическими неприятностями.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«
Партию для нас олицетворяет силовой блок, который возглавляет
Игорь Иванович Сечин»
//
Глава «Финансгрупп» Олег Шварцман о новых добровольно- принудительных способах консолидации активов в руках государства
Газета
«Коммерсантъ»,
№221(3797) от 30.11.2007
(
приводится с сокращениями)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Глава ФПГ «Финансгрупп» ОЛЕГ ШВАРЦМАН рассказал о
возглавляемом им бизнесе с участием родственников людей из
силового блока администрации президента, о возможном создании
госкорпорации «Социальные инвестиции» и об идее «бархатной
реприватизации», которую она призвана реализовать.
Финансово-промышленная группа «Финансгрупп» не очень
известна. … Кто ее контролирует, какие финансовые параметры
деятельности вы готовы раскрыть?
Я совладелец и президент финансово-промышленной группы
«
Финансгрупп», то, чем мы владеем и управляем, оценивается примерно в
$3,2 млрд. Но я сам никогда в операционный менеджмент не вхожу. Я занимаюсь стратегией, политикой, социальными проектами.
Внушительно для малоизвестной компании. Так владеете или
управляете?
И то и другое. Но это очень переплетенная история, мы очень тесно аффилированы с некоторыми политическими фигурами и управляем их

84 активами. Имеем отношения и с администрацией президента, и с ее силовым блоком. У нас есть и очень серьезные нефтяные активы - Русская нефтяная группа, я ее совладелец и президент, и другие, например Русская алмазная группа, «Русские инструментальные технологии». И вообще, холдинг «Русская бизнес-группа» - очень серьезная структура.
Структура реальных собственников не раскрывается?
Там разные офшоры, кипрские и другие компании. Это не руководство администрации президента, это члены их семей, высокопоставленные люди. Есть и «физики» - физические лица, все близкие, фээсбэшники или эсвээровцы
А о каких еще политических связях идет речь?
У нас есть политическая организация, которая называется «Союз социальной справедливости России», я в ней всегда отвечал за экономику и финансы и финансировал организацию. Эта структура была создана в 2004 году, после того как президент Путин сказал, что большой бизнес должен иметь социальную ответственность перед государством. Тогда наши коллеги из ФСБ решили, что должна возникнуть организация, которая будет
Ходорковских всяких наклонять, нагибать, мучить, выводить на социальную активность...
Такой «коллективный вымогатель»?
Да. В попечителях там все силовые министерства: и Минобороны, и
МЧС, и МВД, разумеется. Но исполнители и директора менялись, потому что были конфликты, междоусобицы. Например, кто-то прижал крупного бизнесмена, он звонит – все говорят: «Стоп-стоп-стоп, подожди». Стало понятно, что не работает инструмент, потому что у каждого олигарха есть свои отношения с теми же самыми силовыми структурами. Поэтому концепция немного изменилась, никто не захотел ссориться, нам предложили найти ей новое применение.
И когда получилось, что эта схема не работает, что есть
сопротивление, что вы стали делать, когда эту структуру отдали вам?


85
Когда мне сказали, что нужно искать иные формы финансирования, мы заявили $80 млн. на 2005 год на реализацию соцпроектов. 70% нашей социальной активности приходится на силовые министерства - поддержку вдов, сирот. Это общественная организация, но мы тратим деньги на социалку внутри силовых министерств. У нас же плечи все силовые...
И откуда в результате стали привлекаться средства?
Мы разработали концепцию, которая подразумевает создание партнерства с теми объектами, которые ранее предполагалось нагибать и наклонять. Мы стали приезжать к ним с разными предложениями, их результатом стала совместная деятельность. Например, Русская нефтяная группа – это результат альянсов с «Роснефтью», ТНК и ЛУКОЙЛом: сначала в трейдинге, потом мы стали покупать малые и средние нефтедобывающие предприятия. Иными словами, эти компании отдали
Русской нефтяной группе часть сбыта.
Какая там была маржа относительно рыночной цены?
Не очень, всего 7-10%. Но этого было достаточно, чтобы заработать денег, а потом мы эти деньги стали тратить на развитие. Кроме того, с нами работают госбанки, в том числе по политическим мотивам.
В каком направлении планируете развиваться?
Мы сейчас развиваем структуру, которая в скором времени трансформируется в госкорпорацию и будет называться «Социальные инвестиции». Она основана на разработанной нами совместно с РАГС
(Российская академия госслужбы) и Академией народного хозяйства (АНХ) концепции «бархатной реприватизации». Мы это делаем в том числе и в интересах «Рособоронэкспорта». Это рыночная форма поглощения стратегических активов в дотационных регионах. Речь идет о бюджетообразующих или градообразующих активах, которые находятся в неправильных налоговых режимах.
«
Неправильных» - это что значит?
Или прибыль выводится, не остается в регионе, или менеджмент неправильный, или конфликт есть на предприятии. Это предприятия,

86 прибыль которых оседает где-либо – за рубежом или не за рубежом,- использующие разные схемы налоговой оптимизации. Государство в настоящий момент считает это неправильным, тем более что у нас много дотационных регионов. Одна из наших задач - увеличить в таких регионах налогооблагаемую базу, чтобы вовремя выплачивались пенсии, зарплаты бюджетникам.
И как это выглядит?
Как пылесос. Который собирает эти активы на баланс структуры, которая затем станет госкорпорацией. Потом они официально, методом тендеров будут передаваться в управление управляющим компаниям, профессиональным командам, которые будут генерировать прибыль.
То есть речь идет о том, что вы получили нечто вроде мандата на
рейдерство с использованием силового фактора?
Это не рейдерство. Мы не забираем предприятия, мы минимизируем рыночную стоимость разными инструментами. Как правило, это добровольно-принудительные инструменты. Есть рыночная стоимость, есть механика блокировки ее роста, конечно же, всякими административными вещами. Но, как правило, люди же понимают, откуда мы приходим... Хотя, как правило, это конфликты тлеющие, уже находящиеся в центре внимания существующих ФПГ. Тогда приходится договариваться нашим старшим товарищам и приходить к какому-то консенсусу. Как правило, это нижняя планка рыночной стоимости. Но это не отбор ЮКОСа – вполне нормальные деньги люди получают.
Люди довольны ... или возражают?
Нет, зачем. Мы все без охраны живем. По сути дела, у нас же это госзадача – все понимают, что нам поручили это делать. Если не мы, то придут другие, которые точно так же будут выполнять функцию консолидации активов в руках государства, потому что это государственная политика сейчас.
Кто, например, «не возражал» в последнее время?


87
На данный момент мы заняты поглощением предприятия, производящего хром в Оренбургской области. Это один из лучших производителей российского хрома, первый по EBITDA, второй по объему производства в мире. Таких активов в России осталось еще некоторое количество, они интересны, например, «Рособоронэкспорту» (как правило, промышленного толка), ну и другим компаниям, которые считаются аффилированными с государством, таким как АЛРОСА.
А эти активы, которые выкупаются по минимальным ценам, они
выкупаются в интересах в том числе и «Рособоронэкспорта»?
Да. Но пока они консолидируются внутри корпорации «Социальные инвестиции», которая либо сама станет госкорпорацией, или будет аффилирована с «Рособоронэкспортом». Сейчас объем ее активов, наверное, около $800 млн. Это инвестированные деньги, по цене выкупа, реальная рыночная оценка этих активов значительно выше. Многие сейчас на IPO пойдут раз в пять-шесть выше. Все IPO будут российскими.
Какие например?
Тот же самый «Хром» пойдет за $700-800 млн, а мы его за $300 млн приобретаем. Инструментальная группа, если мы ее не продадим группе
Siemens... Это пять предприятий, производящих инструменты - гайки всякие, ключи, дрели, еще что-то. 60% рынка сейчас контролирует.
А как вам государство помогает решать эти задачи?
У нас есть невостребованные ресурсы, например совет ветеранов
МВД, бывшие сотрудники ОБЭП, РУБОП. Шестьсот тысяч по всей стране!
Они ведут пристальную аналитическую работу – какие предприятия, в каком регионе, в какой стадии корпоративных отношений находятся. Где есть возможность через гринмейл или через взаимодействие с миноритариями вытеснить нелояльных власти собственников и так далее.
А кто вам задачу ставил?
Партия! (Смеется.) Партию для нас олицетворяет силовой блок, который возглавляет Игорь Иванович Сечин. Это же реальная проблема: шестьсот тысяч человек, которые ни х... не делают и ищут, где бы денег

88 заработать. Это очень большая угроза. Угроза безопасности, стабильности общества. А так они будут пристроены.
Достаточно неожиданно, насколько ваша деятельность шире
венчурного инвестирования, зачем тогда венчур?
Венчур для нас ягодки-цветочки, мы не очень серьезно к нему относимся... Но есть госзадача – развивать инновационный сегмент, делать
Россию из сырьевого придатка прогрессивной инновационной державой, мы участвуем в ее решении.
Какие у вас еще планы?
Впереди конкурсы на управление инвестиционными ресурсами, средствами государственного инвестфонда, я думаю, что «Финанс-траст» будут участвовать в этом, создавать фонды прямых инвестиций. У нас есть несколько задумок по консолидации отраслевых предприятий, но в основном это скупка приблизительно по тем же схемам, что и для
«
Социальных инвестиций». Но это опять-таки будут определять старшие товарищи.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1
. Объясните, в чем состоят основные особенности рыночной экономики. Каковы важнейшие достоинства и недостатки рынка?
2.
Согласно концепции А.Смита в конкурентной рыночной экономике эгоизм экономических агентов:
А. Вреден для общества;
Б. Ведет к продаже низкокачественных товаров по высоким ценам;
В. Заставляет фирмы стремиться к повышению качества и сокращению затрат;
Г. Делает необходимым государственное вмешательство в экономику
Д. Ведет к незаконному обогащению
Обоснуйте правильный ответ.
3
. Каковы основные функции государства в условиях рынка? В чем особенности стабилизационной и структурной политики государства?