Файл: Курс лекций Москва 2010 2 оглавление страницы введение 56.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 683

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

89
4.
В условиях рыночной системы государство вмешивается в экономику для того, чтобы:
А. Сократить конкуренцию;
Б. Обеспечить потребителей более качественными и дешевыми, чем в частном секторе товарами;
В. Гарантировать получение прибыли всеми фирмами;
Г. Уменьшать негативные побочные последствия рыночной деятельности.
Обоснуйте правильный ответ.
5
. Вас останавливает гаишник за нарушение, которое Вы в действительности совершили. Если Вы согласны с тем, что государственные служащие в России служат на деле не государству, а своим узкоэгоистическим интересам, то какую линию поведения Вам лучше всего избрать?
6.
Оцените разные стороны экономической политики российского государства в последнее время. Каков ее вектор? Подготовьте сообщение.

89
ТЕМА 4. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
1. Спрос и его факторы
2. Предложение и его факторы
3. Рыночное равновесие
4. Выигрыш потребителей и выигрыш производителей
5. Государственное регулирование рынка и его последствия
В рыночной экономике взаимосвязи между экономическими агентами осуществляются посредством добровольного обмена принадлежащими им благами. Норма обмена одного блага на другое называется ценой. В связи с этим очевидна важность изучения механизма ценообразования в условиях рынка. Цена формируется под воздействием спроса на товар и его предложения. Необходимо поэтому рассмотреть вначале, чем определяются спрос и предложение товара, а затем показать, как их взаимодействие образует рыночную цену. Этим вопросам и посвящена данная тема.
1
. Спрос и его факторы
А. Построение кривой спроса
Спросом называется количество блага, которое все покупатели могут и хотят приобрести в течение данного времени и при определенных условиях. Эти условия называются факторами спроса.
Основные факторы спроса: 1) цена данного товара; 2) цены и количество товаров-заменителей; 3) цены и количество дополняющих товаров; 4) доходы и их распределение между разными категориями потребителей; 5) привычки и вкусы потребителей; 6) количество потребителей; 7) природно-климатические условия; 8) ожидания потребителей.
Надо обратить внимание, что среди факторов спроса не упомянуто качество товара. Дело здесь в том, что, когда качество меняется, мы имеем дело уже с другим товаром, спрос на который формируется под


90 воздействием тех же перечисленных факторов. Так мясо первого и второго сорта, модный и не модный костюмы, «Жигули» различных моделей – разные блага.
Предположим вначале, что все факторы спроса кроме первого (цена товара) являются заданными (неизменными). Это позволяет показать, как изменение именно цены товара воздействует на величину спроса на него.
Закон спроса: чем ниже цена данного товара, тем большее его количество покупатели хотят приобрести в течение данного времени и при прочих неизменных условиях.
Данный закон можно выразить разными способами:
1. Первый способ - при помощи таблицы. Составим таблицу зависимости величины спроса от цены, используя наугад взятые условные цифры (табл. 4-1):
Табл. 4-1. Закон спроса
P
(цена товара)
10 9 8
7 6
5 4
3 2
1 0 q
(величина спроса)
0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10
Из таблицы видно, что при самой высокой цене (10 руб.) товар не покупается вообще, а по мере снижения цены величина спроса возрастает; закон спроса тем самым соблюдается.
2. Второй способ - графический. Нанесем приведенные цифры на график, отложив величину спроса по горизонтальной оси, а цену - по вертикальной (рис. 4-1А). Мы видим, что полученная линия спроса (D) имеет отрицательный наклон, т.е. цена и величина спроса меняются в разных направлениях: когда цена падает, спрос растет, и наоборот. Это опять-таки свидетельствует о соблюдении закона спроса. Линейная функция спроса, представленная на рис. 4-1А - частный случай. Зачастую график спроса имеет вид кривой, как это видно на рис. 4-1Б, что не отменяет закона спроса:

91
Рис. 4-1. Закон спроса
P q
D
А
P q
D
Б
3. Третий способ - аналитический, позволяющий показать функцию спроса в виде уравнения. При линейной функции спроса ее уравнение в общем виде будет:
P = a - b
*
q, где a и b - некоторые заданные параметры.
Нетрудно увидеть, что параметр а определяет точку пересечения линии спроса с осью Y. Экономический смысл этого параметра – максимальная цена, при которой спрос становится равен нулю. В тоже время параметр b «отвечает» за наклон кривой спроса относительно оси X; чем он выше, тем наклон круче. Наконец, знак «минус» в уравнении свидетельствует об отрицательном наклоне кривой, что характерно, как отмечалось, именно для кривой спроса. Если исходить из приведенных выше цифр, уравнение кривой спроса будет: P = 10 - q.
Б. Сдвиги кривой спроса
Воздействие всех остальных факторов на спрос проявляется в сдвиге кривой спроса вправо - вверх при увеличении спроса и влево - вниз при его уменьшении. Убедимся в этом.
Допустим, доходы потребителей выросли. Это означает, что при всех возможных ценах они станут покупать больше единиц данного товара, чем раньше, и кривая спроса перейдет на рис. 4-2 из положения D
0
в положение
D
1
. Напротив, при падении доходов линия спроса сместится влево, приняв вид D
2
:


92
Рис. 4-2. Сдвиги кривой спроса
P
q
D
0
D
1
D
2
Предположим теперь, что потребители открыли для себя новые полезные (вредные) свойства данного блага. В этих случаях они будут покупать больше (меньше) такого блага при прежних ценах, т.е. вся кривая спроса опять же уйдет вправо (влево). Абсолютно аналогичный результат будет и в случае определенных потребительских ожиданий. Так, если потребители ожидают в близком будущем повышения (снижения) цены на товар, они будут стремиться закупить больше или, наоборот, меньше этого товара сегодня, пока цена еще прежняя, способствуя тем же сдвигам кривой спроса.
Интересно проследить воздействие изменений в ценах на товары- заменители и дополняющие товары на спрос на данный товар. Например, возросла цена на импортные автомобили. В результате их стали покупать меньше, т.е. произошло движение вверх по кривой спроса на них.
Одновременно, однако, растет спрос на «Жигули» при той же их цене.
Кривая спроса на «Жигули» сдвигается, следовательно, вправо - вверх (рис.
4-3):
Рис. 4-3. Взаимодействие рынков товаров-заменителей q
P
D p
1
p
2
q
2
q
1
Импортные автомобили q
P
D
0
D
1
«
Жигули»

93
Обратная ситуация возникает в случае дополняющих благ. Пусть цена на автомобили увеличилась, величина спроса на них, следовательно, падает. Сокращается поэтому и спрос на бензин при прежней цене, т.е. кривая спроса на него идет влево - вниз (рис.4-4):
Рис. 4-4. Взаимодействие рынков дополняющих товаров q
P
Р
1
Р
2
q
2
q
1
D
Автомобили q
P
D
1
D
0
Бензин
Экономисты различают понятия «спрос» и «величина спроса». Если потребители покупают больше или меньше товара из-за изменения его цены, то говорят об изменении величины спроса. На графике это отражается движением по кривой спроса. Если же изменение покупок происходит под воздействием всех прочих факторов, говорят об изменении спроса. На графике это отражается сдвигом кривой спроса.
2. Предложение и его факторы
А. Построение кривой предложения
Предложением называется количество блага, которое все производители могут и хотят произвести и продать в течение данного времени и при определенных условиях. Эти условия называются
факторами предложения.
Основные факторы предложения: 1) цена данного товара; 2) прибыльность товаров, являющихся «конкурентными» данному товару в производстве (фермер может выращивать картофель, а может - морковь); 3) прибыльность товаров, дополняющих данный товар в производстве
(природный газ может добываться попутно с нефтью); 4) затраты производителей; 5) государственные налоги и дотации; 6) количество


94 производителей; 7) цели производителей; 8) природные условия; 9) ожидания производителей.
Важно иметь в виду, что затраты производителей, в свою очередь, зависят от цен на используемые в производстве ресурсы и от производственных технологий. Поэтому четвертый фактор можно подразделить на 4а) – цены ресурсов и 4б) – технологии.
Предположим вначале, что все факторы предложения кроме первого
(цена товара) являются заданными (неизменными). Это позволяет показать, как изменение именно цены товара воздействует на величину его предложения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Закон предложения: чем выше цена данного товара, тем большее его количество производители хотят продать в течение данного времени и при прочих неизменных условиях.
Как и закон спроса, данный закон можно выразить тремя способами:
1. Первый способ - при помощи таблицы. Составим таблицу зависимости величины предложения от цены, используя наугад взятые условные цифры (табл. 4-2):
Табл. 4-2. Закон предложения
P
(цена товара)
2 3
4 5
6 7
И т.д. q
(величина предложения) 0 1
2 3
4 5
Из таблицы видно, что при самой низкой цене (2 руб.) никто не хочет ничего продавать, а по мере возрастания цены величина предложения увеличивается; закон предложения тем самым соблюдается.
2. Второй способ - графический. Нанесем приведенные цифры на график, отложив величину предложения по горизонтальной оси, а цену – по вертикальной (рис 4-5А). Мы видим, что полученная линия предложения (S) имеет положительный наклон, т.е. цена и величина предложения меняются в одном направлении: когда цена растет, растет и величина предложения, и наоборот. Это опять-таки свидетельствует о соблюдении закона предложения. Линейная функция предложения, представленная на рис 4-5А

95
- частный случай. Зачастую график предложения имеет вид кривой, как это видно на рис 4-5Б, что не отменяет закона предложения:
Рис 4-5. Закон предложения q
P
S q
P
S
А
Б
3. Третий способ – аналитический, позволяющий показать функцию предложения в виде уравнения. При линейной функции предложения ее уравнение в общем виде будет:
P = a + b
*
q, где a и b - некоторые заданные параметры.
Как всегда параметр а определяет точку пересечения линии предложения с осью Y. Экономический смысл этого параметра – минимальная цена, при которой предложение становится равно нулю. В то же время параметр b «отвечает» за наклон кривой предложения относительно оси X; чем он выше, тем наклон круче. Наконец, знак «плюс» в уравнении свидетельствует о положительном наклоне кривой, что характерно именно для кривой предложения. Если исходить из приведенных выше цифр, уравнение кривой спроса будет: P = 2 + q.
Б. Сдвиги кривой предложения
Воздействие всех остальных факторов на предложение проявляется в сдвиге кривой предложения вправо - вниз при увеличении предложения и влево - вверх при его уменьшении. Убедимся в этом.
Возрастание предложения означает, что производители предлагают к продаже больше товаров, чем раньше при той же цене, а снижение предложения – наоборот. В первом случае линия предложения смещается из положения S
0 в положение S
1
, а во втором - в положение S
2
(рис 4-6).