ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Правомерное поведение
Правомерное поведение - такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. Правомерное поведение — поведение, соответствующее мере (норме) права, не нарушающее норму права. Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность совпадают далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы - поведение правомерное, однако общественно не полезное. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права. Право осуществляет главным образом регулирование правомерного поведения. Правомерное поведение - это условие существования законности и правопорядка. Правопорядок является результатом правомерного поведения.
Признаки правомерного поведения:
1.Субъектами выступают люди.
2.Может выражаться в действии или бездействии
3.Является правовым, юридически значимым
4.Является общественно полезным или общественно допустимым
Виды правомерного поведения
По объективной стороне правомерного поведения (по внешней форме проявления правомерного поведения):
1. Действия - активное правомерное поведение. 2 Бездействия - пассивное правомерное поведение.
По субъективной стороне правомерного поведения (психическая сторона): 1 Активно-сознательное правомерное поведение (социально-активное) - основано на внутреннем убеждении субъекта поступать правомерно. Свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм действует активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее. 2 Положительное (привычное) поведение - осуществляется в рамках сформировавшейся привычной деятельности личности по соблюдению и исполнению правовых норм, т.е. человек поступает так в силу привычки, в силу воспитания. Особенностью данного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим, оно становится внутренней потребностью человека. 3 Конформистское правомерное поведение - такое правомерное поведение, которое основано не на глубоком внутреннем убеждении субъекта, а на том, что так поступают все окружающие. Ему присуща низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремиться не выделяться, ''делать как все''. 4 Маргинальное правомерное поведение - когда субъект поступает правомерно из-за боязни неблагоприятных последствий за неправомерное поведение (см. Вопрос 6). 5 Законопослушное поведение – это ответственное прав поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания используются добровольно, на основе надлежащего правосознания.
По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение: 1 Правомерное поведение в экономической сфере. 2 Правомерное поведение в политической сфере. 3 Правомерное поведение в культурной сфере и т.д.
По субъекту, осуществляющему правомерное поведение: 1 Правомерное поведение личности (индивида). 2 Правомерное поведение организаций. 3 Правомерное поведение государства, его органов, должностных лиц.
По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение: 1 Конституционное правомерное поведение. 2 Уголовное правомерное поведение. 3 Гражданское правомерное поведение и т.д.
С точки зрения форм реализации норм права - это соблюдение, исполнение, использование и применение норм права.
С позиции юридических фактов (в зависимости от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации) это могут быть юридические поступки и действия, создающие объективированный результат и юридические акты.
В зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерные действия: правомерное индивидуальное и групповое поведение. Групповое – объединение действий членов определенной группы, которые характеризуются определенной степенью общности интересов, целей и единством действий.
- 1 2 3 4 5 6
Правоохранительные органы Российской Федерации.
В современной юридической литературе понятие «правоохранительные органы» до сих пор остается дискуссионным. Это
вызвано тем, что, с одной стороны, указанное понятие объективно
существует и активно используется как в юридической практике,
так и вне ее, а с другой стороны – имеется не снятая и поныне неопределенность в отношении состава правоохранительных органов
(какие государственные или не государственные институты к ним
следует относить, а какие не следует).
В действующем законодательстве эта проблема так и не разрешена.1
Поскольку закон не раскрывает понятие правоохранительных органов, то необходимо сначала сформулировать понятие правоохранительной деятельности, которое в теории права давно
определено.
Правоохранительная деятельность – это деятельность
государства, которая осуществляется с целью охраны права
специально уполномоченными органами путем применения
юридических мер воздействия в соответствии с законом и
при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Содержание правоохранительной деятельности можно раскрыть через основные признаки.
Основные признаки правоохранительной деятельности:
1. Осуществление правоохранительной деятельности
только с помощью юридических мер воздействия (меры принуждения, пресечения, наказания);
2. Строгое соответствие юридических мер воздействия
предписаниям закона или иного правового акта (КоАП РФ, УПК
РФ, УК РФ, ТК РФ.);
3. Осуществление правоохранительной деятельности только в установленном законом порядке (с соблюдением определенных процедур);
4. Реализация правоохранительной деятельности специально уполномоченными органами (органы предварительного расследования, прокуратура, органы внутренних дел и др.)
5. Раскрытие содержания правоохранительной деятельности позволяет сформулировать понятие правоохранительных
органов.
Правоохранительные органы – это специально уполномоченные государством органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод
человека, борьба с преступностью.
Раскрывается это понятие также через основные признаки.
Признаки правоохранительных органов:
1. Они уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним (законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О
полиции» и др.)
2. Их деятельность процессуально регламентирована и
осуществляется на основе соответствующих правил и процедур,
нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (УПК РФ, ГПК РФ, КАС
РФ и др.)
3. Лица, состоящие на службе в этих органах должны
иметь специальную подготовку (физическую, стрелковую и др.) и
в процессе своей деятельности имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам,
допустившим правонарушение.
4. Решения этих органов обязательны для исполнения
должностными лицами и гражданами при условии их законности
и обоснованности.
В юридической литературе до настоящего времени вопросам сущности и разграничения понятий правоохранительные органы и правоохранительная деятельность уделяется достаточно
внимания.
Исходя из раскрытия понятия правоохранительные органы
можно условно разделить правоохранительные органы на государственные и негосударственные.
Государственные правоохранительные органы:
- прокуратура;
- органы внутренних дел;
- органы юстиции;
- органы обеспечения безопасности;
- таможенные органы;
- налоговые органы и др.
Негосударственные правоохранительные органы:
- адвокатура;
- третейские суды;
- частные детективные и охранные предприятия и др.
Основные функции правоохранительных органов:
- конституционный контроль (Конституционный Суд РФ);
- осуществление правосудия (суды);
- прокурорский надзор (прокуратура);
- расследование преступлений (органы предварительного расследования);
- обеспечение безопасности (ФСБ, Совет Безопасности РФ);
- исполнение судебных решений (судебные приставы);
- оперативно-розыскная деятельность (МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН
и др.);
- охрана общественного порядка (МВД, ФСВНГ);
- оказание юридической помощи (адвокатура, нотариат и др.);
- профилактическая деятельность (практически все вышеперечисленные органы).
Правоохранительные органы могут осуществлять одну или
сразу несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля – Конституционный Суд Российской Федерации, функцией прокурорского надзора – органы прокуратуры. В
то же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется
органами внутренних дел, органами обеспечения безопасности и
некоторыми другими организациями. Органы внутренних дел
наделены одновременно функциями расследования преступлений,
осуществления оперативно-розыскной деятельности, предупреждения правонарушений и другими.
Все функции правоохранительных органов непосредственно
связаны между собой. Они могут следовать одна за другой или реализовываться одновременно. Так, последовательное осуществление функций характерно для расследования и правосудия, а одновременное – для обвинения, защиты и правосудия. В уголовном
судопроизводстве некоторые функции могут осуществляться не
правоохранительными органами, а иными участниками судопроизводства. Например, функцию защиты может исполнять сам подсудимый, а функцию обвинения - потерпевший.
Функция отправления правосудия является важнейшей в деятельности правоохранительных органов, поэтому суд в системе
правоохранительных органов занимает центральное положение.
Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по
отношению к функции отправления правосудия.
Каждой функции соответствуют определенные закрепленные
в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются только уполномоченным правоохранительным органам.
Таким образом, основное отличие правоохранительных органов от других институтов государства имеет функциональный, а
затем уже процессуальный характер. При этом не полномочия
определяют соответствующие функции, а наоборот – предписан15
ные государством функции определяют соответствующие полномочия.
По своей сути вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина,
поддержание законности и правопорядка в государстве. Этим
предназначением определяется и основное отличие правоохранительных органов от иных государственных структур. Правоохранительные институты наделены государством специальной
функцией и соответствующими полномочиями осуществлять деятельность по охране права от нарушений в соответствии с
установленным законом порядком.
Следует определить еще одно понятие, которое созвучно
термину «правоохранительные органы», но качественно отличается от него. Речь идет о понятии «правоохранительная система».