Файл: Система юридических наук понятие, структура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Правомерное поведение


Правомерное поведение - такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. Правомерное поведение — поведение, соответствующее мере (норме) права, не нарушающее норму права. Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность совпадают далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы - поведение правомерное, однако общественно не полезное. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права. Право осуществляет главным образом регулирование правомерного поведения. Правомерное поведение - это условие существования законности и правопорядка. Правопорядок является результатом правомерного поведения.
Признаки правомерного поведения:

1.Субъектами выступают люди.

2.Может выражаться в действии или бездействии

3.Является правовым, юридически значимым

4.Является общественно полезным или общественно допустимым

Виды правомерного поведения
По объективной стороне правомерного поведения (по внешней форме проявления правомерного поведения):

1. Действия - активное правомерное поведение. 2 Бездействия - пассивное правомерное поведение.

По субъективной стороне правомерного поведения (психическая сторона): 1 Активно-сознательное правомерное поведение (социально-активное) - основано на внутреннем убеждении субъекта поступать правомерно. Свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм действует активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее. 2 Положительное (привычное) поведение - осуществляется в рамках сформировавшейся привычной деятельности личности по соблюдению и исполнению правовых норм, т.е. человек поступает так в силу привычки, в силу воспитания. Особенностью данного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим, оно становится внутренней потребностью человека. 3 Конформистское правомерное поведение - такое правомерное поведение, которое основано не на глубоком внутреннем убеждении субъекта, а на том, что так поступают все окружающие. Ему присуща низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремиться не выделяться, ''делать как все''. 4 Маргинальное правомерное поведение - когда субъект поступает правомерно из-за боязни неблагоприятных последствий за неправомерное поведение (см. Вопрос 6). 5 Законопослушное поведение – это ответственное прав поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания используются добровольно, на основе надлежащего правосознания.

По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение: 1 Правомерное поведение в экономической сфере. 2 Правомерное поведение в политической сфере. 3 Правомерное поведение в культурной сфере и т.д.
По субъекту, осуществляющему правомерное поведение: 1 Правомерное поведение личности (индивида). 2 Правомерное поведение организаций. 3 Правомерное поведение государства, его органов, должностных лиц.
По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение: 1 Конституционное правомерное поведение. 2 Уголовное правомерное поведение. 3 Гражданское правомерное поведение и т.д.
С точки зрения форм реализации норм права - это соблюдение, исполнение, использование и применение норм права.
С позиции юридических фактов (в зависимости от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации) это могут быть юридические поступки и действия, создающие объективированный результат и юридические акты.
В зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерные действия: правомерное индивидуальное и групповое поведение. Групповое – объединение действий членов определенной группы, которые характеризуются определенной степенью общности интересов, целей и единством действий.

  1. 1   2   3   4   5   6

Правоохранительные органы Российской Федерации.



В современной юридической литературе понятие «правоохранительные органы» до сих пор остается дискуссионным. Это

вызвано тем, что, с одной стороны, указанное понятие объективно

существует и активно используется как в юридической практике,

так и вне ее, а с другой стороны – имеется не снятая и поныне неопределенность в отношении состава правоохранительных органов

(какие государственные или не государственные институты к ним

следует относить, а какие не следует).

В действующем законодательстве эта проблема так и не разрешена.1

Поскольку закон не раскрывает понятие правоохранительных органов, то необходимо сначала сформулировать понятие правоохранительной деятельности, которое в теории права давно

определено.

Правоохранительная деятельность – это деятельность

государства, которая осуществляется с целью охраны права

специально уполномоченными органами путем применения

юридических мер воздействия в соответствии с законом и

при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Содержание правоохранительной деятельности можно раскрыть через основные признаки.

Основные признаки правоохранительной деятельности:

1. Осуществление правоохранительной деятельности

только с помощью юридических мер воздействия (меры принуждения, пресечения, наказания);

2. Строгое соответствие юридических мер воздействия

предписаниям закона или иного правового акта (КоАП РФ, УПК

РФ, УК РФ, ТК РФ.);

3. Осуществление правоохранительной деятельности только в установленном законом порядке (с соблюдением определенных процедур);

4. Реализация правоохранительной деятельности специально уполномоченными органами (органы предварительного расследования, прокуратура, органы внутренних дел и др.)

5. Раскрытие содержания правоохранительной деятельности позволяет сформулировать понятие правоохранительных

органов.

Правоохранительные органы – это специально уполномоченные государством органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод

человека, борьба с преступностью.

Раскрывается это понятие также через основные признаки.

Признаки правоохранительных органов:

1. Они уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним (законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О


полиции» и др.)

2. Их деятельность процессуально регламентирована и

осуществляется на основе соответствующих правил и процедур,

нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (УПК РФ, ГПК РФ, КАС

РФ и др.)

3. Лица, состоящие на службе в этих органах должны

иметь специальную подготовку (физическую, стрелковую и др.) и

в процессе своей деятельности имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам,

допустившим правонарушение.

4. Решения этих органов обязательны для исполнения

должностными лицами и гражданами при условии их законности

и обоснованности.

В юридической литературе до настоящего времени вопросам сущности и разграничения понятий правоохранительные органы и правоохранительная деятельность уделяется достаточно

внимания.

Исходя из раскрытия понятия правоохранительные органы

можно условно разделить правоохранительные органы на государственные и негосударственные.

Государственные правоохранительные органы:

- прокуратура;

- органы внутренних дел;

- органы юстиции;

- органы обеспечения безопасности;

- таможенные органы;

- налоговые органы и др.
Негосударственные правоохранительные органы:

- адвокатура;

- третейские суды;

- частные детективные и охранные предприятия и др.

Основные функции правоохранительных органов:

- конституционный контроль (Конституционный Суд РФ);

- осуществление правосудия (суды);

- прокурорский надзор (прокуратура);

- расследование преступлений (органы предварительного расследования);

- обеспечение безопасности (ФСБ, Совет Безопасности РФ);

- исполнение судебных решений (судебные приставы);

- оперативно-розыскная деятельность (МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН

и др.);

- охрана общественного порядка (МВД, ФСВНГ);

- оказание юридической помощи (адвокатура, нотариат и др.);

- профилактическая деятельность (практически все вышеперечисленные органы).

Правоохранительные органы могут осуществлять одну или

сразу несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля – Конституционный Суд Российской Федерации, функцией прокурорского надзора – органы прокуратуры. В


то же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется

органами внутренних дел, органами обеспечения безопасности и

некоторыми другими организациями. Органы внутренних дел

наделены одновременно функциями расследования преступлений,

осуществления оперативно-розыскной деятельности, предупреждения правонарушений и другими.

Все функции правоохранительных органов непосредственно

связаны между собой. Они могут следовать одна за другой или реализовываться одновременно. Так, последовательное осуществление функций характерно для расследования и правосудия, а одновременное – для обвинения, защиты и правосудия. В уголовном

судопроизводстве некоторые функции могут осуществляться не

правоохранительными органами, а иными участниками судопроизводства. Например, функцию защиты может исполнять сам подсудимый, а функцию обвинения - потерпевший.

Функция отправления правосудия является важнейшей в деятельности правоохранительных органов, поэтому суд в системе

правоохранительных органов занимает центральное положение.

Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по

отношению к функции отправления правосудия.

Каждой функции соответствуют определенные закрепленные

в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются только уполномоченным правоохранительным органам.

Таким образом, основное отличие правоохранительных органов от других институтов государства имеет функциональный, а

затем уже процессуальный характер. При этом не полномочия

определяют соответствующие функции, а наоборот – предписан15

ные государством функции определяют соответствующие полномочия.

По своей сути вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина,

поддержание законности и правопорядка в государстве. Этим

предназначением определяется и основное отличие правоохранительных органов от иных государственных структур. Правоохранительные институты наделены государством специальной

функцией и соответствующими полномочиями осуществлять деятельность по охране права от нарушений в соответствии с

установленным законом порядком.

Следует определить еще одно понятие, которое созвучно

термину «правоохранительные органы», но качественно отличается от него. Речь идет о понятии «правоохранительная система».