ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под правоохранительной системой принято понимать целостную
совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных
действий. Это более содержательное понятие, нежели правоохранительные органы или правоохранительная деятельность по отдельности. Это целый механизм, который включает в себя как
нормативно-правовую составляющую, так и государственные институты.
Таким образом, правоохранительная система может быть
представлена в широком плане как совокупность двух основных
подсистем: правоохранительных норм и собственно правоохранительных органов.
-
Система органов внутренних дел.
Органы внутренних дел (ОВД) – это система федеральных органов исполнительной власти, реализующая функцию охраны общественного порядка и безопасности на территории России.
Органы внутренних дел Российской Федерации в системе правоохранительных органов исполнительной власти призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные (в том числе суворовские военные училища, кадетские корпуса), научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, имеют в оперативном управлении объекты административного, социально-бытового и хозяйственного назначения.
В МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел вводятся должности сотрудников органов внутренних дел, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе - должности федеральных государственных гражданских служащих, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации - должности работников.
-
Прокуратура и ее деятельность.
Прокурату́ра Росси́йской Федера́ции — единая федеральная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие. В прокуратуре Российской Федерации предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти.
Обладает правом законодательной инициативы на основании статьи 9 Федерального закона ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Направления деятельности прокуратуры
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:
за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации
, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
за исполнением законов судебными приставами,
за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
Другие направления деятельности прокуратуры:
координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
международное сотрудничество,
выпуск специальных изданий.
Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.
Система и структура прокуратуры
Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят[5]:
Генеральная прокуратура Российской Федерации
Научные и учебные организации прокуратуры (в частности Университет прокуратуры Российской Федерации)
Прокуратуры субъектов Российской Федерации
Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
Военная прокуратура
Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах, прокуратуры метрополитенов)
Редакции печатных изданий прокуратуры
-
Физическое лицо как субъект права.
Субъектом права называется лицо, обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности. Понятие "лицо" является родовым, распространяющимся на всех участников гражданско-правовых отношений: как на отдельных индивидов, так и на участвующие в гражданском обороте организации — хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия и т.д. В соответствии с действующим законодательством в качестве субъектов гражданско-правовых отношений могут выступать также Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. На них также распространяется понятие "лицо".
Физические лица
Люди как субъекты гражданских отношений именуются физическими лицами. В гражданских правоотношениях могут участвовать граждане, лица без гражданства, иностранные граждане. Законодатель особо выделяет физических лиц в качестве субъектов гражданско-правовых отношений. В ГК глава "Граждане (физические лица)" отнюдь не случайно предшествует главе "Юридические лица", о которых речь, соответственно, пойдет позже.
Чтобы быть субъектом гражданского права, физическое лицо должно обладать определенными законом свойствами, в совокупности составляющими гражданскую правосубъектность, которая включает два юридических качества: правоспособность и дееспособность.
Правоспособность физического лица — способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности (п. 1 ст. 17 ГК). Правоспособность является неотъемлемым свойством гражданина, возникает в полном объеме в момент рождения и прекращается с его смертью. Однако некоторые права (супружеские, родительские, опекунские), связанные с личностью и физиологической сущностью человека, граждане могут иметь только по достижении определенного возраста. Имущественные и личные права зачатого, но еще не родившегося ребенка охраняются при условии, если он родится жизнеспособным. Рождение с точки зрения частного права означает полное отделение плода от матери, с этого момента новорожденный становится правоспособным.
Основные черты правоспособности следующие.
1. Правоспособность — не естественное, а закрепленное в законе свойство гражданина.
2. Правоспособность у всех равная. Объем субъективных праву разных субъектов гражданского права различен.
3. Правоспособность неотчуждаема.
4. Содержание правоспособности — это совокупность прав и обязанностей, которые может иметь гражданин.
5. Правоспособность человека прекращается с его смертью (объявлением его умершим).
Содержание правоспособности граждан заключается в том, что они могут:
— иметь имущество на праве собственности;
— наследовать и завещать имущество;
— заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
— создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими лицами;
— совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;
— избирать место жительства;
— иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
— иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Дееспособность физического лица — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК).
Основные черты дееспособности следующие.
1. Связь с возрастом и состоянием психического здоровья.
2. Способность самостоятельно и в полной мере совершать сделки; волеспособность, т.е. способность действовать п отвечать за сноп юридические действия.
3. Наличие воли в конкретных действиях. Воля и вменяемость — основные категории приобретения прав и обязанностей, это принцип автономной воли данного субъекта.
4. Возраст гражданского совершеннолетия и отсутствие заболеваний, препятствующих рассудительному ведению дел.
Имеется два подвида дееспособности:
— сделкоспособность (способность осуществлять сделки);
— деликтоспособность (способность самостоятельно отвечать за свои действия).
Существуют следующие виды дееспособности граждан.
1. Полная дееспособность — способность совершать любые не запрещенные законом сделки. Наступает при достижении лицом совершеннолетия, т.е. с 18 лет. По закону допускается приобретение полной дееспособности с 16 лет в случаях:
а) если заключен брак до 18 лет;
б) лицо, достигшее 16-летнего возраста, работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация).
2. Неполная (частичная) дееспособность — это дееспособность несовершеннолетних лиц, не достигших указанного в законе возраста гражданского совершеннолетия. При частичной дееспособности несовершеннолетний может приобретать своими действиями лишь те права и обязанности, которые в общем виде или конкретно определены нормами действующего права. Остальные права и обязанности, входящие в объем правоспособности, реализуются через посредство других лиц (родители, опекуны, попечители), выступающих в качестве представителей. Содержание частичной дееспособности несовершеннолетнего раскрывается путем указания определенных групп сделок, дозволенных для самостоятельного совершения.
Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды (кроме случаев, когда требуется нотариальная регистрация); сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Деликтоспособности у лиц до 14 лет нет.