ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Ильин Е.П., Ковалёв П.А.)
Цель: выявление склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.
Форма работы: индивидуальная.
Инструкция:
Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением поставьте знак "плюс" ("да"), при несогласии — знак "минус" ("нет").
Стимульный материал:
-
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. -
В спорах я всегда стараюсь перехватить инициативу. -
Мне чаще всего не воздают должное за мои дела. -
Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю. -
Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях. -
Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья. -
Я часто злюсь, когда мне возражают. -
Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо. -
Я гораздо более раздражителен, чем кажется. -
Мнение, что "нападение — лучшая защита", правильное. -
Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня. -
Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять. -
Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех. -
Я считаю, что добро эффективнее мести. -
Каждый человек имеет право на свое мнение. -
Я верю в честность намерений большинства людей. -
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. -
В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему свою точку зрения. -
Я часто обижаюсь на замечания других, даже если понимаю, что они справедливы. -
Если кто-то изображает из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор. -
Я предлагаю, как правило, среднюю позицию. -
Я считаю, что утверждение (из мультфильма) "Зуб за зуб, хвост за хвост" справедливо. -
Если я все обдумал, то не нуждаюсь в советах других. -
С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог бы ожидать, я держусь настороженно. -
Если кто-то выводит меня из себя, то я не обращаю на это внимания. -
Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне. -
При установлении контакта с человеком — умение понять, как надо вести себя, что и как говорить данному человеку, уметь раскрепостить его, создать у него положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор. -
Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих. -
Я не люблю поддаваться в игре, даже с детьми. -
В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны. -
Я уважаю людей, которые не помнят зла. -
Утверждение "Ум — хорошо, а два — лучше" справедливо. -
Утверждение "Не обманешь — не проживешь" справедливо. -
У меня никогда не бывает вспышек гнева. -
Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной. -
Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, меня нет. -
Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю. -
Я стараюсь избегать обострения отношений. -
Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков. -
Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ. -
Я осуждаю недоверчивых людей. -
Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой. -
Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту. -
Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если эти шутки злые. -
Иногда я предоставляю возможность другим взять на себе ответственность за решение важного для всех вопроса. -
Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. -
Я верю, что на зло можно ответить добром, и действую в соответствии с этим. -
Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение. -
Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно. -
В конфликтной ситуации я хорошо владею собой. -
Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им "рта не даю открыть". -
Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя. -
Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать. -
В решении любой проблемы я предпочитаю "золотую середину". -
У меня отрицательное отношение к мстительным людям. -
Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, потому что отвечать за все ему. -
Я часто боюсь подвохов со стороны других людей. -
Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте. -
Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение. -
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. -
Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других. -
Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило. -
Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным. -
Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами. -
Я подозреваю, что многие поддерживают знакомство со мной из корысти. -
Я не умею сдерживаться, когда меня несправедливо упрекают. -
При игре в шахматы или в настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться. -
У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди. -
Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре кажется правильной — моя или чужая. -
Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора. -
Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику. -
Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному. -
Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей. -
Обычно меня трудно вывести из себя. -
Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать. -
Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках. -
Будь я продавцом на базаре, я не стал бы уступать в цене за свой товар. -
Пойти на компромисс — значит показать свою слабость. -
Мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить другую, справедливо. -
Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным. -
Я никогда не подозреваю людей в нечестности.
Интерпретация и обработка результатов
Вспыльчивость
Ответы «Да» по позициям: 1, 9, 17, 65;
Ответы «Нет» по позициям: 25, 33, 41, 49, 57, 73.
Напористость, наступательность
Ответы «Да» по позициям: 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74;
Ответы «Нет» по позициям: 26, 34.
Обидчивость
Ответы «Да» по позициям: 3, 11, 19, 27, 35, 59;
Ответы «Нет» по позициям: 43, 51, 67, 75.
Неуступчивость
Ответы «Да» по позициям: 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76;
Ответы «Нет» по позициям: 44, 52, 68.
Бескомпромиссность
Ответы «Да» по позициям: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53;
Ответы «Нет» по позициям: 61, 69, 77
Мстительность
Ответы «Да» по позициям: 6, 22, 38, 62, 70;
Ответы «Нет» по позициям: 14, 30, 46, 54, 78.
Нетерпимость к мнению других
Ответы «Да» по позициям: 7, 23, 39, 55, 63;
Ответы «Нет» по позициям: 15, 31, 47, 71, 79.
Подозрительность
Ответы «Да» по позициям: 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72;
Ответы «Нет» по позициям: 16, 40, 80.
За каждый ответ «Да» или «Нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта. Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.
3. Тест агрессивности (Л.Г. Почебут)
Цель: выявление агрессивного поведения.
Форма работы: индивидуальная.
Инструкция:
Предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно («да» или «нет») оценить 40 приведенных ниже утверждений.
Стимульный материал
-
Во время спора я часто повышаю голос. -
Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю. -
Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это. -
Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его. -
Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту. -
Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права. -
Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя. -
Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть. -
Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом. -
В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю. -
Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым. -
Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы. -
У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее. -
В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться. -
Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком. -
Когда я сердит, то обычно мрачнею. -
В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая. -
В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход. -
Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки. -
Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать. -
Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал. -
Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием. -
Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее. -
Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было. -
Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю. -
Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство. -
В детстве я избегал драться. -
Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить. -
Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью. -
Мне кажется, что окружающие люди меня не любят. -
Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями. -
Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред. -
Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же. -
Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его. -
Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте. -
Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно. -
Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими. -
Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло. -
Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку. -
Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.
Интерпретация и обработка результатов
Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.
Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.
Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.
Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.
Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.
Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.
Ключ для обработки теста:
Тип агрессии | номер утверждения | |
да | нет | |
ВА | 1, 2, 9, 10, 25, 26, 33 | 17 |
ФА | 3, 4, 11,1 8, 19, 28, 34 | 27 |
ПА | 5, 12, 13, 21, 29, 35, 36 | 20 |
ЭА | 6, 14, 15, 22, 30, 37, 38 | 23 |
СА | 7, 8, 16, 24, 32, 39, 40 | 31 |
| | |
Вначале суммируются баллы по каждой из пяти шкал.
Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.
Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам.
Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.
Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности.
Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.
План психологического вечера с элементами психодрамы
-
Вступительная часть
-
Приветствие; -
Актуальность такого метода психотерапии, как психодрама;
-
Теоретическая часть
-
Сообщение цели психологического вечера: «Сформировать представления о таком методе психотерапии, как психодрама». -
Сообщение задач психологического вечера:
-
Познакомить с понятием «психодрама» -
Проанализировать подходы в психодраме; -
Выявить техники психодрамы; -
Отработать техники психодрамы.
-
Рассмотрение техник психодрамы («дублирование», «зеркало», «обмен ролями») -
Рассмотрение оценки эффективности проведения техник
-
Практическая часть
-
Отработка техник «зеркало», «обмен ролями».
-
Заключительная часть
-
Подведение итогов психологического вечера; -
Ответы на интересующие вопросы; -
Рефлексия.
Рекомендуемое произведение в рамках библиотерапии
Я считаю, что одним из самых полезных произведений для любого человека, является роман американского писателя Джона Уильямса «Стоунер».
В этой книге описана история, с которой может столкнуться абсолютно каждый человек, и представляет собой некий антипример самореализации: когда человек проживает жизнь не так, как хочет (хотя в базовом решении он выбирает именно то, что хотел), и чем это заканчивается.
После прочтения этой книги с первых минут происходит переоценка ценностей, начинаешь прислушиваться к себе, к своим желаниям и потребностям.