Файл: Средства арттерапии как помощь при стрессе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воспитатель: Какие мы все молодцы! Мы преодолели всю полосу, помогая и выручая друг друга. Думаю, нам нужно немного отдохнуть и поиграть.

Музыкальная игра – проводит музыкальный руководитель.

Цель: овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Воспитатель: Отдохнули? Продолжаем наш путь. А вот и следующая наша остановка. Скажите, а вы любите ездить с родителями в лес? А речка там рядышком есть? Вы, наверное, купаетесь? Я вам предлагаю разделиться на пары, и один будет в роли матраса, второй – в роли папы, который его надувает с помощью насоса.

Упражнение «Матрас и насос»

Цель: овладение навыками эмпатии.

Игроки становятся друг напротив друга. Один изображает матрас, второй – папу. «Матрас» сначала стоит «спущенным» — голова упала вниз, руки вяло висят, ноги согнуты в коленях.

«Папа» делает движения, имитирующие накачивание. Чем интенсивнее движения «насоса», тем более накачанным становится «матрас»: он надувает щеки, вытягивает руки в стороны.

Потом «папа» осматривает свою работу. Возможно, теперь придется немного сдуть «матрас». Потом можно показать выдергивание шланга насоса. После этого «матрас» полностью сдувается и падает на пол.

Музыкальная игра – проводит музыкальный руководитель.

Цель: овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Воспитатель: Ребята, нам осталось совсем немного!

(дети находят клад)

Воспитатель: Понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего? (ответы детей) Мне тоже очень понравилось наши приключения. Вы все молодцы! Но нам пора возвращаться. Отправляемся в автобус.

(все возвращаются в автобус и под музыку едут в детский сад)

Коррекционная программа «Коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста».

1. Пояснительная записка.

Данная программа направлена на коррекцию нарушений речи у детей дошкольного возраста третьего уровня речевого развития.

Актуальность программы.

Как показывает практика, к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к
систематическому обучению. Можно выделить такой показатель психологической незрелости ребенка, поступающего в школу, как слабое речевое развитие, характеризующееся следующими аспектами:

  • Различия в уровне речевого развития разных детей;

  • Формальное, не осознанное владение детьми смыслом различных слов, понятий.

Так, ребенок пользуется ими, но на прямой вопрос, что означает данное слово, часто дает неправильный или приблизительный ответ. Особенно часто такое использование лексики наблюдается при заучивании стихотворений, пересказе текстов. Это связано с излишним упором на ускоренное вербальное (речевое) развитие ребенка, выступающее для взрослых показателем его интеллектуального развития.

Цель программы коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста третьего уровня речевого развития.

Реализация цели программы обеспечивается в процессе решения следующих задач:

  1. Ранее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

  2. Повышение уровня речевого развития;

  3. Формирование осознанности восприятия и использования речи;

  4. Формирование самостоятельной связной речи;

  5. Развитие коммуникативной функции.

Формы работы:

Данная психокоррекционная деятельность организуется и реализуется в преимущественно в подругрупповой форме по 4-6 человек.

Программа состоит из 12 занятий, проводящихся 1 раз в неделю.

На каждое занятие отводится 25 минут.

2. Диагностический блок.

Диагностика речевого развития ребёнка, осознанности восприятия и использования им речи может быть проведена посредством следующей методики.

Инструкция.

Сейчас я прочитаю тебе маленький рассказ. Послушай его внимательно. (Читает рассказ.) А теперь постарайся сам рассказать мне его.

Анализ и интерпретация результатов:

Оценивается поведение ребенка и характер задаваемых им вопросов.

  • Ребенок молчит, не пытается пересказывать и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции - 0

  • Пытается воспроизвести рассказ, не понимая трудных слов, но пытаясь употреблять их - 1

  • Пытается пересказать, интерпретируя рассказ в соответствии со своим пониманием, искажая смысл рассказа - 2

  • Начинает с вопросов по поводу незнакомых слов, потом пересказывает - 3


Способность ребенка вычленить новое, незнакомое слово из контекста, выражающаяся в характере задаваемых им вопросов, свидетельствует о достаточно высоком уровне его речевого развития, осознанном использовании речи.

3. Планируемые результаты.

Предполагается, что после реализации психокоррекционной программы повысится уровень речевого развития у детей дошкольного возраста.

Данную гипотезу целесообразно подтвердить/опровергнуть путём проведения контрольной диагностики.

4. Программа, направленная на работу с детьми первого уровня речевого развития



Цель

Содержание занятия

1

Развитие лексико-грамматических средств языка.


Игра на создание положительной мотивации;

Упражнение на умения выделять названия предметов, действий и признаков, понимать обобщающее значение слов.

Упражнение на преобразование глаголов повелительного наклонения 2 лица в глаголы изъявительного наклонения 3 лица.


2

Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.

Игра на создание положительной мотивации;

Упражнение на укрепление составления простых предложений по картинке.


3

Формирование произносительной стороны речи.

Игра на создание положительной мотивации;

Упражнение на укрепление сохранных и отсутствующих звуков, укрепление их на уровне слогов, слов.


4

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.


Игра на создание положительной мотивации;

Упражнение на формирование навыков звукового анализа и синтеза, преобразование прямых и обратных слогов.


5

Развитие лексико-грамматических средств языка.


Игра на создание положительной мотивации;

Упражнение на расширение возможностей использования диалогической формы речи.

Упражнение на формирование умений словообразования с уменьшительно-ласкательным суффиксом.


6

Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.

Игра на создание положительной мотивации;

Упражнение на укрепление составления простых предложений по картинке.


7

Формирование произносительной стороны речи.

Игра на создание положительной мотивации;

Упражнение на укрепление сохранных и отсутствующих звуков, укрепление их на уровне предложений.


8

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.


Игра на создание положительной мотивации;

Упражнение на умение различать на слух гласные и согласные.


9

Развитие лексико-грамматических средств языка.


Игра на создание положительной мотивации;

Упражнение на уточнение представлений о цветах и оттенках, понимание их значения.

Упражнение на укрепление навыков согласования прилагательных с существительными в роде, числе.


10


Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.

Игра на создание положительной мотивации;

Упражнение на совершенствование навыков подготовленного диалога, расширение построения разных типов предложений.


11

Формирование произносительной стороны речи.

Игра на создание положительной мотивации;

Упражнение на укрепление навыков правильного произношения звуков, закрепление фонематического восприятия.


12

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.


Игра на создание положительной мотивации;

Упражнение на закрепление навыков звукового анализа и синтеза, преобразование прямых и обратных слогов.



Методическая копилка «Диагностика агрессивности у учащихся подросткового возраста».

  1. Опросник агрессивности баса-Дарки

Цель: выявление агрессивных и враждебных реакций.

Форма работы: индивидуальная.

Инструкция: 

Вам предлагается ответить на 75 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки выберите тот альтернативный ответ, к которому Вы больше всего склоняетесь. Ваши ответы не будут оцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность.

Стимульный материал

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

  5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

  7. Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать.

  8. Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

  13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться

  1. благоприятными обстоятельствами.

  1. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

  2. Я часто бываю не согласен с людьми.

  3. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

  4. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

  5. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

  6. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.

  7. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

  8. Меня немного огорчает моя судьба.

  9. Я думаю, что многие люди не любят меня.

  10. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

  11. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

  12. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на Драку.

  13. Я не способен на грубые шутки.

  14. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

  15. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

  16. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

  17. Довольно многие люди завидуют мне.

  18. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

  19. Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей.

  20. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

  21. От злости я иногда бываю мрачен.

  22. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

  23. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.

  24. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

  25. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

  26. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

  27. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.

  28. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

  29. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

  30. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

  31. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

  32. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».

  33. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

  34. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

  35. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

  36. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

  37. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

  38. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.

  39. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.

  40. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

  41. Неудачи огорчают меня.

  42. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

  43. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

  44. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

  45. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

  46. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

  47. Я ругаюсь со злости.

  48. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

  49. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.

  50. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

  51. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

  52. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

  53. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

  54. Я часто думаю, что жил неправильно.

  55. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

  56. Я не раздражаюсь из-за мелочей.

  57. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

  58. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

  59. В последнее время я стал занудой.

  60. В споре я часто повышаю голос. -

  61. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

  62. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.



Обработка и интерпретация результатов

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов.

  1. Физическая агрессия: «да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

«нет» - № 9,17,41.

  1. Косвенная агрессия: «да» - № 2,18,34,42, 56, 63;

«нет» - № 10, 26, 49.

  1. Раздражение: «да» - № 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

4. Негативизм: «да» - № 4, 12, 20, 23, 36.

5. Обида: «да» -№ 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;

«нет» -№ 44.

6. Подозрительность: «да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

«нет» - № 65,70.

7. Вербальная агрессия: «да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60. 71, 73;

«нет» - № 39, 74, 75.

8. Угрызения совести,

чувство вины: «да» - № 8.16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности; враждебность - общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия - активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

  1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

  1. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

  2. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

  3. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

  4. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

  5. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

  6. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

  7. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7 .

Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 плюс- минус 4 , а враждебности – 6,5–7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.