ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Описание развивающих методик.
Игра «Антивремя».
Каждому из участников группы предлагается тема для небольшого рассказа. Например: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город», «Картинная галерея», «Музей» и так далее. Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» – как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.
Упражнение «Литературные опыты».
Школьникам предлагается начало рассказа: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…» Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.
Игра «Чудеса техники».
Предлагается вообразить, будто мы находимся на выставке последних новинок техники. Здесь демонстрируются замечательные предметы быта – осязаемые, но невидимые. Мы роемся в кармане и «находим» коробок спичек. Затем делаем несколько демонстративных движений, перекладывая коробок из руки в руку, открывая и закрывая его (коробок невидим). Зажигаем несуществующую спичку и передаем ее одному из детей. Затем просим, чтобы другой ребенок зажег еще одну сверхсовременную спичку сам. Постепенно в игру вовлекаются все остальные дети: кто-то пришивает несуществующую пуговицу, кто-то точит карандаш и так далее. Остальные дети отгадывают, кто что делает.
Упражнение «Изучение географической карты».
Школьнику дается туристическая маршрутная схема с изображением какой-либо реки. По берегам реки схематически нанесены изображения железной дороги, мостов, деревень и так далее. Инструкция: «Видишь, по реке плывет теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всем, что ты видишь и чувствуешь, расскажи».
Игра «Перевоплощение».
Игра проводится в кругу, сидя на стульях. Один из детей получил задание превратиться в старую лампу. Ребенок должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи ребенок должен сочинить рассказ о себе. Закончив свой рассказ, ребенок давал задание своему соседу.
Упражнения «Изобразите по-своему»:
1. Изобразите как можно больше предметов, используя в качестве составной фигуры треугольник.
2. Пофантазируйте над предложенными буквами русского алфавита и изобразите то, что они вам напоминают. Буквы: А, П, О.
3. Как просто можно выразить весну в рисунке? Через приближающийся журавлиный клин. Выразите приведенные ниже понятия в виде символических рисунков: завод, мир, движущийся на большой скорости автомобиль.
Упражнение «Иллюстрирование книги».
Для иллюстрирования мы берём любую сказку.
Инструкция: «Давайте представим себя художниками и нам необходимо сделать иллюстрации к данной книге».
Упражнение «Представь и услышь».
Инструкция: «Вы знаете, что корова мычит, собака лает, дверь хлопает, гром гремит, колокольчик звенит, свисток свистит, и так далее. Все эти звуки вы не раз слышали, а попробуйте, используя свое звуковое воображение, представить и изобразить звук яркого солнышка, зелёной травы и т.д.
Упражнение «Сказочный лес».
Инструкция: «Представьте, что мы с вами находимся в сказочном лесу. Давайте, выполним композицию на тему «Сказочный лес» из различных материалов: цветной и бархатной бумаги, открыток, картона и тому подобное». Во время данного упражнения звучит музыкальное сопровождение «Звуки природы».
Игра «Скажи в рифму».
Зачитывается стихотворение или загадка, а дети в рифму должны договорить подходящее по смыслу слово.
Загадки:
1. Угадайте, что за птица
Света яркого боится.
Клюв крючком, глаза пяточком,
Ушастая голова. Это … (Сова).
Шапки белые надели
Нынче яблони и ели,
И машины и дома –
Это к нам пришла … (Зима).
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки.
Ведь это … (Снегири).
4. Они обычно для шитья,
У ежа их видел я,
Бывают на сосне, на елке
И называют их … (Иголки).
5. Грызть дрова – простое дело!
Я опилочек поела,
Сок древесный попила
Кто такая я? (Пила).
6. Пахучие ветки
Принес я из тени:
Лиловые, белые
Ветки … (Сирени).
Стихотворение «Пирог» Д. Харме.
Я хотел устроить бал, Я ждал, пока хватило сил,
И гостей к себе … (позвал). Потом кусочек … (откусил).
Купил муку, купил творог, Потом подвил стул и сел
Испек рассыпчатый … (пирог), И весь пирог в минуту … (съел).
Пирог, ножи и вилки тут – Когда же гости подошли,
Но что-то гости … (не идут). То даже крошки … (не нашли).
Игра «Кто больше подберет рифм к словам».
Слова: снежок, мяч, кошка, день, веник, девочка, луна, окно, весна, конь, ночь, ветка, осень, лист, молоко.
Дети должны подобрать как можно больше рифм к предложенным словам.
Упражнение «Фантастический образ».
Инструкция: «Необходимо выполнить фантастический образ животного, используя различные материалы: обрывки ткани, кожи, поролона, ненужные пуговицы, ленточки, нитки, бусинки и так далее. Образ должен быть оригинальным».
Упражнение «Сочиняем и рисуем сказку».
Инструкция: «Мы все так любим сказки: русские народные и авторские. Сегодня мы на некоторое время представим себя сказочниками. Мы будем сочинять волшебные сказки. Для начала подумайте, о чем будет ваша сказка, каким будет ее название и сюжет с главными и второстепенными героями. Опишите героев, расскажите, какие невероятные события и действия разворачиваются в вашем произведении, а затем попробуем её нарисовать».
Упражнение «Путешествие в сказку».
Инструкция: «Возьмите любую тему из предложенных и сочините на нее одну из сказок: «Щенок на уроке», «Мой друг бурундук», «Волшебная парта». Проиллюстрируйте свою сказку.»
План лекции для студентов очной формы обучения «Психокоррекция как современный аспект помощи личности»
-
Вступительная часть
-
Приветствие; -
Использование вводного примера; -
Сообщение темы лекции; -
Сообщение цели лекции: «Сформировать представления о психокоррекции как современного аспекта помощи личности».
-
Основная часть
-
Введение в тему лекции, основные понятия, подходы (используя наглядный метод и метод проблемного изложения) -
Рассмотрение методов коррекционной работы (игротерапия, арт-терапия, поведенческая терапия, социальная терапия) -
Рассмотрение оценки эффективности проведения психокоррекционной работы; -
Взаимодействие с аудиторией (создание проблемной ситуации).
-
Заключительная часть
-
Подведение итогов лекции; -
Ответы на интересующие студентов вопросы; -
Рефлексия.
Методическая копилка
«Мышление в подростковом возрасте».
-
Тест интеллектуального потенциала П. Ржичан
Цель:
выявление уровня развития невербального интеллекта.
Возраст: рекомендуется для лиц старше 14 лет.
Форма работы: индивидуальная.
Время: На работу с основными заданиями отводится 20 минут.
Инструкция:
«Тест включает 4 тренировочных задания и 29 основных. Каждое задание занимает одну строку, в левой ее части — четыре квадрата, три из которых заполнены рисунками, а четвертый — пустой. Рисунки в левой части находятся в определенной последовательности, которая не закончена. Ваша задача — найти подходящий рисунок в правой части задания и записать его номер в пустом квадрате, завершив таким образом последовательность. Как вы думаете, какой из рисунков справа может занять место в пустом квадрате?»
После того как испытуемый ознакомлен с инструкцией, профконсультант разбирает вместе с ним тренировочные задания, акцентируя внимание на том, что имеется только одно правильное решение. Испытуемый должен найти это решение.
В случае ошибки экспериментатор показывает правильное решение и объясняет его. Убедившись, что испытуемый понял, что от него требуется, экспериментатор дает команду приступить к выполнению основного задания. По истечении 10 минут следует предупредить клиента, что прошла половина времени. По истечении 20 минут работа прекращается.
Тренировочные задания
Стимульный материал
Основные задания
Обработка и анализ результатов
Обработка заключается в подсчете правильных ответов. По количеству правильных ответов определяется уровень развития невербального интеллекта. Уровень интеллектуального развития можно оценить с помощью следующей таблицы:
Количество правильных ответов | Коэффициент интеллекта | Уровень интеллекта | Процент людей, имеющих такой уровень |
26–29 | 135–140 | Очень высокий | 7 % |
21–25 | 120–134 | Высокий | 18% |
16–20 | 100–119 | Уровень большинства | 50% |
10–15 | 80–99 | Сниженный | 18% |
Меньше 10 | Меньше 80 | Очень низкий | 7% |
Правильные ответы
1 – 2 | 7 – 6 | 13 – 6 | 19 – 6 | 25 – 2 |
2 – 3 | 8 – 2 | 14 – 5 | 20 – 2 | 26 – 6 |
3 – 2 | 9 – 3 | 15 – 4 | 21 – 5 | 27 – 3 |
4 – 6 | 10 – 3 | 16 – 1 | 22 – 6 | 28 – 1 |
5 – 3 | 11 – 2 | 17 – 3 | 23 – 1 | 29 – 5 |
6 – 5 | 12 – 2 | 18 – 5 | 24 – 4 | Сумма |
-
Краткий ориентировочный тест (КОТ) (адаптация Н.В. Бузина)
Цель: диагностика уровня интеллектуального развития и структуры интеллекта.
Возраст: ограничением использования методики является образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ — 7-й класс общеобразовательной школы (13 лет).
Форма работы: возможно использование методики индивидуально и в группе.
Время: Время заполнения бланка ответов ограничено 15–20 минутами.
Инструкция:
Вам предлагается тест, который содержит 50 вопросов. Ответы занесите в «Бланк ответов». На выполнение дается 15–20 минут. Если какой-то вопрос вызывает у вас трудности, переходите к следующему.
Стимульный материал
1. Одиннадцатый месяц года — это:
1) октябрь;
2) май;
3) ноябрь;
4) февраль.
2.«Суровый» является противоположным по значению слову:
1) резкий;
2) строгий;
3) мягкий;
4) жесткий;
5) неподатливый.
3.Какое из приведенных ниже слов отлично от других?
1) определенный;
2) сомнительный;
3) уверенный;
4) доверие;
5) верный.
4.Верно ли то, что сокращение «н.э.» означает «нашей эры» («новой эры»)?
1) да;
2) нет.
5. Какое из следующих слов отлично от других?
1) звонить;
2) болтать;
3) слушать;
4) говорить;
5) нет отличающихся слов.