Файл: Средства арттерапии как помощь при стрессе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Описание развивающих методик.

Игра «Антивремя».

Каждому из участников группы предлагается тема для небольшого рассказа. Например: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город», «Картинная галерея», «Музей» и так далее. Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» – как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

Упражнение «Литературные опыты».

Школьникам предлагается начало рассказа: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…» Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.

Игра «Чудеса техники».

Предлагается вообразить, будто мы находимся на выставке последних новинок техники. Здесь демонстрируются замечательные предметы быта – осязаемые, но невидимые. Мы роемся в кармане и «находим» коробок спичек. Затем делаем несколько демонстративных движений, перекладывая коробок из руки в руку, открывая и закрывая его (коробок невидим). Зажигаем несуществующую спичку и передаем ее одному из детей. Затем просим, чтобы другой ребенок зажег еще одну сверхсовременную спичку сам. Постепенно в игру вовлекаются все остальные дети: кто-то пришивает несуществующую пуговицу, кто-то точит карандаш и так далее. Остальные дети отгадывают, кто что делает.

Упражнение «Изучение географической карты».

Школьнику дается туристическая маршрутная схема с изображением какой-либо реки. По берегам реки схематически нанесены изображения железной дороги, мостов, деревень и так далее. Инструкция: «Видишь, по реке плывет теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всем, что ты видишь и чувствуешь, расскажи».

Игра «Перевоплощение».

Игра проводится в кругу, сидя на стульях. Один из детей получил задание превратиться в старую лампу. Ребенок должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи ребенок должен сочинить рассказ о себе. Закончив свой рассказ, ребенок давал задание своему соседу.

Упражнения «Изобразите по-своему»:

1. Изобразите как можно больше предметов, используя в качестве составной фигуры треугольник.


2. Пофантазируйте над предложенными буквами русского алфавита и изобразите то, что они вам напоминают. Буквы: А, П, О.

3. Как просто можно выразить весну в рисунке? Через приближающийся журавлиный клин. Выразите приведенные ниже понятия в виде символических рисунков: завод, мир, движущийся на большой скорости автомобиль.

Упражнение «Иллюстрирование книги».

Для иллюстрирования мы берём любую сказку.

Инструкция: «Давайте представим себя художниками и нам необходимо сделать иллюстрации к данной книге».

Упражнение «Представь и услышь».

Инструкция: «Вы знаете, что корова мычит, собака лает, дверь хлопает, гром гремит, колокольчик звенит, свисток свистит, и так далее. Все эти звуки вы не раз слышали, а попробуйте, используя свое звуковое воображение, представить и изобразить звук яркого солнышка, зелёной травы и т.д.

Упражнение «Сказочный лес».

Инструкция: «Представьте, что мы с вами находимся в сказочном лесу. Давайте, выполним композицию на тему «Сказочный лес» из различных материалов: цветной и бархатной бумаги, открыток, картона и тому подобное». Во время данного упражнения звучит музыкальное сопровождение «Звуки природы».

Игра «Скажи в рифму».

Зачитывается стихотворение или загадка, а дети в рифму должны договорить подходящее по смыслу слово.

Загадки: 

1. Угадайте, что за птица

Света яркого боится.

Клюв крючком, глаза пяточком,

Ушастая голова. Это … (Сова).

Шапки белые надели

Нынче яблони и ели,

И машины и дома –

Это к нам пришла … (Зима).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки.

Ведь это … (Снегири).

4. Они обычно для шитья,

У ежа их видел я,

Бывают на сосне, на елке

И называют их … (Иголки).

5. Грызть дрова – простое дело!

Я опилочек поела,

Сок древесный попила

Кто такая я? (Пила).

6. Пахучие ветки

Принес я из тени:

Лиловые, белые

Ветки … (Сирени).

Стихотворение «Пирог» Д. Харме.

Я хотел устроить бал, Я ждал, пока хватило сил,

И гостей к себе … (позвал). Потом кусочек … (откусил).

Купил муку, купил творог, Потом подвил стул и сел

Испек рассыпчатый … (пирог), И весь пирог в минуту … (съел).

Пирог, ножи и вилки тут – Когда же гости подошли,

Но что-то гости … (не идут). То даже крошки … (не нашли).

Игра «Кто больше подберет рифм к словам».

Слова: снежок, мяч, кошка, день, веник, девочка, луна, окно, весна, конь, ночь, ветка, осень, лист, молоко.



Дети должны подобрать как можно больше рифм к предложенным словам.

Упражнение «Фантастический образ».

Инструкция: «Необходимо выполнить фантастический образ животного, используя различные материалы: обрывки ткани, кожи, поролона, ненужные пуговицы, ленточки, нитки, бусинки и так далее. Образ должен быть оригинальным».

Упражнение «Сочиняем и рисуем сказку».

Инструкция: «Мы все так любим сказки: русские народные и авторские. Сегодня мы на некоторое время представим себя сказочниками. Мы будем сочинять волшебные сказки. Для начала подумайте, о чем будет ваша сказка, каким будет ее название и сюжет с главными и второстепенными героями. Опишите героев, расскажите, какие невероятные события и действия разворачиваются в вашем произведении, а затем попробуем её нарисовать».

Упражнение «Путешествие в сказку».

Инструкция: «Возьмите любую тему из предложенных и сочините на нее одну из сказок: «Щенок на уроке», «Мой друг бурундук», «Волшебная парта». Проиллюстрируйте свою сказку.»

План лекции для студентов очной формы обучения «Психокоррекция как современный аспект помощи личности»

  1. Вступительная часть

  • Приветствие;

  • Использование вводного примера;

  • Сообщение темы лекции;

  • Сообщение цели лекции: «Сформировать представления о психокоррекции как современного аспекта помощи личности».

  1. Основная часть

  • Введение в тему лекции, основные понятия, подходы (используя наглядный метод и метод проблемного изложения)

  • Рассмотрение методов коррекционной работы (игротерапия, арт-терапия, поведенческая терапия, социальная терапия)

  • Рассмотрение оценки эффективности проведения психокоррекционной работы;

  • Взаимодействие с аудиторией (создание проблемной ситуации).

  1. Заключительная часть

  • Подведение итогов лекции;

  • Ответы на интересующие студентов вопросы;

  • Рефлексия.


Методическая копилка

«Мышление в подростковом возрасте».

  1. Тест интеллектуального потенциала П. Ржичан

Цель:
выявление уровня развития невербального интеллекта.

Возраст: рекомендуется для лиц старше 14 лет.

Форма работы: индивидуальная.

Время: На работу с основными заданиями отводится 20 минут.

Инструкция: 

«Тест включает 4 тренировочных задания и 29 основных. Каждое задание занимает одну строку, в левой ее части — четыре квадрата, три из которых заполнены рисунками, а четвертый — пустой. Рисунки в левой части находятся в определенной последовательности, которая не закончена. Ваша задача — найти подходящий рисунок в правой части задания и записать его номер в пустом квадрате, завершив таким образом последовательность. Как вы думаете, какой из рисунков справа может занять место в пустом квадрате?»

После того как испытуемый ознакомлен с инструкцией, профконсультант разбирает вместе с ним тренировочные задания, акцентируя внимание на том, что имеется только одно правильное решение. Испытуемый должен найти это решение.

В случае ошибки экспериментатор показывает правильное решение и объясняет его. Убедившись, что испытуемый понял, что от него требуется, экспериментатор дает команду приступить к выполнению основного задания. По истечении 10 минут следует предупредить клиента, что прошла половина времени. По истечении 20 минут работа прекращается.

Тренировочные задания



Стимульный материал

Основные задания









Обработка и анализ результатов

Обработка заключается в подсчете правильных ответов. По количеству правильных ответов определяется уровень развития невербального интеллекта. Уровень интеллектуального развития можно оценить с помощью следующей таблицы:

Количество
правильных ответов


Коэффициент
интеллекта


Уровень
интеллекта


Процент людей,
имеющих такой уровень


26–29

135–140

Очень высокий

7 %

21–25

120–134

Высокий

18%

16–20

100–119

Уровень большинства

50%

10–15

80–99

Сниженный

18%

Меньше 10

Меньше 80

Очень низкий

7%


Правильные ответы

1 – 2

7 – 6

13 – 6

19 – 6

25 – 2

2 – 3

8 – 2

14 – 5

20 – 2

26 – 6

3 – 2

9 – 3

15 – 4

21 – 5

27 – 3

4 – 6

10 – 3

16 – 1

22 – 6

28 – 1

5 – 3

11 – 2

17 – 3

23 – 1

29 – 5

6 – 5

12 – 2

18 – 5

24 – 4

Сумма



  1. Краткий ориентировочный тест (КОТ) (адаптация Н.В. Бузина)

Цель: диагностика уровня интеллектуального развития и структуры интеллекта.

Возраст: ограничением использования методики является образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ — 7-й класс общеобразовательной школы (13 лет).

Форма работы: возможно использование методики индивидуально и в группе.

Время: Время заполнения бланка ответов ограничено 15–20 минутами.

Инструкция: 

Вам предлагается тест, который содержит 50 вопросов. Ответы занесите в «Бланк ответов». На выполнение дается 15–20 минут. Если какой-то вопрос вызывает у вас трудности, переходите к следующему.

Стимульный материал

1. Одиннадцатый месяц года — это:

1) октябрь;

2) май;

3) ноябрь;

4) февраль.

2.«Суровый» является противоположным по значению слову:

1) резкий;

2) строгий;

3) мягкий;

4) жесткий;

5) неподатливый.

3.Какое из приведенных ниже слов отлично от других?

1) определенный;

2) сомнительный;

3) уверенный;

4) доверие;

5) верный.

4.Верно ли то, что сокращение «н.э.» означает «нашей эры» («новой эры»)?

1) да;

2) нет.

5. Какое из следующих слов отлично от других?

1) звонить;

2) болтать;

3) слушать;

4) говорить;

5) нет отличающихся слов.