Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 360
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
1.1. Особенности профессии менеджера
1.2. Значение карьерного роста в работе менеджера
1.3. Современный менеджер: факторы успеха
2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАРЬЕРНОГО РОСТА И РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА
2.1. Дефицит карьерного роста в работе менеджера
2.2. Пределы карьерного роста в работе менеджера
2.3. Проблемы, возникающие в работе менеджера-профессионала и пути их преодоления
3.Рекомендации по вопросам продвижения менеджеров
3.1. Практические советы менеджерам для успешной работы в компании
менеджера, собрав их высказывания в отношении него, необходимо дать ему возможность ознакомиться с мнением сотрудников о нем. Подобный детальный feedback весьма эффективно может воздействовать на представление топ-менеджера о самом себе, даст ему возможность увидеть себя со стороны, идентифицировать слабые места.
Линейное продвижение по карьерной лестнице лишь в одной функциональной сфере (маркетинг, продажи, финансы) в какой-то степени расхолаживает менеджера, приводя к тому, что он чувствует себя комфортно в пределах известных компетенций и автоматически действует по алгоритму command-and-control. Привлечение менеджера к кросс-функциональным проектам, в которых он уже не сможет добиваться результатов с помощью формальных административных рычагов управления, позволит развивать навыки общения с людьми, убеждения, отстаивания и мотивирования своей позиции по тому или иному вопросу.
Вряд ли целесообразно игнорировать важность soft skills в работе с молодым сотрудником. Наоборот, необходимо дать понять, что назначение на высокий пост будет возможным и ускорится только в том случае, если сотрудник будет четко понимать необходимость развития навыков межличностного общения.
Представление о необходимости личного эмоционально-психологического развития должно стать неотъемлемым атрибутом не только корпоративной культуры, но одним из показателей эффективности работы сотрудника. Тренинги по развитию профессиональных навыков безусловно должны содержать в себе блоки, посвященные психологическим аспектам управления. Повышение личной эффективности в работе с коллегами и подчиненными должно быть обязательным условием дальнейшего продвижения сотрудника по карьерной лестнице.
Наконец, работая над стилем поведения и руководства молодого менеджера, целесообразно культивировать и поощрять его неформальное общение с коллегами и подчиненными. Коммуникации подобного рода позволят понять и освоить тот факт, что существуют разные стили руководства и лидерства применительно к разным ситуациям, разным людям с разными темпераментами.
Работа менеджера имеет свою специфику. Наиболее важной ее чертой является огромный объем. Большинство менеджеров заняты по горло. Чаще всего их деятельность не ограничивается рамками официального рабочего дня и занимает весомую часть свободного времени. Подавляющее большинство работ, выполняемых менеджерами, непродолжительны, многие из них плохо структурированы. Начатое дело нередко прерывается, так как постоянно возникают другие дела, требующие немедленного решения. Ввиду этого фрагментарность работы - часто встречающийся феномен.9
В своей деятельности менеджеры, как правило, отдают предпочтение вербальным коммуникациям как активному способу передачи информации, который способствует достаточно быстрому пониманию текущей ситуации и установлению оперативной обратной связи.
Вербальные коммуникации предполагают разговор лицом к лицу, телефонный разговор, инструктаж и т.п. Чаще всего они носят неформальный характер, особенно на низшем уровне управления. На высшем уровне присутствуют формальные процедуры принятия решений, которые требуют не только вербального общения, но и работы с текстами. Однако следует признать, что работа с текстами, особенно длинными, вызывает негативную реакцию у руководителей. Для них предпочтительнее короткое резюме.
Работа менеджеров связана в основном с очень конкретными вещами. Поэтому они, как правило, не любят размышлять об основах организации, о ее будущем, о направлениях и проблемах развития.
Из-за поглощенности текущими вопросами у менеджеров практически не остается времени для осмысления того, что они будут делать завтра. По этой причине возникает замкнутый круг проблем, и попытки улучшить сложившуюся в организации ситуацию не приносят успеха. К числу таких проблем относятся: поверхностность мышления; перегруженность работой в связи с отсутствием делегирования полномочий; ограниченность возможностей для совершенствования управленческих навыков; недостаточное внимание к комплексным, базовым
проблемам и нехватка времени на осмысление существующей ситуации и будущего, а также на разработку долгосрочной перспективы.
Г. Минцберг рекомендует следующие способы решения возникающих у менеджера проблем10:
Анализ содержания своей работы. Он может выполнить эту задачу сам или воспользоваться помощью инструктора.
Распределение информации. Подчиненным нужна не только традиционная информация в виде распоряжений, указаний и т.п., им также необходимо знать об организационных ценностях и целях. Менеджер должен разъяснять работникам связь между прибылью компании, ее ростом, защитой окружающей среды и благосостоянием работников. Кроме того, он должен разъяснять и доводить до исполнителей план, его основные направления. В противном случае он не сможет возложить на них ответственность за какое-либо важное решение. В этой связи менеджеру следует документировать имеющуюся у него информацию, с тем чтобы в любой момент довести ее до исполнителей. Сознательная борьба с поверхностностью, которая предполагает более широкое делегирование полномочий, привлечение подчиненных к процессу подготовки и принятия текущих управленческих решений, концентрацию внимания на вопросах реорганизации структуры, расширения компании, разрешения основных конфликтов.
Разделение работы, когда это возможно. Следует подумать о создании управленческих команд из двух или трех человек. В них один из менеджеров сосредотачивается на внешних функциях (связи с общественностью, номинальный глава, спикер и переговорщик), другой — занимается внутренней работой, осуществляет руководство и принимает решения. При этом члены команды должны дополнять друг друга, обладать способностью к эффективному взаимодействию, они должны иметь общие взгляды на желаемое направление развития организации.
Выполнение обязательств. Каждый менеджер вынужден принимать на себя большое количество обязательств. Однако эти обязательства могут выполняться по-разному. Например, формальные церемонии могут быть простой потерей времени, а могут служить способом продвижения менеджером своих интересов. От того, умеет он или нет извлечь выгоду из своих обязательств, зависит, преуспеет он или нет.
Освобождение от обязанностей. Менеджеру нужно научиться освобождаться от некоторых обязанностей с тем, чтобы посвящать часть времени решению наиболее важных с его точки зрения вопросов. В то же время он должен включать эти вопросы в свое расписание. Только в этом случае можно рассчитывать, что его инициатива будет реализована.
Воссоздание целостной картины из деталей. Хотя работа менеджера фрагментарна, вместе с тем ему не следует упускать из вида общую картину и текущей, и перспективной ситуации.
Умение слушать. Большая часть общения с менеджером проходит в вербальной форме, и здесь очень важно уметь сразу же разделять нужную и ненужную информацию. Менеджеры должны слушать очень внимательно, это помогает сэкономить время и предупредить возникновение неверных выводов.
Использование советников для анализа, интерпретации информации и выработки предложений.
Обучение персонала коммуникативным навыкам. Менеджер должен учить подчиненных выражаться как можно более четко, должен показывать, как при необходимости привлекать внимание менеджера.
Таким образом, подводя итог главе отметим.
Наверное, нет человека, которого не заботила бы его профессиональная карьера. Кто-то, конечно, может возразить, сказав, что ему все равно. Но почему-то не верится такому ответу. Может быть человек имеет в виду то, что ему не хочется становится начальником, получать оплеухи за промахи других. Но в то же время он не против получить звание ведущего конструктора или старшего научного сотрудника. А это ведь тоже профессиональный рост.
Среди лиц, желающих «приподняться» по службе, широкое распространение получило мнение, что повышение тесно связано с уровнем образования. Особенность профессиональных ресурсов состоит в том, что обладание ими не может быть врожденным, они так же не могут быть переданы менеджеру административным путем. Знания и опыт руководителя приобретаются им самостоятельно и требуют приложения определенных усилий. Менеджер может получить необходимые знания, обучаясь в специальном учебном заведении или путем самоподготовки. Если накопление знаний может происходить вне рамок карьеры, то опыт руководящей работы приобретается главным образом в рамках карьеры, каждый новый этап добавляет в ресурсы
менеджера новый опыт.
Каждое перемещение менеджера по ступеням карьеры сопровождается обесцениванием определенной части его знаний. Этот процесс в наибольшей степени затрагивает знания и опыт, входящие в технологическую составляющую его профессиональных ресурсов. Переход менеджера на новую должность, как правило, связан с преодолением возникающего в этот момент дефицита профессионализма. Этим фактором в значительной степени объясняется необходимость непрерывного дообучения менеджера практически на протяжении всей карьеры.
По мере продвижения менеджера по служебной лестнице возрастают требования к широте его профессиональных знаний, но уменьшаются - к их специализации. Знания топ – менеджера, как правило, широки, структура их раздроблена, ярко выраженная специализация отсутствует. Однако уменьшение требований к глубине конкретных знаний компенсируется увеличением требованием к системному мышлению менеджера.
При карьерном росте некоторые менеджеры боятся испортить отношения с коллегами. Но главный критерий корпоративной культуры организации - не конформизм, а эффективность. Питер Ф. Друкер писал: «Общий дух мотивирует работника, мобилизует его психологические и физические резервы и определяет, сделает ли работник все от него зависящее или ограничится лишь необходимым минимумом. Хорошие отношения между людьми, которые не основаны на удовлетворенности высокой производительностью и гармонией делового сотрудничества, на самом деле - плохие отношения».11
Продвижение по служебной лестнице - прекрасная, достойная цель, и всем нам хотелось бы, чтобы этот путь был более легким.
Линейное продвижение по карьерной лестнице лишь в одной функциональной сфере (маркетинг, продажи, финансы) в какой-то степени расхолаживает менеджера, приводя к тому, что он чувствует себя комфортно в пределах известных компетенций и автоматически действует по алгоритму command-and-control. Привлечение менеджера к кросс-функциональным проектам, в которых он уже не сможет добиваться результатов с помощью формальных административных рычагов управления, позволит развивать навыки общения с людьми, убеждения, отстаивания и мотивирования своей позиции по тому или иному вопросу.
Вряд ли целесообразно игнорировать важность soft skills в работе с молодым сотрудником. Наоборот, необходимо дать понять, что назначение на высокий пост будет возможным и ускорится только в том случае, если сотрудник будет четко понимать необходимость развития навыков межличностного общения.
Представление о необходимости личного эмоционально-психологического развития должно стать неотъемлемым атрибутом не только корпоративной культуры, но одним из показателей эффективности работы сотрудника. Тренинги по развитию профессиональных навыков безусловно должны содержать в себе блоки, посвященные психологическим аспектам управления. Повышение личной эффективности в работе с коллегами и подчиненными должно быть обязательным условием дальнейшего продвижения сотрудника по карьерной лестнице.
Наконец, работая над стилем поведения и руководства молодого менеджера, целесообразно культивировать и поощрять его неформальное общение с коллегами и подчиненными. Коммуникации подобного рода позволят понять и освоить тот факт, что существуют разные стили руководства и лидерства применительно к разным ситуациям, разным людям с разными темпераментами.
2.3. Проблемы, возникающие в работе менеджера-профессионала и пути их преодоления
Работа менеджера имеет свою специфику. Наиболее важной ее чертой является огромный объем. Большинство менеджеров заняты по горло. Чаще всего их деятельность не ограничивается рамками официального рабочего дня и занимает весомую часть свободного времени. Подавляющее большинство работ, выполняемых менеджерами, непродолжительны, многие из них плохо структурированы. Начатое дело нередко прерывается, так как постоянно возникают другие дела, требующие немедленного решения. Ввиду этого фрагментарность работы - часто встречающийся феномен.9
В своей деятельности менеджеры, как правило, отдают предпочтение вербальным коммуникациям как активному способу передачи информации, который способствует достаточно быстрому пониманию текущей ситуации и установлению оперативной обратной связи.
Вербальные коммуникации предполагают разговор лицом к лицу, телефонный разговор, инструктаж и т.п. Чаще всего они носят неформальный характер, особенно на низшем уровне управления. На высшем уровне присутствуют формальные процедуры принятия решений, которые требуют не только вербального общения, но и работы с текстами. Однако следует признать, что работа с текстами, особенно длинными, вызывает негативную реакцию у руководителей. Для них предпочтительнее короткое резюме.
Работа менеджеров связана в основном с очень конкретными вещами. Поэтому они, как правило, не любят размышлять об основах организации, о ее будущем, о направлениях и проблемах развития.
Из-за поглощенности текущими вопросами у менеджеров практически не остается времени для осмысления того, что они будут делать завтра. По этой причине возникает замкнутый круг проблем, и попытки улучшить сложившуюся в организации ситуацию не приносят успеха. К числу таких проблем относятся: поверхностность мышления; перегруженность работой в связи с отсутствием делегирования полномочий; ограниченность возможностей для совершенствования управленческих навыков; недостаточное внимание к комплексным, базовым
проблемам и нехватка времени на осмысление существующей ситуации и будущего, а также на разработку долгосрочной перспективы.
Г. Минцберг рекомендует следующие способы решения возникающих у менеджера проблем10:
Анализ содержания своей работы. Он может выполнить эту задачу сам или воспользоваться помощью инструктора.
Распределение информации. Подчиненным нужна не только традиционная информация в виде распоряжений, указаний и т.п., им также необходимо знать об организационных ценностях и целях. Менеджер должен разъяснять работникам связь между прибылью компании, ее ростом, защитой окружающей среды и благосостоянием работников. Кроме того, он должен разъяснять и доводить до исполнителей план, его основные направления. В противном случае он не сможет возложить на них ответственность за какое-либо важное решение. В этой связи менеджеру следует документировать имеющуюся у него информацию, с тем чтобы в любой момент довести ее до исполнителей. Сознательная борьба с поверхностностью, которая предполагает более широкое делегирование полномочий, привлечение подчиненных к процессу подготовки и принятия текущих управленческих решений, концентрацию внимания на вопросах реорганизации структуры, расширения компании, разрешения основных конфликтов.
Разделение работы, когда это возможно. Следует подумать о создании управленческих команд из двух или трех человек. В них один из менеджеров сосредотачивается на внешних функциях (связи с общественностью, номинальный глава, спикер и переговорщик), другой — занимается внутренней работой, осуществляет руководство и принимает решения. При этом члены команды должны дополнять друг друга, обладать способностью к эффективному взаимодействию, они должны иметь общие взгляды на желаемое направление развития организации.
Выполнение обязательств. Каждый менеджер вынужден принимать на себя большое количество обязательств. Однако эти обязательства могут выполняться по-разному. Например, формальные церемонии могут быть простой потерей времени, а могут служить способом продвижения менеджером своих интересов. От того, умеет он или нет извлечь выгоду из своих обязательств, зависит, преуспеет он или нет.
Освобождение от обязанностей. Менеджеру нужно научиться освобождаться от некоторых обязанностей с тем, чтобы посвящать часть времени решению наиболее важных с его точки зрения вопросов. В то же время он должен включать эти вопросы в свое расписание. Только в этом случае можно рассчитывать, что его инициатива будет реализована.
Воссоздание целостной картины из деталей. Хотя работа менеджера фрагментарна, вместе с тем ему не следует упускать из вида общую картину и текущей, и перспективной ситуации.
Умение слушать. Большая часть общения с менеджером проходит в вербальной форме, и здесь очень важно уметь сразу же разделять нужную и ненужную информацию. Менеджеры должны слушать очень внимательно, это помогает сэкономить время и предупредить возникновение неверных выводов.
Использование советников для анализа, интерпретации информации и выработки предложений.
Обучение персонала коммуникативным навыкам. Менеджер должен учить подчиненных выражаться как можно более четко, должен показывать, как при необходимости привлекать внимание менеджера.
Таким образом, подводя итог главе отметим.
Наверное, нет человека, которого не заботила бы его профессиональная карьера. Кто-то, конечно, может возразить, сказав, что ему все равно. Но почему-то не верится такому ответу. Может быть человек имеет в виду то, что ему не хочется становится начальником, получать оплеухи за промахи других. Но в то же время он не против получить звание ведущего конструктора или старшего научного сотрудника. А это ведь тоже профессиональный рост.
Среди лиц, желающих «приподняться» по службе, широкое распространение получило мнение, что повышение тесно связано с уровнем образования. Особенность профессиональных ресурсов состоит в том, что обладание ими не может быть врожденным, они так же не могут быть переданы менеджеру административным путем. Знания и опыт руководителя приобретаются им самостоятельно и требуют приложения определенных усилий. Менеджер может получить необходимые знания, обучаясь в специальном учебном заведении или путем самоподготовки. Если накопление знаний может происходить вне рамок карьеры, то опыт руководящей работы приобретается главным образом в рамках карьеры, каждый новый этап добавляет в ресурсы
менеджера новый опыт.
Каждое перемещение менеджера по ступеням карьеры сопровождается обесцениванием определенной части его знаний. Этот процесс в наибольшей степени затрагивает знания и опыт, входящие в технологическую составляющую его профессиональных ресурсов. Переход менеджера на новую должность, как правило, связан с преодолением возникающего в этот момент дефицита профессионализма. Этим фактором в значительной степени объясняется необходимость непрерывного дообучения менеджера практически на протяжении всей карьеры.
По мере продвижения менеджера по служебной лестнице возрастают требования к широте его профессиональных знаний, но уменьшаются - к их специализации. Знания топ – менеджера, как правило, широки, структура их раздроблена, ярко выраженная специализация отсутствует. Однако уменьшение требований к глубине конкретных знаний компенсируется увеличением требованием к системному мышлению менеджера.
При карьерном росте некоторые менеджеры боятся испортить отношения с коллегами. Но главный критерий корпоративной культуры организации - не конформизм, а эффективность. Питер Ф. Друкер писал: «Общий дух мотивирует работника, мобилизует его психологические и физические резервы и определяет, сделает ли работник все от него зависящее или ограничится лишь необходимым минимумом. Хорошие отношения между людьми, которые не основаны на удовлетворенности высокой производительностью и гармонией делового сотрудничества, на самом деле - плохие отношения».11
Продвижение по служебной лестнице - прекрасная, достойная цель, и всем нам хотелось бы, чтобы этот путь был более легким.