Файл: Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол От 15 сентября 2009 г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обучающийся должен уметь практически:


  • Свободно ориентироваться на местности из среднего рельефа и средней проходимости леса.

  • Делать маршрутную ленту, составлять техническое описание маршрута.

  • Производить ремонт личного и общественного снаряжения.

  • Оказывать доврачебную помощь, используя медицинскую аптечку.

  • Прогнозировать погоду по приметам.

  • Составлять отчёт о походе.

  • Владеть специальными приёмами по технике туризма и средствами передвижения.

  • Производить несложные спасательные работы в природной среде.

  • Работать помощником руководителя.



Содержание занятий 4 год-306 ч.
1. Организационные вопросы.

Теория: Информация о сборе группы. Краткий отчет о летнем сезоне.

Практика: План на четверть, год.

2. Краеведение.

Теория: Развитие туризма в России. Основные географические и туристические регионы

Российской Федерации

Практика: Поход выходного дня.

3. Документы, определяющие организацию и проведение спортивных походов.

Теория: Инструкция по проведению походов.

Практика: Оформление документов перед началом походов и работа с ней в походе.

4. Элементы топографии и ориентирование.

Теория: Знакомство с программой 4-го года обучения по разделу.

Практика: Способ определения скорости пешехода. Составление маршрутной ленты похода.

Особенности ориентирования в сложной пересечённой местности. Измерение расстояния на

карте. Спортивное ориентирование – туристическая эстафета. Стажировка в составлении

схемы туристского похода и маршрутной ленты.

  1. Туристская техника.

Теория: Знакомство с программой 4-го года обучения по разделу.

Практика: Определение возможности преодоления рек вброд. Способы преодоления рек

вброд. Вязка туристических узлов не менее 3-4-х без зрительного контроля. Стажировка в

самостоятельном наведении навесной переправы, в навешивании горизонтальных перил.

Организация школьных соревнований по туристской технике.

  1. Питание в туристическом походе.

Теория: Возможности человеческого организма. Расход энергии при различных видах

нагрузок: ходьба с рюкзаком.

Практика: Движение по ровному месту, подъём по склону и спуск. Стажировка в расчёте

продуктов на многодневный поход. Потребности организма в суточном рационе.


  1. Опасности в походе. Первая доврачебная помощь.

Теория: Психологический климат в группе и факторы, влияющие на его изменение. Влияние

высоты рельефа на физическую работоспособность, утомляемость. Недисциплинирован

ность участников и неорганизованность, как основной фактор опасностей в походе.

Практика: Создание экстремальных ситуаций и выход из них.

8. Физическая подготовка.

Теория: Способы контроля над состоянием здоровья.

Практика: Систематический контроль над состоянием здоровья. Самостоятельный контроль

над уровнем своего здоровья. Участие в спортивных и туристических соревнованиях.

9. Подготовка к походу.

Теория: Определение целей и задач похода.

Практика: Подбор картографического и другого справочного материала, разработка графика

движения по дням, определение места бивака. Выбор и расчёт запасного варианта.

Тренировочный сбор группы. Контрольный выход в однодневный поход с планируемым

специальным снаряжением и его проверка в полевых условиях.

10. Проведение туристических походов.

Теория: Виды туристических походов.

Практика: Устройство бивака за пределами лесной зоны. Нахождение топлива.

11. Особенности лыжных походов.

Теория: Особенности лыжных походов, снаряжение для спортивных лыжных походов.

Практика: Отработка лыжной техники. Преодоление препятствий, преодоление лыжни и дистанции различной категории сложности.

План похода, планирование дневного перехода, план преодоления препятствий. Опасности

зимнего маршрута: погодные условия, естественные препятствия. Ремонтный набор для

лыжного похода. Предупреждение переохлаждения, обморожения, простудных заболеваний.

Бивачные сооружения без снега в безлесье.

12. Подведение итогов.

Теория: Просмотр видеозаписей походов.

Практика: Оформление документации, отчёт похода и заполнение справок участниками.

Проведение итогового собрания.

13. Диагностика.

-Изучение степени заинтересованности учащегося, стремление к самоутверждению себя и к достижениям. Методика исследования мотивации достижения (прил3)

- Методика по изучению развития личности учащегося, методика «Репка»

(прил.1)

Обучающийся должен иметь теоретическую подготовку в следующем объёме:




  • Нормативные документы по туристско-краеведческой работе.

  • Основы организации степенных походов различных видов туризма.

  • Основные параметры для разработки категоричного похода.

  • Составление раскладки продуктов на поход I категории сложности.

  • Структура туризма в России.

  • Планирование туристско-краеведческой работы ДТО “Юные туристы” на год, на четверть.

  • Основы безопасности в походах.

  • Основы организации управления группой в течение туристического дня.


Обучающийся должен уметь практически:


  • Свободно ориентироваться в сложных погодных условиях, на сложном рельефе.

  • Комплектовать основные лекарства и мед. препараты для походной аптечки.

  • Самостоятельно подготовить документы к походу.

  • Составить схему туристского похода и маршрутной ленты.

  • Организовать школьные соревнования по туристической технике.

  • Организовать занятия по физической подготовке.

  • Работать с картографическим и другим справочным материалом.

  • Подготовить и провести тематический туристический вечер.

  • Пройти стажировку в составлении отчёта за поход.

Условия обеспечения программы:


  • Организация: создание детских коллективов, привлечение к работе учителей-предметников, родителей.

  • Методическое обеспечение: основной упор делается на методическую разработку методиста областного центра детско-юношеского туризма Самарской области Л.И.Тихоновой.

  • Дидактическое: необходимо приобрести видеосредства по обучающейся программе.

  • Материально-техническое: используется помещение-спортзал, оборудование минимальное.


Приложение 1. Межпредметные связи.
При реализации программы педагогу придется столкнуться с тремя видами межпредметных связей: предшествующими (опорными), сопутствующими и перспективными.

Предшествующие — это связи, когда при изучении материала курса опираются на ранее полученные знания по другим предметам.

Сопутствующие — это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются по нескольким предметам школьной программы.

Перспективные связи используются, когда изучение разделов программы опережает его применение в других предметах.


В качестве практического примера привожу распределение межпредметных связей при реализации Базового модуля в комплексном курсе «Спортивный туризм» (пеший, горный и водный профиль). Курс начинают изучать в 5-6 классе.


Блок

Предшествующие

Сопутствующие

Перспективные

Б2

ОБЖ 2 класс

География 5 класс

География 9 класс

Простейшие способы ориентирования.

План местности. Географическая карта. Географические координаты.

Географическая карта — модель земной поверхности.

Математика 6 класс

Физика 8 класс.

Прямоугольная система координат. Отношения и пропорции. Угол, величина угла, построение угла заданной величины. Координатные точки.

Магнитное поле Земли.

Законы отражения.

Математика 9 класс

Теорема Пифагора. Подобие фигур. Площади фигур.

Геометрия 7 класс.

ОБЖ 6 класс

Начальные понятия геометрии

Движение по азимуту. Ориентирование на местности.

Астрономия 11 класс.

Поясное и декретное время.

Б3

ОБЖ 4 класс

ОБЖ 5, 6 класс

ОБЖ 9, 10 класс

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и оказание первой помощи.

Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута.

Смена климатогеографических условий, акклиматизация, автономное существование человека в природных условиях.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Биология 9 класс.

Здоровье и болезнь. Здоровый образ жизни и его научные основы. Валеология.

ОБЖ 7 класс

Правила оказания первой помощи при травмах и ранениях.

Биология 6 класс

Элементарные основы гигиены. Личная гигиена. Правила асептики и антисептики





Б4

ОБЖ 2 класс

ОБЖ 5, 6 класс

Биология 9 класс.

Съедобные и несъедобные ягоды, грибы, плоды.

Недоброкачественность продуктов и последствия для здоровья. Автономное существование в природных условиях.

Питьевой режим. Рациональное питание.

ОБЖ 4 класс

Рациональное питание.

Биология 6 класс.

Грибы. Значение питания. Пищеварение. Рациональное питание.

Б6




География 5 класс

География 7 класс

Элементы погоды и явления. Погода и климат.

Климат, прогноз погоды.

Физика 7 класс.

Измерение атмосферного давления. Термометр и приемы обращения с ним.

Б7




Биология 6 класс.

Экология 9 класс.

Нравственные нормы отношения к живым организмам.

Биосфера, ноосфера. Типы взаимодействия организмов. Понятие экосистемы. Биоценоз. Экологические основы охраны природы.

География 9 класс.

Взаимодействие человека и общества с природой.

Биология 8 класс.

Охрана растений

ОБЖ 8 класс

Нарушение экологического равновесия.

Б8







География 9 класс.

История исследования и освоения России.

География 7 класс.

Особенности размещения природных зон. Характеристика природного региона. Географическое положение России. Территория и географическое положение России.

География 8 класс.

Общий экономико-географический обзор России.