Файл: Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол От 15 сентября 2009 г.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучающийся должен уметь практически:
-
Свободно ориентироваться на местности из среднего рельефа и средней проходимости леса. -
Делать маршрутную ленту, составлять техническое описание маршрута. -
Производить ремонт личного и общественного снаряжения. -
Оказывать доврачебную помощь, используя медицинскую аптечку. -
Прогнозировать погоду по приметам. -
Составлять отчёт о походе. -
Владеть специальными приёмами по технике туризма и средствами передвижения. -
Производить несложные спасательные работы в природной среде. -
Работать помощником руководителя.
Содержание занятий 4 год-306 ч.
1. Организационные вопросы.
Теория: Информация о сборе группы. Краткий отчет о летнем сезоне.
Практика: План на четверть, год.
2. Краеведение.
Теория: Развитие туризма в России. Основные географические и туристические регионы
Российской Федерации
Практика: Поход выходного дня.
3. Документы, определяющие организацию и проведение спортивных походов.
Теория: Инструкция по проведению походов.
Практика: Оформление документов перед началом походов и работа с ней в походе.
4. Элементы топографии и ориентирование.
Теория: Знакомство с программой 4-го года обучения по разделу.
Практика: Способ определения скорости пешехода. Составление маршрутной ленты похода.
Особенности ориентирования в сложной пересечённой местности. Измерение расстояния на
карте. Спортивное ориентирование – туристическая эстафета. Стажировка в составлении
схемы туристского похода и маршрутной ленты.
-
Туристская техника.
Теория: Знакомство с программой 4-го года обучения по разделу.
Практика: Определение возможности преодоления рек вброд. Способы преодоления рек
вброд. Вязка туристических узлов не менее 3-4-х без зрительного контроля. Стажировка в
самостоятельном наведении навесной переправы, в навешивании горизонтальных перил.
Организация школьных соревнований по туристской технике.
-
Питание в туристическом походе.
Теория: Возможности человеческого организма. Расход энергии при различных видах
нагрузок: ходьба с рюкзаком.
Практика: Движение по ровному месту, подъём по склону и спуск. Стажировка в расчёте
продуктов на многодневный поход. Потребности организма в суточном рационе.
-
Опасности в походе. Первая доврачебная помощь.
Теория: Психологический климат в группе и факторы, влияющие на его изменение. Влияние
высоты рельефа на физическую работоспособность, утомляемость. Недисциплинирован
ность участников и неорганизованность, как основной фактор опасностей в походе.
Практика: Создание экстремальных ситуаций и выход из них.
8. Физическая подготовка.
Теория: Способы контроля над состоянием здоровья.
Практика: Систематический контроль над состоянием здоровья. Самостоятельный контроль
над уровнем своего здоровья. Участие в спортивных и туристических соревнованиях.
9. Подготовка к походу.
Теория: Определение целей и задач похода.
Практика: Подбор картографического и другого справочного материала, разработка графика
движения по дням, определение места бивака. Выбор и расчёт запасного варианта.
Тренировочный сбор группы. Контрольный выход в однодневный поход с планируемым
специальным снаряжением и его проверка в полевых условиях.
10. Проведение туристических походов.
Теория: Виды туристических походов.
Практика: Устройство бивака за пределами лесной зоны. Нахождение топлива.
11. Особенности лыжных походов.
Теория: Особенности лыжных походов, снаряжение для спортивных лыжных походов.
Практика: Отработка лыжной техники. Преодоление препятствий, преодоление лыжни и дистанции различной категории сложности.
План похода, планирование дневного перехода, план преодоления препятствий. Опасности
зимнего маршрута: погодные условия, естественные препятствия. Ремонтный набор для
лыжного похода. Предупреждение переохлаждения, обморожения, простудных заболеваний.
Бивачные сооружения без снега в безлесье.
12. Подведение итогов.
Теория: Просмотр видеозаписей походов.
Практика: Оформление документации, отчёт похода и заполнение справок участниками.
Проведение итогового собрания.
13. Диагностика.
-Изучение степени заинтересованности учащегося, стремление к самоутверждению себя и к достижениям. Методика исследования мотивации достижения (прил3)
- Методика по изучению развития личности учащегося, методика «Репка»
(прил.1)
Обучающийся должен иметь теоретическую подготовку в следующем объёме:
-
Нормативные документы по туристско-краеведческой работе. -
Основы организации степенных походов различных видов туризма. -
Основные параметры для разработки категоричного похода. -
Составление раскладки продуктов на поход I категории сложности. -
Структура туризма в России. -
Планирование туристско-краеведческой работы ДТО “Юные туристы” на год, на четверть. -
Основы безопасности в походах. -
Основы организации управления группой в течение туристического дня.
Обучающийся должен уметь практически:
-
Свободно ориентироваться в сложных погодных условиях, на сложном рельефе. -
Комплектовать основные лекарства и мед. препараты для походной аптечки. -
Самостоятельно подготовить документы к походу. -
Составить схему туристского похода и маршрутной ленты. -
Организовать школьные соревнования по туристической технике. -
Организовать занятия по физической подготовке. -
Работать с картографическим и другим справочным материалом. -
Подготовить и провести тематический туристический вечер. -
Пройти стажировку в составлении отчёта за поход.
Условия обеспечения программы:
-
Организация: создание детских коллективов, привлечение к работе учителей-предметников, родителей. -
Методическое обеспечение: основной упор делается на методическую разработку методиста областного центра детско-юношеского туризма Самарской области Л.И.Тихоновой. -
Дидактическое: необходимо приобрести видеосредства по обучающейся программе. -
Материально-техническое: используется помещение-спортзал, оборудование минимальное.
Приложение 1. Межпредметные связи.
При реализации программы педагогу придется столкнуться с тремя видами межпредметных связей: предшествующими (опорными), сопутствующими и перспективными.
Предшествующие — это связи, когда при изучении материала курса опираются на ранее полученные знания по другим предметам.
Сопутствующие — это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются по нескольким предметам школьной программы.
Перспективные связи используются, когда изучение разделов программы опережает его применение в других предметах.
В качестве практического примера привожу распределение межпредметных связей при реализации Базового модуля в комплексном курсе «Спортивный туризм» (пеший, горный и водный профиль). Курс начинают изучать в 5-6 классе.
Блок | Предшествующие | Сопутствующие | Перспективные |
Б2 | ОБЖ 2 класс | География 5 класс | География 9 класс |
Простейшие способы ориентирования. | План местности. Географическая карта. Географические координаты. | Географическая карта — модель земной поверхности. | |
Математика 6 класс | Физика 8 класс. | ||
Прямоугольная система координат. Отношения и пропорции. Угол, величина угла, построение угла заданной величины. Координатные точки. | Магнитное поле Земли. Законы отражения. | ||
Математика 9 класс | |||
Теорема Пифагора. Подобие фигур. Площади фигур. | |||
Геометрия 7 класс. | |||
ОБЖ 6 класс | Начальные понятия геометрии | ||
Движение по азимуту. Ориентирование на местности. | |||
Астрономия 11 класс. | |||
Поясное и декретное время. | |||
Б3 | ОБЖ 4 класс | ОБЖ 5, 6 класс | ОБЖ 9, 10 класс |
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и оказание первой помощи. | Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута. Смена климатогеографических условий, акклиматизация, автономное существование человека в природных условиях. | Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. | |
Биология 9 класс. | |||
Здоровье и болезнь. Здоровый образ жизни и его научные основы. Валеология. | |||
ОБЖ 7 класс | |||
Правила оказания первой помощи при травмах и ранениях. | |||
Биология 6 класс | |||
Элементарные основы гигиены. Личная гигиена. Правила асептики и антисептики |
Б4 | ОБЖ 2 класс | ОБЖ 5, 6 класс | Биология 9 класс. |
Съедобные и несъедобные ягоды, грибы, плоды. | Недоброкачественность продуктов и последствия для здоровья. Автономное существование в природных условиях. | Питьевой режим. Рациональное питание. | |
ОБЖ 4 класс | |||
Рациональное питание. | |||
Биология 6 класс. | |||
Грибы. Значение питания. Пищеварение. Рациональное питание. | |||
Б6 | | География 5 класс | География 7 класс |
Элементы погоды и явления. Погода и климат. | Климат, прогноз погоды. | ||
Физика 7 класс. | |||
Измерение атмосферного давления. Термометр и приемы обращения с ним. | |||
Б7 | | Биология 6 класс. | Экология 9 класс. |
Нравственные нормы отношения к живым организмам. | Биосфера, ноосфера. Типы взаимодействия организмов. Понятие экосистемы. Биоценоз. Экологические основы охраны природы. | ||
География 9 класс. | |||
Взаимодействие человека и общества с природой. | |||
Биология 8 класс. | |||
Охрана растений | |||
ОБЖ 8 класс | |||
Нарушение экологического равновесия. | |||
Б8 | | | География 9 класс. |
История исследования и освоения России. | |||
География 7 класс. | |||
Особенности размещения природных зон. Характеристика природного региона. Географическое положение России. Территория и географическое положение России. | |||
География 8 класс. | |||
Общий экономико-географический обзор России. |