Файл: Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол От 15 сентября 2009 г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Токаренко С.А. Авторская программа. Спортивный туризм


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Кошкинский Дом детского творчества

Кошкинского района

Самарской области

УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУДОД Кошкинского ДДТ

______________________ Т. В. Межуева

«__15__» ____сентября_______ 2009 г.

Программа принята на основании

решения педагогического совета

Протокол №____

От «_15__» __сентября___ 2009 г.

Дополнительная образовательная


программа детского объединения

«Спортивный Туризм »

Возраст детей 12-15 лет

На 4 года обучения

Педагог дополнительного образования:

Токаренко Сергей Анатольевич


с. Кошки

2009

Содержание:

УТВЕРЖДАЮ 1

Дополнительная образовательная 1

Введение 2

Основная концепция программы. 4

Общие сведения об учебной группе 5

Основные цели 5

Задачи, раскрывающие цели 6

Структура программы. 6

Условия для реализации программы. 7

Критерии оценки результатов 8

Способы оценки результатов. 9

Прогнозируемые результаты 9

Блок Б2 Ориентирование и топография 10

Блок Б7. Краеведческая подготовка туриста 11

Базовый модуль (Базис) 11

Блок Б1. Азбука туризма. 11

Блок Б2. Ориентирование и топография. 12

Блок Б3. Основы медицинских знаний. 13

Блок Б4. Организация питания в походе. 14

Блок Б5. Туристское снаряжение. 14

Блок Б6. Экологическая подготовка туриста. 14

Блок Б7. Краеведческая подготовка туриста. 14

Блок Б8. Туристские узлы. 15

Блок Б9. Безопасность туризма. 15

Блок Б10. Туристские биваки. 15

Основной модуль (Профиль) 16

Техника пешеходного туризма. 16

Техника лыжного туризма. 16

Дополнительный модуль (Нагрузка) 17

Физическая подготовка туриста. 17

Приложение 1. Межпредметные связи. 25

Приложение 2. Список рекомендуемой литературы. 28




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Введение
Туризм — один из наиболее массовых видов спорта. Несмотря на сложную внутриполитическую и экономическую обстановку в стране, тысячи туристов ежегодно выходят на свои маршруты. Правда, туризм сегодня не только самый массовый вид, но и один из наиболее дорогих. Но люди находят средства и способы хотя бы на неделю-две вырваться из плена городов и окунуться в чарующий мир первозданной природы.

Но там же и подстерегают опасности, от ко­торых нас отучил комфорт. Не только путешественник, любой человек может оказаться в экстре­мальной ситуации, например, заблудиться в лесу.

Экстремальность ситуации — понятие субъективное. Одна и та же ситуация может быть экстре­мальной для городского жителя и обыденной для таежного охотника, и наоборот. Поэтому можно утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по вине человека, поскольку природа беспристрастна и ведет себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного городского жителя может стать экстремальным даже поход за грибами в пригородный лесопарк, если при этом возникнут непредвиденные обстоятельства, например: резкое ухудшение погоды, лесной пожар, потеря ориентировки, укус змеи, травма и т.п.

В повседневном быту городского жителя навыки выживания в природе тоже далеко не лишние. Вот лишь некоторые случаи, когда мы остро ощущаем свою зависимость от повседневных благ цивилизации: перебои с водой, газом, электроэнергией, отоплением; техногенные аварии, стихийные бедствия в условиях населенной местности и т.п. Во всех этих случаях лучше обратиться к природе, покинув на время, ставшую враждебной, привычную среду обитания.

К сожалению, современное узкоспециальное и теоретизированное образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.

Но туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями народов России. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.


Актуальность программы

Воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного образования. Беда нашей страны — растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны.

Но, к сожалению, на сегодняшний день в системе дополнительного образования не существует определенной ясности на преподавание туризма. Сотни энтузиастов туризма, работающих в сфере образования, сталкиваются с серьезной проблемой отсутствия программы. Да, видов туризма достаточно много, у каждого педагога свои взгляды на туризм и свой профиль. Один, в силу своего небольшого опыта или здоровья, ходит только по Самарской области, другой стремиться воспитать покорителей Эвереста, третий не мыслит себе жизни без бурной воды, закручивающей каяк в «бочку» и так далее. Есть, и таких большинство, туристы-универсалы, которые летом ходят в горы, зимой — на лыжах, а весной окунаются в бурную воду на своих утлых судах.

В походе турист имеет возможность вплотную наблюдать жизнь различных экосистем. Занимаясь пешеходным туризмом, ребенок знакомится с природой равнин и среднегорья, путешествуя на байдарках, он вплотную сталкивается с жизнью водоемов и на практике знакомится с некоторыми законами гидродинамики. Отправляясь зимой на лыжах в поход, ребенок получает возможность изучить жизнь экосистем в холодное время года и так далее. Таким образом, многопрофильность программы, связанная с разделами краеведения и экологии, является одним из средств, позволяющих реализовать основные цели программы.

Предлагаемая программа есть первая попытка собрать воедино несколько видов туризма и предложить их для системы дополнительного образования — туристских клубов, секций, кружков, групп.


Опыт убедил, что, приходя в туристское объединение в возрасте 11-13 лет, ребенок продолжает занятия не только до окончания школы (16-17 лет), но и после совершеннолетия. Таким образом, фактическая продолжительность обучения составляет не менее 4-5 лет. На сегодняшний день, практически, не существует программы единого долгосрочного курса по туризму. Все имеющиеся программы ограничены максимально 4-летним сроком.

Актуальность данной программы также в том, что это попытка предложить долгосрочный курс обучения в области спортивного и краеведческого туризма.

Структура программы позволяет спланировать курс максимально на срок 6-8 лет. Последние ступени обучения, по сути, являются подготовкой инструкторских туристских кадров. При апробации программы, в нее будет добавлен еще один модуль — Инструкторский, включающий основы педагогики, психологии и методики преподавания.
Основная концепция программы.
Если говорить об основной идее, концепции программы, то она достаточно проста и строится из трех взаимосвязанных линий.

Первое и основное — идея гносеологической спирали (спирали познания) Остапца-Свешникова, т. е. развитие от близкого к дальнему, от простого к сложному. Конечная цель каждого года обучения — летний зачетный поход. С каждым годом сложность походов возрастает, соответственно с каждым годом углубляются и расширяются знания учащихся по тем или иным вопросам. Т. е. все планирование в течение года привязано к конечной цели — дать то, что понадобится в зачетном походе.

Для возможности реализации такого «наслоения» материала все разделы программы разделены на профильные модули, а каждый модуль — на тематические блоки. У педагога есть возможность строить планирование на несколько лет вперед, добавляя в программу каждого года все новые и новые разделы программы, закрепляющие и обобщающие ранее изученный материал. Модульность программы — это вторая идея, на которой построена данная программа. Деление на модули позволяет также более четко отслеживать межпредметные связи при разработке планирования, привязывать изучение различных блоков программы к конкретным разделам школьных предметов.

Но постепенное изложение материала, также, создает простор для творческого поиска учащихся, т. е. активизирует познавательную деятельность учащихся. Они пытаются самостоятельно искать пути решения различных проблем, восполняя пробелы за счет учебно-популярной туристской, краеведческой литературы. Для поддержания этой творческой активности мною был использован так называемый метод проектов. По завершении очередного «витка спирали», детям предлагается зачетная курсовая работа по самостоятельной разработке маршрута. Здесь от них требуется применить все ранее полученные знания и навыки на практике, а также
реализовать свою познавательную активность, изучая район будущего похода. И с каждым «витком спирали» сложность заданий, как и походов, увеличивается. Третья идея — применение инновационного метода проектов при итоговой оценке знаний,

умений и навыков — позволяет в полном объеме реализовать познавательную активность учащихся, а использование дифференцированных заданий (маршруты сложнее, проще) дает возможность самовыражения и реализации своих идей даже отстающим. Ведь, зачастую, в туризм идут дети с проблемами в общении, из неблагополучных семей и т.п. И здесь нужно не отсеивать по успеваемости («У тебя двойки, а мне двоечники не нужны»), а воспитывать познавательный интерес, желание учиться, узнавать новое. Сложность зачетных заданий можно варьировать, добавляя или исключая из них различные блоки программы.
Общие сведения об учебной группе
Данная программа рассчитана на постоянный состав учащихся, занимающихся на протяжении нескольких лет (минимум один, максимум шесть) в туристско-спортивном или туристско-краеведческом объединении.

Комплектовать состав группы следует из учащихся не моложе 11 лет, т. е. пятиклассников, хотя, на практике возрастные рамки определяются физическими и психологическими возможностями детей и соответствуют требованиям к школьникам — участникам туристских походов. (Инструкция по организации и проведению туристских мероприятий с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений г. Москвы Приказ МДО № 81 от 19. 03. 1993)

При наборе группы следует учитывать, что, в связи с естественной текучкой, количественный состав группы будет меняться. Опыт показывает, что следует набирать несколько большее число учащихся, чем необходимо для формирования учебной группы (минимальный состав — 15 человек). Но опыт проведения походов говорит, что с увеличением туристской группы увеличивается и риск травматизма в походе, поэтому к дальним категорийным зачетным походам должны допускаться только наиболее подготовленные члены группы, а состав группы не должен превышать 12 человек (10 детей и 2 руководителя). Для непродолжительных походов по Центральной России допустимы группы численностью до 17 человек (15+2). Через три-четыре года занятий обычно формируется «схоженая» команда численностью около 12 человек. Это и есть та цифра, на которую следует ориентироваться при наборе новой группы.