Файл: Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол От 15 сентября 2009 г.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Блок Б1. Азбука туризма. | Всего 54 часа | 8 | | 46 | ||
1. | Введение в туризм | 1 | | | ||
2. | История развития туризма в России | 1 | | | ||
3. | Этика туризма.3аконы туристов. | 1 | | | ||
4. | Этапы подготовки туристского путешествия. Стратегия и тактика походов | 4 | | | ||
5. | Основные туристские обязанности | 1 | | | ||
6. | Практическое занятие Разработка маршрута похода | | | 46 | ||
Блок Б2 Ориентирование и топография | Всего 195 часов | 11 | 6 | 178 | ||
1. | Местность, основные понятия и определения. | 2 | | | ||
2. | Топографическая подготовка | 1 | | | ||
3. | Топографическая карта | 2 | | | ||
4. | Ориентирование | 4 | | | ||
5. | Работа с компасом и картой | 1 | | | ||
б. | Ориентирование на маршруте | 1 | | | ||
7. | Практические занятия по ориентированию и топографии: | | | | ||
7.1. | Работа с компасом, определение азимутов, движение по заданным азимутам; | | | 48 | ||
7.2. | Решение задач по карте местности; | | 2 | | ||
7.3. | Работа с картой и компасом (ориентирование карты, способы ориентирования карты, определение точки стояния, сличение карты с местностью; | | | 50 | ||
7.4. | Движение на местности с помощью карты (подготовка маршрута, составление плана-графика движения; | | | 40 | ||
7.5. | Определение расстояний на местности; | | 2 | 20 | ||
7.6. | Составление плана местности. | | 2 | 20 | ||
Блок БЗ. Основы медицинских знаний | Всего 51 час | 12 | 16 | 23 | ||
1. | Гигиена туриста | 1 | | | ||
2. | Раны и кровотечения | 2 | | | ||
3. | Основные виды травм | 2 | | | ||
4. | Характерные заболевания в походе и их профилактика | 4 | | | ||
5. | Уход за больным в походе | 1 | | | ||
б. | Походная, групповая и личная аптечки. | 2 | | | ||
7. | Практические занятия по теме "Основы медицинских знаний": | | | 23 | ||
7.1. | Оказание первой помощи при ранениях; | | 8 | | ||
7.2. | Оказание первой помощи при травмах. | | 8 | | ||
Блок Б4 Организация питания в походе | Всего 12 часов | 4 | 8 | | ||
| Питание в походе: его значение и особенности. | 1 | | | ||
| Пищевая раскладка и ее составление. Требования к раскладке. | 1 | 2 | | ||
| Подготовка, транспортировка и хранение продуктов в походе | 2 | 2 | | ||
| Практические занятия по теме «Питание»: | | | | ||
| Разработка пищевой раскладки на поход; | | 2 | | ||
| Упаковка и подготовка продуктов к транспортировке в походе. | | 2 | | ||
Блок Б5. Туристское снаряжение | Всего 62 часа | 4 | 6 | 52 | ||
1. | Туристское снаряжение и требования к нему | 2 | | | ||
2. | Уход за снаряжением и его ремонт | 2 | 2 | 48 | ||
3. | Практические занятия по теме "Туристское снаряжение": | | | | ||
3.1. | Составление перечня снаряжения для похода; | | 2 | | ||
3.2. | Постановка палатки; | | | 4 | ||
З.3. | Укладка рюкзака. | | 2 | | ||
Блок Б6. Экологическая подготовка туриста | Всего 86 часов | 6 | | 80 | ||
| Охрана природы и значение окружающей среды для человека | 2 | | | ||
| Заповедники и заказники России. | 2 | | | ||
| Экологическая работа в туристском походе | 2 | | 80 |
Блок Б7. Краеведческая подготовка туриста | Всего 370 часов | 4 | 174 | 192 | |
| Краеведческая деятельность и ее значение в развитии личности. | 2 | | | |
| Краеведческая работа в туристском походе | 2 | | | |
| Туристские возможности одного края | | 2 | | |
| Обзор туристских районов России. | | 12 | | |
| Работа над краеведческими заданиями, изучение районов походов. | | 160 | 192 | |
Блок Б8. Туристские узлы | Всего 62 часа | 12 | 50 | | |
1. | Назначение и виды туристских узлов. | 6 | 10 | | |
2. | Техника вязания узлов. | 6 | 40 | | |
Блок Б9. Безопасность туризма | Всего 28 часов | 8 | 2 | 18 | |
| Инструктаж по ТБ в туристском походе | 1 | | | |
| Обеспечение безопасности в походе и причины аварий. | 2 | | | |
| Обзор аварийных ситуаций и их анализ. | | 2 | | |
| Поисково-спасательная служба и ее деятельность | 1 | | | |
| Сигналы бедствия и взаимодействие со спасателями | 4 | | 18 | |
Блок Б10. Туристские биваки | Всего 32 часа | 8 | | 24 | |
1. | Туристские биваки и требования к ним. | 2 | | | |
2. | Бивачные работы, принципы организации и проведения. | 2 | | 8 | |
3. | Особенности организации биваков зимой. | 2 | | 8 | |
4. | Костры и костровое хозяйство. | 2 | | 8 | |
| Теоретических занятий | 77 часов | | | |
| Практических занятий в помещении | | 262 часа | | |
| Практических занятий на местности | | | 613 часов | |
| ВСЕГО | 952 часа |
3. ПРОГРАММА
Базовый модуль (Базис)
Блок Б1. Азбука туризма.
Введение. Беседа о туризме и о работе кружка, о значении туризма для человека и для государства. Виды туризма; особенности пешеходных походов. Нормативы значков "Юный турист России" и "Турист России". Рассказы об интересных походах и путешествиях (показ кинофильма или диафильма). Последовательность подготовки путешествия: знакомство с районом, принципы формирования туристской группы, изучение отчетов других групп, план-график похода, нормы скорости, классифицирование туристских походов по сложности. Стратегия и тактика туристских походов. Схемы построения маршрутов. Заполнение анкет (туристских паспортов) кружковцев. История туризма. Структура туристских органов. Маршрутно-квалификационные комиссии и их функции. Основные нормативные документы по спортивному туризму. Законы туристов (туристская этика). Кодекс путешественника. Права и обязанности руководителя и участников, основные туристские обязанности. Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. Отчет о походе, методика составления отчета, виды отчетов о походе (фотоотчет, дневник, техническое описание).
Практические занятия (семинары).Разработка маршрутов походов, способы классифицирования маршрутов, составление отчетов о пройденных походах.
Блок Б2. Ориентирование и топография.
Понятие местности, понятие рельефа, местные предметы, типовые формы рельефа, как-то: гора, хребет, котловина, лощина, седловина, основные разновидности местности: равнинная, холмистая, горная, лесистая, болотистая, лесисто-болотистая, пустынная.
Понятие ориентирования, необходимость ориентирования, виды топографических материалов, как-то: карта, план, кроки, абрис, аэрофотосъемка. Типы карт: общегеографические, топографические, специальные. Масштаб, масштабность карт: мелко-, средне-, крупномасштабные. Определение масштаба, номенклатура, старение карт, генерализация карт.
Содержание карты: топографические знаки, масштабы, рамка, зарамочное оформление, поле карты, сетка, магнитное склонение, шкала заложении
, условные знаки, топографические знаки. Виды знаков: линейные, фигурные, площадные, пояснительные; масштабные и внемасштабные знаки. Группы знаков: дороги, населенные пункты, гидрография, растительность, рельеф, пояснительные и специальные знаки.
Сущность ориентирования, из чего складывается ориентирование, подготовка к ориентированию, стороны горизонта, азимут, отличие азимута от угла, азимутальное кольцо, средства и условия для ориентирования, измерение азимутов, способы ориентирования в пространстве: по компасу, по звездам, по Солнцу, по Луне, по местным предметам. Ориентирование во времени, определение расстояний.
История и устройство компаса, виды компасов, задачи, решаемые с помощью компаса: метод засечек, метод обратных засечек, определение точки стояния, ориентирование во времени.
Прокладка маршрута, составление плана-графика движения, высотная диаграмма маршрута, коэффициент перепада высот, дежурные проводники, протокол движения. Виды и правила разведки на маршруте. Описание местности (техническое описание маршрута), действия при потере ориентировки, съемка местности (составление плана местности).
Тактические свойства и виды местности. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Что такое горизонталь, сечение; заложение, отметка, бергштрих. Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Определение крутизны склонов.
План и карта. Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Что такое топографическая схема, кроки, маршрутная лента, обзорная карта. Обязанности топографа тургруппы. Работа с картой на маршруте по ее дополнению и уточнению.
Условия ориентирования в походе на открытой и закрытой местности (при потере обзора), при наличии и отсутствии карт, на местности бедной и богатой ориентирами. Способы и приемы ориентирования в различных условиях летом и зимой. Обязанности проводников и разведчиков.
Магнитные свойства. Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. Виды ориентирования в туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный, азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).