Файл: Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол От 15 сентября 2009 г.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Физическая подготовка туриста.
Значение физической подготовки для туриста. Общая и специальная физическая подготовка. Значение закаливания организма. Утренняя зарядка. Аэробные и анаэробные свойства организма. Специальные упражнения для развития анаэробного дыхания, силовой выносливости, скорости, равновесия. Упражнения для развития мышц рук, шеи, плечевого пояса, туловища, ног. Особое значение укрепления мышц спины и ног. Упражнения на расслабление.
Систематичность тренировок. Силовая и маршевая подготовка. Бег на выносливость. Кроссы, марш-броски с грузом и без груза по пересеченной местности.
Тесты физической подготовленности к туристским походам различной сложности.
Содержание занятий 1год обучения-136 часов.
-
Введение. Организационная деятельность.
Теория: Цели и задачи работы ДТО. Их права и обязанности.
Практика: План работы на четверть, год.
-
Краеведение.
Теория: Географическое положение. Особенности природных условий.
Население края. Памятники края.
Практика: Экскурсии. Походы. Просмотр видеофильмов.
-
Документы определяющие организацию и проведение спортивных туристических походов.
Теория: Значение туризма в жизни юношества. Виды туризма. Развитие туризма в Самарском крае. Классификация некатегоричных походов. Обязанности участников туристского похода. Определение похода выходного дня. Его значение.
Практика: Составление плана ПВД.
-
Элементы топографии и ориентирования.
Теория: Топография как учебный предмет. Карты и схемы походов выходного дня. Основные условные обозначения. Понятие об ориентирах и ориентирования на местности.
Практика: Компас. Его устройство. Определение сторон горизонта. Определение азимута. Движение по азимуту.
5 . Туристическая техника.
Теория: Общие сведения по туртехнике.
Практика: Установка палатки. Укладка рюкзака. Принципы укладки. Подгон лямок.
Туристические узлы. Туристический шаг. Техника преодолений простейших препятствий.
Траверс, подъём, спуск.
6. Питание в турпоходе.
Теория: Подбор продуктов питания в походе выходного дня.
Практика: Костры для приготовления пищи. Костровые принадлежности. Оборудование
Кострища.
7. Опасности в походе, первая медпомощь.
Теория:
Меры безопасности в пешем туризме. Личная гигиена.
Практика: Меры безопасности при работе с топором. Пищевые отравления. Солнечные ожоги. Тепловой и солнечный удар. Размещение участников в палатке.
Бытовые травмы на привалах: ожоги, порезы.
8. Общая физическая подготовка.
Практика: Систематические занятия физическими упражнениями. Упражнения на развитие координации. Утренняя зарядка Специальные упражнения-лазание по бревну с грузом.. Спортивные игры. Баскетбол. Волеибол. Футбол.
Теория: Техника безопасности на занятиях. Знакомство на каждом занятии.
9. Особенности лыжных походов.
Теория: Особенности зимнего (лыжного) похода, бивака, кострища, установка палатки. Отработка техники хождения. Способы транспортировки личного снаряжения в зимних условиях. Оказание доврачебной помощи в зимних условиях.
Практика: Закрепление пройденного материала в зимнем (лыжном) походе.
10. Подведение итогов похода.
Теория: Правильность составления отчета. Ознакомление с точностью заполнения.
Практика: Ежедневное подведение итогов дня. Отчеты каждого о проделанной работе. Проведение итогового собрания и туристического вечера.
11. Диагностика.
- Методика по изучению развития личности учащегося, методика «Репка»
(прил.1)
-Изучение уровня общительности каждого ученика, повышение тонуса и групповой сплоченности, анкета (прил. 2).
Прогнозируемые результаты.
В конце первого года обучения учащиеся должны научиться:
-
составлять план путешествия, -
разрабатывать маршрут, -
вести наблюдения за погодой, -
ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты и компаса, -
делать пешие походы с грузом, -
оказывать первую доврачебную помощь, -
ставить палатку, разводить костер, готовить пищу, -
изготовлять простейшее туристское оборудование.
Умения и навыки, приобретенные учащимися, проверяются на практике, т.е. в одно и двухдневных походах, туристических слётах.
Условия обеспечения программы первого года обучения.
-
Привлечение к работе администрацию ДДТ, учителей школы, родителей. -
Для методического обеспечения программы использовать разработки А.Г.Маслова, Ю.Г.Константинова, И.А.Дрогова, а также Рекламно-информационного центра “Турист” и методику профессора Л.Б.Кофмана, использовать опыт соседних районных туристических групп (Челно-Вершины, Сергиевск, Елховка). -
Для проведения занятий необходимо приобрести дидактические материалы: видеозаписи с отчётом районных, областных групп. -
Материально-техническое обеспечение для занятий: спортзал и снаряжение исходя от количества учащихся в группе (каски, блокировка, системы, рукавицы, петли схватывающие, верёвка основная 2х40м, карабин – 4шт. на человека, компас, часы, аптечка).
Содержание занятий 2-й год обучения – 204 часа.
1.Организационная деятельность.
Терия: План работы на первую четверть и весь учебный год.
Практика: Составление графика работы кружка и составление документации.
2.Краеведение.
Теория: Туристические возможности г. Самары и области. Растительный и животный мир.
Климат. Местные признаки прогноза погоды. Основные реки нашей области. Жигулевские
горы. Их значение как региона туризма.
Практика: Составление кратких турюпоходовю. Турпоходы по достопримечательностям Кошкинского района.
3.Документация, определяющая организацию и проведение турпоходов. Теория: Права и обязанности участников похода. Требования к походу. Туристская
документация. Заполнение маршрутного листа
Практика: Самостоятельное выполнение задания.
4 .Элементы топографии и ориентирования.
Теория: Классификация карт. Туристические карты и схемы
Практика: Ориентирование карты с помощью компаса и по местным признакам.
Топографические знаки, применяемые в спортивном ориентировании и их классификация:
линейные, точечные.
5.Туристская техника.
Теория: Понятие о технике и тактике.
Практика: Преодоление препятствий способом «маятник», по навесной переправе. Вязка
туристических узлов. Техника движения по травянистым склонам15-30 градусов с
альпенштоком - подъем траверс спуск. Вязка туристических узлов. Движение по вертикальным
и горизонтальным перилам со страховкой самостраховкой по травянистому склону.
6.Питание в походе.
Теория: Виды костров и их назначение
Практика: Практика разжигания костра. Меры безопасности. Проблемы сохранности
природного комплекса. Понятие о калорийности пищи. Подбор продуктов на многодневный
поход. Гигиенические требования к дежурным и участникам похода.
7. Опасности в походе. Первая доврачебная помощь.
Теория: Меры безопасности на биваке и в маршевых переходах
Практика: Действия группы в экстремальных природных условиях: гроза, ливень, проблемы
адаптации природные явления. Передача информации в группе в движении.
8. Физическая подготовка.
Теория: Самостоятельные ежедневные занятия физическими упражнениями.
Практика: Лазанье по деревьям. Преодоление бугров и впадин. Развитие координационных
способностей. Спортивные игры.
9. Подготовка к походу.
Теория: Цели и задачи похода. Выбор района путешествия. Разработка маршрута. Практика: Подготовка личного снаряжения. Участие в подготовке и ремонте группового снаряжения.
10. Проведение турпохода.
Теория: Техника безопасности в походе. Район путешествий.
Практика: Участие в районных и областных соревнованиях. В зачетной форме оценить
навыки и умения всего пройденного материала вовремя проведения похода.
11. Особенности лыжных походов.
Теория: Выбор лыж. Различные крепления.
Практика: Костер на снегу. Подъемы. Безопасное преодоление препятствий. Изготовление
бахил-чехлов на ботинки.
12 Подведение итогов похода.
Теория: Помощь руководителю в сборе и сдаче турснаряжения.
Практика: Сдача материалов по разделу и составление отчета за проведенный
поход. Участие в подготовке и проведении итогового вечера туристов.
13. Диагностика.
-Изучение степени заинтересованности учащегося, стремление к самоутверждению себя и к достижениям (прил3).
Выявление коммуникативных и организаторских способностей учащихся. Методика КОС (прил.4).
-
По окончании курса второго года обучения обучающийся должен иметь теоретическую подготовку в следующем объёме:
-
Основные документы для совершения похода. -
Основы тактики при разработке маршрута. -
Основы организации питания маршрута. -
Разрядные требования по туризму. -
Основы работы со специальным снаряжением. Техника безопасности при работе с ним. -
Знания по оказанию первой до врачебной помощи. Применение лекарственных препаратов общего назначения. -
Тактика и техника на маршруте.
Обучающийся должен уметь практически:
-
Ориентироваться на местности на пустом участке рельефа. -
Рисовать схему маршрута. -
Выполнять основные упражнения в вычерчивании маршрутной ленты -
Собирать групповое снаряжение к походу. -
Готовить пищу на костре. -
Упаковывать продукты. -
Оказывать первую доврачебную помощь. -
Определять погоду по народным приметам. -
Владеть основными приёмами пользования специальным снаряжением (верёвка, карабины). -
Организовывать бивак в любую погоду.
В конце года нормативы по ОФП должны быть на 10-15% выше прошлогодних. Зачётный поход II-III степени сложности.
Содержание занятий 3 год - 306ч.
1. Организационные вопросы.
Теория: Информация о сборе группы. Собрание ДТО.
Практика: План работы на весь год.
2. Краеведение.
Теория: Край Самарский В 18 – 19 веке.
Практика: Походы по родному краю с исследовательской целью.
3. Документы, определяющие организацию и проведение туристических походов.
Теория: Классификация категорийных походов. Характеристика категорийных походов.
Практика: Правила соревнований со школьниками. Обязанности руководителя походов.
Обязанности руководителя похода, помощника, их права и обязанности. Меры
применяемые к туристам, нарушающим инструкцию.
4. Элементы топографии и ориентирования.
Теория: Топографические знаки. Чтение карты.
Практика: Ориентированные карты на местности. Определение своего места на карте
методом обратной засечки по 2-3 ориентирам. Способы изображения рельефа местности
на карте. Движение по азимуту.
5. Туристическая техника.
Теория: Знакомство с разделом.
Практика: Установка палатки на скорость. Движение по пересеченной местности.
Преодоление препятствий. Самостраховка. Наведение переправы. Навесная переправа.
Туристские узлы и их классификация. Вязка узлов из каждого класса не менее 3-х. Вязка
узлов на скорость.
6. Питание в турпоходе.
Теория: Учет расхода продуктов в многодневном походе. Меры по сохранности
продуктов.
Практика: Подготовка продуктов к транспортировке. Пищевые отравления и их
предупреждение. Распределение по дням похода.
7. Физическая подготовка.
Теория: Знакомство с утренней зарядкой.
Практика: Упражнение на развитие силы всех основных мышц. Специальные
упражнения по переноске тяжестей. Спортивные игры.
8. Диагностика.
- Изучение степени заинтересованности ученика выражать свое отношение к миру и самому себе как к общественному существу. Методика исследования мотивации общения (прил.3).
- Изучить психологическую атмосферу в классном коллективе. Методика «Атмосфера в классе» (прил.4).
Обучающийся должен иметь теоретическую подготовку в следующем объёме:
-
Основы тактики при разработке 2-3-х дневных походов. -
Основы расчёта питания на группу. -
Техника безопасности преодоления естественных препятствий. -
Действия в аварийной ситуации. -
Основы проектирования простейшего самодельного снаряжения. -
Основы комплектования медицинской аптечки. -
Основы комплектования ремонтного набора для любого похода.