Файл: Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол От 15 сентября 2009 г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Физическая подготовка туриста.
Значение физической подготовки для туриста. Общая и специальная физическая подготовка. Значение закаливания организма. Утренняя зарядка. Аэробные и анаэробные свойства организма. Специальные упражнения для развития анаэробного дыхания, силовой выносливости, скорости, равновесия. Упражнения для развития мышц рук, шеи, плечевого пояса, туловища, ног. Особое значение укрепления мышц спины и ног. Упражнения на расслабление.

Систематичность тренировок. Силовая и маршевая подготовка. Бег на выносливость. Кроссы, марш-броски с грузом и без груза по пересеченной местности.

Тесты физической подготовленности к туристским походам различной сложности.
Содержание занятий 1год обучения-136 часов.


  1. Введение. Организационная деятельность.

Теория: Цели и задачи работы ДТО. Их права и обязанности.

Практика: План работы на четверть, год.

  1. Краеведение.

Теория: Географическое положение. Особенности природных условий.

Население края. Памятники края.

Практика: Экскурсии. Походы. Просмотр видеофильмов.

  1. Документы определяющие организацию и проведение спортивных туристических походов.

Теория: Значение туризма в жизни юношества. Виды туризма. Развитие туризма в Самарском крае. Классификация некатегоричных походов. Обязанности участников туристского похода. Определение похода выходного дня. Его значение.

Практика: Составление плана ПВД.

  1. Элементы топографии и ориентирования.

Теория: Топография как учебный предмет. Карты и схемы походов выходного дня. Основные условные обозначения. Понятие об ориентирах и ориентирования на местности.

Практика: Компас. Его устройство. Определение сторон горизонта. Определение азимута. Движение по азимуту.

5 . Туристическая техника.

Теория: Общие сведения по туртехнике.

Практика: Установка палатки. Укладка рюкзака. Принципы укладки. Подгон лямок.

Туристические узлы. Туристический шаг. Техника преодолений простейших препятствий.

Траверс, подъём, спуск.

6. Питание в турпоходе.

Теория: Подбор продуктов питания в походе выходного дня.

Практика: Костры для приготовления пищи. Костровые принадлежности. Оборудование

Кострища.

7. Опасности в походе, первая медпомощь.

Теория:
Меры безопасности в пешем туризме. Личная гигиена.

Практика: Меры безопасности при работе с топором. Пищевые отравления. Солнечные ожоги. Тепловой и солнечный удар. Размещение участников в палатке.

Бытовые травмы на привалах: ожоги, порезы.

8. Общая физическая подготовка.

Практика: Систематические занятия физическими упражнениями. Упражнения на развитие координации. Утренняя зарядка Специальные упражнения-лазание по бревну с грузом.. Спортивные игры. Баскетбол. Волеибол. Футбол.

Теория: Техника безопасности на занятиях. Знакомство на каждом занятии.

9. Особенности лыжных походов.

Теория: Особенности зимнего (лыжного) похода, бивака, кострища, установка палатки. Отработка техники хождения. Способы транспортировки личного снаряжения в зимних условиях. Оказание доврачебной помощи в зимних условиях.

Практика: Закрепление пройденного материала в зимнем (лыжном) походе.

10. Подведение итогов похода.

Теория: Правильность составления отчета. Ознакомление с точностью заполнения.

Практика: Ежедневное подведение итогов дня. Отчеты каждого о проделанной работе. Проведение итогового собрания и туристического вечера.

11. Диагностика.

- Методика по изучению развития личности учащегося, методика «Репка»

(прил.1)

-Изучение уровня общительности каждого ученика, повышение тонуса и групповой сплоченности, анкета (прил. 2).

Прогнозируемые результаты.
В конце первого года обучения учащиеся должны научиться:

  • составлять план путешествия,

  • разрабатывать маршрут,

  • вести наблюдения за погодой,

  • ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты и компаса,

  • делать пешие походы с грузом,

  • оказывать первую доврачебную помощь,

  • ставить палатку, разводить костер, готовить пищу,

  • изготовлять простейшее туристское оборудование.

Умения и навыки, приобретенные учащимися, проверяются на практике, т.е. в одно и двухдневных походах, туристических слётах.

Условия обеспечения программы первого года обучения.


  • Привлечение к работе администрацию ДДТ, учителей школы, родителей.

  • Для методического обеспечения программы использовать разработки А.Г.Маслова, Ю.Г.Константинова, И.А.Дрогова, а также Рекламно-информационного центра “Турист” и методику профессора Л.Б.Кофмана, использовать опыт соседних районных туристических групп (Челно-Вершины, Сергиевск, Елховка).

  • Для проведения занятий необходимо приобрести дидактические материалы: видеозаписи с отчётом районных, областных групп.

  • Материально-техническое обеспечение для занятий: спортзал и снаряжение исходя от количества учащихся в группе (каски, блокировка, системы, рукавицы, петли схватывающие, верёвка основная 2х40м, карабин – 4шт. на человека, компас, часы, аптечка).



Содержание занятий 2-й год обучения – 204 часа.

1.Организационная деятельность.

Терия: План работы на первую четверть и весь учебный год.

Практика: Составление графика работы кружка и составление документации.

2.Краеведение.

Теория: Туристические возможности г. Самары и области. Растительный и животный мир.

Климат. Местные признаки прогноза погоды. Основные реки нашей области. Жигулевские

горы. Их значение как региона туризма.

Практика: Составление кратких турюпоходовю. Турпоходы по достопримечательностям Кошкинского района.

3.Документация, определяющая организацию и проведение турпоходов. Теория: Права и обязанности участников похода. Требования к походу. Туристская

документация. Заполнение маршрутного листа

Практика: Самостоятельное выполнение задания.

4 .Элементы топографии и ориентирования.

Теория: Классификация карт. Туристические карты и схемы

Практика: Ориентирование карты с помощью компаса и по местным признакам.

Топографические знаки, применяемые в спортивном ориентировании и их классификация:

линейные, точечные.

5.Туристская техника.

Теория: Понятие о технике и тактике.

Практика: Преодоление препятствий способом «маятник», по навесной переправе. Вязка

туристических узлов. Техника движения по травянистым склонам15-30 градусов с

альпенштоком - подъем траверс спуск. Вязка туристических узлов. Движение по вертикальным

и горизонтальным перилам со страховкой самостраховкой по травянистому склону.

6.Питание в походе.

Теория: Виды костров и их назначение

Практика: Практика разжигания костра. Меры безопасности. Проблемы сохранности

природного комплекса. Понятие о калорийности пищи. Подбор продуктов на многодневный

поход. Гигиенические требования к дежурным и участникам похода.

7. Опасности в походе. Первая доврачебная помощь.

Теория: Меры безопасности на биваке и в маршевых переходах

Практика: Действия группы в экстремальных природных условиях: гроза, ливень, проблемы

адаптации природные явления. Передача информации в группе в движении.

8. Физическая подготовка.

Теория: Самостоятельные ежедневные занятия физическими упражнениями.

Практика: Лазанье по деревьям. Преодоление бугров и впадин. Развитие координационных


способностей. Спортивные игры.

9. Подготовка к походу.

Теория: Цели и задачи похода. Выбор района путешествия. Разработка маршрута. Практика: Подготовка личного снаряжения. Участие в подготовке и ремонте группового снаряжения.

10. Проведение турпохода.

Теория: Техника безопасности в походе. Район путешествий.

Практика: Участие в районных и областных соревнованиях. В зачетной форме оценить

навыки и умения всего пройденного материала вовремя проведения похода.

11. Особенности лыжных походов.

Теория: Выбор лыж. Различные крепления.

Практика: Костер на снегу. Подъемы. Безопасное преодоление препятствий. Изготовление

бахил-чехлов на ботинки.

12 Подведение итогов похода.

Теория: Помощь руководителю в сборе и сдаче турснаряжения.

Практика: Сдача материалов по разделу и составление отчета за проведенный

поход. Участие в подготовке и проведении итогового вечера туристов.

13. Диагностика.

-Изучение степени заинтересованности учащегося, стремление к самоутверждению себя и к достижениям (прил3).

Выявление коммуникативных и организаторских способностей учащихся. Методика КОС (прил.4).
-


По окончании курса второго года обучения обучающийся должен иметь теоретическую подготовку в следующем объёме:


  • Основные документы для совершения похода.

  • Основы тактики при разработке маршрута.

  • Основы организации питания маршрута.

  • Разрядные требования по туризму.

  • Основы работы со специальным снаряжением. Техника безопасности при работе с ним.

  • Знания по оказанию первой до врачебной помощи. Применение лекарственных препаратов общего назначения.

  • Тактика и техника на маршруте.


Обучающийся должен уметь практически:


  • Ориентироваться на местности на пустом участке рельефа.

  • Рисовать схему маршрута.

  • Выполнять основные упражнения в вычерчивании маршрутной ленты

  • Собирать групповое снаряжение к походу.

  • Готовить пищу на костре.

  • Упаковывать продукты.

  • Оказывать первую доврачебную помощь.

  • Определять погоду по народным приметам.

  • Владеть основными приёмами пользования специальным снаряжением (верёвка, карабины).

  • Организовывать бивак в любую погоду.


В конце года нормативы по ОФП должны быть на 10-15% выше прошлогодних. Зачётный поход II-III степени сложности.


Содержание занятий 3 год - 306ч.

1. Организационные вопросы.

Теория: Информация о сборе группы. Собрание ДТО.

Практика: План работы на весь год.

2. Краеведение.

Теория: Край Самарский В 18 – 19 веке.

Практика: Походы по родному краю с исследовательской целью.

3. Документы, определяющие организацию и проведение туристических походов.

Теория: Классификация категорийных походов. Характеристика категорийных походов.

Практика: Правила соревнований со школьниками. Обязанности руководителя походов.

Обязанности руководителя похода, помощника, их права и обязанности. Меры

применяемые к туристам, нарушающим инструкцию.

4. Элементы топографии и ориентирования.

Теория: Топографические знаки. Чтение карты.

Практика: Ориентированные карты на местности. Определение своего места на карте

методом обратной засечки по 2-3 ориентирам. Способы изображения рельефа местности

на карте. Движение по азимуту.

5. Туристическая техника.

Теория: Знакомство с разделом.

Практика: Установка палатки на скорость. Движение по пересеченной местности.

Преодоление препятствий. Самостраховка. Наведение переправы. Навесная переправа.

Туристские узлы и их классификация. Вязка узлов из каждого класса не менее 3-х. Вязка

узлов на скорость.

6. Питание в турпоходе.

Теория: Учет расхода продуктов в многодневном походе. Меры по сохранности

продуктов.

Практика: Подготовка продуктов к транспортировке. Пищевые отравления и их

предупреждение. Распределение по дням похода.

7. Физическая подготовка.

Теория: Знакомство с утренней зарядкой.

Практика: Упражнение на развитие силы всех основных мышц. Специальные

упражнения по переноске тяжестей. Спортивные игры.

8. Диагностика.

- Изучение степени заинтересованности ученика выражать свое отношение к миру и самому себе как к общественному существу. Методика исследования мотивации общения (прил.3).

- Изучить психологическую атмосферу в классном коллективе. Методика «Атмосфера в классе» (прил.4).


Обучающийся должен иметь теоретическую подготовку в следующем объёме:


  • Основы тактики при разработке 2-3-х дневных походов.

  • Основы расчёта питания на группу.

  • Техника безопасности преодоления естественных препятствий.

  • Действия в аварийной ситуации.

  • Основы проектирования простейшего самодельного снаряжения.

  • Основы комплектования медицинской аптечки.

  • Основы комплектования ремонтного набора для любого похода.