Файл: Программа принята на основании решения педагогического совета Протокол От 15 сентября 2009 г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные цели
Основные цели, которых хотелось бы добиться при обучении детей по предлагаемой программе, я вижу в следующем:

  • физическое и духовное развитие личности;

  • воспитание в ребенке любви к окружающему миру и родной стране;

  • формирование чувства патриотизма и гражданственности;

  • уточнение, подтверждение полученных и приобретение новых знаний по предметам школьной программы, взаимосвязанных с туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельностью1;

  • выявление и развитие творческих интересов школьников через общение с природой и культурными памятниками родной страны;

  • формирование личности, способной творчески адаптироваться к жизни, ее изменениям, в том числе агрессивным проявлениям, путем усвоения специально разработанной системы навыков и взглядов (системы выживания);

  • овладение ребенком основными спортивно-техническими профессиональными навыками в данной области;

  • развитие способности к принятию творческих решений в нестандартных жизненных ситуациях на основе имеющегося багажа практического опыта, т.е. переход количества практического опыта и знаний в качество оригинальных решений;

  • социальная адаптация детей и подростков из неблагополучных семей и детей с отклонениями в социализации;

  • воспитание в школьниках основных человеческих качеств: взаимовыручки, дружбы, честности, бескорыстия, самостоятельности, отзывчивости.


Задачи, раскрывающие цели
Поставленных целей можно добиться, решая основные воспитательные, познавательные и оздоровительные задачи, а именно:

  • пропаганда туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельности;

  • пропаганда здорового образа жизни через занятие спортом;

  • участие в туристских соревнованиях, проводимых округом, городом;

  • формирование из числа старших и наиболее опытных учащихся инструкторского звена, помогающего в реализации данной программы;

  • привлечение наиболее опытных выпускников к работе в должности педагога дополнительного образования;

  • изучение культуры и природы России через туристские походы, посещение памятников истории и природы.


Структура программы.
Предлагаемая программа имеет блочно-модульную структуру, позволяющую составлять наиболее удобное планирование в соответствии с нагрузкой педагога, профилем его кружка и личным опытом, а также опираясь на принцип постепенного изложения материала от простого к сложному.


Программа состоит из трех основных профильных модулей: Базового модуля (Базиса), Основного модуля (Профиля) и Дополнительного модуля (Нагрузки), каждый из которых делится на тематические блоки.
Базовый модуль (Базис).

Туризм — дисциплина комплексная, включающая в себя ряд разделов. Принято рассматривать не просто туризм, а его отдельные виды: туризм пешеходный, горный, водный, лыжный, парусный, спелео, вело и т.д. Но во всех видах туризма обучение новичка идет по одному и тому же пути: сначала даются определенные базовые знания, общие для всех видов туризма и лишь потом начинается специализация.

Таким образом, в туризме можно выделить несколько разделов, общих для всех видов. Эдакий ликбез, азбука туризма. Именно эти разделы были вынесены в Базовый модуль и, на мой взгляд, являются обязательными для изучения начинающими туристами. Без знания этих разделов туристской жизни нельзя говорить о подготовленности туриста.

Следует обратить внимание на разделы экологической и краеведческой подготовки туриста. Эти разделы недаром включены в Базовый, то есть обязательный для всех, модуль. Именно через экологическую и краеведческую работу возможно достижение основных целей данной программы. Путешествуя, ребенок знакомится с окружающим миром, на практике постигает его законы, и задача руководителя — всеми способами способствовать развитию этого интереса. Через краеведческую работу ребенок знакомится с культурой, географией, историей родной страны. Через экологическую работу детям прививается бережное отношение к природе. А это и есть решение основной задачи программы — воспитание в детях чувства патриотизма и привитие основных человеческих качеств, как-то: взаимовыручки, дружбы, честности, бескорыстия, самостоятельности, отзывчивости. Следует обратить внимание, что на изучение этих разделов отведено максимальное количество учебного времени. Это объясняется тем, что изучение этих блоков должно идти в течение всего времени занятий туризмом, т.е. в планирование каждого года следует включать блоки краеведческой и экологической подготовки. Это и понятно, ведь каждый раз, собираясь в поход, туристу приходится тщательно изучать район путешествия, а это и есть одна из форм краеведческой работы.

Раздел Базис может быть почти полностью использован при планировании курса «Юный турист» для учащихся 5-6 классов. После изучения Базового модуля, учащиеся уже имеют представление о туризме вообще и могут выбирать для себя интересующий их профиль. Но это хорошо, когда есть из чего выбирать. А если педагог один? В этом случае, он планирует весь курс обучения на несколько лет, включая в свой план те разделы, которые удовлетворяют его опыту, перемешивая Базовый модуль и Основной. При этом желательно, чтобы Базовый модуль был изучен в течение первых двух-трех лет, а в последующие годы шло бы уже совершенствование мастерства по выбранному профилю.



Основной модуль (Профиль)

Основной модуль делится на несколько блоков, соответствующих определенным видам туризма. При составлении календарного плана профильные блоки можно распределить по сезонам. Например, осенью изучается Базовый блок и пешеходный профиль, зимой — лыжный, весной водный или горный. Некоторые темы профильных блоков похожи (водный и парусный туризм: устройство судна, лоция), но это сделано для удобства планирования.

Условия для реализации программы.


  1. Опыт педагога. Для реализации программы необходимо, чтобы педагог (руководитель туристской группы) имел туристскую квалификацию, соответствующую той спортивной программе, которую он для себя наметил. Так, для подготовки группы только по Базовому модулю педагогу достаточно иметь опыт участия в пеших или водных туристских походах 1 категории сложности. Для работы по Пешеходному профилю необходимо иметь опыт руководства походом и звание Инструктора детско-юношеского туризма или Инструктора туризма.

  2. Материально-техническая и учебно-методическая база. Требования к материально-техническому оснащению учебного процесса зависят от используемых модулей. Для реализации одного Базового модуля достаточно иметь небольшое помещение для занятий с группой, комплект группового снаряжения для непродолжительных походов по Средней полосе, рассчитанный на количество занимающихся в группе и комплект наиболее дорогостоящего личного снаряжения, как-то: рюкзаки, спальные мешки, штормовки. Впоследствии дети приобретут себе личное снаряжение, но на первых порах целесообразнее ходить с казенным — не у каждой семьи есть возможность единовременно экипировать ребенка для похода. Для реализации профильных модулей требуется уже специальное снаряжение, как личное, так и групповое. Помимо снаряжения хорошо бы иметь наглядные пособия по топографии, медицине, полезно самостоятельно вместе с детьми сделать стенд по туристским узлам. Это позволит детям более подробно изучить используемые в туризме узлы. Для размещения всего этого хозяйства хорошо бы иметь небольшое подсобное помещение под склад и классную комнату с доской для постоянных занятий группы, где бы можно было разместить наглядные пособия, фотоотчеты о походах, сделанные ребятами и т.п.

  3. Технические средства обучения. Оправляясь в поход, туристы обычно, помимо фотоаппарата, берут еще и видеокамеру. Поэтому полезно время от времени устраивать на занятиях групповые просмотры походных видео дневников или слайдов. Для этой цели необходимо иметь видеомагнитофон или видеоплеер с телевизором и слайд-проектор. Очень полезным может оказаться персональный компьютер, с помощью которого подготавливаются отчеты о походах, а выход в сеть Интернет позволяет находить оперативную информацию о районах путешествий, отчеты о походах других групп, связываться с туристами и туристскими организациями из других городов.

  4. Связь с туристскими организациями. Педагогу, работающему в области туризма, следует наладить связь с вышестоящими туристскими и образовательными организациями. Такими организациями могут быть районное управление образования, Областной центр детского туризма.

  5. Финансирование походов. Очень многие, особенно дальние, походы невозможно будет реализовать без финансирования со стороны Комитета образования. Поэтому педагогу следует своевременно подавать заявку на проведение походов с детьми в Сеть оздоровительных


мероприятий Комитета образования. Возможна помощь муниципалитетов и управ, а также привлечение спонсорских средств.
Критерии оценки результатов
Положительными результатами работы педагога по данной программе можно считать:

  • сохранение контингента учащихся на всем протяжении обучения (состав группы изменился менее чем на 10%);

  • рост уровня спортивных достижений команды (выступление на соревнованиях, слетах);

  • сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы;

  • привлечение старших воспитанников к работе в должности педагога дополнительного образования для дальнейшей реализации данной программы.


Способы оценки результатов.
Для оценки качества знаний, умений и навыков учащихся следует проводить различного рода контрольно-проверочные мероприятия. Так, в конце каждого года обучения следует проводить зачет по теоретическому курсу с проверкой знаний по изученным дисциплинам.

По завершении изучения Базового курса учащиеся должны уметь самостоятельно разрабатывать маршруты походов по равнинной части до 1 категории сложности, составлять и рассчитывать продуктовую раскладку, перечень группового и личного снаряжения, рассчитывать вес рюкзака.

В связи с этим целесообразно контроль практических навыков в этой области провести с использованием так называемой Проектной методики. Т.е. предложить учащимся самостоятельно разработать маршрут похода по заданному району и в заданные сроки. Нет большей награды, чем практическая реализация того проекта, который ты сам разработал. Не следует забывать, что педагог работает не для себя, а для детей, поэтому желательно, чтобы районы походов предлагались самими детьми. А для того, чтобы они имели представление о том, куда и как можно пойти в поход, следует в рамках изучения темы «Краеведческая подготовка» провести семинар по районам путешествий. Причем, важно, чтобы дети самостоятельно подготовили сообщения о выбранных районах, а помощь педагога заключалась бы в подборе иллюстративного и демонстрационного материала и в небольших дополнениях к сообщению.

Уровень технического мастерства проверяется на соревнованиях, которые проводят местные и городские туристские органы.

Уровень спортивного мастерства может быть оценен в присвоении очередных спортивных разрядов и званий.


Все вышеизложенные рекомендации были мной практически проверены на протяжении четырех лет при подготовке детей по некоторым разделам данной программы.
Прогнозируемые результаты
При изучении Базового модуля учащиеся могут сдать нормативы на 1, 2 и 3-й юношеские спортивные разряды по туризму, а также на значки «Юный турист России» и «Турист России»;

При изучении профильных модулей, в соответствии с Инструкцией МДО и Разрядными требованиями, учащиеся имеют возможность сдать нормативы вплоть до 1-го взрослого разряда по спортивному туризму.

Качество практических навыков проверяется на соревнованиях, проводимых ЦДЮТ и краеведения Самарской области. Улучшение результатов команды — критерий спортивно-технического роста учащихся. Возможна сдача нормативов на спортивные разряды по туристскому многоборью.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН







Содержание темы

Количество часов

Теория

Семинары

Практика

1

2

3

4

5