Файл: Орский гуманитарнотехнологический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 389

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Посмотрите вокруг – кто сможет вспомнить и объяснить, что такое лес? (Это сообщество различных растений: деревьев, кустарников, трав, грибов)

-Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

  • Чем они отличаются друг от друга?

  • Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

  • А какие еще хвойные деревья можно встретить в лесу? (сосна)

  • Какие еще в нашем лесу растут деревья? (дуб)

- Какие краски преобладают? (желтая и красная окраска)
- Почему? (Это связано с сезонными изменениями в природе (наступила осень)

Вывод. Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества –хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество – очень важное для растения и очень интересное.

В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску?

Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а где красного – краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и окрашиваются во множество разнообразных оттенков.
-  А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.(ответы детей)

Вывод. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

- Почему листья опадают? (дети отвечают)

Вывод. Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по-другому – сбрасывают свою листву. Ведь листья испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Не могут корни ее выкачать. Если дерево не сбросит на зиму листья, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.


– Все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

– Как выглядят осенью ель и сосна?

– Рассмотрите листья-хвоинки. Как называют деревья с хвоей? (Это хвойные растения.)

– Отгадайте загадку:

Зимой и летом – одним цветом.

                                               (Ель, сосна.)

– Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?

– Рассмотрите  ветки  ели.  Как  они  растут?  (Ветки  ели  растут  наклонно.)

– Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью.
Игра «Угадай дерево».

-А теперь мы поиграем, я вам буду показывать опавшие листья, а вы мне назовете дерево, с которого этот лист (учитель показывает детям заранее приготовленные листья, дети угадывают).

-А кто-нибудь знает, почему листья осенью опадают?(Ответы детей)

Рассказ учителя

- Ребята, дело в том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья – не мусор: они очень нужны почве и растениям.

-Посмотрите, какие красивые и необычные опавшие листья.

- Ребята, посмотрите вокруг, какие деревья имеют желтую окраску листьев, какие оранжевую, красную, малиновую, зеленую.(Ответы детей)

Выводы:

Желтые листья у березы, ясеня, липы, ивы, тополя.

Оранжево-красные листья у рябины и клена.

Фиолетово-малиновые у черноплодной рябины.

Зелеными остаются листья у ольхи, сирени.

Коричневые у дуба.

Зелеными на зиму остаются туя, можжевельник, ель и сосна.

Игра «Эрудит»

Учитель называет растение, дети отвечают на вопросы.

Вопросы:

  1. К какой группе относится растение, которое я назову?


 (Деревья, кустарники, травы)

  1. Есть ли на этом растении листья?

  2. Какого цвета и формы листья?

  3. К какой группе растений относится ваше растение? (Хвойное или лиственное).

  4. Есть ли на растении плоды и семена?

  5. Какого цвета кора вашего растения?

- Посмотрите на травы под ногами. Какие стебли? (Стебли у них мягкие и зеленые).

- Какие изменения происходят? (Некоторые травянистые растения стали засыхать. Некоторые растения зацвели повторно: крапива глухая, одуванчики).

- Сравните листья хвойных и лиственных деревьев. В чем их сходство и отличие? Рассмотрите. Почему хвойные деревья называются вечнозелеными? (Хвойные деревья не сбрасывают иглы на зиму)

– А теперь последим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие – самыми последними, какие деревья не сбрасывают листву?

– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней – и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

– Можно ли причиной листопада назвать ветреную погоду осени? (Нет. Летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не падает.)

Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему?

– Вспомните сломанную летом ветку. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Как отделяется лист? (Легко.)

– Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)

– Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.

– А есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Рассмотрите веточки в лупу. (Ранок нет.)

– Ранок нет, потому что листья отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.


Рассмотрите опавшие листья разных деревьев и кустарников. Убедитесь, что у всех гладкий, округлый край черешка.
- Ребята, давай с вами дружно соберем листья для аппликаций и поделок.

Сбор природного материала.

- Как его можно использовать?(ответы детей)

Экологическая стоянка.

- Ребята, многие люди, приезжая отдохнуть в лес, оставляют мусор. Давайте мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор и сделаем лес чище.

Задание на дом.

Сделать аппликацию или поделку из собранных листьев.

Подведение итогов урока-экскурсии, выставление оценок в журнал.

- А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили? (Дети рассказывают о своих впечатлениях.)

Задание 10. Примерная программа изучения ученического коллектива

Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.

3 класс – общеобразовательный класс. Обучается в нём 26 человек:

14 девочек и 12 мальчиков. Большинство детей 2014 года рождения. Коллектив формировался с первого класса, основной его состав сохранился до сих пор (15 чел.). Вновь прибывший ученик успешно адаптируется в коллективе. Изначально коллектив был сформирован из выпускников дошкольного учреждения: Орский детский сад – 10 чел. Многие ребята уже дружили между собой и знали друг друга достаточно хорошо.

Большинство учащихся класса проживают недалеко от школы.

Характеристика семей учащихся

В классе 3 неполных семьи, 1 социально-неблагополучная,  есть ребёнок из многодетной семьи. Но большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Многие родители регулярно интересуются жизнедеятельностью класса и достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета. Родители систематически посещают родительские собрания (численность не менее 10 - 15 человек)
Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся

Успеваемость в учёбе хорошая: 15 человек учатся на «4» и «5». Качество знаний составляет 73%, уровень обученности – 100%. Не успевающих учащихся и пропускающих занятия без уважительных причин нет. По отношению к учителям и классному руководителю класс доброжелателен. По отношению к занятиям класс дисциплинирован и организован. Домашнее задание по предметам дети выполняют регулярно.


Работоспособность учащихся на уроках высокая, но внимание не у всех устойчивое. Большинство ребят со слуховым типом памяти, способны анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Есть ученики с замедленным типом мыслительной деятельности. По результатам тестирования 60% учащихся владеют навыками самостоятельного умственного труда.

Познавательная активность ребят высокая, они с удовольствием учатся и ходят в школу. Особенно любят предметы: математика, окружающий мир. В классе много подвижных детей, для которых предпочтителен урок физической культуры.

Все ученики хотят иметь высокие учебные результаты, но не у всех это получается, так как у многих учащихся ещё не сформированы такие качества, как усидчивость, внимательность, любознательность, трудолюбие. Они часто нарушают учебную дисциплину в классе. Учителю необходимо систематически контролировать успеваемость и поведение этих детей. Остальные дети с пониманием относятся к их проблемам. В классе создана система поддержки и оказания помощи в учёбе слабоуспевающим ученикам.
Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы.

Класс дружный, но как коллектив сформирован ещё не достаточно хорошо. В классе реально действуют органы самоуправления. Ребята со всей ответственностью относятся к своей «должности», однако руководят они преимущественно по инструкции классного руководителя. По результатам наблюдений и анкетирования учащихся, изолированных и замкнутых в себя нет. Все дети общаются друг с другом. Имеются малообщительные учащиеся (1 чел. – 6,25%) Неформально в классе намечается формирование следующих групп учащихся:

В классе есть ученики, которые стремятся быть лидерами.  Они выступают организаторами различных дел, игр. Основные ценностные приоритеты класса – быть тактичнее, искреннее, душевнее, терпимее по отношению друг к другу. 
Характер общения учащихся в группе

Несмотря на формальное объединение ребят в группы, класс дружный. У ребят в классе сложились довольно тёплые взаимоотношения. Они могут прислушиваться к мнению других, помогать товарищу и находить общее решение. Очень хорошо развиты чувства товарищества: взаимопомощь и взаимовыручка. (Не понял, не выполнил, забыл, не принёс – обратись к однокласснику, тебя выручат!) Взаимоотношения между мальчиками и девочками доверительные, дружеские. Ребята общительные, добрые, отзывчивые. Внеурочное время часто проводят вместе.