Файл: Курс лекций по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На рынке капиталов производится заимствование средств на длительные сроки.

Различия определяются назначением заемных средств. Денежный рынок обслуживает сферу обращения, капитал функционирует на нем как средство обращения и платежа, что определяет типы финансовых инструментов на этом рынке. Рынок капиталов обслуживает процесс расширенного воспроизводства: капитал функционирует как самовозрастающая стоимость.

Национальный финансовый рынок складывается из трех сегментов:

  1. денежного рынка (обращающихся наличных денег и других краткосрочных платежных средств - векселей, чеков и др.);

  2. рынка ссудного капитала в виде краткосрочных и долгосрочных кредитов, предоставляемых заемщикам финансово-кредитными учреждениями;

  3. рынка ценных бумаг.

Участниками финансового рынка выступают все, кто выполняет ключевые и вспомогательные функции.

Ключевые - прямые участники финансовых операций или сделок (продавцы ценных бумаг и финансовых услуг, инвесторы покупатели ценных бумаг и финансовых услуг); негосударственные финансовые посредники (осуществляют брокерскую и дилерскую деятельность).

Вспомогательные - фондовая биржа, депозитарий ценных бумаг, валютная биржа, регистратор ценных бумаг, расчётно-клиринговые центры, информационные и консультационные центры и др.


Тема 3

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
План лекций:

  1. Финансовая политика, ее задачи и содержание.

  2. Управление финансами.

  3. Необходимость и содержание финансового контроля.

  4. Виды, формы и методы финансового контроля.

  5. Система органов, осуществляющих финансовый контроль.



ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
-1-
Финансовая политика — это совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использова­ние для осуществления каких-либо функций.

Задачи финансовой политики государства:

  1. обеспечение финансовыми ресурсами государствен­ных программ экономического и социального развития;

  2. установление рационального распределения и ис­пользования финансовых ресурсов;

  3. регулирование и стимулирование экономических и социальных программ финансовыми методами;

  4. выработка финансового механизма и его развития в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

  5. создание эффективной и максимально деловой си­стемы управления финансами.


Финансовая политика оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества и способствует достижению намеченных целей.

Финансовая политика направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, т. к. они являются материальной базой любых преобра­зований. Для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информация о финансо­вом положении государства, его финансовом потенциа­ле, таким образом, финансовая отчетность должна быть регулярной, своевременной и доступной.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составны­ми частями экономической политики — кредитной, це­новой и денежной.

Выделяется 3 основных типа финансовой политики:

  • классическая;

  • регулирующая;

  • планово-директивная.

Классическая политика (до конца 20-х годов XX века). Основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790 гг.) и Д. Рикардо (1772-1823 гг.) и их после­дователей. Основные ее направления — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конку­ренции, использование рыночного механизма как глав­ного регулятора хозяйственных процессов. Система уп­равления была проста и сосредотачивалась в одном орга­не управления — министерстве финансов (казначействе). Бурное развитие производительных сил вызвало не­обходимость изменения подходов к финансовой полити­ке.

В основу регулирующей политики были положены теории Дж. Кейнса (1883-1946 гг.) и его последовате­лей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития эко­номики. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных орга­нов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их фи­нансированием, контролем за налогами, управлением государственным долгом. Эта политика обеспечивала стабильный экономический рост в большинстве стран. В 70-х годах в основу финансовой политики была положе­на неоконсервативная стратегия. Эта разновидность фи­нансовой политики ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область.

Планово-директивная финансовая политика приме­няется в странах, использующих административно-ко­мандную систему управления экономикой. Основополож­ники — В. Ленин и Н. Бухарин. Эта политика позволяет осуществлять прямое, директивное руководство все­ми сферами экономики и социальной жизни, в т. ч. и финансами. Цель планово-директивной финансовой по­литики — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства для последу­ющего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Управление финансами осуществляется из единого центра — Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механиз­ма в народном хозяйстве. Других управленческих орга­нов в области финансов не существовало.



Основа современной финансовой политики РФ — это при­знание свободы предпринимательской деятельности, вве­дение разнообразных форм хозяйствования, приватиза­ция государственной собственности и переход к смешан­ной экономике, базирующейся на сочетании частных и государственных предприятий.
-2-
Сложившаяся в настоящее вре­мя система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике.

Управление финансами представляет собой взаимо­связанный комплекс мер, инструментов, а также финан­совых институтов, обеспечивающих стабильное и эффек­тивное функционирование финансовой системы, способствующих развитию ре­ального сектора экономики и разрешению назревших социальных проблем.

Управление финансами в РФ осуществляют высшие органы законодательной власти: Федеральное собрание и две его палаты — Государственная Дума и Совет Феде­рации. Высшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, является Министерство финансов и его органы на местах.

Основные задачи Министерства финансов РФ:

  • разработка и реализация стратегических направ­лений государственной политики;

  • составление проекта и исполнение федерального бюджета;

  • обеспечение устойчивости государственных финан­сов и их активного воздействия на социально-эко­номическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;

  • концентрация финансовых ресурсов на приоритет­ных направлениях социально-экономического раз­вития РФ;

  • разработка предложений по привлечению в эконо­мику страны иностранных кредитов;

  • совершенствование методов бюджетного планиро­вания, финансирования и отчетности.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязатель­ных платежей возложен на Федеральную налого­вую службу РФ и ее органы на местах.

За поступление таможенных пошлин несет ответствен­ность Федеральная таможенная служба России.

В современных условиях нарастающими темпами развивается финансовый менеджмент, который представляет собой эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

Основ­ная цель финансового менеджмента - увеличение рыночной стоимости компаний.

Основные задачи финансового менеджмента:

  • обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.

  • оптимизация денежного оборота.

  • оптимизация расходов.

  • обеспечение минимизации финансового риска на предприятии.

  • оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия.

  • обеспечение рентабельности предприятия.

  • задачи в области антикризисного управления.

  • обеспечение текущей финансовой устойчивости предприятия.


Основные методы финансового управления:

  • прогнозирование и планирование;

  • налогообложение;

  • самофинансирование и кредитование;

  • система расчетов и система амортизационных от­числений;

  • вопросы стимулирования;

  • система финансовых санкций.


-3-
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов.

Финансовый контроль в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды.

Финансовый контроль призван обеспечивать как интересы и права государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учёта в стране - бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчётная документация - главный объект финансового контроля.

-4-
Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.

  1. По времени проведения выделяют:

  • Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.

  • Текущий (оперативный)
    финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов.

  • Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

    2)По субъектам проведения:

    • общегосударственный контроль (президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов);

    • ведомственный (структурных подразделений министерств, госкомитетов и т.д.);

    • негосударственный (внутренний – внутрифирменный, внешний - аудиторский).

    1. По форме проведения:

    • обязательный (внешний);

    • инициативный (внутренний).

    1. По сфере финансовой деятельности:

    бюджетный; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; контроль за денежной массой.

    1. По методам проведения:

    • Проверки. В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

    • Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

    • Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установ­ленных правил и нормативов.

    • Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

    • Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

    • Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.