Файл: Курс лекций по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для осуществления финансового контроля в сфере страхования была организована Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). которая теперь и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, лицензированию страховой деятельности и регулированию единого страхового рынка, осуществляет контроль обоснованности страховых тарифов и следят за соблюдением страховыми фирмами нормативов платёжеспособности.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банкуРоссии (ЦБР). Как орган государственного управления, наделённый властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.

На Федеральную Таможенную Службу (ФТС) возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Деятельность Федеральной службы по валютному и экспортному контролю связана с поиском и пресечением «лазеек» в валютном законодательстве, позволяющих осуществлять беспрепятственный отток валютных активов за рубеж; созданием банка данных потенциальных нарушителей валютного законодательства.

Тема 4

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
План лекции:

  1. Бюджетная система РФ.

  2. Принципы построения бюджетной системы

  3. Структура государственного бюджета.

  4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования.



ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
-1-
Центральное место в государственных финансах при­надлежит бюджетам. В то же время существенную роль выполняют различные государственные автономные фон­ды на федеральном и региональном уровнях. Как прави­ло, в этих фондах аккумулируются ресурсы для решения крупных проблем, требующих специального внимания органов государственной власти. Источниками средств та­ких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисле­ния средств из бюджета, капитализация доходов и займы.

Государственный бюджет
— это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет обеспечивает органам государственного уп­равления возможность выполнения ими своих функ­ций. Он также является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.

За счет государственного бюджета содержится армия, полиция, здравоохранение, с его помощью государство оказыва­ет значительное влияние на экономические процессы.

Функции бюджета:

  • распределительная - происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей;

  • контрольная – позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

В бюджетную систему РФ входят бюджеты следующих уровней:

  1. Федеральный бюджет РФ;

  2. Бюджеты субъектов РФ - республиканские бюджеты республик в составе РФ, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, городские бюджеты Мос­квы и Санкт-Петербурга;

3. Местные бюджеты - районные, городс­кие, сельские, поселковые бюджеты и районные бюдже­ты в городах. Доходная часть местных бюджетов состоит из соб­ственных доходов, поступлений от регулирующих дохо­дов, может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства регионального фонда поддержки муниципальных образований), сред­ства, полученные по взаимным расчетам. К местным налогам и сборам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц. За местным бюджетом закрепляется и доля отчисле­ний от федеральных налогов, которые регионы получа­ют с федерального уровня. Расходы бюджетов муниципальных образований де­лятся на расходы, связанные с: решением вопросов местного значения; осуществлением отдельных государственных пол­номочий, переданных органам местного самоуправ­ления; обслуживанием и погашением долга по муници­пальным ссудам и займам и пр. Уставом муниципального образования могут быть пре­дусмотрены и другие расходы, а также уточнен порядок исполнения расходной части местного бюджета. На практике зачастую отмечается нехватка средств местных бюджетов. Дефицит в этом случае погашается либо из муниципальных займов (отпуск муниципальных ценных бумаг), либо из кредитов, получаемых от кре­дитных организаций.



4. Бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды — это совокупность финансо­вых ресурсов, находящихся в распоряжении централь­ных или региональных местных органов самоуправле­ния и имеющих целевое назначение.

Порядок их образования и использования регламен­тируется финансовым правом.

Создаются внебюджетные фонды для финансирова­ния предприятий, не предусмотренных в плановом по­рядке в бюджете.

Пути создания внебюджетных фондов:

  1. Выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

  2. Формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Материальным источником внебюджетных фондов яв­ляется национальный доход, в результате перераспреде­ления которого и создаются фонды. Они находятся в соб­ственности государства, но являются автономными, име­ют, как правило, целевое назначение.

К социальным внебюджетным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд РФ (ПФРФ);

  • Фонд социального страхования (ФСС);

  • Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).






Доходная часть

Расходная часть

Пенсионный фонд РФ (ПФРФ)

  • налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60 процентов;

  • неналоговые доходы:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

  • дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФ РФ;

  • взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

  • (см. текст в предыдущей редакции)

  • недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФ РФ;

  • доходы от размещения средств ПФРФ;

  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

  • безвозмездные поступления:

  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФРФ;

  • безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

  • прочие поступления.




Выплата следующих видов пенсий:

- трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) ;

- социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);

- пенсия за выслугу лет;

- пособие одиноким матерям;

- пенсия военнослужащим и членам их семей;

- пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.


Фонд социального страхования (ФСС)

  • налоговые доходы:

  • доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;

  • налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;

  • минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20 процентов;

  • единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5 процентов;

  • единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4 процента;

  • неналоговые доходы:

  • страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

  • страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС РФ;

  • доходы от размещения временно свободных средств ФСС РФ;

  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования РФ;

  • прочие поступления.

  • расходы на обязательное социальное страхование:

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);

  • единовременное пособие при рождении ребенка;

  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

  • оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;

  • специальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению;

  • пособие при рождении ребенка;

  • пособие по беременности и родам

  • пособие по временной нетрудоспособности;

  • пособие при усыновлении ребенка;

  • оплата четырех выходных дополнительных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по уходу за детьми-инвалидами.

  • расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

  • пособие по временной нетрудоспособности;

  • единовременная страховая выплата;

  • ежемесячная страховая выплата;

  • дополнительные расходы на медичинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших.

Фонд обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС):

  • налоговые доходы:

  • доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 %;

  • налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 %;

  • минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 2 %;

  • единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5 %;

  • единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2 %;

  • неналоговые доходы:

  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование - по тарифу, устанавливаемому Федеральным законом № 212 "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС", в части, зачисляемой в ФФОМС;

  • недоимки, пени и штрафы по взносам в ФФОМС;

  • доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

  • безвозмездные поступления:

  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФФОМС;

  • прочие поступления.


Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС):

  • налоговые доходы:

  • доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 4,5 %;

  • налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 4,5 %;

  • минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 18 %;

  • единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 4,5 %;

  • единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 3,4 %;

  • неналоговые доходы:

  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование - по тарифу, устанавливаемому Федеральным законом "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС", в части, зачисляемой в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

  • недоимки и пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

  • доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

  • безвозмездные поступления:

  • межбюджетные трансферты из ФФОМС;

  • межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые ТФОМС, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

  • прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Медицинская помощь по полису обязательного медицинского страхования




Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;

  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

  • самостоятельности бюджетов;

  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

  • сбалансированности бюджета;

  • эффективности использования бюджетных средств;

  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

  • прозрачности (открытости);

  • достоверности бюджета;

  • адресности и целевого характера бюджетных средств;

  • подведомственности расходов бюджетов;

  • единства кассы.

Содержание вышеназванных принципов приведено в Бюджетном Кодексе РФ.
-2-
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

Стадии бюджетного процесса:

  1. Составление проекта бюджета;

  2. Рассмотрение и утверждение бюджета;

  3. Исполнение бюджета;

  4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.


Первая стадия — составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.


Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.