Файл: Курс лекций по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования была организована Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). которая теперь и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, лицензированию страховой деятельности и регулированию единого страхового рынка, осуществляет контроль обоснованности страховых тарифов и следят за соблюдением страховыми фирмами нормативов платёжеспособности.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банкуРоссии (ЦБР). Как орган государственного управления, наделённый властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.
На Федеральную Таможенную Службу (ФТС) возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Деятельность Федеральной службы по валютному и экспортному контролю связана с поиском и пресечением «лазеек» в валютном законодательстве, позволяющих осуществлять беспрепятственный отток валютных активов за рубеж; созданием банка данных потенциальных нарушителей валютного законодательства.
Тема 4
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
План лекции:
-
Бюджетная система РФ. -
Принципы построения бюджетной системы -
Структура государственного бюджета. -
Бюджетный дефицит и методы его финансирования.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
-1-
Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. В то же время существенную роль выполняют различные государственные автономные фонды на федеральном и региональном уровнях. Как правило, в этих фондах аккумулируются ресурсы для решения крупных проблем, требующих специального внимания органов государственной власти. Источниками средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы.
Государственный бюджет
— это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджет обеспечивает органам государственного управления возможность выполнения ими своих функций. Он также является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.
За счет государственного бюджета содержится армия, полиция, здравоохранение, с его помощью государство оказывает значительное влияние на экономические процессы.
Функции бюджета:
-
распределительная - происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; -
контрольная – позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.
В бюджетную систему РФ входят бюджеты следующих уровней:
-
Федеральный бюджет РФ; -
Бюджеты субъектов РФ - республиканские бюджеты республик в составе РФ, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
3. Местные бюджеты - районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов, поступлений от регулирующих доходов, может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства регионального фонда поддержки муниципальных образований), средства, полученные по взаимным расчетам. К местным налогам и сборам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц. За местным бюджетом закрепляется и доля отчислений от федеральных налогов, которые регионы получают с федерального уровня. Расходы бюджетов муниципальных образований делятся на расходы, связанные с: решением вопросов местного значения; осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; обслуживанием и погашением долга по муниципальным ссудам и займам и пр. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и другие расходы, а также уточнен порядок исполнения расходной части местного бюджета. На практике зачастую отмечается нехватка средств местных бюджетов. Дефицит в этом случае погашается либо из муниципальных займов (отпуск муниципальных ценных бумаг), либо из кредитов, получаемых от кредитных организаций.
4. Бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды — это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.
Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Создаются внебюджетные фонды для финансирования предприятий, не предусмотренных в плановом порядке в бюджете.
Пути создания внебюджетных фондов:
-
Выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение; -
Формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, в результате перераспределения которого и создаются фонды. Они находятся в собственности государства, но являются автономными, имеют, как правило, целевое назначение.
К социальным внебюджетным фондам относятся:
-
Пенсионный фонд РФ (ПФРФ); -
Фонд социального страхования (ФСС); -
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). -
| Доходная часть | Расходная часть |
Пенсионный фонд РФ (ПФРФ) |
| Выплата следующих видов пенсий: - трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) ; - социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам); - пенсия за выслугу лет; - пособие одиноким матерям; - пенсия военнослужащим и членам их семей; - пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей. |
Фонд социального страхования (ФСС) |
|
|
Фонд обязательного медицинского страхования | Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС):
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС):
| Медицинская помощь по полису обязательного медицинского страхования |
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
-
единства бюджетной системы Российской Федерации; -
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; -
самостоятельности бюджетов; -
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; -
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; -
сбалансированности бюджета; -
эффективности использования бюджетных средств; -
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; -
прозрачности (открытости); -
достоверности бюджета; -
адресности и целевого характера бюджетных средств; -
подведомственности расходов бюджетов; -
единства кассы.
Содержание вышеназванных принципов приведено в Бюджетном Кодексе РФ.
-2-
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.
Стадии бюджетного процесса:
-
Составление проекта бюджета; -
Рассмотрение и утверждение бюджета; -
Исполнение бюджета; -
Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Первая стадия — составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).
Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.
Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.