Файл: Особенности приемки продукции по качеству и количеству на предприятии ООО «Алкотека».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 397

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если при правильности веса брутто недостача продукции установлена в ходе проверки веса нетто или количества товарных единиц в отдельных местах, то покупатель в праве приостановить приемку остального груза.

А тару, упаковку вскрытых мест и продукцию, находящуюся внутри них, следует сохранить и затем предъявить все это вызванному для участия в дальнейшей приемке представителю организации отправителя.

Присутствие представителя одногороднего отправителя, а если продукция получена в оригинальной упаковке либо в ненарушенной таре изготовителя, то лица, представляющего однороднего изготовителя, необходимо для составления двухстороннего акта. Представитель иногороднего отправителя вызывается, когда подобное предусмотрено в обязательных правилах или в договоре. В таких случаях отправитель, который находится в другом городе, должен не позднее чем на следующий день после получения вызова сообщить, будет ли им направлен представитель для участия в проверке количества продукции. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает получателю право принять продукцию до истечения установленного срока явки представителя организации отправителя [19, с. 122].

Приемку товара на складе поставщика осуществляет материально ответственное лицо по доверенности, которая является подтверждением права на получение товара, а также при условии предъявления паспорта.

Для приемки товара на территории торгового объекта администрацией организации назначаются материально ответственные лица (заведующий складом, секцией, отделом; кладовщик; продавец). Обязанность этих работников по приемки товаров и условия их ответственности закрепляются в трудовых договорах о материальной ответственности этих лиц, должностных инструкциях и тп.

О каждой поставке товаров на территории торговой организации администрация сообщает материально ответственному лицу, которое должно подготовить подъездные пути, разгрузочные площадки, складские площади под товар и необходимые документы.

Прием товара по количеству в торговых объектах осуществляется в соответствии с соответствующими нормативными актами и сопроводительными документами от поставщика, а также другими необходимыми документами.

В основе приема товаров по количеству - сопроводительные документы. К таковым в первую очередь относится накладная – она может выступать как в качестве приходного, так и расходного товарного документа. По ряду товаров в качестве накладных предъявляются особые требования. Так, в накладной на передаваемые в розничную торговлю аудио- и видеопродукцию, компьютерные информационные носители поставщик должен узнать по какому товару: производителя, посредника, а также правообладателя и код товара по реестру правообладателя. С товаром организации розничной торговли передаются два экземпляра накладной – один из которых для бухгалтерии, второй остается у материально ответственного лица, отвечающего за хранение товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями поставщика и получателя (организации розничной торговли) [22, с. 74].


При приемке товара в первую очередь проверяется соответствие количества товара, указанного в договоре, и фактически поставленного. Производится проверка на основании транспортных и сопроводительных документов. Если такие документы существуют, составляется акт, в котором указываются недостающие документы.

Процесс приема товаров — это достаточно длительный и затратный технологический процесс. Только качественный прием товара помогает снизить случаи недостачи и пересортицы продукции, которые затем выявляются в процессе инвентаризации.

1.2. Организация приемки товаров по качеству

Качественный товар нужен не только покупателю, но и самому продавцу - для того, чтобы люди шли к нему, а не к конкурентам. Каким бы надежным не был поставщик, или фабрика-производитель пищевого продукта или непродовольственного товара, на витрину всегда может случайно попасть изделие, которое может не соответствовать ожиданиям клиента, самого владельца торговой точки, а то и государства. Проверка качества товаров - важнейшее направление работы любого бизнеса [23, с. 73].

Согласно популярному определению в среде российских экспертов, качество товара — это совокупность признаков продукта, реализуемого в пункте продаж того или иного формата (магазин, торговая сеть, онлайн-маркет и т. д.), которые обуславливают его соответствие предполагаемому потребительскому назначению. Понятие качества, как считают некоторые специалисты в области маркетинга, отражает некий объем требований, как правило, носящих официальный или широко распространенный характер - в отношении тех самых признаков, которые формируют характеристики продукта [16, с. 88].

Условием отнесения товара к категории высококачественных будет, таким образом, соответствие его свойств неким стандартам и нормам, а также, в ряде случаев, субъективным ожиданиям покупателя. Рассмотрим ключевые критерии, отражающие данную зависимость. Для начала изучим то, какими могут быть показатели, что характеризуют свойства товаров. Сущность их достаточно разнообразна.

Каковы основные показатели, по которым можно определить качество товара? Российские эксперты определяют следующую их совокупность [15, с. 69].

Во-первых, это характеристики товара, обуславливающие его назначение. Например, есть пластиковая посуда, предназначенная для одноразового использования - в походах или на пикниках, а есть изделия соответствующего типа, с помощью которых хозяева подают на стол регулярно. Требования к качеству первых будут, вероятно, ниже.


Во-вторых, это надежность. Качество товара в данном аспекте, как правило, определяется для технически сложных продуктов, или тех, условия пользования которыми предполагает некий износ и требует прочности деталей, механизмов, соответствия материалов изготовления промышленным стандартам.

В-третьих, это показатели, отражающие стандартизацию и сертификацию. Качество товара, соответствующего, скажем, ГОСТ, вероятно, будет выше, чем у того, который изготовлен вне требований такого типа. Наличие сертификата, подтверждающего это, может стать дополнительным критерием, влияющим на выбор покупателя.

В-четвертых, это различного рода физические характеристики изделия - эргономика, цвет, вкус, размеры, дизайн и т. д. Оценка качества товаров в данном случае может основываться как на субъективном восприятии конкретным потребителем, так и на неких стандартах и нормах, свойственных для продуктов этого же типа.

В зависимости от конкретного типа изделия исследователи, изучающие его качество, могут выбирать наиболее приоритетные критерии. В одних случаях анализ может быть комплексным, включающим в себя разносторонне изучение товара, в других - характеризоваться использованием небольшого количества показателей. Например, исследование изделия на предмет соответствия ГОСТам.

В число бизнес-процессов, в которых регулярно исследуется качество товаров, входит приемка. Как правило, она представляет собой этап, предшествующий отпуску продукта в продажу (или отгрузку заказчику). Каким образом осуществляется приемка товаров по качеству? Как правило, данный процесс характеризуется достаточно высокой степенью стандартизации. Товар исследуется на предмет соответствия критериям, определенным в ГОСТах, различного рода отраслевых источниках норм. Сама процедура проведения приемки может также осуществляться согласно стандартизованным алгоритмам, заложенным, как вариант, в документообороте предприятия. Во многих фирмах, например, есть утвержденные руководством инструкции, согласно которым должна проводиться приемка товаров по качеству. Также, аналогичные документы могут быть созданы в процессе межкорпоративного взаимодействия между поставщиком продукта и их заказчиком. Сотрудники фирмы, которыми осуществляется приемка, как правило - материально ответственные лица.

Процедура приемки

Рассматриваемая процедура обычно состоит из следующих основных этапов [7, с. 69]:

- проверка общего количества поступивших от поставщика товаров, их комплектности, внешнего вида, сопроводительных документов;


- исследование продуктов на предмет ключевых показателей качества; - документальное оформление приемки;

- загрузка соответствующей информации в систему бухучета, или фиксация сведений в иных источниках.

В аспекте документооборота приемка, как правило, подразумевает работу с различного рода накладными и счетами. Многие фирмы предпочитают использовать стандартизованные, унифицированные на уровне государственных или отраслевых стандартов формы соответствующих источников. Такие, как, например, форма № 1-Т, или № ТОРГ-12, что утверждены Госкомстатом [10, с. 289].

Практическая значимость качества товара более всего важна, конечно, не только в аспекте соответствия формальным процедурам на приемке. Самое главное - чтобы продукт понравится потребителю. В соответствии продаваемых изделий данному критерию должна быть, очевидно, заинтересована сама фирма — это ключевой фактор того, что покупатель будет приходить еще. Высокое качество товара в современном бизнесе - в числе ключевых конкурентных преимуществ.

И потому во многих компаниях созданы развитые структурные подразделения, ответственные за работу по снабжению витрин самыми лучшими образцами продукции. Приемка, поиск нужных поставщиков, исследование особенностей отдельных марок изделий - направления деятельности, которые находятся в непосредственной компетенции подобных отделов в фирмах.

Однако есть иной весомый стимул того, чтобы бизнесами соблюдалось качество товаров и услуг - законодательство. В том, чтобы потребитель был доволен, заинтересовано также и государство. Законы РФ имеют, как считают многие эксперты, значительный уклон в сторону клиента. Некоторые положения правовых актов, в частности, гарантируют обмен товара надлежащего качества. Во многом это право, которое есть у российских граждан, пересекается с практикой задействования методов исследования изделий, что мы перечислили выше. Дело в том, чтобы на практике осуществить обмен товара надлежащего качества, потребитель и продавец часто устраивают соответствующего типа экспертизу. Цель, которой, собственно, выявить причины несоответствия продукта тем или иным критериям.

При приемке товаров по качеству проверяется комплектность товара, его состояние и маркировка на нем. Упаковка товара вскрывается, сотрудники определяют, насколько качественный товар доставлен на склад.

Для проверки по качеству по умолчанию установлены определенные сроки [11, с. 169]:

- 24 часа с момента доставки – для скоропортящихся продуктов;


- 10 дней после доставки – для остальных товаров, доставляемых в пределах одного города;

- 20 дней после поставки – для продукции, которая не относится к скоропортящимся товарам и привезена из другого города;

- специальные сроки для районов Крайнего Севера и приравненных к ним;

- срок, установленный ГОСТом или техническими условиями, – для товаров, в отношении которых такие условия и стандарты действуют.

Особые сроки приемки товара по качеству можно также прописать в договоре поставки.

1.3. Нормативно – правовое регулирование процесса приемки товаров в РФ

Обязанность совершить необходимые действия для обеспечения приемки поступившего товара возложена на организацию-покупателя п. 1 ст. 454, ст. 513 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ [1].

Приемка товара производится в целях проверки соответствия количества и качества поступившего товара данным, указанным в транспортных и расчетных документах, выявления и фиксирования фактов недостачи или ненадлежащего качества товара для последующего возмещения убытков.

В зависимости от базиса поставки товара различаются:

– приемка покупателем (получателем) товаров непосредственно от поставщика (продавца) в месте его нахождения либо на своем складе;

– приемка товаров от органов транспорта или связи.

В силу п. 1, 2 ст. 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота [1].

Основные инструкции о порядке приемки товаров регулируют процесс приемки товаров по количеству и качеству. Они уже не обязательны к применению, но описывают стандартные, отработанные на практике, а потому удобные в использовании алгоритмы приемки товара. Это:

- инструкция по приемке товара по количеству П-6[5];

- инструкция по приемке товара по качеству П-7[4].

Обеими инструкциями о порядке приемки товаров поставщику предписано обеспечить сохранность груза при транспортировке, а также простоту приемки товаров в магазине или на складе. Для этого поставщику нужно соответствующим образом упаковать товар, опломбировать и нанести маркировку на каждое грузовое (тарное) место. Кроме того, поставщик отвечает за подготовку полного комплекта товарно-сопроводительных документов в таком виде, чтобы упростить приемку.