Файл: Особенности приемки продукции по качеству и количеству на предприятии ООО «Алкотека».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 386
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации приемки товаров в торговом предприятии
1.1. Организация приемки товаров по количеству
1.2. Организация приемки товаров по качеству
1.3. Нормативно – правовое регулирование процесса приемки товаров в РФ
2. Анализ организации, технологии приемки товаров по количеству и качеству в ООО «Алкотека»
2.1. Организационно - экономическая характеристика ООО «Алкотека»
2.2. Анализ организации приемки товаров в ООО «Алкотека»
У получателя – свои обязательства. Например, получатель должен предложить представителю поставщика участвовать в приемке, или самостоятельно проводить приемку – только если он откажется. Также получатель обязан выделить для приемки товара особую зону, обеспечить там сохранность груза и исключить доступ туда посторонних лиц, не занятых при приемке. Если же обнаружено несоответствие качества или количества товара записям в документах, по инструкциям приемка товара приостанавливается, об этом уведомляется поставщик. Дальнейшее назначение приемки товаров возможно только с согласия поставщика [4].
Инструкция П-6 описывает такой порядок приемки товаров по количеству. Проверяется целостность грузовых мест, маркировка груза, количество и вес тарных мест, сверяясь с товарно-сопроводительными документами. Если на этом этапе все сошлось, вскрывать тару и проверять внутритарные вложения не нужно. Полную их проверку проводят при окончательной приемке. По итогам же предварительной приемки подписываются сопроводительные документы на товар [5].
В инструкции П-7 определен следующий порядок приемки товаров по качеству. Поставщик отвечает за соответствие товаров качественным товарно-сопроводительным документам и утвержденному вами эталону. Перевозчик – за соблюдение заранее оговоренных условий крепления и транспортировки товара, позволяющих сохранить его качество. Получатель, в свою очередь, при приемке отвечаете за проверку соблюдения всех этих требований. По договоренности с поставщиком, получатель проводит выборочную проверку качества и комплектности и экстраполирует ее результаты на всю поставку [4].
Если по условиям договора берутся пробы (образцы) для проверки качества товара, делать это могут только специальные сотрудники. Один образец отправляется поставщику, один остается у получателя. Если привлекаются сторонние эксперты, еще один экземпляр получают они. Каждая проба маркируется, чтобы ее можно было легко опознать.
Также инструкция П-7 предлагает метод урегулирования претензий к качеству со стороны клиентов – конечных покупателей товара. Поставщику передается заявление клиента на обмен или возврат, документальное подтверждение брака и расписку клиента в получении обменянного товара или денег. А поставщик может перепроверить эту продукцию и опротестовать браковку, если его результаты проверки не сойдутся с документами получателя.
Образец акта приемки товара не установлен законодательством. Однако есть обязательные реквизиты акта приемки-передачи товара [20, с. 340]:
- наименование, место и дата создания акта (то есть дата приемки);
- наименование, стоимость и количество принимаемого товара;
- номер и дата договора, на основании которого производится поставка и приемка;
- подписи ответственных лиц с обеих сторон – поставщика и получателя.
Кроме, собственно, факта приемки, актируются любые несоответствия между сопроводительными документами на товар и реальным состоянием принимаемой продукции. В частности, акты составляются, если [21, с. 68]:
- грузовые места вскрывали, нарушена их пломбировка;
- не соблюдены условия транспортировки товара;
- не сходится документально зафиксированное и фактическое количество тарных мест или их вес;
- нарушена упаковка или маркировка товара;
- из-за вышеперечисленных нарушений проведена проверка внутри тарных вложений (актируются ее результаты);
- представитель поставщика или перевозчика отказался ждать, пока проводится предварительная приемка с проверкой соответствия (вместо акта можно сделать отметку об этом на товарно-транспортной накладной);
- при предварительной приемке выявлены качественные или количественные характеристики товара, не указанные в товарно-сопроводительной документации.
Если акт приемки товара по качеству подписан, а затем при предпродажной подготовке товара или при его обработке (если она необходима) обнаружился производственный брак, то актировать выявленные таким образом производственные недостатки можно в течение 4 месяцев с момента приемки товара. Составить акт на товар, чей гарантийный срок отсчитывается со времени продажи продукции, можно в любой момент до продажи независимо от даты приемки.
Акт недостачи товара при приемке.
Если в процессе приемки товара выявлена недостача или излишек, придется составить акт недостачи товара. Один экземпляр акта недостачи отправляется поставщику. Такой акт заполняется в день выявления недостачи товара при приемке. В акте указываются [23, с. 110]:
- реквизиты поставщика и ваши;
- фамилии, имена, должности сотрудников, проводивших приемку;
- реквизиты товарно-сопроводительных документов;
- отметки о датах и времени отправки и доставки груза, а также вскрытия транспортного средства, которым он доставлен;
- сведения о состоянии упаковки (в том числе данные о том, кто упаковывал товар – изготовитель или поставщик);
- при выборочной проверке – основания и условия отбора товаров для нее;
- фактическое и указанное в документах количество или вес недостающего товара;
- способ определения недостачи;
- возможно ли было уместить товар целиком в грузовое место и транспортное средство;
- стоимость и точное количество недостающего товара;
- заключение о месте и причинах образования недостачи;
- другие сведения, необходимые получателю.
Все оформляемые в процессе приемки документы фиксируются на предприятии. На основании этих документов в ней меняется статус товара. Это обеспечивает корректный учет товаров и облегчает подготовку отчетности – внутренней, для пользования, а также бухгалтерской и налоговой.
2. Анализ организации, технологии приемки товаров по количеству и качеству в ООО «Алкотека»
2.1. Организационно - экономическая характеристика ООО «Алкотека»
ООО «Алкотека» было зарегистрировано 2004 года. Единственным учредителем предприятия являлся Шпагин С.В. 16 апреля 2010 г. предприятие было продано, в результате чего теперь его участником является Симонова Наталья Александровна и её доля в уставном капитала составляет 100 %.
В настоящее время предметом деятельности ООО «Алкотека» является: организация дистрибьюторской сети оптовой торговли алкогольной продукцией, построенной на принципах распределения через систему супермаркетов и гарантированной прямой доставки; закупка и организация оптовой торговли вином, пивом, ликёроводочными и табачными изделиями; осуществление торгово-посреднической и закупочной деятельности, организация оптовой торговли ликёроводочными изделиями.
Месторасположения ООО «Алкотека»: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Карла-Маркса, д.6, оф.11.
Торговое предприятие, согласно Уставу предприятия, вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
Компания ООО «Алкотека» осуществляет следующие виды деятельности согласно Устава:
- Оптовая торговля алкогольными и другими напитками.
- Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами.
- Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (Дополнительный вид деятельности).
Ассортимент ООО «Алкотека» включает в себя следующие группы товаров:
1. Водка.
2. Ликероводочные изделия.
3. Коньяк.
4. Вино игристое.
5. Вино столовое.
Профессионально составленный портфель, включающий более550 наименований, отвечает высоким запросам конечного потребителя и тенденциям рынка в целом. К формированию ассортиментной политики маркетинг подходит с позиций универсальности. Компания работает во всех ценовых диапазонах и с различными категориями потребителей. Планируя ассортиментную политику, руководство компании выдвигает жёсткие требования, связанные с выбором своих стратегических партнеров, тем самым, обеспечивая высокий уровень качества всех продуктов ассортимента и его конкурентоспособные показатели.
Принципиально ассортимент компании можно разделить на:
Привлеченный - официальный дистрибьютор ООО «Бакарди Рус»;
- эксклюзивный дистрибьютор по одному или нескольким регионам — ассортимент «Омсквинпром» (водка Пять озер), ПГ «Ладога» (водка Царская), ЗАО «Артемовский завод шампанских вин» (игристое вино KrimArt);
- прочее — WHITEHALL, DIAGEO, NEMIROFF и т.д.
- игристые вина — «Серебряный Век»;
- вина Европы и Нового Света — «Sonnenberg», «Colina del Sol», «Coline du Soliel», «Sun Fields», «Reis and Luff», «Garnet», «Old Kоlkheti», «Veleka».
- выдержанный крепкий алкоголь — бреди, кальвадос, ирландский виски;
- водки;
- барная группа — ликеры, самбука.
Основу ассортимента составляет дистрибьюторский пакет. Однако с развитием собственной импортной структуры Компания планирует увеличивать долю собственных марок. Среди них представлена продукция высочайшего качества, неоднократно отмеченная призами и медалями различных дегустационных конкурсов и международный выставок.
Предприятие в условиях рыночной экономики является основным звеном общественного производства. Оно представляет собой отдельную хозяйственную единицу, которая создается для достижения определенной цели - как правило, это получение дохода. Все предприятия различаются по своим размерам.
ООО «Алкотека» является частным, национальным предприятием.
В ООО «Алкотека» по состоянию на 2019 год работают 20 человек, поэтому предприятие относится к малому предприятию (количество человек меньше 50). Управленческий персонал – 4 человек, торгово-оперативный – 12 человек, вспомогательный – 4 человек.
На предприятии имеется оптовый склад. Склад занимает помещение общей площадью 1200 кв.м. и полезной площадью склада 720 кв.м.
Склад занимает одноэтажное отдельное здание. Здание, в котором он находится, характеризуется как железобетонное. Склад одноэтажный без подвального помещения. Комплекс помещений склада обеспечивает рациональное функционирование торгово – технологического процесса. Все помещения склада делят на помещение производственного назначения, вспомогательное, подсобно-техническое и административно-бытовое. Размещение помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций.
ООО «Алкотека» имеет линейную организационную структуру, поэтому стоит остановиться на тех руководителях и отделах, которые выполняют работу, связанную непосредственно с основной деятельностью компании.
Организационная структура ООО «Алкотека» представлена на рисунке 2.
Генеральный директор
Финансовый директор
Товаровед
Директор по снабжению
Коммерческий директор
Экономист - менеджер
Отдел логистики
Мерчендайзер
Служба продаж
Кассир
Отдел закупок
Продавцы. грузчики
Рисунок 2 - Организационная структура ООО «Алкотека»
В целом организационная структура типична для малых предприятий.
Действующую структуру можно охарактеризовать как линейную, трехуровневую. Подобные структуры базируются, с одной стороны, на линейных полномочиях. Линейные полномочия — это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным (иерархия уровней управления). Важная особенность такой структуры заключается в единоначалии и цепи команд.
Кроме того, в основе данной структуры управления лежит принцип функциональной департаментализации (процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности). Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации. Совокупность линейности полномочий и функциональной департаментализации в линейно — функциональной структуре обеспечивает преимущества и недостатки такого типа структур.
Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.
Анализ финансовых показателей, мы проведем, используя Бухгалтерский баланс (приложение 1) и «Отчет о финансовых результатах» (приложение 2).
Основные показатели деятельности организации ООО «Алкотека» за 2017 - 2018 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели деятельности организации ООО «Алкотека» за 2017 – 2018 гг., тыс. руб.
Показатели |
2017 г |
2018 г |
Темп роста, % |
Отклонение (+,-) |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом НДС и акцизов |
1458720 |
1775765 |
121,73 |
317045 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг |
1219451 |
1494796 |
122,58 |
275345 |
Валовая прибыль |
239269 |
280969 |
117,43 |
41700 |
- в % к выручке от продаж |
16,40 |
15,82 |
96,46 |
-0,58 |
Коммерческие расходы |
233453 |
261002 |
111,80 |
27549 |
- в % к выручке от продаж |
16,00 |
14,70 |
91,84 |
-1,31 |
Управленческие расходы |
0 |
19 |
0 |
19 |
- в % к выручке от продаж |
0 |
0,001 |
0 |
0,001 |
Прибыль (убыток) от продаж |
5816 |
19948 |
342,98 |
14132 |
- в % к выручке от продаж |
0,40 |
1,12 |
281,75 |
0,72 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
4396 |
10720 |
243,86 |
6324 |
- в % к выручке от продаж |
0,30 |
0,60 |
200,32 |
0,30 |
Текущий налог на прибыль |
879 |
2144 |
243,91 |
1265 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного года |
3517 |
8576 |
243,84 |
5059 |