Файл: Курсовая работа по дисциплине Менеджмент на тему Базисные стратегии развития бизнеса.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 288
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» КРАСНОДАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра менеджмента и торгового дела
Курсовая работа
по дисциплине «Менеджмент»
на тему «Базисные стратегии развития бизнеса»
Работу выполнила студент заочной формы обучения
группы МТб(УП)2-З/Бс/КРА16
Петрова Маргарита Ивановна
Научный руководитель Иванов А.В., к.э.н., профессор Сидоров Э.Г. к.э.н., доцент
Работа проверена и допущена к защите: Оценка научного руководителя:
««202_ г.
««202_ г. (дата защиты)
(подпись) (подпись)
Краснодар 2022г.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» КРАСНОДАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Утверждаю Заведующий кафедрой
менеджмента и торгового дела
(ФИО, ученая степень)
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу по дисциплине Менеджмент
студенту(ке) группы МТ(КМ)1-З/Бп/КД18 4 курса шифр номер группы курс
факультета управления и права
по направлению 38.03.02 Менеджмент
Петровой Маргарите Петровне (Фамилия, имя, отчество)
Тема курсовой работы: Базисные стратегии развития бизнеса
Содержание задания:
Теоретические основы стратегического развития бизнеса на предприятии
Анализ стратегических приоритетов развития предприятия ОАО «СЕЛЕНГИНСКИЙ ЦКК»
Основные стратегические направления развития предприятия
Рекомендуемая литература:
Ансофф Игорь Стратегическое управление: пер. с английского Е.Л. Леонтьева, 2000
Научный руководитель
к.э.н., доцент Петров О.В.
Научный руководитель
к.э.н., доцент Сидоров О.В.
Студент Петрова М.И
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА И ЕГО ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 6
1.1 Сущность стратегического менеджмента 6
1.2 Стратегическое управление организацией 8
1.3 Планирование и выбор стратегии развития предприятия 11
2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СЕЛЕНГИНСКИЙ ЦКК» 16
2.1 Характеристика деятельности предприятия 16
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 18
2.3 SWOT – анализ ОАО «Селенгинского целлюлозно-картонного комбината» 26
3.ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 33
3.1 Тенденция стратегического развития отрасли предприятия 33
3.2 Стратегическое развитие экспорта на предприятии 36
3.3 Диверсификация как условие повышения эффективности развития предприятия 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Целью работы по закладыванию будущего является решение не о том, что следовало бы сделать завтра, а о том, что следует сделать сегодня, дабы это «завтра» состоялось.
П. Друкер
Актуальность. Тема стратегии в бизнесе очень актуальна, так как стратегия является "компасом" для предприятий. С помощью правильно выбранной стратегии фирма или предприятие может выйти из сложной финансовой ситуации или умножить свой капитал.
Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.
Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. В менеджменте стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности,
системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.
Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.
Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.
Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, её потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления. Этому вопросу и посвящена данная работа.
Основными источниками, рассматривающими и раскрывающими данные вопросы явились: Ричард Л. Дафт, В.Я. Горфинкель, А.Т. Зуб, Т.Ю. Анопченко и М.А. Чернышева и др. В данных источниках рассматриваются понятия стратегии развития, классификация стратегий, принципы разработки и реализации стратегии на предприятии. [17], [30]
В результате изучения и анализа экономической литературы по теме исследования выявлены следующие определения понятия «стратегии»:
По мнению автора В.А. Винокурова стратегия представляет собой систему для принятия управленческих решений, которая направлена на долгосрочное развитие предприятия, определение направлений деятельности предприятия и порядок распределения необходимых ресурсов для достижения поставленных целей. [22]
Мнение авторов А.А. Томсон мл.и А.Дж. Стрикленд: Стратегия компании представляет собой комплексный план управления, который должен укрепить положение предприятия на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение новых и уже существующих потребителей, повышение уровня конкуренции и соответственно достижение главных целей предприятия.[35]
Автор Зуб А.Т. «Стратегический менеджмент». Стратегией является обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия. По факту, стратегия является набором правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.[17]
По мнению автора И.А. Ансофф. Стратегия является набором правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей хозяйственной деятельности.[2]
По мнению автора Фатхудинова Р.А. Стратегия является программой, планом, генеральным курсом предприятия по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.[36]
По мнению автора И.С. Виханского. Стратегия предприятия – это долгосрочное качественно и количественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри предприятия, а также позиции предприятия в окружающей среде, приводящее предприятие к его целям.[7]
Следовательно, на основании вышеизложенного материала можно дать следующее определение: стратегия представляет собой совокупность действий, направленных на достижение поставленных целей путем рационального и эффективного использования ресурсов. Главная цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые должны обеспечить производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность.
Цель данной работы – проанализировать стратегию развития бизнеса на примере предприятия и выявить мероприятия, за счет которых предприятие могло бы повысить свой уровень.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:
-показать экономическую сущность и значение стратегического развития предприятия;
-представить виды стратегических решений;
-дать характеристику деятельности предприятия;
-провести анализ стратегического развития предприятия;
-предложить конкретные мероприятия по стратегическому развитию предприятия.
Предметом исследования является стратегия развития бизнеса.
Объект исследования - ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат».
Структурно работу можно представить в виде трёх частей. В первой части содержаться теоретические аспекты стратегии развития организации. Рассматриваются такие вопросы как: стратегическое управление организацией, стратегическое планирование и концепция многоуровневого развития организации.
Во второй части рассматривается стратегия развития предприятия – ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» - его цели и задачи, выполняемые им функции, потенциал, которым располагает данное предприятие, для решения поставленных перед ним задач.
В третьей части даётся оценка выбранной стратегии развития бизнеса и эффективность предложенных мероприятий.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА И ЕГО ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
1.1 Сущность стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент начал формироваться после выхода книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты» в 1974 году. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году. Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения. Приведем наиболее распространенные определения.
Стратегический менеджмент – это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий
Это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий.