Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере АО БИОХИМИК (Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Изучение конкурентоспособности продукции и услуг всегда напрямую связано с конкурентоспособностью предприятия. Фундаментальной основой обеспечения конкурентоспособности продукции является формирование и обеспечение ее конкурентных преимуществ.

Уровень качества современной продукции задается техническим уровнем производства, а при оценке уровня конкурентоспособности ее нужно сопоставлять с уровнем развития потребности в продукции. При этом превышение уровня качества над уровнем развития потребностей по отдельным параметрам может быть не оценено потребителем и не даст необходимого экономического эффекта. Важность качества имеет тенденцию к росту.

Конкурентоспособность продукции в отличие от конкурентных преимуществ испытывает на себе сильное влияние стратегических и тактических изменений на рынке, не связанных с деятельностью предприятия (изменение спроса, демографические сдвиги, природные явления и т. д.). Поэтому конкурентоспособность предполагает умелое маневрирование в рыночном пространстве и во времени и максимальный учёт требований и возможностей конкретных групп покупателей, что определяет актуальность исследований в данном направлении.

Актуальностью работы, кроме того, является то, что оценка конкурентоспособности продукции является исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Такая оценка позволяет изыскивать резервы повышения конкурентоспособности продукции на всех этапах ее движения. Важно быстро и точно определить направления повышения конкурентоспособности.

Цель работы – изучение конкурентоспособности продукции предприятия АО «Биохимик».

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие конкурентоспособности;

2. Ознакомиться с показателями, определяющими конкурентоспособность;

3. Узнать о методах оценки конкурентоспособности продукции;

4. Провести анализ рынка препаратов;

5. Оценить конкурентные позиции продукции АО «Биохимик»;

6. Исследовать конкурентные преимущества и недостатки продукции;

7. Вынести рекомендации по укреплению конкурентных позиций продукции АО «Биохимик» на рынке;

8. Проанализировать развитие конкурентных преимуществ и минимизация недостатков продукции предприятия.

Объект исследования – АО «Биохимик».

Предмет исследования – конкурентоспособность предприятия АО «Биохимик».


Информационной базой для проведения исследования послужили источники учебной литературы, статьи периодических изданий, бухгалтерская отчетность АО «Биохимик».

В курсовой работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и индукцию.

Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, 3 глав, 8 параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции

1.1. Понятие конкурентоспособности

Каждая компания, которая формируется, развивается и функционирует на рынке для производства товаров или предоставления услуг, стремится достичь главной цели - максимизировать прибыль [7]. В то же время эта цель может быть достигнута с соблюдением определенных параметров: обеспечение персонала, учет производственных мощностей, маркетинговые исследования рынка, развитие системы управления, знание экономических характеристик предприятия и т. д.

Одним из факторов, влияющих на увеличение прибыли, как показывают исследования, является определение конкурентоспособности самого предприятия на рынке по сравнению с другими организациями, производящими аналогичные или похожие продукты, заменяющими товарами. В условиях развития рыночных отношений в Российской Федерации на первый план выходит концепция «конкурентоспособности предприятий». Этот показатель является одним из важных показателей роста и развития любого предприятия в рыночной системе и развития отечественного производства. Тем не менее, конкурентоспособность предприятия как научной категории пока мало изучена.

Причиной этого факта является постоянная изменчивость условий существования как самого рынка, так и предприятий на нем. Множественные экзогенные и эндогенные характеристики, которые находятся в динамике, постоянно влияют на конкурентоспособность предприятия.

Существует несколько видов конкурентоспособности:


1) товарный;

2) микроуровень;

3) мезоуровень;

4) макроуровень.

Более подробно характеристики типов конкурентоспособности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика видов конкурентоспособности

Вид конкуренто-способности

Объект или субъект конкурентоспособности

Некоторые факторы конкурентоспособности

Товарный

Товары (работы, услуги)

1. Качество продукции, соответствие стандартам и правилам.

2. Цена.

3. Соблюдение, потребительский спрос.

Микроуровень

Товаропроизводитель (организация, фирма, предприятие)

1.Сравнительная конкурентоспособность продукции.

2. Эффективность производственной деятельности.

3. Показатели финансовых показателей.

4. Эффективность организации и сбыта продукции на рынке и ее доли.

Мезоуровень

Объединение товаропроизводителей (организация, фирма, предприятие) отрасли

1. Внутренняя структура отрасли.

2. Влияние внешней среды.

3. Конкурентоспособность элементов.

4. Взаимодействие между элементами системы.

Макроуровень

Народное хозяйство в целом, страновая конкурентоспособность, конкурентоспособность регионов

1. Инвестиционный климат.

2. Научно-технический уровень.

3. Конкурентоспособность отрасли и отраслей народнохозяйственного комплекса в целом.

4. Экономическая безопасность.

5. Рациональное национальное законодательство и его связь с международным правом.

Все авторы рассматривают конкурентоспособность предприятия как предмет относительной категории, то есть каждое предприятие сравнивается с его конкурентами по различным характеристикам [7]. Такой методологический подход к оценке конкурентоспособности предприятия довольно распространен и весьма удобен с точки зрения логического восприятия и математического описания. В то же время он не отражает всю глубину категории «конкурентоспособность предприятия» и имеет ряд существенных недостатков:

– выбор одного или нескольких конкурентов в качестве базы для сравнения позволяет ранжировать конкурентные позиции анализируемых предприятий, но сужает возможность обобщенной объективной оценки отраслевой конъюнктуры;

– основное внимание уделяется сопоставлению показателей конкурентов, в то время как вне поля зрения остается проблема современной адаптации предприятия к изменяющимся условиям окружающей среды;


– нет систематической оценки конкурентоспособности: сравниваются как локальные, так и интегральные параметры предприятия, без учета сложных внутрисистемных связей и динамики изменений;

– в определении дается или учитывается только несколько параметров, с помощью которых будет достигнута конкурентоспособность, то есть отсутствует систематичность показателей для достижения конкурентоспособности;

– как правило, для понятия «конкурентоспособность» учитывается текущий период времени, что исключает стратегическое развитие предприятия;

– конкурентоспособность учитывается только при производстве товаров в качестве конечного объекта и не учитывается после производственного обслуживания. В определениях практически нет указаний на предоставление услуг предприятием.

Основываясь на представленном анализе определений понятия «конкурентоспособность», можно провести определение признаков, раскрывающие суть этой категории:

1. Конкурентоспособность проявляется на рынке.

2. Концепция «конкурентоспособности» обладает свойством универсальности и распространяется как на объект рыночных отношений (товаров, услуг), так и на субъект (организация, промышленность, страна в целом).

3. Конкурентоспособность имеет многоуровневый (микро, мезо и макроуровень, каждый из которых использует свой собственный набор характеристик для определения конкурентоспособности).

4. Конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйствования находится в динамичном и нестабильном состоянии из-за постоянно меняющейся конкурентной среды.

5. Конкурентоспособность – относительная ценность, в которой основой для сравнения являются аналогичные показатели конкурентов.

6. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия – это взаимосвязанные концепции, поскольку предприятие является косвенным носителем конкурентоспособности через товары и услуги, а конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками, которые отличаются от характеристик, используемых при определении конкурентоспособности продукции.

Принимая во внимание вышесказанное, можно сформулировать следующее определение конкурентоспособности предприятия, которое понимается как сложная характеристика (способность) предприятия, которая характеризует его способность предоставлять свои конкурентные преимущества и прибыльность в любое время и в пределах своей компетенции, принимая во внимание адаптация учетной записи к постоянно меняющимся условиям внутренней и внешней среды, а также отчуждение предприятия от конкурентов и предоставление рыночных преимуществ предоставляемых продуктов или услуг.


1.2. Показатели, определяющие конкурентоспособность

Высокий уровень конкурентоспособности является одним из основных показателей успеха любой компании. Конкурентоспособность можно охарактеризовать как высокоэффективную способность предприятия доминировать на рынке для производства и продажи определенных товаров и услуг и его способности подавлять конкуренцию со стороны других производителей, занимающихся аналогичной деятельностью [6].

Признаками эффективной конкурентоспособности любой крупной компании, действующей в конкретной сфере производства, являются:

– минимальный уровень издержек производства;

– высокая рентабельность активов;

– рентабельность производства;

– высокая производительность труда;

– положительный коэффициент затухания готовой продукции;

– коэффициент положительной нагрузки предприятия;

– рентабельность розничных и оптовых продаж;

– способность постоянно развивать производственную базу;

– платежеспособность и независимость от кредитов;

– способность к автономному существованию;

– высокий уровень финансовой прибыли.

Показатели конкурентоспособности компании. Бывает конкурентоспособность компании и конкурентоспособность товаров.

Конкурентоспособность компании – это возможность предложить продукт, отвечающий конкурентным требованиям потребителя, в нужном количестве, в нужное время и на наиболее выгодных условиях (цена, основные условия поставки, организация обслуживания, предоставление кредита и т. д.).

Конкурентоспособность продукта – его полезность в качестве использования в конкретных условиях. Целью экономического анализа конкурентоспособности продукта является идентификация из группы похожих товаров продукта, который будет отвечать определенным характеристикам и будет иметь наибольший спрос [6].

Покупатель заинтересован в способности продукта удовлетворять конкурентные потребности. Это учитывает, как технические характеристики продукта, цену, престиж производителя, так и способность компании организовать эффективную систему послепродажного обслуживания и т. д. Таким образом, если продукт превосходит все аналогичные продукты в технических характеристиках, но из-за высоких цен из-за высоких производственных издержек он может стать неконкурентоспособным. Но, с другой стороны, низкая цена не всегда означает потребительский спрос.