Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере АО БИОХИМИК (Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рейтинг компании по объему продаж в январе 2020 года в городе Саранске возглавлял АО «Биохимик», на втором месте - МедТехКом, на третьем месте - Медлинг.

Топ-3 марки фармацевтических продуктов по стоимости в аптечных продажах в Саранске в январе 2020 года состояли из таких препаратов, как Нурофен (0,8%), Кагоцел (0,8%); на третьем месте - Конкор (0,6%) [15].

Объем фармацевтического рынка пищевых добавок в стоимостном выражении в январе 2020 года снизился на -0,7% по сравнению с декабрем 2019 года и составил 4,3 млн. рублей. В реальном выражении объем аптечного рынка пищевых добавок в первом месяце 2020 года снизился на -4,5% по сравнению с предыдущим месяцем и составил 5,9 млн. упаковок. В январе 2020 года средневзвешенная цена пачки пищевых добавок увеличилась на + 4,0% и составила 155,2 рубля по сравнению с декабрем 2019 года.

Соотношение аптечных продаж отечественных и импортных препаратов в Республике Мордовия показано на рисунке 3.

Рисунок 3. Соотношение объёмов продаж импортных и отечественных ЛП на коммерческом аптечном рынке республики Мордовия в январе 2019 г., %

В 2017-2019 годах одной из наблюдаемых тенденций на фармацевтическом рынке является переход потребителей на отечественные препараты. В январе 2020 года доля отечественных препаратов в физическом выражении увеличилась на 0,8% по сравнению с предыдущим месяцем. В стоимостном выражении преобладали лекарственные препараты иностранного производства - 69,9% за месяц и составили 40,5% в физическом объеме аптечного рынка Российской Федерации.

При рассмотрении абсолютных показателей можно отметить увеличение продаж в упаковках в январе 2020 года по сравнению с тем же месяцем в 2019 году среди отечественных препаратов на 1,4%, показатели импортных лекарств показали снижение на -2,0%, а в рублях - снижение объемов продаж импортной продукции - на 0,5% меньше по сравнению со снижением продаж отечественных препаратов (-4,8%) [14].

2.2. Оценка конкурентных позиций продукции АО «БИОХИМИК»

В городе, в которой происходит производственную фармацевтическую деятельность АО «Биохимик» также располагаются три других предприятия. Такие как ООО МедТехКом, и торгово-производственная компания Медлинг.

Торгово-производственная компания Медлинг занимается: продажей медицинского оборудования, производством и продажей лекарств, медицинскими расходными материалами. Торговая компания ООО МедТехКом занимается: производством и продажей лекарств.


Одним из основных элементов, от которых зависит конкурентоспособность предприятия АО «Биохимик», является продукция. В конкретных условиях российской фармацевтической промышленности, одним из проявлений которой является ориентация отечественных производителей на непатентованные продукты, объем реализованной продукции является очень важным фактором, влияющим на конкурентоспособность фармацевтического предприятия.

Это связано с тем, что производство дженериков является низким по прибыльности, а экономическая эффективность достигается за счет увеличения продаж, в то время как другие компании, выпускающие оригинальные лекарства, достигают высокой конкурентоспособности именно благодаря внедрению инновационных и оригинальных фармацевтических продуктов.

Как видно из анализа продуктов, производимых компанией АО «Биохимик», завод активно работает над внедрением инновационных и оригинальных фармацевтических продуктов, что повышает его конкурентоспособность на рынке медикаментов в Саранске.

Кроме того, в Саранске впервые в России открылся выпуск полного цикла новейших антибиотиков. Впервые в истории страны биохимический завод организовал производство антибиотиков от штамма-производителя до готовых лекарств.

Шесть месяцев спустя модернизированная инфраструктура предприятия полностью удовлетворит потребности российского рынка антибиотиков Ванкомицин. Кроме того, специалисты компании освоили технологию полного производства еще трех антибиотиков - Телаванцин, Оритованцин и Рамопланина. Их промышленное производство началось уже в 2019 году. До 2020 года АО «Биохимик» планирует выпустить более 20 видов заменителей и оригинальных антибактериальных препаратов.

Однако стоит отметить, что продукты не являются единственным фактором обеспечения высокого уровня конкурентоспособности фармацевтического предприятия. К наиболее значительным факторам, которые используются при производстве изделий АО «Биохимик», относятся такие факторы, как: качество используемых фармацевтических веществ, стоимость фармацевтических веществ, техническая и технологическая база, используемые в производстве, степень соответствия производства со стандартом GMP, грамотно организованное взаимодействие с дистрибьюторами и другими элементами сети «потребитель-конечный потребитель», доступность услуг во взаимодействии с крупными потребителями продукции, маркетинговые инструменты [13].

Вопрос качества используемых фармацевтических веществ и других видов фармацевтического сырья напрямую влияет на качество продукции. Особенность фармацевтических продуктов - прямое воздействие на здоровье потребителя, соответственно, особое внимание уделяется качеству продукта. В случае несоблюдения продуктов стандартами, установленными закрепленными требованиями, производитель имеет высокий риск получения дефектных продуктов для последующей продажи. Конечный результат такого рода сценария станет серьезным ударом для конкурентоспособности фармацевтического предприятия.


Для производства высококачественной фармацевтической продукции на заводе АО «Биохимик» использовалось высококачественное сырье. В России сегодня практически нет собственного производства фармацевтических субстанций. Соответственно, все сырье импортируется и, как правило, данный момент приходится весьма экономически дорого для предприятий.

С одной стороны, использование качественного сырья, рассматриваемого производителем, является гарантом качества продукции и, соответственно, поддерживает высокий уровень конкурентоспособности фармацевтического предприятия. С другой стороны, в качестве инструмента для увеличения конкурентоспособности фармацевтического предприятия можно рассмотреть снижение стоимости сырья, что может быть достигнуто путем установления отношений с поставщиком веществ для получения скидок на продукты.

Стоит отметить, что компания постоянно нуждается в мониторинге, чтобы как производственный процесс, так и условия производства соответствовали требованиям РД 64-125-91 «Правил организации производства и контроля качества лекарственных средств» (Good Manufacturing Practic). В противном случае производственная деятельность предприятия будет прекращена регулирующими органами [8].

Другой, не менее важный аспект организации работы АО «Биохимик» связан с потребителями. Здесь рассматриваются крупные дистрибьюторы, занимающиеся закупкой большого количества продуктов и перепродажей небольших партий другим дистрибьюторам или аптечным сетям. При работе с элементами цепочки «производитель-конечный потребитель» важную роль играет предоставление услуг в качестве конкурентного преимущества.

В результате можно сказать, что эффективность использования экономических ресурсов АО «Биохимик» может быть охарактеризована и в конечном итоге сведена к оценке его производительности, стратегического позиционирования, инновационной деятельности и развития рынка.

Учитывая акцент российских предприятий на производстве неоригинальных низкоприбыльных видов фармацевтической продукции, соответственно, можно также использовать расширение портфеля продуктов как инструмент для увеличения конкурентоспособности рассматриваемого фармацевтического предприятия АО «Биохимик».

2.3. Исследование конкурентных преимуществ и недостатков продукции


В последние десятилетия розничный сектор фармацевтического рынка претерпел значительные изменения из-за трансформации российской экономики, изменения форм собственности, либерализации цен, усиления конкуренции и других факторов, которые не обошли эти тенденции и рынок лекарственных препаратов в Республике Мордовия. Одной из тенденций такого развития является увеличение числа продавцов - аптечных организаций (АО) - и расширение сферы маркетинга, что приводит к усилению конкуренции между участниками процесса распространения наркотиков.

В этих условиях успех и эффективность работы АО «Биохимик» и сохранение позиций на местном фармацевтическом рынке зависит от степени информированности руководства о реальных и потенциальных потребителях, основных конкурентах и факторах, определяющих конкурентные преимущества каждого из них. Руководитель «Биохимика» имеет возможность оценивать конкурентные преимущества и уровень конкурентоспособности с целью разработки прогнозов и планов их финансово-хозяйственной деятельности с учетом ближнего и дальнего будущего работы компании.

Установлено, что для привлечения покупателей АО «Биохимик» внедряет следующие мероприятия:

  • использование труда высококвалифицированного персонала;
  • удобное и оригинальное оформление торгового зала;
  • низкий уровень цен;
  • широкий ассортимент ЛС;
  • широкий ассортимент парафармацевтической продукции;
  • выдача карт постоянного покупателя.

К сожалению, в АО «Биохимик» недостаточно активно использует такой метод ценовой конкуренции, как скидочная система. Поскольку перечисленные условия являются довольно традиционными и используются в большинстве АО, это выравнивает рассматриваемое предприятие в конкуренции и требует управления аптеками для разработки и внедрения других, более современных технологий и видов деятельности [12]. Из редко реализуемых конкурентных преимуществ «Биохимик» обладает такими, как:

  • бесплатная доставка лекарственных препаратов;
  • наличие окон для получения телефонных (Интернет) заказов или их отпуск вне основной очереди;
  • наличие специализированных отделов.

Таким образом, в ходе исследования был установлен факт важности формирования конкурентных преимуществ в ОАО «Биохимик» для сохранения и укрепления позиций на местном фармацевтическом рынке. Выявлена недостаточная осведомленность о лидерстве конкурентных преимуществ и их распространенности в исследуемом АО.


Большинство аптек используют традиционные способы привлечения клиентов: ценовые скидки, ассортимент, персонал, местоположение; в то же время они не используют современные информационные технологии, например, интернет-заказы и интернет-окна, а это означает, что для того, чтобы получить конкурентные преимущества на фармацевтическом рынке, АО «Биохимик» должно более активно работать над исследованиями и внедрением новых маркетинговых для продвижения своего собственного продукта.

Глава 3. Направления повышения конкурентоспособности продукции АО «БИОХИМИК»

3.1. Рекомендации по укреплению конкурентных позиций продукции АО «БИОХИМИК» на рынке

Для решения проблем, касающихся вопросов повышения эффективности производства, активизации экономики, осуществление удовлетворения потребностей граждан в биологических активных добавках главным элементов становится вопрос качества продукции. Для любой организации вопросы повышения качества продукции будут являться актуальными, данный вопрос встает особенно остро в сегодняшнее время, когда эффективность производства все больше связывается с фактором «качества продукции», которым обеспечивает ее конкурентоспособность. Возрастание технического уровня и качества производимых товаров представляет из себя наиболее характерную черту работы организации в Российской Федерации. Если рассматривать условия насыщенности рынка и конкуренции, то именно высокий уровень качества продукции рассматривается как главный фактор прибыльности.

Повышения уровня продуктов дает возможности обеспечения постоянного повышения уровня жизни населения, что также представляет собой базис технического и экономического возрастания производства. Рост производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должен дать интенсификацию экономики, рост жизненного уровня людей, повышение конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. В международном стандарте ИСО 9000:2000 так рассматривается вопрос качества продукции [9]: