Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере АО БИОХИМИК (Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции
1.1. Понятие конкурентоспособности
1.2. Показатели, определяющие конкурентоспособность
1.3. Методы оценки конкурентоспособности продукции
Глава 2. Оценка конкурентоспособности продукции АО «БИОХИМИК»
2.2. Оценка конкурентных позиций продукции АО «БИОХИМИК»
2.3. Исследование конкурентных преимуществ и недостатков продукции
Глава 3. Направления повышения конкурентоспособности продукции АО «БИОХИМИК»
3.1. Рекомендации по укреплению конкурентных позиций продукции АО «БИОХИМИК» на рынке
3.2. Развитие конкурентных преимуществ и минимизация недостатков продукции предприятия
Конкурентоспособность компании и конкурентоспособность ее товаров напрямую зависят друг от друга. Чем выше конкурентоспособность продукта, тем выше спрос на этот продукт и тем выше экономический эффект, который компания получает от его реализации. Экономический эффект выражается прежде всего в прибыли. Рост спроса приводит к увеличению как ставки, так и массы прибыли. И наоборот, снижение спроса приводит к снижению нормы, а затем к массе прибыли.
В дополнение к прибыли показатели конкурентоспособности это:
- продажи с точки зрения стоимости и количества. Если стоимость продаваемой продукции растет быстрее, чем ее физический объем, тогда спрос на них растет. Конечно, необходимо учитывать инфляцию. Если стоимость продаваемой продукции растет медленнее, чем ее физический объем, то, следовательно, спрос на продукцию падает, и компания вынуждена снижать цены;
- отношение прибыли к продажам. С увеличением этого показателя растет конкурентоспособность продукции;
- отношение продаж к стоимости запасов. Если этот показатель уменьшается, то оборот запасов замедляется, что означает либо снижение спроса на готовые изделия, либо увеличение запасов сырья. Уточнить, что именно происходит, позволяет использовать такой показатель, как доля стоимости непроданных продуктов в товарно-материальных запасах (готовая продукция к запасам). При его росте затухание готовой продукции происходит по мере снижения спроса на нее;
- отношение продаж к стоимости непроданных продуктов. Сокращение означает сокращение спроса или перепроизводства. Этот показатель дополняет предыдущие два;
- отношение продаж к дебиторской задолженности показывает объем коммерческого кредита, который фирма предоставляет своим клиентам. Кредит, конечно, уменьшается, если спрос на товары увеличивается. Сокращение продажи в кредит. И наоборот, рост темпов роста объема кредитов показывает, что компания вынуждена предоставлять клиентам более выгодные условия при продаже своей продукции;
- загрузка производственных мощностей. Руководство компании решает сократить использование мощностей, как только возникнут трудности с продажей законченной продукции;
- портфель заказов. Высокий уровень спроса на продукцию компании обеспечивает большой портфель заказов;
- затраты на исследования. Этот показатель указывает на потенциал компании;
- объем и направление капитальных вложений. Компания стремится инвестировать в разработку и производство наиболее перспективных продуктов. Если нет перспектив получения достаточно высокой нормы прибыли, компания перестает инвестировать в производство. Следовательно, конкурентоспособность продукции снижается.
Многие эксперты считают, что наиболее важными критериями высокого качества производства и финансовой конкурентоспособности являются стоимость и спрос на продукт. Например, продукты крупной фармацевтической компании, занимающейся производством жизненно важных лекарств, будут более популярны, чем продукты компании, продающей детали для моделей редкого промышленного оборудования [17].
Критерии конкурентоспособности могут варьироваться в зависимости от специфики предприятия и ситуации на финансово-экономическом рынке, поэтому четкие признаки высокого рейтинга компании можно определить только в динамике ее развития.
1.3. Методы оценки конкурентоспособности продукции
Для точной оценки уровня конкурентоспособности предприятия используется ряд методов оценки конкурентоспособности. Оценка является отправной точкой для разработки мер по повышению конкурентоспособности субъекта хозяйствования и в то же время - критерием эффективности этих видов деятельности. Кроме того, оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа и, как результат, определения путей повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима для следующих целей:
1) разработка мер по повышению конкурентоспособности;
2) выбор контрагентов для совместной деятельности;
3) организация мероприятий по эффективному использованию ресурсов предприятия;
4) разработка программы для выхода предприятия на новые рынки;
5) разработка новых видов товаров и услуг;
6) инвестиционная деятельность;
7) осуществление государственного регулирования экономики.
Анализ экономической литературы по рассматриваемому вопросу позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи.
Итак, матричные методы основаны на маркетинговой оценке предприятия и его продуктов. Методология основана на анализе конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия.
Другой подход базируется на методах, основанных на оценке конкурентоспособности продукции предприятия, или же на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия выше, чем выше конкурентоспособность его продуктов.
Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и качественные методы, большинство из которых основаны на поиске соотношения цены и качества.
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции, заключаются в том, чтобы заручиться способностью предприятия обеспечить его конкурентоспособность. Эксперты оценивают каждый из тех, которые сформулированы в ходе предварительного анализа способности предприятия достигать конкурентных преимуществ с точки зрения имеющихся ресурсов.
Комплексные методы включают в себя выбор текущей и потенциальной конкурентоспособности предприятия. В большинстве случаев текущая конкурентоспособность определяется на основе оценки конкурентоспособности продукции предприятия, а потенциальная конкурентоспособность определяется по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.
Анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятия позволяет отметить следующие общие недостатки представленных методов.
Подавляющее большинство методологий основано на выявлении факторов, определяющих конкурентоспособность экономических субъектов, причем основное внимание уделяется созданию их исчерпывающего списка. Однако система факторов конкурентоспособности предприятия открыта, и многие элементы этой системы нечеткие.
Таким образом, количество факторов конкурентоспособности почти бесконечно, поэтому, независимо от того, насколько обширен их список, он все равно не будет исчерпывающим, а это означает, что оценка конкурентоспособности предприятия на основе такого неполного списка будет неадекватной. Путем определения приоритетности исчерпывающего перечня факторов конкурентоспособности исследователи находятся в состоянии покоя, потому что такой список в принципе невозможен.
Для оценки факторов конкурентоспособности, выявленных исследователями, а также определения ряда других показателей приблизительных оценок, используются «экспертные методы», отличающиеся существенной субъективностью и условностью. Конечно, в некоторых случаях невозможно избежать такого подхода, но использование таких оценок как базового метода приводит к очень слабой математической связи между исходными факторами и оценочным показателем конкурентоспособности.
Ряд методов оценки конкурентоспособности предприятий основан на очень сложных идеализированных построениях: вводятся новые определения и показатели для экономики, строятся различные матрицы, внедряются новые системы координат и т. д.
И хотя логическая обоснованность используемых теоретических моделей не вызывает сомнений, в конкретных экономических условиях определенного субъекта хозяйствования эти модели выглядят очень абстрактными. В результате в некоторых случаях невозможно сделать точную количественную оценку того или иного предложенного параметра, но также совершенно трудно дать ему четкое определение. Все это значительно снижает возможность математической обработки входных категорий и не позволяет адекватно оценить конкурентоспособность предприятия [16].
Большинство методов связано с сопоставлением практически идентичных предприятий. В то же время развитие товарно-денежных отношений приводит к все более обостряющимся различиям в экономических условиях предприятий. Становится все труднее определять четкие географические границы конкретного рынка, устанавливать список конкурирующих продуктов и предприятий, что приводит к неприменимости таких методов для оценки конкурентоспособности предприятий.
Глава 2. Оценка конкурентоспособности продукции АО «БИОХИМИК»
2.1. Анализ рынка препаратов
Объем коммерческого рынка фармацевтических компаний Республики Мордовия в январе 2020 года составил 77,5 млн. рублей. (в розничных ценах). По сравнению с декабрем 2019 года емкость рынка снизилась на 10,3%. По сравнению с январем 2019 года в текущем году объемы продаж снизились на 1,8%. Средняя стоимость пакета лекарств на коммерческом рынке Республики Мордовии в январе 2020 года по сравнению с декабрем 2019 года снизилась на 1,7% и составила 183,2 рубля.
На рисунке 1 показана динамика объема коммерческого рынка ЛП в Республике Мордовия с января 2019 года по январь 2020 года.
Рисунок 1. Коммерческий рынок ЛП, январь 2019 г. –январь 2020 г.
В пакетах рынок показал отрицательные значения. В физических единицах рыночная мощность в январе 2020 года составляла 53 млн. упаковок, что на -8,7% меньше, чем в декабре 2019 года, и -0,03% меньше, чем в январе 2019 года. В январе 2020 года средняя стоимость упаковки лекарств снизилась на -1,7 % к декабрю, составив 183,2 рубля. Если сравнить среднюю стоимость упаковочных препаратов в текущем месяце 2020 года с январем 2019 года, следует отметить снижение цены на 1,8% [5].
Структура рынка лекарственных препаратов в январе 2020 года по ценовым сегментам претерпела ряд изменений в пользу дорогостоящих продуктов по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году. Доля группы препаратов до 50 рублей. увеличился по сравнению с предыдущим месяцем, а по сравнению с январем 2019 года он также увеличился на + 0,4%. Доля сегмента лекарств со средней стоимостью 50-150 рублей снизилась на 0,2% по сравнению с январем 2019 года. Доля группы препаратов с ценовым диапазоном 150-500 рублей. (46,3% в январе 2019 года и 43,9% в январе 2020 года). Доля дорогих препаратов в январе 2020 года составила 39,3%, что на 2,2% выше, чем вес группы в предыдущем году и на 0,3% выше, чем в декабре 2019 года.
На рисунке 2 показана динамика потребления лекарственных препаратов (в стоимостном выражении) из разных ценовых категорий.
Данные на рисунке 2 показывают, что структура коммерческого рынка лекарственных препаратов в январе 2020 года изменилась в пользу дорогостоящих препаратов по сравнению с январем 2019 года.
Доля дорогих лекарств в январе 2020 года составила 39,3%, что на 2,2% выше, чем вес группы в предыдущем году и на 0,3% выше, чем в декабре 2019 года. Средневзвешенная стоимость лекарств этой группы в январе 2020 года (+ 2,0%) за тот же период в 2019 году и составил 917,2 руб. / шт.
Доля группы препаратов до 50 рублей. увеличился по сравнению с январем 2019 года на 0,4%. В то же время средневзвешенная цена снизилась на -1,6% по сравнению с тем же месяцем 2019 года. Средневзвешенная цена в январе 2020 года составила 22,6 рубля.
Доля оставшихся сегментов снизилась по сравнению с январем 2019 года. Вес наркотиков в самом популярном ценовом сегменте «от 150 рублей. до 500 рублей. «В январе 2020 года по сравнению с январем прошлого года снизился на -2,4%, составив 43,9%. Средняя стоимость также снизилась на -0,5%, составив 278,5 руб. / шт.
Доля сегмента лекарств со средней стоимостью 50-150 рублей сократилась на -0,2% по сравнению с январем 2019 г. (за месяц доля сегмента также увеличилась на + 0,5%). Средняя стоимость упаковки увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем и составила 92,8 рубля.
Рисунок 2. Структура разных ценовых категорий на коммерческом аптечном рынке ЛП в январе 2020 г.
По итогам января 2020 года 59,5% продукции, продаваемой на рынке, были отечественными (в физических единицах), но из-за их низких цен относительно импортных препаратов в стоимостном выражении они составляли 30,1%.
По итогам января 2020 года коммерческий сегмент рынка был представлен отпускаемыми по рецепту лекарствами и на 67,0% без рецепта на 33,0%, в стоимостном выражении рынок практически разделен пополам (49,4% и 50,6% соответственно).