Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере АО БИОХИМИК (Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции
1.1. Понятие конкурентоспособности
1.2. Показатели, определяющие конкурентоспособность
1.3. Методы оценки конкурентоспособности продукции
Глава 2. Оценка конкурентоспособности продукции АО «БИОХИМИК»
2.2. Оценка конкурентных позиций продукции АО «БИОХИМИК»
2.3. Исследование конкурентных преимуществ и недостатков продукции
Глава 3. Направления повышения конкурентоспособности продукции АО «БИОХИМИК»
3.1. Рекомендации по укреплению конкурентных позиций продукции АО «БИОХИМИК» на рынке
3.2. Развитие конкурентных преимуществ и минимизация недостатков продукции предприятия
Качество является совокупностью свойств и характеристик продуктов или услуг, придающих им способность удовлетворения обусловленных или предполагаемых потребностей.
Объективные вопросы качества продуктов являются полезными лишь тогда, когда появляется потребность их использования. Элемент продукции и ее качества рассматривается вне потребности предприятия. Удовлетворение потребности с помощью частных вопросов определенного продукта с минимальными затратами материальных средств и потребительских сил является наиболее эффективным способом организации производства и производства.
Одним из общих свойств, присущих всем видам потребностей, является способность мотивировать человека, людей, общество действовать в соответствии с потребностями. Потребности вообще не могут быть удовлетворены. Необходимо удовлетворить конкретные индивидуальные потребности, изолированные от общей массы.
Если сумма свойств качества продукта может удовлетворить потребность, то такие продукты являются конкурентоспособными.
Для повышения конкурентоспособности важно качество товаров. Качество как характеристика деятельности отдельного предприятия оценивается по следующей системе показателей:
1. Стабильность и широта ассортимента продукции. Полнота и стабильность диапазона влияют на популярность производителя, рост продаж, валовой доход и прибыль.
2. Соблюдение технологии, предусмотренной в соответствии с типом, стандартом, лицензией.
3. Расходы на потребление отражают затраты времени на доставку для доставки.
4. Профессиональное мастерство работников.
5. Организация рекламы и информации, которая помогает клиенту выбрать желаемый продукт.
SWOT-анализ позволяет определить выбор оптимального пути развития, избежать опасностей и наиболее эффективно оперировать имеющимися в наличие ресурсами [11].
Первая часть — это анализ и оценка собственного потенциала фармацевтического предприятия. Анализ внутреннего потенциала фармацевтической компании позволяет определить ее сильные и слабые стороны в бизнесе, оценить их взаимосвязь с факторами окружающей среды. Сильные стороны компании — это преимущества и преимущества, которые отличают организацию среди конкурентов. Слабые стороны — это недостатки производства, которые необходимо исправить, чтобы конкуренты не могли использовать их в качестве своих преимуществ.
Второй частью SWOT-анализа является анализ внешней среды. Внешняя среда состоит из:
- микроокружение, созданное силами, непосредственно связанными с самим предприятием и его способностью удовлетворять потребности потребителей (то есть поставщиков, дистрибьюторов, конкурентов, самих потребителей);
- макроэкономической среды, сформированной силами, неконтролируемыми предприятием, то есть демографическими, экономическими, правовыми, культурными, природными и научно-техническими факторами окружающей среды.
Основной задачей внешнего анализа является определение и понятие возможностей и угроз, которые могут иметь место в настоящем или возникнуть для фармацевтического предприятия в будущем [18].
Возможности компании - это положительные факторы (тенденции и явления) внешней среды, которые могут привести к увеличению продаж и прибыли.
Угрозами становятся отрицательные факторы (тенденции и явления) внешней среды, которые могут привести при отсутствии соответствующей реакции предприятия к значительному уменьшению объема продаж и прибыли. На таблице 2 показано определение сильных и слабых сторон ООО «Биохимик».
Таблица 2
Определение сильных и слабых сторон ООО «Биохимик»
Параметры оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Организация |
Высокий уровень квалификации сотрудников. |
Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия |
2. Маркетинг |
Удобное место расположения склада. |
Узкий ассортимент, высокие цены. |
3. Финансы |
Нет задолженностей, кредитов. |
Мало средств вложено в производство |
4. Инновации |
Есть возможность производить VIP продукцию |
Отсутствие новинок |
Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется видоизмененная матрица SWOT-анализа (таблица 3).
С помощью таблицы 3 определены основные направления развития предприятия, сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса [10].
Так как ООО «Биохимик» цены не может снизить, иначе будет убыточным. Единственный способ повысить свою конкурентоспособность- это расширить ассортимент и приблизить продукцию по имиджу к «premium» класса.
1. Необходимо в первую очередь повысить квалификацию персонала, отправив его на дополнительное обучение. Повысить мотивацию сотрудников, выплачивая дополнительно % от продаж.
2. В ближайшее время начать производство элитной продукции.
3. За счет наценки на элиту снизить наценку на дешевые БАД постоянного спроса.
Таблица 3
Матрица SWOT-анализа ООО «Биохимик»
Возможности Рост благосостояния населения города вызовет спрос на VIP продукцию |
Угрозы Рядом находится ЗАО «БАД-Натур» |
|
Сильные стороны Удобное место расположения склада Есть возможность начать производить VIP продукцию |
Необходимо расширять ассортимент. |
Повышение качества продукции сохранит клиентов. |
Слабые стороны Узкий ассортимент, высокие цены. |
Есть вероятность потерять часть покупателей из-за узкого ассортимента и высоких цен. |
ЗАО «БАД-Натур» предлагает аналогичную продукцию по более низким ценам. |
3.2. Развитие конкурентных преимуществ и минимизация недостатков продукции предприятия
Одно из приоритетных направлений АО «Биохимик» - постоянное усовершенствование и повышение результативности системы контроля качества применительно к разработке, производству, хранению и реализации лекарственных средств в соответствии с современными международными стандартами. Эти меры позволяют не допустить к реализации продукцию, не удовлетворяющую установленным требованиям [4].
В ноябре 2019 года, саранский завод «Биохимик» открыл новый участок таблеток и капсул, объявив о старте масштабной программы технического перевооружения, многим казалось, что речь идет всего лишь о хорошо продуманном маркетинговом ходе [2]. В самом деле, трудно было поверить, что после долгих лет неопределенности и бесконечной борьбы за выживание предприятие еще способно создавать собственные ноу-хау.
Приоритетом работы ООО «Биохимик» являются антибиотики, однако и о других направлениях инвестор не забывает. При поддержке Фонда развития промышленности РМ приобретается новое оборудование, соответствующее российским и международным стандартам. Участок таблеток и капсул специализируется в основном на выпуске жизненно необходимой продукции - анальгетиков, ноотропных, антиоксидантных, противотуберкулезных, диуретических, противовирусных, противогрибковых, метаболических и противогипертонических средств, а также лекарств от мигрени, ожирения, хронической венозной недостаточности.
Параллельно проводятся работы по оптимизации производственных процессов, модернизации цехов и лабораторий. В результате наблюдается значительно возрастание мощности по производству новейших лекарственных препаратов.
Следующим, еще более серьезным проектом предусматривается создание на базе завода фармацевтического научно-производственного и инжинирингового центра «Антибиотики», а в сущности - запуск целой системы, направленной на внедрение инновационных разработок, что даст значительный шаг к конкурентоспособности предприятия в своей сфере [1].
Ускоренными темпами шло и продолжается реализация препарата нового поколения «Ванкомицин», именуемого то «антибиотиком» последней надежды, то «антибиотиком резерва» [2]. Появились столь громкие обозначения не просто так. Дело в том, что ныне его назначают только в самых крайних случаях, когда лекарства так называемой первой линии уже малоэффективны. Потому и запланированные объемы его производства сравнительно невелики - около 2 тонн ежегодно. Количество вполне достаточное, чтобы «закрыть» потребности внутреннего рынка, осуществлять поставки на экспорт.
«Отечественная фармацевтика выходит на новый виток своего развития», - полагает исполнительный директор «Биохимика» Дмитрий Земсков. «Производство антибиотиков вновь становится экономически выгодным, поскольку это направление считается приоритетным».
Сейчас АО «Биохимик» ставит перед собой ряд основных задач для развития конкурентных преимуществ и минимизация недостатков продукции предприятия. Первым шагом является увеличение объемов выпуска препаратов и расширения их ассортимент. В новом году для повышения конкурентоспособности «Биохимик» открывает мазевый участок и начинает освоение производства мягких лекарственных форм [3].
Вторая задача - продолжение работ по модернизации мощностей. Те технологии, которые реализуются сейчас, абсолютно безопасны. Никаких выбросов, негативно влияющих на окружающую среду, «Биохимик» не делает. Меняются условия производства лекарственных средств: современное оборудование позволяет максимально ограничивать контакт человека со средой, уводя в прошлое так называемые вредные профессии.
Третье направление - укрепление экспортного потенциала. Помимо стран бывшего СССР, которые традиционно закупают наши препараты (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Грузия), в списке потенциальных потребителей значатся государства Юго-Восточной Азии, Персидского залива, Центральной и Латинской Америки. Мы уже открыли представительство во Вьетнаме, наладили контакты с потенциальными партнерами - например, дистрибьюторской компанией «Рувекс» [3]. По понятным причинам им интересны главным образом антибактериальные препараты широкого спектра применения. Хотя фирма и готова предложить другие лекарства, в том числе кардиологические и неврологические. У ООО «Биохимик» есть договоры о намерениях с Бразилией и Мексикой. Предполагается приезд их представителей в Саранске, где они проведут аудит качества продукции и производственной площадки. Кроме того, компания проводила встречи встречи с японцами. Но тут речь идет не столько о продаже самих лекарств, сколько об аналитическом сопровождении, регистрации прав и трансферте технологий [2].
Сегодняшний «Биохимик» ставит перед собой амбициозные задачи, завод с уверенностью смотрит в будущее - профессиональные кадры, а также выстроенная система управления производством на деле доказали свою высокую эффективность.
Заключение
В условиях современной экономической системы очевидным является то, что конкуренция – это движущая сила формирования и развития общества, являясь при этом одним из важнейших инструментов экономии ресурсов. Для поддержания конкуренции, как и многих других факторов экономической деятельности, необходимо грамотное управление, с помощью которого определяются основные способы поддержания, использования и развития конкурентных преимуществ.
Понятие конкурентное преимущество отражает превосходство продукции, марки или организации над конкурентами в рыночной борьбе. Для достижения успеха и процветания на рынке организации необходимо найти источники этого превосходства и создать условия для его устойчивости. Конкурентные преимущества формируются в процессе развития сильных сторон предприятия над его недостатками и могут быть реализованы одним субъектом конкуренции перед другими в условиях рынка.
В ходе проведенной работы была достигнута главная цель - изучена конкурентоспособность продукции предприятия АО «Биохимик» и его работа.
АО «Биохимик» возглавил рейтинг компании по объему продаж в январе 2019 года в городе Саранске.
Как видно из анализа продуктов, производимых компанией АО «Биохимик», завод активно работает над внедрением инновационных и оригинальных фармацевтических продуктов, что повышает его конкурентоспособность на рынке медикаментов в Саранске.
Кроме того, в Саранске впервые в России открылся выпуск полного цикла новейших антибиотиков. Впервые в истории страны биохимический завод организовал производство антибиотиков от штамма-производителя до готовых лекарств.
Одно из приоритетных направлений АО «Биохимик» - постоянное усовершенствование и повышение результативности системы контроля качества применительно к разработке, производству, хранению и реализации лекарственных средств в соответствии с современными международными стандартами. Эти меры позволяют не допустить к реализации продукцию, не удовлетворяющую установленным требованиям.
В ноябре 2019 года, саранский завод «Биохимик» открыл новый участок таблеток и капсул, объявив о старте масштабной программы технического перевооружения, многим казалось, что речь идет всего лишь о хорошо продуманном маркетинговом ходе. В самом деле, трудно было поверить, что после долгих лет неопределенности и бесконечной борьбы за выживание предприятие еще способно создавать собственные ноу-хау.