Файл: Бухгалтерский баланс организации и порядок его составления (Бухгалтерский баланс как способ отражения имущественного состояния предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Бухгалтерский баланс как способ отражения имущественного состояния предприятия
1.2. Назначение и виды бухгалтерских балансов
1.3. Процедуры анализа бухгалтерского баланса
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.3. Бухгалтерский учет и порядок формирования статей пассива баланса
Строка «Отложенные налоговые обязательства» 1420 — остаток счета 77, допускается уменьшить его на остаток счета 09.
Строка «Оценочные обязательства» 1430 — остаток счета 96 по субсчету оценочных обязательств более 12 месяцев.
Строка «Прочие обязательства» 1450 — кредитовые остатки счетов 60, 62, 68, 69, 70, 76 по которым отражаются обязательства со сроком погашения свыше 12 месяцев.
Строка «Итог по разделу» 1400 — сумма по строкам с 1410 по 1450.
Краткосрочные обязательства
Строка «Заемные средства» 1510 — остаток счета 66, включая суммы кредитов и начисленные по ним проценты.
Строка «Кредиторская задолженность» 1520 — Суда заносится сумма показателей:
- Остатки счетов 60 и 76, где показана задолженность перед поставщиками и подрядчиками;
- Остаток по кредиту счета 70, кроме задолженности по выплате доходов по акциям и долям;
- Остаток по кредиту субсчета «Расчеты по депонированным суммам» счета 76;
- Кредитовые остатки счетов 68 и 69;
- Кредитовый остаток счета 71;
- Остатки по субсчетам «Расчеты по претензиям» и «Расчеты по имущественному страхованию» на счете 76;
- Кредитовые остатки по счетам 76 и 62 по полученным авансам;
- Кредитовый остаток по субсчетам «Расчеты по выплате доходов» счета 75 и «Расчеты доходов по выплате доходов по акциям» счета 70
Строка «Доходы будущих периодов» 1530 — остатки кредита по счетам 86 и 98.
Строка «Оценочные обязательства» 1540 — остаток со счета 96 по субсчету оценочных обязательств менее 12 месяцев;
Строка «Прочие краткосрочные обязательства» 1550 — другие краткосрочные обязательства, которые нельзя включить в предыдущие сроки раздела V.
Строка «Итог по разделу» 1500 — сумма по строкам с 1510 по 1550.
Строка «Баланс» 1700 — сумма по строкам 1300, 1400 и 1500.
Распространенные ошибки при заполнении баланса
При заполнении баланса начинающие бухгалтера часто допускают следующие ошибки:
- Дебиторская и кредиторская задолженности показываются свернутым показателем. Это ошибка — в балансе отдельно нужно показать задолженность перед дебиторами или кредиторами и отдельно — полученные либо выплаченные авансы. По такому же принципу нужно отражать прибыли и убытки.
- Размер полученного аванса нужно отражать не в чистом виде, а вместе с полученным с этим платежом НДС.
- Основные и нематериальные активы отражаются о первоначальной стоимости. Это неверно. Данные величины нужно корректировать на размер начисленной амортизации по каждому виду имущества.
- Беспроцентные займы показываются в составе финансовых вложений. Это неверно, их нужно показывать в составе дебиторской задолженности в разрезе сроков погашения.[4]
- Отрицательные показатели записываются со знаком минус. Согласно инструкции по заполнению бланка, отрицательные значения нужно показывать в круглых скобках без минуса.
1.2. Назначение и виды бухгалтерских балансов
Бухгалтерский баланс — это способ обобщения и группировки активов хозяйства и источников их образования — пассивов — на определенную дату в денежной оценке. Показатели баланса характеризуют финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.[5]
Основная задача бухгалтерского баланса – показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Баланс позволяет получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о состоянии расчетов, и об инвестициях. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами.
Бухгалтерский баланс – документ, в котором отображены все денежные средства организации. Он необходим для оценки экономической деятельность предприятия и многого другого. Рассмотрим виды бухгалтерских балансов в бухгалтерском учете и их классификацию.
Необходимость в использовании
Баланс — это не только составная часть учета, но и самый важный его элемент. Он является важнейшим документом, синтезом учетных записей на необходимый период, поэтому просто необходимо уметь его анализировать, оценивать и рационально использовать каждую строчку.[6]
Бухгалтерский учет тесно пересекается с планированием, анализом, контролем и регулированием. Первые две функции вписывают в отчёт для оформления, прогнозирования и контролирования планов. Анализ оформляют между сбором информации и выбором варианта оперативного регулирования деятельности. Для него необходимо знать методы и приёмы, которые дают возможность узнать всё об объекте и его развитии.
Контроль дает возможность провести учет и проконтролировать деятельность и все активы компании. Регулирование помогает найти и выбрать лучшие варианты выхода из кризисных ситуаций и поставить нужные цели для решения финансовых проблем предприятия.[7]
Бухгалтерский баланс: сущность
Бухгалтерский баланс – особый способ обобщенного отражения и группировки денежных средств по составу и размещению их по источникам и целевому назначению на определенную дату:
Статья баланса – это отдельная строка, в которой есть информация о денежных средствах. Однородные статьи объединяются в разделы/подразделы. Графически таблица состоит из 2 частей:
- левая, то есть актив – отражает хозяйственные средства, полученные в результате свершившихся фактов финансово-хозяйственных операций;
- правая, то есть пассив, – отражает средства организации по источникам их форм: собственный капитал – вложения собственников и прибыль, накопленная за все время работы организации; долгосрочные и краткосрочные обязательства – средства, которые образовались вследствие хозяйственной деятельности, а также расчеты по которым могут привести к оттоку активов.
Двойственная классификация одних и тех же средств, отраженных в балансе означает, что Актив = Пассив.
Экономическую сущность баланса можно представить в виде основного балансового уравнения:
АКТИВЫ = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.
Бухгалтерский баланс: виды
В настоящее время используется 4 формы балансовых таблиц:
1. Бухгалтерский баланс коммерческих организаций:
- используется наиболее широко;
- универсален и может использоваться предприятиями различных форм собственности и имеющих несколько различных видов экономической деятельности;
- особенности вида экономической деятельности организации отражаются главным образом на содержании актива;
- в балансе торговой организации – значительная часть средств размещена в товарных запасах.[8]
2. Бухгалтерский баланс страховых организаций:
- значительный удельный вес в активе составляет дебиторская задолженность по операциям страхования;
- в пассиве значителен удельный вес страховых резервов и фондов, а также кредиторской задолженности по операциям страхования.
3. Бухгалтерский баланс банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений. Балансы коммерческих банков и НКФО, а также страховых организаций, отражают специфику кругооборота средств в этих организациях:
- в активе баланса коммерческого банка отсутствуют производственные запасы, готовая продукция, которые заменяют драгоценные металлы и камни, средства в ЦБ РФ, средства в других банках и кредиты, выданные клиентам;
- в пассиве важнейшими источниками являются средства ЦБ РФ, гос. кредиты, средства других банков и клиентов.
4. Бухгалтерский баланс бюджетных организаций. В бюджетной сфере имеют место три процесса:
- снабжения;
- потребления;
- финансирования.
Поэтому в пассиве большее количество статей предназначено для отражения финансирования, расчетов по финансированию и др.
Бухгалтерский баланс: классификация
Бухгалтерские балансы классифицируют:
1. По способу формирования:
- сальдовый баланс – составляется на основании остатков по бухгалтерским счетам;
- оборотно-сальдовый баланс – содержит данные о движении денежных средств за отчетный период.
2. По периодичности составления:
- вступительный баланс – первый баланс, составляемый впервые после регистрации организации;
- заключительный баланс – отчетный документ за определенный период времени;
- годовой баланс – заключительный баланс, который служит обоснованием для открытия счетов в новом финансовом году;
- промежуточный баланс – сокращенная форма годового баланса;
- санируемый баланс – составляется на пороге банкротства;
- ликвидационный баланс – составляется для прекращения деятельности юридического лица.[9]
3. По степени готовности:
- предварительный баланс – бухгалтерский баланс, составляемый заранее с учетом ожидаемых изменений;
- заключительный баланс – отчетный документ о финансово-хозяйственной деятельности, составленный на основании фактических данных.
4. По уровню консолидации:
- индивидуальный баланс – отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности одной организации;
- сводный баланс – содержит показатели, полученных путем суммирования соответствующих статей бухгалтерских балансов нескольких организаций;
- консолидированный баланс – объединяет балансы отдельных самостоятельных организаций, финансово-экономически связанных между собой, исключая взаимный оборот дочерних компаний;
- разделительный баланс – составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на несколько юридических лиц.
5. По источникам составления:
- инвентарные балансы – составляются на основании данных инвентаризации имущества, средств в расчетах, обязательств;
- книжный баланс – составляется по данным БУ без проверки записей в текущем БУ путем инвентаризации.
6. По наличию регулирующих статей:
- балансы-брутто — включают статьи, которые регулируют показатели других статей баланса, например «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов»;
- баланс-нетто — формируется на основании данных баланса-брутто путем исключения из него регулирующих статей:
Рисунок 1. Классификация балансов[10]
Классификация, разновидности и формы
Существует много факторов, которые влияют на изменение самой структуры баланса. Поэтому они разделены на множество видов и подвидов бухгалтерской отчетности. Рассмотрим каждый из них.
В отчетности можно разделять виды бухгалтерского баланса на различные классификации по:
- времени составления;
- способу «очистки»;
- характеристике отображаемой информации;
- периодичности составления;
- источникам информации;
- форме отображаемой информации;
- форме собственности;
- целям составления;
- характеру деятельности;
- объёму информации.[11]
Классификация бухгалтерского баланса по времени составления в свою очередь разделяется на 6 подпунктов.
- Вступительный – название говорит само за себя. Это первоначальный баланс, который составляется на первых ступенях деятельности компании. В процессе инвентаризации в активе обычно отображается либо взносы акционеров, либо установочного капитала, а в пассиве — источники всех средств.
- Текущий должен формироваться на протяжении всей деятельности предприятия.
- Санируемый необходим, когда предприятие на грани банкротства, оценивается реальное состояние финансовой стороны предприятия.
- Объединительный формируют при слиянии нескольких организаций в одну большую.
- Ликвидационный, как понятно по названию, составляется в случае полной ликвидации организации.
- Разделительный напротив, формируется, когда одна большая фирма разделяется на некоторое количество малых фирм.
Итак, баланс по времени составления актуален в каждой организации и используется на протяжении всей её деятельности.
Классификация бухгалтерского баланса по способу «очистки» разделяется на брутто и нетто. В брутто (его еще называют грубый учет) есть регулирующие статьи, а в нетто их соответственно нет.
Регулирующими статьями в балансе называют нематериальные активы, резервы под обесцененные вложения в ценные бумаги, амортизация, амортизация основных средств и торговая наценка. Категория нетто (некоторые источники называют его чистым учетом) «очищена» от этих статей.
Классификация по форме отображаемой информации в бухгалтерском балансе делится на динамический и статистический. Статистический формируется в конкретную дату на основании моментальных данных. Динамический, в свою очередь, может формироваться на конкретную дату или в ходе деятельности предприятия.