ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 251
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ. ФОРМУЛА ПРОФЕССИЙ
Классификация акцентуации личности по Леонгарду.
Классификация акцентуации личности по Личко
3.6.3Понятие профессионального заболевания и их классификация
б) физических производственных факторов
Стадии развития стрессового состояния у человека:
-
нарастание напряженности -
собственно стресс -
снижение внутренней напряженности
Проходит какое-то время и стресс может повториться. У каждого работника - своя, индивидуальная форма поведения в стрессовом состоянии. И также у каждого - свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций.
Стрессовый сценарий проявляется не только в таких характеристиках, как частота и форма поведения и общения человека. Важной является такая характеристика, как направленность стрессовой агрессии человека на самого себя или на окружающих - коллег, подчиненных. Один винит во всем себя и стремится проанализировать прежде всего свои собственные ошибки. Другой обвиняет окружающих и не способен посмотреть на себя со стороны.
В профессиональной деятельности важна саморегуляция работника в условиях стресса и более успешны люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание. Для саморегуляции в условиях профстресса полезно наблюдать за самим собой, находить способы остановки самого себя, переводить свою энергию в другую форму деятельности, заняться тем, что даст возможность снять напряжение, проанализировать какие моменты в работе помогают снять напряжение.
Вопросы для самопроверки:
-
На какие четыре группы можно разделить требования к здоровью человека? -
Что понимают под профессиональными противопоказаниями? -
Дайте определение понятию «профессиональный стресс». -
Проанализируйте значение методов саморегуляции в профессиональной деятельности. Сделайте вывод.
ТЕМА 4.1 МЕТОДЫ ПОИСКА РАБОТЫ
4.1.1 МЕТОДЫ, КОТОРЫМИ КОМПАНИИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ПРИЕМ ЛЮДЕЙ НА РАБОТУ
Поиск, отбор и оценка кадров, являясь ключевым элементом кадровой политики, тесно увязан со всеми основными направлениями работы в сфере управления персоналом и состоит из шести этапов:
-
Определение потребности в персонале с учетом основных целей организации. -
Получение точной информации о том, какие требования к работнику предъявляет вакантная должность (качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности). -
Установление квалификационных требований, необходимых для успешного выполнения работы. -
Определение личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения работы. Поиск возможных источников кадрового выполнения и выбор адекватных методов привлечения подходящих кандидатов. -
Определение подходящих методов отбора кадров, позволяющих лучше всего оценить пригодность кандидатов к работе в данной должности (соответствие предъявляемым требованиям). -
Обеспечение наилучших условий для адаптации новых работников к работе в организации.
В критерии характеристики работника входят образование, опыт, медицинские данные, личные качества.
Решение при оценке кандидатов обычно состоит из нескольких ступеней, которые следует пройти заявителям. На которых отсеивается часть заявителей или же они сами отказываются от процедуры. Большинство предприятий используют не все ступени (зависит от характера вакансии).
1. Предварительная отборочная беседа. Чаще всего с кандидатом беседует специалист отдела кадров (службы персонала). При этом на предприятиях применяются некоторые общие правила беседы, направленные на выяснение образования, оценку внешнего вида и определяющих личных качеств.
2. Заполнение автобиографической анкеты. Количество пунктов анкеты должно быть минимальным и они должны запрашивать информацию, более всего влияющую на производительность будущей работы. При использовании ее как метода отбора, специалист по кадрам сравнивает каждый пункт анкеты (составляется отдельно для каждого типа работы и организации) с установленными критериями результативного отбора
3. Беседа по найму. Цель - рассмотрение заявителя на предмет принятия на работу. Происходит обмен информацией в форме вопросов (заранее готовится список, в процессе можно от него отклоняться, или следовать строго) и ответов.
4. Тесты по найму. Метод, облегчающий принятие решения по отбору и оценке. Психологи и специалисты по персоналу разрабатывают их (средства, которые измеряют какой-либо показатель человека) на предмет оценки наличия способностей или склада ума, необходимых для результативного выполнения заданий на предлагаемом месте. Примерами могут быть тест на вождения (для водителя), стандартные тесты по машинописи (для секретаря), тест на психомоторные способности, тесты личных качеств и т.д.
5. Проверка отзывов и рекомендаций. При подаче заявлений о приеме на работу кандидаты могут предоставить отзывы предыдущих начальников и другие аналогичные документы. Их желательно проверить. Это может стать одним из наиболее объективных типов информации для предсказания будущего поведения заявителя на рабочем месте.
6. Медицинский осмотр (чаще всего претендент приходит с готовым медицинским заключением).
ИСПЫТАНИЯ. Разработано много видов различных испытаний, помогающих предсказать эффективность выполнения конкретной работы. Один из видов отборочных испытаний предусматривает измерение способности выполнения задач, связанных с будущей работой. Например, демонстрация умения работать на станке, вождения или диагностики неисправности автомобиля, речевых способностей путем устных сообщений или письменных работ. Другой вид испытаний предусматривает оценку психологических характеристик, таких как уровень интеллекта, заинтересованность, энергичность, откровенность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и внимание к деталям. Для того, чтобы такие испытания были полезными для отбора кандидатов, требуется значимая корреляция между высокими оценками, набираемыми в его ходе и фактическими показателями работы (определить зависимость между уровнем прохождения испытания и выполнением реальной работы).
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Наиболее широко применяемый метод отбора кадров (см. тема 4.3).
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
4.1.2 МЕТОДЫ ПОИСКА РАБОТЫ
Из-за недостаточного практического опыта, социально-правовых и профессиональных знаний, часто и неподготовленности к конкуренции на рынке труда, найти место работы молодым гражданам становится все сложнее. Это связано, в частности, с тем, что рынок образовательных услуг оказался не готовым оперативно реагировать на спрос работодателей, что вызывает возникший дефицит квалифицированных работников по многим профессиям.
Существует ряд способов поиска работы, среди которых:
-
Поиск работы по рекомендациям знакомых или родственников (использование помощи, которую могут предложить друзья, родственники или знакомые, однако здесь, как правило, больше шансов у опытных и профессиональных специалистов). -
Поиск работы через агентства по трудоустройству. -
Поиск работы через кадровое агентство (организация, оказывающая услуги работодателям по поиску и подбору персонала) Вопрос о кадровых агентствах рассматривался подробно в теме 2.2. -
Поиск работы через рекрутинговые фирмы (от кадровых агентств отличаются тем, что для соискателей их услуги обычно бесплатны — подбор кадров оплачивают работодатели, см. тему 2.2) -
Анализ объявлений о вакансиях (газеты, бегущая строка ТV, интернет; самое главное при просмотре вакансий — научиться быстро отсекать бесполезные, т.е. те объявления, которые только крадут Ваше время и не стоят усилий, которые Вы потратите на телефонные звонки или проезд к таким работодателя).
Лицу, занимающемуся поиском работы, предлагаем ряд рекомендаций:
-
Не ждите, что вам кто-то позвонит и предложит хорошенькое место — активно действуйте сами. -
Для достижения успеха нужно охватить максимальное число вариантов. Знакомые, друзья, бывшие сотрудники, руководители практики (не стесняйтесь рассказывать всем о том, что ищете работу, не стесняйтесь спрашивать, не знают ли они об открывшихся местах), «желтые страницы», объявления, Интернет — придется прибегнуть ко всему -
При выборе вакансии (ий) грамотно составить свое резюме. Оно понадобится для рассылки работодателям. -
Но самое главное: не упускайте деталей при трудоустройстве. Любой работодатель без труда сможет нарисовать красивую картинку вашего будущего места работы, хотя на самом деле работа не так уж заманчива. Детали важны везде и всегда. Вы должны твердо себе уяснить, сколько вам собираются платить, за что и как. Постарайтесь, чтобы не было различных неточностей и приблизительностей. Незначительные детали порой оказываются очень важными, особенно если речь идет о деньгах. При выяснении интересующих вас вопросов не стесняйтесь показаться непонятливым. Серьезные люди никогда не обвинят вас в занудстве.
Вопросы для самопроверки:
-
Перечислите ключевые элементы кадровой политики предприятия. -
Перечислите этапы отбора и приема персонала. -
Приведите способы поиска работы. -
Проанализируйте степень важности рекомендаций при поиске работы.
4.2. ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЗЮМЕ И ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
Сопроводительное письмо к резюме является не только признаком хорошего тона. Обязательно напишите такое письмо, и оно выполнит для вас несколько полезных функций. Самое главное – если письмо составлено грамотно и без использования слишком уж тривиального подхода, то оно позволит выделить вас среди многих других кандидатов на открытую вакансию.
Вы сможете донести до читающего дополнительные доводы в свою пользу, сделав в письме акцент на «правильных» темах. В случае необходимости в сопроводительном письме представляют требующиеся пояснения (если вы предполагаете, что могут возникнуть сомнения при дальнейшем изучении вашего резюме). Например, почему сменили вид деятельности, чем вызван длительный перерыв в работе, почему уровень занимаемой должности ниже на последнем месте работы и т.п. Иными словами сопроводительное письмо призвано заинтересовать работодателя или специалиста кадрового агентства рассмотреть ваше резюме более внимательно.
Для того, чтобы написать достойное сопроводительное письмо к резюме попробуйте понять, что хочет в итоге получить работодатель, и действуйте исходя из этих соображений. Приложите усилия, чтобы как можно больше узнать о компании, в которой вы стремитесь работать. Используйте все доступные источники – Интернет, СМИ, своих знакомых и т.д. Если место предполагаемой работы солидное, и вы действительно настроены там работать, то потратьте свое время. В дальнейшем это окупиться. Вы реально сможете увеличить свои шансы.
Для отправки резюме на бумаге сопроводительное письмо к нему оформляют на стандартных листах (формата А-4) согласно правилам деловой переписки. Текст должен уместиться на 1 листе (буквально несколько абзацев). Все должно быть изложено лаконично, никто не будет читать длинные послания (время ограничено). Ошибки в тексте исключить.
Для отправки по электронной почте текст сопроводительного письма пишут непосредственно в теле сообщения, резюме посылают как вложение.
Сначала в сопроводительном письме идет приветстви. Людям приятно, когда к ним обращаются по имени. Поэтому постарайтесь узнать имя контактного лица. Действуйте в зависимости от обстоятельств – узнать можно в объявлении о вакансии, на сайте компании, позвонив в саму компанию.
Во вводной части письма сообщите, на какую должность претендуете и из какого источника получена информация о вакансии (например, сайт в Интернете, газета, ваши знакомые).
Напишите в сопроводительном письме о вашем профессиональном опыте и достижениях (в худшем случае о навыках). Все должно быть кратко и интересно для работодателя, т.е. информация должна иметь отношение к выбранной должности и давать представление о том, какая будет польза компании от вашей персоны. Затем целесообразно сделать ссылку на прилагаемое резюме для получения более подробных сведений.
Будет не лишним написать, почему вы заинтересованы получить работу именно в этой компании.
В завершающей части письма можно сообщить о готовности прийти на собеседование. Можно написать о вашем желании через несколько дней позвонить, чтобы узнать о результате рассмотрения вашего резюме, или о вашем желании ожидать телефонный звонок от работодателя. Для дела эффективнее конечно будет позвонить самому (напомните о себе, покажите свою активность и заинтересованность).
Не забудьте подписать свое письмо и оставить контактные данные для связи с вами.
В сопроводительном письме не должно быть требовательного тона или наоборот мольбы и льстивости. Не следует обсуждать желаемую зарплату, почему вы заняты поиском нового места работы, а так же любые моменты, которые могут вызвать негативную реакцию работодателя. Все эти вопросы неизбежно возникнут во время проведения последующего собеседования. Необходимо только попасть на него, в положительном случае будьте готовы ответить на эти и другие каверзные вопросы.
В идеале каждый раз, когда вы отправляете свое резюме необходимо имеющийся у вас образец сопроводительного письма корректировать в зависимости от компании и выбранной позиции или написать новый его вариант.
Ниже приведены основные позиции написания резюме, включающего информацию о личности кандидата на замещение вакантной должности, его месте проживания, семейном положении, уровне образования и опыте работы, а также дополнительную, но весьма важную информацию. Резюме выполняется на 1-2 печатных листах, имеет четкую специфику отражения образования и опыта работы по мере отдаления от момента написания, чтобы ближайшая к моменту трудоустройства информация была воспринята работодателем в самом начале.
Резюме
-
ФИО -
Дата рождения -
Адрес, телефон, электронный адрес -
Семейное положение -
Цель поступления на работу -
Образование ( в порядке удаления от настоящего времени)-
Основное -
Дополнительное
-
-
Опыт работы ( в порядке удаления от настоящего времени)
С указанием результатов работы и достижений
-
Дополнительная информация
-
Знание иностранных языков -
Наличие водительского удостоверения -
Спорт и пр.
Дата составления Личная подпись
Правила написания автобиографии
Автобиография - это повествование в свободной форме, о том где учился, где работал и т.д. Автобиография нужна при трудоустройстве, поступлении на учёбу, службу, а также в других отраслях, для информировании организации, учреждения, или фирмы о человеке, его жизни в определённый период времени. В основном в автобиографии описывается весь период жизни человека, но в виде исключений бывает автобиография за несколько лет. Например, время службы в ВС, или проживания в другой стране.
Начинается автобиография с того, что Вы представляетесь, пишете Вашу фамилию имя и отчество, указываете год рождения, в каком месте были зарегистрированы. Выглядит это всё примерно так: "Я - Иванов Иван Иванович, 1981 года рождения, проживающий по адресу: г. Иваново, ул. Строителей, 14." После того как Вы представились, желательно сразу указать информацию о своем образовании в порядке его получения, так как в начале жизни каждого человека идёт всегда образование, а уж после работа. В зависимости от того с какой целью пишется автобиография, в ней может указываться общее школьное образование. Но, зачастую, описание начинают всё же со специального образования, при этом указывают года учебы, как называлось учебное заведение, какую специальность Вы там получили.
Далее указывают получение первичной специализации, курсы повышения квалификации, курсы усовершенствования, тренинги, семинары. В автобиографии обязательно нужно указать в каком году было получено дополнительное образование, или тему семинаров, курсов, тренингов
Вторым информационным блоком автобиографии должна быть информация об опыте работы. Начните с первого места работы (название учреждения, организации, фирмы и т.д.) и перечислить все последующие места. Также необходимо указать год приема, на какой должности работали, какие обязанности выполняли. Затем идет информация о повышениях по службе, поощрениях, наградах, изменении специальности или должностных обязанностей. Если Вам кроме основных обязанностей на период отпуска, или болезни своего непосредственного руководителя приходилось исполнять его обязанности, то обязательно укажите и это.В том случае, если Вы помимо основной работы выполняете другие обязанности, например: ведёте преподавательскую деятельность, или читаете лекции, укажите и эту информацию в вашей автобиографии.
В автобиографии, кроме учёбы и работы укажите состав семьи. В конце автобиографии также нужно указать общий стаж вашей работы. Для избегания ошибок в автобиографии надо помнить, что основная цель автобиографии - это продать продукт (то есть, ищущего работу), рекламируя положительные качества, которые могут склонить потенциального работодателя к "покупке товара", то есть, к приглашению вас на собеседование.
Автобиография это маркетинговый документ (самореклама кандидата), представляющий важную информацию об ищущем работу, безупречно выполненный в соответствии со структурной формой и легкий для понимании. Полностью относится к делу и интересна для работодателя. Она может быть использована много раз для обращений за работой. Это документ для информации при составлении заявлений и справка во время звонка работодателю, а так же памятка при подготовке к собеседованию и список достижений, с помощью которого человек чувствует себя увереннее.
Обратите внимание, что
-
необязательно писать заглавие "Автобиография" сверху -
действуйте избирательно, подчеркивайте только положительные моменты -
включайте только ту информацию, которую можете полностью подтвердить -
пишите кратко (максимум 2 страницы стандартного формата) -
хорошо оформите и сделайте легким для прочтения -
исправьте все орфографические и грамматические ошибки, опечатки -
избегайте сокращений и жаргона -
проверьте автобиографию до того, как ее использовать
В процессе изложения своего жизнеописания
-
представьте положительный «образ» письменную картину -
делайте упор на уместных достижениях -
выделите важные «переносимые» квалификацию навыки, знания -
делайте упор на относящемся к делу опыт и перечень работ -
начните перечисление с вашей последней работы -
включите общественную работу, работу на полставки и частное предпринимательство -
укажите занимаемую должность, предприятие и период, который вы там проработали (в годах) -
перечислите главные обязанности и ключевые навыки -
отчет за все годы (избегайте пробелов в перечне работ) -
делайте упор на самом относящемся к делу опыте -
если перечень работ длинный, вначале изложите в краткой форме опыт работы первых лет (с 2009 по 2011 перечень работы включает...)
При описании образования и обучения предоставьте приоритет квалификации, имеющей самое непосредственное отношение к работе перечисляйте только успехи, напишите подробнее об учебных курсах, имеющих отношение к работе, обозначьте даты и местоположение законченных курсов/полученных удостоверений. Излагая сведения о себе (интересы) включите групповые занятия (например, спортивные) и индивидуальные занятия в свободное время.
Не печатайте слишком убористо и тесно, не используйте фотокопии и бумагу низкого качества, текст разделите в легкие для чтения параграфы
Вопросы для самопроверки:
-
Перечислите первостепенные документы, необходимые при трудоустройстве. -
Изложите основное содержание сопроводительного письма. -
Изложите основное содержание сопроводительного резюме -
Изложите основное содержание сопроводительного автобиографии. -
Проанализируйте степень влияния хорошо составленных документов на успех трудоустройства.
ТЕМА 4.3. СОБЕСЕДОВАНИЕ С РАБОТОДАТЕЛЕМ. ТЕХНОЛОГИЯ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ.
4.3.1.СОБЕСЕДОВАНИЕ
Перед собеседованием составляется программа, зависящая от числа кандидатов, от видов собеседования (по отдельности или в комбинациях), от места проведения. При поиске большого числа сотрудников по всей стране управляющий может провести собеседование в региональном отделении компании или в гостинице, а также поручить проведение предварительных собеседований региональным менеджерам. Если собеседование проводится централизованно, то следует использовать для создания благоприятного образа компании офис фирмы или ее подразделения. После составления программы, получения рекомендаций личных и от прежних работодателей, а также приглашения кандидатов, приступают к процессу собеседования.
К методам отборочных собеседований относятся: британский (личная беседа с кандидатом); немецкий (предварительная подготовка кандидатами значительного числа документов с обязательными письменными рекомендациями); американский (проверка интеллектуальных способностей, психологическое тестирование и наблюдение за кандидатами в неформальной обстановке); китайский (письменный экзамен).
Основные принципы построения интервью при собеседовании:
1. Критериальность интервью. Вопросы строятся в соответствии с критериями, полученными в ходе профессиографического исследования, т.е. в ходе интервьюирования диагностируются те качества сотрудника, которые имеют первостепенное значение в его будущей или настоящей деятельности.
2. Оценка Зоны ближайшего развития. Оценивается на ряду с тем, что человек умеет в данный момент, какими качествами обладает, способен ли он осваивать новое, обучаем ли он и гибок ли в своем поведении.
3. Упор на оценку мотивации. Оценка мотивации сотрудника, в первую очередь его дальних, конечных целей, поскольку именно они определяют поведение человека. Если оценивать человека только по тем критериям, которые были получены в ходе профессиографирования, то можно узнать о наличии необходимых для данной деятельности качеств, а не определить, будет ли он их использовать в своей деятельности и каким образом.
4. Этические моменты - недопущение в интервью фрустрации, демонстрации негативного отношения к сотруднику. Несоблюдение этого принципа может привести к формированию негативного образа как конкретного менеджера по персоналу, так и всей службы персонала у сотрудников, что в дальнейшем может существенно осложнить взаимодействие.
5. Принцип обратной связи. По требованию сотрудника, а во многих случаях и без требования (если оценивающий видит некоторые характеристики человека, о которых ему необходимо сообщить), нужно предоставить ему обратную связь по результатам исследования, причем сообщение ложной информации недопустимо.
Результаты собеседования заносятся в специальный бланк (Таблица 5)
Таблица 5.
Бланк оформления результатов собеседования
Имя претендента ……………… | Ниже среднего | Средний | Выше\ ср. | Высший |
Первое впечатление | х | | | |
Квалификация | | х | | |
Мотивация | | | х | |
Умение работать в коллективе | | | | x |
Процедура принятия решения о приёме (выдвижении) работника предусматривает наличие нескольких кандидатов на данную должность; оценку профессиональных качеств кандидатов и соответствие их требованиям, предъявляемым должностью (Таблица 6); сравнительный анализ оценок качеств претендентов для выбора наиболее достойного; изучение и учет мнения трудового коллектива (по возможности) о каждом кандидате на выдвижение (приём); назначение на должность наиболее достойного кандидата.
Таблица 6.
Соответствие качеств претендента и предъявляемых требований.
Качества | Требования | Состояние кандидата |
Здоровье и физическое состояние | Требуется хорошее здоровье, слух, способность долго находиться на ногах | Плохое зрение, слух, выглядит физически ослабленным |
Интеллектуальное развитие | Среднее, способность понимать и запоминать простые приказы | Интеллектуальное развитие высокое |
Черты личности | Уравновешенность, способность работать самостоятельно | Спокоен, рассудителен |
Оплата труда | Повременно-премиальная оплата и часто сверхурочная работа | Отказ от сверхурочной работы |
И т.д. | | |
В целом собеседование при найме на работу сводится к восьми основным вопросам и соответствующим ответам на них.
"Что вы за человек ?"
"Почему вы ищете работу ?"
"Чем вы можете быть полезным ?"
"Ваши сильные стороны ?"
"Ваши слабые стороны ?"
"Каким на ваш взгляд, должен быть начальник ?"
"Каковы ваши самые крупные достижения?"
"На какую зарплату вы можете рассчитывать ?"
Если в конце беседы на вопрос "Не хотите ли вы обсудить что-нибудь, о чем мы с вами не упомянули в разговоре ?" руководитель слышит ответ типа: "Да, кажется, все" или "Нет, мы все обсудили" то это сигнализирует о том, что будущего работника практически не интересует специфика его деятельности, что его ждет в будущем и чего от него ожидает начальство. Серьезный кандидат не может не поинтересоваться о содержании своей работы, о том, чего от него ждут именно на данном участке работы и чего ожидают вообще от кандидата на эту должность (характеристика рабочего места, должностная инструкция с подробно расписанными требованиями к данному рабочему месту, например, разъездной характер работы, ночной режим деятельности, частая смена рабочего места и т.д). В конце встречи претенденту сообщают о дальнейших действиях: телефонный звонок, письменное извещение о сроках второго собеседования и др.
4.3.2 ТЕХНОЛОГИЯ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
Вряд ли найдется хотя бы один цивилизованный человек, который может представить свою жизнь без телефона, а в последнее время без его постоянного в прямом смысле присутствия, так как возможности мобильной связи позволяют вести беседу практически в любом месте. Бесспорно, телефон - незаменимое средство коммуникации, но одни люди позволяют себе часами бездумно болтать, тогда как другие с помощью телефонной связи зарабатывают огромные деньги.
В бизнесе телефон служит вторым по значимости орудием в дополнение к вашему главному средству – непосредственному общению. Однако было бы большой ошибкой считать, что для успешной деятельности вполне достаточно общения с клиентами, руководством по телефону. При необходимости добивайтесь личной встречи.
Существуют моменты, которые существенно усложняют телефонные переговоры: лимит времени и ограниченные возможности восприятия информации только через слуховой канал. В этой связи существуют определенные требования: предельная лаконичность, максимальная структурированность и четкость, максимальная образность и доходчивость. Выполнение этих условий обеспечит лучшее усвоение информации собеседником, а значит, и увеличит эффективность телефонных переговоров.
При общении по телефону говорите кратко, экономьте время на фазе установления контакта. Есть различные варианты начала, но предпочтительно начинать разговор примерно с таких фраз: "Добрый день. Говорит (должность, Ф.И.О.). Мне нужно получить сведения о …... У вас есть для меня свободная(ое) минута(время)?" Фраза "Добрый день, как ваши дела?" - это приглашение к долгому разговору. Вопрос "Вы заняты?" предполагает утвердительный ответ. Кроме того, вам могут ответить вежливо, но неискренне. Старайтесь сформулировать свои вопросы таким образом, чтобы они утверждали готовность собеседника говорить с вами: "У вас есть возможность выслушать меня?", "Вы можете уделить мне некоторое время?", "Вы свободны сейчас?"
При общении по телефону обязательно представьтесь. Кратко объясните причину своего звонка и только после этого переходите к частностям. Изредка называйте собеседника по имени отчеству. Человеку приятно слышать свое имя. Это подсознательно способствует взаимопониманию. Старайтесь подстроиться под темп речи собеседника. Дайте ему понять, что вы его внимательно слушаете. Не молчите. Время от времени вставляйте в разговор слова типа: "понятно", "да", "совершенно верно". Повторяйте фразы собеседника своими словами. Просите подробнее объяснить то, чего вы не поняли.
Говорите деловито, но не сухо. Не старайтесь выпалить всю информацию за несколько десятков секунд. Так собеседник ничего не поймет. Четко произносите слова. Не читайте свою речь по бумажке. Вы обязаны продумать линию своего разговора и сделать соответствующие записи, но не стоит дословно составлять текст. Говорите непосредственно в микрофон. Избегайте в своей речи слов-паразитов. Не нужно запинаться и постоянно произносить "э-э-э", "м-м-м". Это раздражает собеседника и портит впечатление от разговора. Лучше просто сделать паузу.
При беседе по телефону держите инициативу в своих руках. При использовании телефона вы не в состоянии применить никаких наглядных пособий, поэтому особое внимание вам следует уделить образности своей речи. Старайтесь сразу же заинтересовать собеседника и держите инициативу в своих руках в течение всего разговора.
При беседе с клиентом превращайте желания в заказы. Внимательно относитесь к вопросам, которые он задает. Именно они говорят о том, что особенно важно для собеседника. Если потенциальный покупатель задает вопрос, то, скорее всего, он серьезно настроен на покупку. Напомните о себе. Обязательно перезванивайте клиентам, которые не смогли вам дозвониться. Если человека, с которым вы хотите связаться, нет на месте, обязательно просите передать ему, что вы звонили. Может быть, ответного звонка и не последует, но ваше имя уже будет "на слуху".
Старайтесь не прерывать разговор. Если же по другой линии поступил важный звонок, вежливо поинтересуйтесь, можно ли вам прерваться, и заверьте своего собеседника в том, что вы ему обязательно перезвоните. В течение телефонной беседы не отвлекайтесь на разговоры с другими людьми.
Собирайте информацию. Во время переговоров по телефону записывайте все важные подробности: имена, адреса, цифры и т. д. Эта информация может в дальнейшем очень пригодиться.
При необходимости фиксируйте беседу. Спросите согласие собеседника на подключение параллельного аппарата или на то, чтобы записать разговор. При необходимости выскажите просьбу дать письменное подтверждение телефонных переговоров или пообещайте сами представить такое подтверждение. Как вариант, свидетельством переговоров может служить копия записи вашей беседы.
Фиксируйте продолжительность разговора. Следите по часам за продолжительностью платных разговоров. Особенно это касается звонков за рубеж. Будьте предельно кратки. Ответственно относитесь к расходам фирмы на телефонную связь.