Файл: Сравнительный анализ классической и поведенческой школ управления (Основные положения классической (административной) школы управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 414

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 1.

Таблица 2. Сравнительная характеристика классической и поведенческой школ управления

Характеристика

Наименование школы управления

Классическая (административная)

Поведенческая

Наиболее яркие представители школы

Анри Файоль, Макс Вебер, Генри Форд, Линдар Урвик

Крис Арджирис, Ренсис Лайкер, Дуглас МакГрегор, Абрахам Маслоу

Представления об объекте

Объект — это предприятие.

Человек в аспекте своего поведения и межличностных отношений в организации

Сущность школы

Основной метод достижения эффективности деятельности организации базируется на правильном применении принципов управления.

Управление всей организацией как единым целым.

Базируется на исследованиях социального взаимодействия в организации, мотивации персонала, роли власти, лидерства и авторитета в управлении, влияния типа используемых организационных структур, коммуникаций, качества трудовой жизни и работы на эффективность функционирования компании. Школа поведенческих наук направлена на оказание помощи сотруднику в осознании им собственных возможностей и достижение высокой эффективности предприятия за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов.

Изучает особенности поведения на рабочем месте. Добиться улучшения эффективности рабочего процесса можно изучая поведение работников, а не их сознание.

Основная цель школы

Повышение эффективности деятельности организации в целом.

Поиск ответа на вопрос что необходимо сделать для того, чтобы организация работала как машина.

Повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов, создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией.

Регулирование межличностных отношений работников.

Помощь в осознании собственных возможностей работников;

Изучение степени восприятия власти, которая обуславливается пониманием смысла указания, его соответствия концепции и миссии организации, а также соответствия личным потребностям подчинённого, его ментальным и физическим способностям.

Особенности теоретических взглядов представителей школы управления

Людьми движет исключительно экономическая выгода.

Индивиды являются лишь пассивным материалом манипуляции для организаций, контролирующих и мотивирующих их поведение.

Эмоции несовместимы с экономической рациональностью.

Организации должны иметь способы контроля эмоций и непредсказуемого поведения сотрудников.

Заключается в понимании управления снизу вверх, от эффективности работника – к эффективности организации.

Уделяли основное внимание анализу поведения людей в процессе труда, изучению особенностей их взаимоотношений на рабочих местах и в групповых процессах.

Важными мотиваторами поведения работника являются: характер и содержание труда, объективная оценка и признание достижений работника, возможность творческой самореализации, возможность управлять своим трудом.

Основное внимание уделяли рассмотрению проблем мотивации, изучению авторитета, лидерства и власти, анализу организационной структуры предприятия и выявлению типов коммуникаций в организациях.

Вклад школы в теорию менеджмента

-формирование профессиональных требований к менеджеру

- развитие принципов управления организацией

- систематизированный подход к управлению всей организацией

- описание функций управления

- разработка общих принципов управления организацией, многие из которых до сих пор могут быть использованы

- разработка общих характеристик и закономерностей развития организации

Представители данной школы первые дали научное обоснование роли мотивов и потребностей человека в его трудовой деятельности.

Рассматривали мотивы как главный показатель отношения людей к труду. Структура мотивов выступает как внутренняя характеристика труда. Положительная мотивация- главный фактор успешности выполнения работы. В теории менеджмента изучение мотивации составляет особое направление.

Использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства.

Недостатки школы

Отсутствие должного внимания к социальным аспектам управления.

Чрезмерный упор на рациональность, индивидуализм и экономизм поведения людей.

Способствование увеличению формальных моментов.

Отношение менеджеров к людям как к машинам.

Освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов.

Отношение к человеку: игнорирование человека и его потребностей.

Непригодность данной модели управления для современной рыночной экономики

Неприемлемость других методов в управлении кроме как применения науки о поведении.

Достоинства школы

Формулировка процессного подхода к управлению организацией.

Разработка целостной системы управления организацией.

Создание системы принципов, которая приводит организацию к успеху.

Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера.

Разработка теории социального управления.

Стремление помочь работнику в осознании собственных возможностей.

Идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных лиц

Практическое применение модели организации

Оказалась непригодна для современной рыночной экономики, так как сковывает свободу действий менеджеров при быстроменяющейся внешней среде

Правильное применение всегда будет способствовать повышению эффективности работника и организации.


Таблица составлена на основании источников [1, 2, 3, 4, 8, 9 и 15].

Рис. 1 Пирамида потребностей по А. Маслоу

  1. Тебекин А.В. Роль школы административного (классического) управления в развитии современного менеджмента // Вестник МФЮА. 2018. №2. с. 170

  2. Осипов К. К. Административная (классическая) школа: ее плюсы и минусы // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2017. - № 4 (17), с. 51

  3. Парамонов П. Ф. Менеджмент / П. Ф. Парамонов, И. Е. Халявка, Ю. Е. Стукова. – Краснодар : КубГАУ, 2015. – 173 с.

  4. Осипов К. К. Административная (классическая) школа: ее плюсы и минусы // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2017. - № 4 (17), с. 52

  5. Вороньков В.П. А. Файоль: функции руководства в управлении промышленным предприятием // Вестник МФЮА. 2015. №1. с. 24-40

  6. Кафидов В. В. Современный менеджмент / В. В. Кафидов, Н. Ю. Сопилко. – Москва : РУДН, 2018. – 45 с.

  7. Зарецкий А.Д. Менеджмент / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М. : КНОРУС, 2016. — с. 30

  8. Воронкова И. Е. Наука управления: основные школы // Экономическая среда. – 2015. - № 4 (14). С. 96

  9. Черникова, С.А. Менеджмент / С.А. Черникова, Н.А. Миронова, Е.М. Мыльникова, Н.П. ИПЦ «ПрокростЪ», 2016, с. 15

  10. Зарецкий А.Д. Менеджмент / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М. : КНОРУС, 2016. — с. 33

  11. Гершанок А. А. Менеджмент / А. А. Гершанок, А. М. Ощепков [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. А. Гершанок, А. М. Ощепков; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2018. 34 с.

  12. Кафидов В. В. Современный менеджмент / В. В. Кафидов, Н. Ю. Сопилко. – Москва : РУДН, 2018. – 45 с.

  13. Воронкова И. Е. Наука управления: основные школы // Экономическая среда. – 2015. - № 4 (14). с. 95-96

  14. Гершанок А. А. Менеджмент / А. А. Гершанок, А. М. Ощепков [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. А. Гершанок, А. М. Ощепков; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2018. с. 34

  15. Зарецкий А.Д. Менеджмент / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М. : КНОРУС, 2016. — с. 30

  16. Ленская И. Ю., Шиндряева И. В., Ширяева В. А. Управление персоналом организации – М.: Мир науки, 2017, с. 10

  17. Тебекин А.В. Роль школы административного (классического) управления в развитии современного менеджмента // Вестник МФЮА. 2018. №2. с. 172

  18. Ружанская Л. С. Общий менеджмент / Л.С. Ружанская — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.— 10 с.

  19. Зарецкий А.Д. Менеджмент / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М. : КНОРУС, 2016., с. 34

  20. Тебекин А.В. Анализ влияния школы научного управления на развитие менеджмента: многоаспектный подход // Стратегии бизнеса. 2019. №1 (57). С. 16

  21. Зарецкий А.Д. Менеджмент / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М. : КНОРУС, 2016. — 34 с.

  22. Черникова, С.А. Менеджмент / С.А. Черникова, Н.А. Миронова, Е.М. Мыльникова, Н.П. ИПЦ «ПрокростЪ», 2016, с. 17

  23. Фарукшина М. А., Адамская Л. В. Административная (классическая) школа // Российская наука и образование сегодня : Проблемы и перспективы. 4 (17) 2017, с.54

  24. Парамонов П. Ф. Менеджмент / П. Ф. Парамонов, И. Е. Халявка, Ю. Е. Стукова. – Краснодар : КубГАУ, 2015., с. 12-13

  25. Тебекин А. В., Денисова М. В., Тебекин П. А. Роль поведенческих наук в развитии современного менеджмента // Журнал исторических исследований. Том 3 №2 https://naukaru.ru/ru/nauka/article/21070/view (дата обращения 10.03.2020 г.)

  26. Дзуганова И. З. Значение исследований представителей школы человеческих отношений и поведенческих наук в теории управления персоналом // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 3-6. с. 100

  27. Черникова, С.А. Менеджмент / С.А. Черникова, Н.А. Миронова, Е.М. Мыльникова, Н.П. ИПЦ «ПрокростЪ», 2016, с. 18

  28. Будаева Ю. С., Чиркунова Е. К. Формирование поведения в организации: применение идей школы поведенческих наук // Молодежь и наука: шаг к успеху: Сборник материалов 2-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых / Юго-Западный государственный университет. – Курск, 2018. С. 53

  29. Парамонов П. Ф. Менеджмент / П. Ф. Парамонов, И. Е. Халявка, Ю. Е. Стукова. – Краснодар : КубГАУ, 2015., с. 18

  30. Черникова, С.А. Менеджмент / С.А. Черникова, Н.А. Миронова, Е.М. Мыльникова, Н.П. ИПЦ «ПрокростЪ», 2016, с. 19

  31. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу http://lib.ru/PSIHO/MASLOU/motivaciq.txt (дата обращения 10.03.2020 г.)

  32. Ружанская Л. С. Общий менеджмент / Л.С. Ружанская — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.— с. 70

  33. Дымшакова М. А. Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга как основа анализа мотивационных процессов в инновационных проектах // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 24-2. 2016, с. 89

  34. Герцберг Ф. Мотивация к работе / Ф. Шрецберг, Б. Моснер, Б. Снидерман. - М: Вершина, 2007

  35. Сугак Ю. А., Малхасян А. Е. Использование двухфакторной модели мотивации персонала Ф. Герцберга в современной организации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. 4-2, с.102

  36. Сугак Ю. А., Малхасян А. Е. Использование двухфакторной модели мотивации персонала Ф. Герцберга в современной организации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. 4-2, с. 101

  37. Бучкова А.А., Угримова С.Н. Методы оценки эффективности системы мотивации в современных условиях // Вопросы экономики и управления: Материалы студ. междунар. науч.-практ.конф. 14- 15 октября 2015 г. , ДГТУ. - г.Ростов-на-Дону, 2015, с.25

  38. Мескон М., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Москва : Дело, 2015

  39. Парамонов П. Ф. Менеджмент / П. Ф. Парамонов, И. Е. Халявка, Ю. Е. Стукова. – Краснодар : КубГАУ, 2015, с. 71 - 72

  40. Блинова С. Д., Бажуткина Л. П. Анализ мотивационной структуры сотрудников предприятия на основе методики Ф. Герцберга // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сборник научных трудов. 2.2018., с. 23

  41. Дымшакова М. А. Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга как основа анализа мотивационных процессов в инновационных проектах // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 24-2. 2016, с. 89

  42. Парамонов П. Ф. Менеджмент / П. Ф. Парамонов, И. Е. Халявка, Ю. Е. Стукова. – Краснодар : КубГАУ, 2015, с. 14

  43. Журавлева Ирина Игоревна Формирование и развитие менеджмента // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. №1 (6), с. 42

  44. Парамонов П. Ф. Менеджмент / П. Ф. Парамонов, И. Е. Халявка, Ю. Е. Стукова. – Краснодар : КубГАУ, 2015, с. 14

  45. Журавлева Ирина Игоревна Формирование и развитие менеджмента // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. №1 (6), с. 40

  46. Парамонов П. Ф. Менеджмент / П. Ф. Парамонов, И. Е. Халявка, Ю. Е. Стукова. – Краснодар : КубГАУ, 2015, с. 19

  47. Зарецкий А.Д. Менеджмент / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М. : КНОРУС, 2016. — с. 31

  48. Черникова, С.А. Менеджмент / С.А. Черникова, Н.А. Миронова, Е.М. Мыльникова, Н.П. ИПЦ «ПрокростЪ», 2016, с. 19

  49. Осипов К. К. Административная (классическая) школа: ее плюсы и минусы // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2017. - № 4 (17), с. 52