Файл: Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 424
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тексты соответствующего пособия [2] помогают школьникам найти ответы на такие вопросы, как: почему нам всем нужна надежда, какая надежда не умирает, как согласие надежде помогает, почему терпение и надежда вместе идут, с чего начинается любовь к ближнему, как любовь соединяет, жалеет и терпит, что значит иметь милость в сердце, зачем нужны добрые слова, как покаяние любви учит? и т.п. Их достоинством являются следование православным традициям русского народа, доступность для младших школьников, наличие интересных сюжетов, вызывающих эмоциональный отклик и др. Упущением, на наш взгляд, являются готовые ответы на поставленные выше вопросы, что вступает в противоречие с особенностями выбранного авторами подхода к духовно-нравственному воспитанию.
В основе социокультурного системного подхода профессора И.А. Кузьмина лежит идея активного воспитания, ключом к реализации которой являются активные формы обучения. Ценности вырабатываются только самостоятельно, они не могут быть привнесены кем-то извне. Это результат активной деятельности самого ребенка. «Задача педагога – создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую познавательную активность, эффективное общение друг с другом. Необходима активная работа разума и души ребенка, необходимы специальные усилия, чтобы процесс освоения социокультурного опыта был не стихийным, а системным и глубоким» [5, с. 3].
С
Программы воспитания основ этической культуры школьников
пециализированный этический курс занятий с детьми с 1 по 11 класс «Основы этической культуры» разработан под руководством А.И. Шемшуриной. С 1 по 8 класс предмет этики называется «Этическая грамматика» и выполняет функцию постепенного погружения детей в мир этических понятий и категорий. Курс 9 класса – «Этика». Он рассчитан на уже подготовленных к изучению предмета этики школьников. В 10 классе в эту логическую цепочку этического образования введен курс «История развития этической мысли», а в 11 – «История развития русской этической мысли», методически выстроенный как диалоги с философами.
«Этическая грамматика» имеет четыре раздела, каждый из которых в соответствии с возрастными особенностями детей от класса к классу последовательно расширяет и углубляет их этические знания. Первый раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимозависимость внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим. В его рамках изучаются такие темы, как «Доброе слово, что ясный день», «Чего в других не любишь, того и сам не делай», «Каждый интересен», «Оглянись внимательно вокруг», «Роскошь и нищета общения» и др. Главная идея этого раздела – в основе общения людей должны лежать доброжелательность и уважение друг к другу.
Содержание второго раздела связано с этикетом, правилами хорошего тона, с помощью которых человек находит внешнее выражение своего доброжелательного отношения к окружающим. Дети получают навыки поведения в гостях, за столом, в театре, изучают специфические знаки внимания младших к старшим, мужчин к женщинам и т.д. В качестве примера можно назвать такие темы, как «Повседневный этикет», «Лес, речка, луг, где можно отдохнуть», «Как решать семейные проблемы», «Дома и в гостях», «Когда какое слово молвить», «Азы народного этикета» и др.
Третий раздел рассматривает нормы этики, регулирующие отношения с окружающими. Он призван способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявлению эмпатии, сопереживания и предполагает возрастание интереса ребенка к своей внутренней жизни, своим качествам, сопоставлению себя с другими людьми. Эти задачи призваны решать такие темы, как «Подари другому радость», «Душа – это наше творение», «Чью старость утешил?», «Умей быть щедрым», «Праздник благодарности», «Если слышать голос совести» и др.
В четвертом разделе предметом специального внимания становятся жизненные ситуации и проблемы жизни коллектива. Назначение проводимых занятий в рамках этого раздела – анализ и самоанализ поступков, чувств, реакций детей, обогащение эмоционального мира ребенка. Этому содействуют такие темы, как «Если радость на всех одна», «Советуем друг другу», «Дружба начинается с улыбки», «Я, ТЫ, МЫ», «Сберечь обязаны различье, данное природой» и др.
Полностью с содержанием программы можно познакомиться, прочитав книгу А.И. Шемшуриной «Основы этической культуры» [9]. В качестве примера приведем фрагмент занятия в 9 классе по теме «Добро есть жизнь»:
- Как вы думаете, что есть человеческая жизнь?
- Каково ваше отношение к жизни как таковой – как благу или как испытанию?
- Аристотель относился к понятию бытия как творящей активности. А вы как? Раз вам суждено быть, должны ли вы осознанно творить свою жизнь?
- Если не творить самому, то жизнь, как течение реки, понесет человека по своей воле. Так что выбор невелик. Задумайтесь и сделайте его: творить свою жизнь или плыть по течению.
- Спрогнозируйте перспективу своей жизни согласно выбору (работа выполняется на листочках).
- Что в этой перспективе вы рассматриваете как блага?
- Аристотель разделил блага человеческой жизни на три группы: блага внешние, духовные и телесные. Углубитесь в ваш прогноз: какая группа преобладает?
- Попытайтесь теперь осознать, почему?
- Философ Митродор (ученик Эпикура) утверждал, что «то, что находится внутри нас, более влияет на наше счастье, чем то, что вытекает из вещей внешнего мира». Можно ли сегодня утверждать это?
- А известный философ Шопенгауэр, как бы продолжая эту мысль, уже в другом столетии говорил: «Мир, в котором живет человек, зависит, прежде всего, от того, как его данный человек понимает».
Задумаемся над его словами и постараемся соотнести их со своими мыслями: «Различие в богатстве, в чине отводят каждому особую роль, но отнюдь не ею обусловливается распределение внутреннего счастья и довольствия».
- Чем же? Как вы думаете? [9, с. 84 – 86].
П
Программа «Нравственное воспитание на основе Православия»
рограмма «Нравственное воспитание на основе православия» разработана Галиной Григорьевной Алексеевой и предназначена для воскресных школ. Она рассчитана на три года обучения: первый год – урок нравственного воспитания на основе православия, второй и третий годы – христианская история русского народа. Цели программы сформулированы очень сжато:
-
обрести понятие «человек» и осознать высоту его предназначения; -
обрести навык советоваться со своей совестью перед любым делом; -
обрести жажду жить по совести.
Образовательной задачей программы является усвоение детьми младшего школьного возраста понятий «совесть», «душа», «порядочность», «нравы», «нравственность», «вера», «надежда», «любовь», «род», «семья», «Родина», «имя», «праздники», «радость», «внимание», «талант», «прощение».
В качестве развивающей задачи выступает пробуждение интереса к полученным знаниям и желание практически реализовать их.
Воспитательная задача заключается в воспитании ответственности за свою жизнь, жизнь своих близких, за судьбу Родины.
Содержание программы реализуется в таких формах, как: лекционный курс, практические работы, экскурсии, встречи с родителями, служителями церкви, проведение православных праздников, участие в таинствах православной церкви, участие в молебнах.
Содержание всех занятий носит, конечно же, религиозный характер. В качестве примера приведем занятие по теме «Грех». Оно раскрывает детям это понятие с точки зрения отношения человека с Богом. «Грех есть беззаконие против закона любви к Богу и людям. Грех есть промах мимо цели. Мимо какой цели промахнулся человек? Быть добрым человеком, которого любит Бог и хорошие люди. Последовательные стадии греха: стремление – желание – привычка – порок – страсть. Три источника греха: от собственной плоти человека, от мира и от дьявола. Два колодца, из которых человек черпает силы для своих дел, слов, мыслей. Первый: «я хочу» – «по собственной воле». Второй: по совести – «по – Божьи».
Думается, несмотря на явно религиозную направленность содержания приведенной темы, его высокий духовный смысл должен привлечь внимание и педагога светского общеобразовательного учреждения. Чтобы раскрыть сущность любого понятия, очень важно обратиться к его исконному значению, пониманию. Приведенное выше суждение: «Грех – это промах против цели» дает нам возможность поразмышлять, порассуждать, найти ответ на вопрос: «Мимо какой цели промахнулся человек?» Не менее полезно, на наш, взгляд обсудить со школьниками ответ на этот вопрос, который дают верующие люди: «Человек промахнулся мимо цели – быть добрым человеком, которого любит Бог и хорошие люди». Важно выяснить, как понимают эти слова дети, как к ним относятся, видят ли в них полезные для себя мысли, могут ли привести примеры, их конкретизирующие. Конечно, при обсуждении такого рода необходима деликатность и осторожность, чтобы не обидеть верующих детей и не оказать давление на учащихся, не приобщенных к религии. Цель таких бесед, думается, должна заключаться в побуждении детей к духовному осмыслению своих действий, поступков.
С огласны ли Вы с высказанным мнением? Обоснуйте свою позицию.
На втором году изучается курс «Христианская история народа русского». Он состоит из двух частей: «Княжеская Русь» и «Самодержавие». Его главную цель Г.Г. Алексеева определяет как воспитание совестливого гражданина своего Отечества. Эта цель конкретизируется в задачах:
-
пробудить совестливые движения в сердце; -
дать направленность воле желать делать добро; -
обрести навык перед любым делом советоваться со своей совестью.
Основную часть занятия составляют рассуждения учащихся о судьбах Отечества. В данном случае исторический сюжет является только средством, а не целью. Возникновению у школьников мыслей способствуют вопросы, предлагаемые Г.Г. Алексеевой, которые носят ярко выраженную нравственную направленность. Обсуждая изучаемые события, они размышляют над вопросами:
-
почему так произошло; -
что случилось с сердцем главного исторического лица, когда он был такого возраста, как сейчас ребята; -
почему так важно с детства наблюдать за своим сердцем, за всеми сердечными движениями; -
какими христианскими добродетелями обладал данный исторический персонаж, каковы его поступки; -
каковы последствия нарушения христианских заповедей.
П
Программа «Народоведение»
рограмма А.И. Лазарева «Народоведение» призвана помочь школьникам познакомиться с традициями и обычаями русского народа. Курс «Народоведение» задуман как своеобразный предмет не только по содержанию, но и по форме. По мнению автора, традиции должны войти в человека как естество, стать его душой, плотью, проявиться в привычках, во всей системе общественного и семейного поведения. «Чем незаметнее для самого обучающегося войдут в него нужные навыки и привычки, нравственные и эстетические представления, тем полезнее будет курс «Народоведение». Как в старом крестьянском быту сын перенимал у хорошего отца его умения, привычки, даже манеру разговора, не испытывая при этом никакого насилия, натаскивания, тем более – нудных поучений, давящей морализации, так и уроки народоведения должны быть уроками жизни, где теория и практика неразличимо слиты и образуют единый и своеобразный фон. Этот фон – игра и творчество» [7, с. 95 – 96]. Автор программы полагает, что создать такой фон помогает фольклор. Его главное достоинство состоит в том, что человек с самого раннего возраста поставлен в условия, когда он незаметно для самого себя включается в процесс активного художественного творчества (и не только художественного). Выбранный А.И. Лазаревым подход помогает сразу решить несколько педагогических задач: вводит школьников в мир народной жизни (имитирует старый народный быт); создает атмосферу игры, благодаря чему материал по народоведению усваивается легко, непринужденно, но вместе с тем основательно; стимулирует практическую художественную деятельность детей, развивает их музыкальный слух, пластику, культуру и живость устной речи.
Программа «Народоведение» призвана решить ряд образовательно-воспитательных задач. Среди них:
-
приобщение детей к вековым традициям своего народа с целью формирования у них патриотического чувства, а также других гражданских качеств, всегда ценившихся народом, – трудолюбия, честности, доброты; -
развитие умственных и физических способностей у детей средствами народной педагогики; -
подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, к роли отца-матери, мужа-жены, хозяина-хозяйки своего дома, своей родной земли; -
воспитание у детей любви к своему родному краю, ощущения исторической преемственности поколений; -
направление творческой деятельности учащихся на освоение традиционной культуры своего народа, выработку у них иммунитета к разным проявлениям псевдокультуры и др.
В содержание программы «Народоведение» входят знания по традиционному «домострою», о родовых (базовых) видах трудовой деятельности человека, прикладном искусстве русского народа, принципах создания народной одежды, сильных и слабых сторонах народной медицины, соотношении фольклора и религии, об историческом и патриотическом содержании фольклора, традиционной праздничной культуре народа и др. В качестве примера приведем такие темы, как: «Братская любовь пуще каменных стен», «Дружно не грузно, а врозь хоть брось», «Родословное дерево», «Именины», «Обиды калечат, а песни лечат», «На свет родился – с людьми породнился», «Мама – работница, мама – заботница», «Отец со мной – в доме покой» и т.п.
В
Программа «Мироведение»
основе программы Л.В. Суровой «Мироведение» лежит системный подход. Главную цель христианского образования школьников автор видит в том, чтобы способствовать формированию целостного мировоззрения у ребенка, которое дало бы ему возможность реально осуществлять единство мира, взаимосвязанность всех внешних и внутренних процессов жизни. Такой подход заслуживает одобрения. Дело в том, что традиционное обучение, разнопредметность в начальной школе приводят к дроблению, расчленению единой картины мира на части, отдельные элементы, которые младшему школьнику очень сложно самостоятельно интегрировать в своем сознании. Общеизвестно, что ничто так не подавляет творческих мыслительных способностей человека, как знание большого количества верных, но разрозненных фактов. Фрагментарные знания никогда не смогут в сознании ребенка срастись в целостную картину мира, и он невольно окажется в положении человека, который за «деревьями не видит леса». Своей программой Л.В Сурова делает попытку помочь ребенку создать в своем сознании единую структурную модель мира, «вживить» в ум «пространственную решетку» ключевых понятий. Судя по обоснованию программы, сделанному ею, она придерживается идей развивающего образования. Понятия, по ее мнению, не могут быть просто сообщены, они должны быть выведены из всего имеющегося опыта ребенка, из сопоставления уже знакомого с новым опытом, соотнесены с живым наблюдением, личными впечатлениями ребенка. Именно через понятие строится его внутренний мир, происходит освоение духовного пространства жизни, постижение нравственного закона. Но любой закон при этом должен быть не внешним императивом, а внутренним открытием. Только тогда, как справедливо утверждает она, можно надеяться на пробуждение личного нравственного чувства, совести.
В курсе «Мироведение» представлена выбранная автором «лестница» понятий: мир, смысл жизни, свобода человека, два пути жизни, церковь, любовь, добро, благодарение, братство, семья, человечество и искусство, религия и искусство. Достоинством избранного Л.В. Суровой подхода является возможность реализации межпредметных связей. Автор в объяснительной записке описывает их осуществление. «Темы «Мироведения» были началом общего разговора, который в той или иной мере продолжался на других уроках. От общего переходили к частному, обращались к отдельным областям человеческих знаний, к отдельным фактам жизни, все время связывая их между собой, пытаясь определить их место в общей картине мира. История и природоведение расширяли курс «Мироведение» конкретными примерами. Изучение русского языка и математики строилось на наблюдении. Ребятам предлагалось сначала самим обнаружить те или иные закономерности и попытаться сделать первичные обобщения, затем уже учитель уточнял их открытия. По литературе в программных произведениях акцентировались моменты, иллюстрирующие и развивающие положения «Мироведения», подбирались необходимые дополнительные материалы» [8, с. 105]. Таким образом, сделана заслуживающая внимания попытка создания единой образовательной программы на основе курса «Мироведение».
Еще одно достоинство программы – ее спиралевидное построение. Внутри блоков и во всей последовательности курса запланированы повторы и возвраты к уже освоенным понятиям, что позволяет их актуализировать, и ученики оказываются погруженными в ту среду, которую познавали в последнее время. Однако одного осмысления окружающего мира недостаточно. Ребенку нужно ощутить себя в этом мире, найти свой путь и учиться им идти. Эта мысль заявлена в программе, но, на наш взгляд, недостаточно детализирована.
Цель курса «Мироведение» – познакомить ребенка с жизнью в свете христианского предания. Рассказать о мире, Боге, человеке, раскрыть многообразие жизни, дать ощутить свободу выбора человека и ответственность его за свои дела. Ввести ребенка в духовную проблематику, объяснить основные догматические положения православной церкви, связать их с каждодневной жизнью ребенка, подготовить его к таинственной жизни в Церкви. Таким образом, полная реализация этой программы в светской школе невозможна. Тем не менее она будет полезна и педагогу светской школы. Содержание многих занятий способствует именно духовному, внутреннему росту человека, позволяет найти доводы для собственного самосовершенствования. В качестве примера приведем фрагменты занятия на тему «Послушание».
«Что же такое послушание?
Наш мир устроен так, что мы многое узнаем для себя через слушание, через внимание. Это начало любого хорошего дела. Сначала надо послушать, вникнуть, понять, что происходит вокруг, что тебе говорят, потом уже начинать что-то делать.
А замечали ли вы в себе когда-нибудь дух протеста, нежелание слушать кого бы то ни было?
Понаблюдайте за собой, что бывает, когда в нас действует этот дух противления и противоречия? Какие бывают потом последствия?
Самые разрушительные. Когда мы хотим все делать непременно по-своему, ничего хорошего не получается, возникают большие и малые раздоры. Иногда человек из-за своего упрямства даже сворачивает с правильного пути.
Важно, как мы сами относимся ко всему этому. Считаем ли мы это добром, или понимаем, что это дух споров и раздоров, дух-смутьян. Он все путает в жизни, всему мешает. Боремся ли мы с ним?
Послушание противоположно этому духу раздоров. Оно несет с собой дух мира. Послушание – это не пассивное выполнение чьих-то указаний» [8, с. 163 – 164].
П ознакомьтесь с фрагментом беседы митрополита Антония Сурожского на тему свободы и послушания, текст которого вы найдете в приложении, и подумайте, можно ли его использовать в духовно-нравственном воспитании школьников.
В
Программа «Основы православной культуры»
октябре 2002 года опубликовано письмо Министерства образования РФ № 14-52-876 ИН/16 от 22.10. 2002 г., рекомендующее введение в образовательные программы школ факультативного курса «Православная культура», преподавание которого должно осуществляться на добровольной основе и в соответствии со светским принципом образования. В связи с этим изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не может сопровождаться совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, требовать от учащихся и их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и препятствовать их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, предусматривать обязательное участие обучаемых в религиозных службах, преследовать в качестве образовательной цели вовлечение учащихся и их родителей в религиозную организацию.
По отношению к содержанию общего социально-исторического образования, а также религиоведения как области фактических исторических и социологических знаний о религии и религиозной культуре, изучение «Основ православной культуры» в средней школе, по замыслу авторов, является тематическим этноконфессиональным расширением, ориентированным на углубленное ознакомление учащихся с православной христианской культурой в России как частью национальной культурной традиции. Спецификой курса является ориентация его содержания на образовательно-воспитательные задачи, обеспечивающие не только накопление учащимися рациональных знаний о религии, но и приобщение их к конкретному типу культуры, формирование и развитие социального опыта и навыков социального взаимодействия представителей разных национальностей и конфессий в условиях единого российского государства. В соответствии с этим, изучение православной культуры в процессе общего среднего образования направлено на достижение следующих конкретных целей. В сфере личностной самореализации учащихся:
- приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения; содействие формированию целостной картины мира;
- воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье и согражданам;
- содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры школьников;
- формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности национальной российской культуры;
- реализация прав учащихся на свободное мировоззренческое самоопределение при получении общего образования, свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении и др.
В сфере социализации учащихся в современном российском обществе:
- приобретение знаний, необходимых для ориентации в современном российском обществе, раскрытие этноконфессиональной структуры российского общества, особенностей культуры и образа жизни основных этноконфессиональных групп населения России;
- формирование навыков социального партнерства в современном российском обществе, навыков сотрудничества, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества и др.
В сфере интеграции учащихся в культурное пространство России:
- формирование культурологической компетентности учащихся общеобразовательной школы в области знаний об истории традиционной православной культуры России в историческом прошлом и в современности;
- выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;
- воспитание уважения к предкам, историческому прошлому нашей страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности.
Объем знаний, изучаемых в процессе преподавания предмета «Православная культура», формируется из трех блоков в соответствии со ступенями полного среднего образования. Содержание блоков выстраивается на материале семи образовательных линий:
1. Историко-культурное содержание Библии.
2. Основы православной этической культуры.
3. Православие в истории искусств, литературы и письменности.
4. История православной культурной традиции России.
5. Основы православной философской мысли.
6. Региональный и школьный компонент образования.
В качестве примера приведем содержание некоторых образовательных линий. 1) «Основы православной этической культуры» (2-й уровень) включают следующие темы: «Человек как образ и подобие Божие. Отличие человека от других живых существ. Душа и тело человека. Понятие совести человека. Брак в православном понимании. Благоразумная любовь к каждому из членов семьи. Ответственность человека в кругу семьи. Свобода воли (выбора) человека. Основные вредные привычки. Добрые привычки. Отношение человека к неодушевленному тарному миру». 2) «Основы православной философии» содержат следующие элементы знаний: «Общее понятие культуры как способа и результатов взаимодействия человека с окружающей средой. Мировоззрение (картина мира) как духовная основа культуры. Религия и философия. Религиозно-философские идеалы Библии. Религиозно-философское наследие отцов Церкви. Русская религиозно-философская мысль XI — XX вв. Православное понимание происхождения мира. Понятие «Бог». Понятие «духовная жизнь». Идеи творения и Божественного Откровения. Жизнь человека — дар Божий. Смысл и ценность человеческой жизни. Христианское понимание смерти. Православное понимание счастья. Понятия веры и надежды».
Рамки лекции не позволяют дать развернутую характеристику существующих программ духовно-нравственного воспитания школьников. Но и приведенные примеры, думается, дают возможность будущим педагогам осуществить свой профессиональный выбор. Более подробную информацию можно получить, изучив литературу, указанную в библиографическом списке.
Библиографический список
-
Алексеева Г.Г. Нравственное воспитание на основах православия. – Саратов, 2000. -
Бандяк О.А. Истоки. 2 класс: Метод. пособие. – М.: Технол. шк. бизнеса, 2000. – 80 с. -
Истоковедение: В 2 т. /Под ред. И.А. Кузьмина, Л.П. Сильвестрова. – М.: Технол. шк. бизнеса, 2001. – 2 т. -
Лазарев А.И. Народоведение: О русском народе, его обычаях и художественном творчестве: Учеб. для общеобр. школ, гимназий, лицеев: В 3 т. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997. -
Камкин А.В. Истоки. – М.: Технол. шк. бизнеса, 1999. – 112 с. -
Новицкая М.Ю. Факультативный курс «Введение в народоведение» для трехлетней и четырехлетней начальной школы // Нач. шк. – 1994. – № 7. – С. 62 – 66. -
«Сначала полюби, потом научи» // XXI век – эпоха духовно-нравственного просвещения: Сб. – Челябинск, 2002. – С. 95 – 190. -
Сурова Л.В. Православная школа сегодня. – М., 1996. – 495 с. -
Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Кн. для учителя. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 112 с.
ЛЕКЦИЯ 7
ПРАКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДАННОЙ ТЕМЫ
-
вы познакомитесь с современным опытом духовно-нравственного воспитания школьников; -
соотнесете данный опыт с основными направлениями духовно-нравственного воспитания.
П
Воспитание на народных традициях
роект интеллектуальной игры «Русский мир» родился в 2000 году и в настоящее время приобрел статус общегородской игры. Его автор Олег Павлович Евдак, преподаватель Института дополнительных творческих профессий ЧГПУ. Он считает, что чувство патриотизма у современной молодежи есть, только «скрыто под мощной коркой, которую постепенно надо счищать». Именно это и призвана сделать интеллектуальная игра «Русский мир». Она вся пронизана русским духом. Команды называются дружинами, капитаны – воеводами, игровые туры – поединками и боями. Через всю игру проходит традиционное для русского человека число три: дружины разделены на тройки, игра состоит из трех поединков, в каждом из которых по три боя, и проходит в три этапа: школьный, районный, городской.
В ней много ритуальных моментов, которые позволяют игрокам с гордостью осознавать свою принадлежность к русскому народу: дружины выходят на поле под звуки старинных русских маршей, поднимаются флаги России и игры «Русский мир» (основой для флага игры стал Андреевский стяг). Победитель награждается орденским бантом, а в последнем, творческом конкурсе игры – Георгиевским бантом.
В содержании игры отражены семь составляющих русской культуры: история, литература, искусство, православные духовные ценности, фольклор, праздники, обряды и обычаи, русская материальная культура.
В отличие от современных телевизионных интеллектуальных игр «Русский мир» – игра командная. На первый план выходит понятие «мы», в почете – коллективное решение, совет, чувство дружбы, взаимопомощь. Это тоже является отражением особенностей русской культуры – Россия страна соборная.
С
Воспитание этической культуры школьников
истема воспитания этической культуры школьников, разработанная А.И. Шемшуриной [10], построена на логической взаимосвязи трех структурных компонентов:
-
этический курс теоретико-практических занятий с детьми как специальный учебный предмет, построенный на инновационной методике с сюжетно-ролевой основой; -
повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», построенная на сочетании этической установки на доброжелательность и уважение к другим с формами предупреждения конфликтной ситуации и достойного выхода из них; -
общеколлективная внеклассная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.
Центральный системообразующий компонент предлагаемой системы – специализированный курс занятий «Основы этической культуры» для учащихся 1-11 классов, рассматриваемый как самостоятельный учебный предмет. Он позволяет им обобщать имеющиеся и получаемые учащимися в процессе всей учебно-воспитательной работы знания о человеке, человеческих отношениях в обществе на основе суммарных знаний об общечеловеческих ценностях, правилах культуры поведения, психологии общения; призван донести до разума учеников не только содержательную сторону этических понятий, но и историю возникновения и развития этической мысли; способствует проникновению педагога в мир отношений и общения детей, является инструментом опосредованного влияния на коллектив и индивидуальный мир развивающейся личности школьника. С этой целью в методическом построении и педагогической инструментовке занятий с детьми следует добиваться единства и взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности субъективного начала в разнообразном процессе просвещения, деятельности, игры, творчества.
Этический заряд – это эмоциональный импульс доброжелательно начатого учебного дня для младших школьников, недели – для подростков и старшеклассников. Педагог с оптимистических позиций прогнозирует поведение ребят, их отношения в коллективе. Это своеобразная психологическая установка, ориентирующая школьников на доброжелательность, уважение к окружающим и друг к другу, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений.
Этический заряд – это и итоговая моральная «пятиминутка» в конце дня у младших школьников, недели – у более старших ребят. Она посвящается анализу нравственных конфликтов с целью совместного поиска путей их предотвращения и определения достойного способа выхода из них. Педагог терпеливо учит школьников находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других, настойчиво культивирует умение детей простить, проявить снисходительность и благородство.
Третьим компонентом системы является внеурочная деятельность с этической направленностью. Она осуществляется в процессе разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния учащихся, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха для каждого, созданы условия для этической рефлексии. Композиционно построить такую деятельность А.И. Шемшурина предлагает в виде театрализованного представления-диалога по разным темам и сюжетам. В начальных классах – в качестве «школы вежливости» («Доброе слово, что ясный день», «Ежели вы вежливы», «Сказка – ложь, да в ней намек»); в подростковых классах – как этические диалоги («Золотое слово народной мудрости», «Своя земля и в горсти мила», «Как наше слово отзовется»), как дискуссионный клуб общения («Ищи себя, пока не встретишь», «Судьба и Родина едины»); в старших классах – как вечера этических размышлений, романтические беседы при свечах, разговоры у костра, встречи в литературной гостиной («Живу я в мире только раз», «Интеллигент – это русское понятие», «Доброе имя дороже сокровищ мира»).
Внутри такой деятельности заложена возможность познания другого человека и самого себя, развития средств такого познания: умения сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое значение и оценивать его. Чем ярче и композиционно разнообразнее построена данная деятельность, тем большее влияние она оказывает на эмоциональную сторону личности, тем эффективнее результат.
О
Уроки духовной жизни
писание уроков духовной жизни в Школе жизни Ш.А. Амонашвили следует предварить его словами о ее сущности. «Человек без духовной жизни не существует. От качества, содержания, направленности духовной жизни по сути своей должно зависеть качество самой личности человека. В своей духовной жизни человек строит миры и разрушает их, творит добро и зло, страдает и торжествует, возвышается и падает, находит силы и теряет силы, рождается и умирает. Духовная жизнь есть высший план бытия, она есть личная принадлежность каждого человека, она закрыта для других. От самого человека зависит, насколько он откроется другим, доверит другим свои сокровенные помыслы, переживания, мечтания, планы и т.д. Она есть та скрытая, нематериализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю, материализованную действительность. Без духовной жизни не было бы той человеческой культуры, которая создавалась веками. Источник духовной жизни человек несет в себе от рождения как главное качество духа, однако это качество может быть более или менее совершенно. Отсюда исключительная необходимость развивать, воспитывать, образовывать духовную жизнь Ребенка» [1, с. 42]. Он предлагает систему уроков со следующей тематикой: «Что такое духовная жизнь человека?», «Человек – кто он? Зачем и для кого рождается? Что значит – чело-век?», «Миссия каждого отдельного человека в земной жизни», «Сердце – дом духа», «Какие бывают сердца у людей?», «Как воспитывать свое сердце?», «Переживания сердца. Предчувствие сердца. Сердечность», «Жизнь и смерть – приход человека в земную жизнь и уход из жизни. Что такое воплощение? Бессмертие?», «Какие религии существуют? К чему они призывают людей?», «Важность уберечь ноосферу от загрязнения темными, злыми мыслеформами и мыслеобразами, обогатить ее светлыми и добрыми детищами человеческого мышления. Человек ответствен за свои мысли» и т.п.
Основные способы проведения уроков духовной жизни: беседы, рассказы учителя, свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта, чтение легенд, анализ литературных произведений, мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов, государств; размышления о самом себе, близких и родных, добре и зле в жизни людей, об улучшении жизни; обращение к своему сердцу; занятия по саморазвитию умения видеть сердцем, принимать сердцем, понимать сердцем, любить сердцем, болеть душой; повседневная практика посылки добрых и благих мыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли; запись сновидений, ведение дневниковых записей о своих переживаниях, философствование.
О
Активные формы обучения в реализации программы «Истоки»
сновным технологическим инструментарием по реализации активных форм обучения на основе программы «Истоки» [5] является тренинг, который рассматривается здесь как шаг, ступенька в приобретении социокультурного опыта, который приобретается путем собственных усилий, он идет не только от учителя к ученику, но и от ученика к ученику. Система тренингов, разработанных к каждой теме, позволит учащимся, как считают авторы, усвоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта; освоить грамматику общения, испытать радость от совместного успеха; научиться управлять своей деятельностью.
Поскольку наличие тренингов является отличительной особенностью программы «Истоки», то остановимся на них подробнее. Тренинг подразделяется на этапы: подготовительный, основной (индивидуальный, в паре, в группе), рефлексия.
Подготовительный этап тренинга необходим для создания атмосферы доверия, взаимоуважения, а также для мотивации детей на предстоящую работу. Педагог на доступном примере раскрывает значимость предстоящей для них деятельности, ее важный смысл. Общеизвестно: то, что значимо, интересно выполняется детьми с чувством и удовольствием. Педагог может использовать различные средства влияния на психологический климат: музыкальное оформление, соответствующий теме визуальный ряд, интерьер, знаки внимания и т.д. На данном этапе важно выразить надежду на успех («У вас все получится», «Если возникнут трудности, мы разберемся вместе»).
На основном этапе активная роль принадлежит самим детям. Педагог наблюдает за их самостоятельной работой, анализирует успехи и неудачи в общении, здесь возможны микроконфликты, которые могут отрицательно сказаться на развитии группы. Поэтому важно контролировать ситуацию, вовремя придти на помощь, подвести к компромиссу, взаимной обоюдной уступке, апеллируя к достоинствам детей, призывая к совместному поиску выхода из ситуации.
На заключительном этапе (рефлексия) педагог и дети анализируют и оценивают результаты работы. При анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем.
В качестве примера приведем содержание тренинга «Ресурсный круг», который рассчитан на всю группу. Тема занятия «Имя».
-
Подготовительный этап. Все сидят в круге. Педагог рассказывает о значении имени для человека, взаимосвязи имени и внутреннего мира. Далее детям сообщается задание: необходимо назвать свое имя и одно из добрых качеств, характеризующих тебя. -
Основной этап. Первый в круге называет свое имя и доброе качество, передает слово сидящему слева. Второй человек повторяет имя и доброе качество своего соседа справа, говорит о себе и передает слово сидящему рядом. Третий в круге повторяет имена и добрые качества предыдущих детей, называет свое имя и доброе качество, передает эстафету дальше. Последний в круге, педагог, воспроизводит всю информацию, обращаясь к каждому ученику, и завершает словом о себе. -
Рефлексия. Педагог предлагает детям рассказать о своих чувствах, которые возникали во время разговора в круге. Он задает такие, например, вопросы: Какие моменты были особенно приятны? Что значимого узнали о себе и о других? Затем он подводит итог работы, акцентируя внимание на позитивном.
Тренинг достигнет цели (формирование мотивации на взаимодействие), если участие в нем вызовет добрые чувства друг к другу.
Еще один пример тренинга – ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям».
-
Подготовительный этап. Дети встают в круг. Педагог произносит слова, настраивающие на тему разговора, или задает вопросы, не требующие развернутого ответа. Например:
-
Кто является самым близким человеком для вас? -
Нужно ли благодарить родителей за заботу о вас? -
Вспомните, чему научила вас мама, каким добрым опытом поделился папа? -
За что каждый из нас благодарен родителям?
Первым в круге может начать педагог, приведя образец ответа.
-
Основной этап. Первый, стоящий в круге, отвечает на вопрос и передает слово стоящему слева. Второй человек дает свой ответ на поставленный вопрос и передает эстафету дальше. Высказываются все желающие.
Учитель подводит итог, выделяя наиболее глубокие и точные высказывания. Подчеркивает важность проделанной работы и выражает надежду, что эти слова благодарности учащиеся скажут своим родителям.
-
Рефлексия. Ребята высказываются о работе в круге. Можно предложить вопросы типа:
-
Что было интересно для вас? -
В чем значимость данного разговора? -
О чем задумались? -
Приятным ли было общение?
Педагог предлагает взяться за руки и поблагодарить друг друга за общение.
Особенности тренинга:
-
Оптимальный состав учащихся в ресурсном круге – 15-16 человек.
2. Перед началом работы учитель напоминает детям о том, что важно внимательно слушать друг друга, поддерживать выступающего взглядом. Необходимо предупредить детей, что их ответы могут совпадать, повторение не является ошибкой.
3. Возможно, что изначально часть детей будут молчаливыми, поэтому нужно помочь ребенку начать говорить или попросить высказаться после занятия. Это необходимо для того, чтобы дети быстрее преодолели барьер в коммуникации и включились в общение.
4. В ресурсном круге педагог лояльно относится к «неправильным» ответам учащихся. Необходимо в любом высказывании найти рациональное зерно, помочь ему продолжить мысль в верном направлении.
В
Из опыта проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию детей
муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 398 г. Челябинска педагогом Т.Г. Феоктистовой проводятся занятия, направленные на духовно-нравственное воспитание дошкольников, в соответствии с разработанной программой [4]1. Ее основными задачами являются: формирование элементарных нравственных представлений на основе ознакомления с их духовным значением (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др.); воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям, желания поступать в соответствии с ними; обогащение опыта нравственного поведения детей на основе применения правила «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобою»; формирование нравственных умений и привычек (умение справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, со всеми приветливыми, доброжелательными и др.).
Программа носит тематический характер. Ее основными темами являются: «Имя», «Семья», «Слово», «Совесть», «Благодарность и недовольство», «Добро и зло», «Щедрость и жадность», «Правда и ложь», «Доброжелательность и зависть», «Милосердие и жестокость», «Верность и предательство», «Прощение и обида» и др. В процессе реализации этих тем у детей формируются представления о важнейших нравственных ценностях и их антиподах, что позволяет подготовить ребенка к самостоятельному осознанному выбору.
Занятия состоят из нескольких этапов. На первом этапе, целью которого является создание атмосферы благожелательности, доверия и любви, проводятся ритуалы приветствия, включающие пожелания друг другу любви, здоровья, открытого любящего сердца (круг пожеланий и благодарения).
На втором этапе происходит знакомство детей с историями, сказками, притчами, сказаниями через чтение, рассказывание, театрализацию сюжета. Содержание соответствует теме и задачам данного занятия. При этом демонстрируются слайды, репродукции, звучит музыка. Далее детям предлагаются вопросы для размышления, обсуждения, помогающие более глубоко вникнуть в смысл темы занятия. Нравственные рассуждения, своеобразие взглядов, самопознание – главное на этом этапе. Педагог должен дать ученикам почувствовать, что к их мыслям, мнению относятся с уважением, вдумчиво формирует умение передать в слове свои ощущения, переживания, вырабатывает желание и умение быть лучше.
Третий этап предполагает побуждение ребенка к положительным поступкам через проведение специальных игр, разыгрывание этюдов нравственного содержания, повторение круга пожеланий и благодарения, предложения выполнить дома практическое задание по применению нравственных правил.
Сфера нравственности требует очень гибкого тонкого подхода, поэтому структура занятий может меняться, а этапы сливаться, менять свою последовательность и даже выделяться в самостоятельное занятие. Приведенные в программе методические разработки некоторых занятий дают более полное представление о методике их проведения. В качестве примера приведем занятие по теме «Щедрость и жадность».
Основная идея: проявляя щедрость, мы делаем благо для других и для себя, т.к. приобретаем радость в душе, любовь, доброту. От жадности можно избавиться, если отдавать, не считая, не думая о сделанном добре.
Цели занятия: сформировать представление о щедрости и жадности, желание быть щедрым; приучать детей избегать жадности.
Основные знания: щедрый человек – милостивый, милосердный на помощь, заботу. Жадность – скупость, нескромность в своих желаниях, присвоение чего-либо себе одному. Значение русской пословицы «Не хвались серебром, хвались добром».
Ход занятия
I. Круг пожеланий и благодарений.
II. Чтение и обсуждение новеллы В.А. Сухомлинского «Мамин арбуз».
Летом мама оставляет на хозяйстве семилетнего Костика. Сама идет на целый день на работу, а ему приказывает: «Сиди дома, корми кур, полей капусту в огороде, когда жара спадет».
Сегодня у Костика день выдался и счастливый и трудный. Счастливый, потому что утром, как только мама ушла на работу, пришел дед Матвей и принес два арбуза. На бахче арбузы были еще зеленые, Костик это хорошо знал. Он долго расспрашивал деда Матвея, где же он взял эти два арбуза, а дед молчал и только улыбался.
-
Вот твой, - показал дед на меньший арбуз, – а это – мамин. Конечно, по-другому и быть не может: мама большая – ей арбуз побольше. -
Сейчас разрезать твой арбуз или ты сам разрежешь? – спросил дед Матвей. -
Сейчас, дедушка, сейчас, – с нетерпением попросил Костик. Дед разрезал арбуз. Он был красный и душистый.
Костик смаковал, ел медленно, старался продлить удовольствие, а дед сидел и молча иногда усмехался. Усмешка деда была какая-то странная – невеселая.
Дед ушел. Кости доел арбуз. Еще раз обгрыз корочки. Пошел гулять, вернулся. Хотел еще раз обгрызть корочки, но обгрызать больше было уже нечего.
Мамин арбуз лежал на столе. Костик старался не смотреть на него, но время от времени будто кто-то поворачивал его голову к арбузу.
Чтобы не смотреть на арбуз, Костик пошел во двор. Дал курам ячмень, вытащил ведро воды из колодца.
Его неудержимо тянуло в хату. Он открыл дверь, сел возле стола, дотронулся до арбуза.
«А если половинку съесть?» – подумалось ему. Но от этой мысли Костику стало стыдно. Он вспомнил невеселую дедушкину усмешку. Ведь невеселой она была потому, что он не угостил дедушку – не дал ему ни одной дольки.
От стыда Костик ушел из дома. Он пошел в сад и сел под шелковицей. Там он долго сидел и смотрел на белые тучи в голубом небе.
Проснулся Костик вечером. Солнце садилось за горизонт.
«Скоро и мама придет», – подумал Костик.
Когда мама подходила к дому, Костик вынес навстречу ей арбуз.
-
Это Вам, мама, – радостно сказал он.
Мама разрезала арбуз и радостно приглашает:
-
Ешь, Костик. -
Нет, это Вам, мама. – отвечает Костик. – Ешьте, пожалуйста.
Такого внимания мама еще не знала. Она с удивлением посмотрела в радостные глаза сына и взяла ломтик арбуза.
[См.: Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990. – С. 287 – 288].
-
Что такое «усмехаться»? -
Почему усмешка деда была какая-то странная – невеселая? -
Трудно ли было Костику отказаться от того, чтобы не попробовать мамин арбуз? Что ему помогло? (чувство стыда). -
Отчего у Костика были такие радостные глаза, когда мама взяла ломтик арбуза? (он смог победить желание, свою жадность).
III. Ознакомление детей с правилами воспитания в себе щедрости.
А вы хотите научиться побеждать в себе жадность? Для этого надо следовать следующим правилам:
-
Учим себя отдавать, делиться сначала с другом, который тебе нравится, с родными и близкими, а затем с незнакомым человеком. -
Делимся немногим и, оказывается, совсем можем не страдать. -
Никогда никому не говорим о том, что поделились с кем-нибудь. Учимся молчать о сделанном добре. -
Жадность все любит считать. А если будем считать, сколько отдали, никогда от нее не избавимся.
IV. Решение с детьми житейских ситуаций.
-
Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя…. Что сделал Петя? Почему? -
Саша потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки. Тогда дети … Что сделали дети? Почему?
V. Побуждение к практическому действию. Педагог предлагает детям попробовать выполнять правила щедрости дома и в кругу своих друзей, приучать себя делиться с другими тем, что имеешь.
Г
Групповые дела как средство духовно-нравственного воспитания
рупповое дело Н.Е Щуркова [2; 11] трактует как занятие группы детей определенным видом деятельности, в контексте которой совершает поступок каждый ее участник. Главная его особенность – это постоянное духовное усилие ребенка: его интеллекта, воли, творческих сил, ориентировки, памяти, внимания и других психических процессов.
Смысл организации группового дела с детьми состоит в проживании фрагмента своей жизни на ином уровне, более высоком, чем это происходит в повседневности. И дело тут не в отрыве от конкретной реальности, а в надситуативности, в умении подняться над житейской ситуацией, бросить на нее взгляд философа, отдать себе отчет в собственном отношении к происходящему, понять смысл происходящего.
Вот групповое дело «Магазин одной покупки». Дети входят в «зал покупок», рассматривают карточки с названиями товаров: «магнитофон», «велосипед», «спортивный костюм», «блок жевательной резинки», «кроссовки» и т.п. Совершив покупку, идут в «зал размышлений», читают на оборотной стороне карточки, чем придется платить за купленный товар: «Теперь мама не сможет купить себе новое платье», «Все станут смотреть на твои ноги и не взглянут на лицо», «Придется каждое утро возить младшего брата в детский сад» и т.д.
Игра веселая, но психологически напряженная, как, впрочем, все групповые дела, предлагаемые Н.Е. Щурковой [11]. Хотя решение ситуативной задачи умозрительное и, возможно, школьник в реальной повседневности поступит иначе, но здесь и сейчас он поднимается над обыденностью и размышляет о своих связях с другими людьми, о смысле своих поступков. Проживание ситуации происходит на границе игры и не-игры, веселого и серьезного, реального и вымышленного. Удовольствие, сопровождающее игровое действие, эмоционально окрашивает прожитые минуты, и тогда зарождается желание жить так, как ты жил «здесь и сейчас».
Н.Е. Щуркова называет следующие требования к поведению педагога при проведении групповых дел:
-
необходимо выявлять социальное значение деятельности детей (зачем мы это делаем? какое влияние это оказывает на ход общественной жизни?); -
обязательно следует помочь детям увидеть личностный смысл производимого (как это сказывается на твоей жизни?); -
надо направлять внимание учеников на связь с другими людьми, подчеркивая, что только вместе с другими каждый человек способен достигать желаемого; -
нужно инструментовать право на свободный выбор каждым участником группового дела так, чтобы школьник ощущал себя субъектом поведения (если кто-то не хочет…; тот, кому кажется, что…; мы имеем право сделать по-другому…); -
очень хорошо, если по окончании групповой работы педагог предоставляет возможность высказать суждение о самочувствии, впечатлении, желаниях, оценке проделанного (что понравилось? что надо было сделать иначе? как я себя чувствовал сначала и потом?); -
учитель должен уметь внешне выражать личностное отношение, пленяя, заражая, вовлекая ребят в сферу ценностных переживаний, транслировать для них свое «Я», предъявляя им реальность вполне определенной ценности; -
необходимы дополнительные профессиональные усилия воспитателя для творческого раскрепощения каждого участника групповой работы, чтобы могла проявиться индивидуальность ребенка, чтобы он смог выразить свою субъектность, приобретая опыт свободного волеизъявления; для этого следует снять страх перед предстоящим делом, вселять уверенность в человеческие способности, сдерживать нетерпеливость детей, обуреваемых желанием немедленного результата, освободить их от внутренней цензуры и сковывающего конформизма [2, с. 95 – 96].
Библиографический список
-
Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Изд. дом Амонашвили, 1998. – 80 с. -
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Нов. шк., 1998. –208 с. -
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Пед. о-во России, 1998. – 336 с. -
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников: Метод. реком. для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Сост. Н.П. Шитякова, Т.Г. Феоктистова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. – 74 с. -
Истоковедение: В 2 т. /Под ред. И.А. Кузьмина, Л.П. Сильвестрова. – М.: Технол. шк. бизнеса, 2001. – 2 т. -
Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М.: Нов. шк., 1996. – С. 109 – 115. -
Мартышин В. Уроки добротолюбия //Воспитание школьников. – 1998. – № 3. – С. 26 – 30; № 4. – С. 27 – 28; № 5. – С.19 – 24. -
Русская православно-ориентированная школа: Традиции, настоящее и будущее /Сост. С.Ф. Иванова. – М.: Изд-во «Паломник», 1999. – 255 с. -
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Просвещение, 1990. -
Шемшурина А.И. Основы этической культуры. – М.: Владос, 1999. – 112 с. -
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: Нов. шк., 1994. – 96 с. -
Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Кн. для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2001. – 256 с. -
Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Беседы по этике для старшеклассников. – М.: Прогресс, 1998. – 459 с.
ЛЕКЦИЯ 8
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ
-
вы познакомитесь с основными особенностями духовно-нравственного развития дошкольников и младших школьников, самостоятельно изучите его особенности в подростковом и юношеском возрасте; -
научитесь объяснять поведение, отношения детей с точки зрения особенностей их духовно-нравственного развития.
Результаты современных психологических исследований говорят о том, что сензитивные периоды характерны не только для обучения, но и для воспитания отдельных черт личности. В эти периоды «определенные стороны личности выдвигаются в центр развития, они растут особенно успешно. До и после этого они сдвигаются на периферию развития» [5, с. 97]. В сензитивные периоды формирующаяся личность особо восприимчива к воздействиям определенного типа (напр.: внушение, уважение, убеждение и т.д.). Если подобные воздействия применены в соответствующем периоде, они оставляют неизгладимые следы.
Исследователи, работающие над проблемой выявления сензитивных периодов нравственного развития, отмечают, что вопрос ставится не в общем плане: какой период наиболее важен для нравственного развития, а конкретно: важен в каком отношении, для формирования каких элементов нравственного сознания, поведения, каких качеств личности.
Д
Духовно-нравственное развитие дошкольников
ля овладения основами нравственности необходим определенный уровень психического развития, соответствующий объем знаний, некоторый жизненный опыт и т.д. Первые «моральные инстанции» формируются у детей дошкольного возраста (4-7 лет). Большая внушаемость, подражательность, эмоциональная восприимчивость делают дошкольный возраст особенно благоприятным для развития нравственных чувств. Вместе с тем необходимо отметить, что при усвоении нравственных ценностей дошкольником еще очень мало используется сопоставление и осмысление их с точки зрения имеющегося у него жизненного опыта и знаний: опыт недостаточен, знания бедны, критичность мышления еще не развита, система моральной ориентировки во многом авторитарна.