Файл: Управление финансовыми ресурсами на предприятии (Теоретические аспекты управления финансовыми ресурсами на предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующим элементом собственного капитала является добавочный капитал – сумма дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, проводимой в установленном порядке, сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и другие аналогичные суммы.

Как правило, пополнение капитала (собственного) предприятия осуществляется из таких источников, как:

  • Денежные средства, вложенные учредителями компании в момент ее официального учреждения;
  • Чистая прибыль прошлых лет, а также за отчетный период, за исключением дивидендов, выплаченных участникам;
  • Безотзывные взносы владельцев или других физических и юридических лиц;
  • Денежная масса для целевого финансирования.

Стоить отметить, что первые два источника формирования личного капитала считаются фундаментальными. Успешная деятельность предприятия обеспечивает постоянный рост собственных средств за счет чистой или нераспределенной прибыли.

Седлениеце С.Г. дает следующее определение и описание: «Нераспределенная прибыль - это реинвестированные источники собственных средств для замены оборудования и новых инвестиций.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, является многоцелевым источником финансирования ее потребностей. Однако основными областями распределения прибыли являются накопление и потребление, пропорции между которыми определяют перспективы развития предприятия.» [23]

Размер нераспределенной прибыли предприятия может зависеть от доходности акционерной компании и коэффициента выплаты дивидендов. Коэффициент дивидендных выплат характеризует политику дивидендов, принятую организацией. [19]

Дополнительная эмиссия акций приводит к уменьшению владения уже существующими акционерами и, следовательно, может быть осуществлена только с их согласия на общем собрании.

Топсохалова Ф.М. описывает следующее: «Размещение ценных бумаг (акций, облигаций) на первичном рынке ценных бумаг происходит в двух формах:

через посредника,

путем прямого обращения к инвесторам, то есть прямая продажа ценных бумаг компании инвестиционным фондам (фирмам) и частным лицам.

Большинство западных компаний крайне неохотно выпускают дополнительные акции в качестве неотъемлемой части своей финансовой политики.

Недостатки долевого финансирования:


  • дополнительная эмиссия акций - очень дорогостоящий и трудоемкий процесс;
  • эмиссия может сопровождаться снижением рыночной цены акций эмитента;
  • нет налогового щита.»

Значение рыночной стоимости акций определяется в качестве капитализации предприятия. Согласно Топсохаловой Ф.М.: «Капитализация - это рыночная стоимость предприятия, акции которого торгуются на бирже, т. е. рыночная цена акций, умноженная на количество акций (большинство привилегированных акций не учитываются при расчете этого показателя).» [23]

Дополнительный капитал – еще один источник финансирования для предприятия. Основное отличие от уставного капитала заключается в том, что он не делится на акции (доли) и показывает общее имущество всех участников (акционеров).

Создание, а также увеличение добавочного капитала может осуществляться в следующих случаях:

1. При получении взноса.

2. При переоценке основных средств.

3. В случае возникновения курсовых разниц в результате формирования уставного капитала, выраженного в иностранной валюте.

4. Для некоммерческих организация источникам также является бюджетное финансирование на капитальные затраты.

Источниками финансовых ресурсов, приравниваемых к собственным ресурсам, являются средства, полученные в порядке перераспределения: страховые возмещения за произошедшие случаи, средства внебюджетных фондов (на оплату больничных листов, санаторных путевок и т. д.) др.

Таким образом, к основным преимуществам собственного капитала перед заемным относится:

  • Условие привлечения. Не требует уплаты ссудного процента, и данные решения принимаются без согласия других хозяйствующих субъектов;
  • Собственный капитал обеспечивает финансовую устойчивость предприятия, его платежеспособность в долгосрочном периоде.

К недостаткам можно отнести следующее:

  • Ограниченная возможность расширения инвестиционной деятельности в период благоприятной конъюктуры рынка;
  • Неиспользованная возможность увеличения рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных средств.

1.3 Заемный капитал предприятия

Важным вопросом в деятельности компании является оборот ее капитала. К основному фактору эффективной деятельности компании можно отнести успешную ее адаптация к быстроменяющимся условиям рынка. Ни одно предприятие не может эффективно функционировать без хорошо продуманной и четкой стратегии развития и определения соотношения между собственными и заемными средствами.


Райзберг Б.А. дает следующее определение заемному капиталу: «Заемный капитал - это привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства и другое имущество. Это долгосрочное обязательство предприятия перед третьими лицами.» [14]

Заемный капитал может носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер.

Согласно Ковалеву В.В.: «Краткосрочное финансирование - обязательства фирмы перед третьими лицами, которые должны быть погашены в течение 12 мес. с момента составления отчетности.» [9]

Долгосрочным финансированием является выпуск и размещение долговых ценных бумаг со сроком погашения не ранее одного года.

Одним из самых популярных и доступных (при прочих равных условиях) видом заемных средств компании является банковская ссуда.

Райзберг Б.А. описывает банковскую ссуду следующим образом: «…денежные средства банка, предоставленные в кредит с уплатой процента. Крупные банковские ссуды или целевые ссуды на развитие предпринимательской деятельности обычно выдаются под обеспечение (security), например, документов, подтверждающих право собственности на здания и сооружения или полисов страхования жизни. Банковские кредиты по текущему счету (овердрафты) или небольшие ссуды частным лицам часто предоставляются без обеспечения, при условии, что банк уверен в надежности клиента.» [14]

Среди банковских ссуд наиболее распространенными являются кредитные линии. Кредитная линия является юридически обязательным обязательством банка выдавать кредит клиенту в определенной сумме в течение определенного срока. Отличие кредитной линии от простого кредита состоит в том, что клиент имеет возможность получить кредит более одного раза в любой день, указанный в соглашении, а затем, когда это требуется, в рассрочку.

Кредитные линии в банковской практике подразделяются на несколько типов. Невозобновляемая кредитная линия предполагает лимит выдачи один раз в течение определенного периода времени. То есть, в том случае, когда клиенту это нужно, но только за раз.

Возобновляемая (возобновляемая) кредитная линия - это схема ссуды, которая позволяет заемщику периодически получать фонды по мере необходимости в пределах предварительно установленного лимита, погашать всю сумму долга или только ее часть, повторно брать взаймы на протяжении жизни Кредитной линии. Представьте себе торговую компанию, которая периодически покупает продукты других фирм. Поскольку он реализуется, он производит новые покупки. Но, продавая продукты, она получает за нее деньги, поступающие на расчетный счет, и уменьшает сумму долга. Когда это необходимо, компания снова берет кредит для пополнения своего ассортимента. В то же время, она платит только тогда и только за то, что ей приходится делать ставки в каждый момент ее деятельности.


Кредитная линия - это кредит, открытый банком на условиях единого соглашения, посредством которого оплачиваются несколько взаимосвязанных поставок или финансируется определенный проект. Соглашение определяет общие условия кредитования. И для каждой отдельной операции дополнительное соглашение заключено в рамках основной.

Кредитная линия, как и любой финансовый продукт, имеет свои плюсы и минусы. Она открывает широкие возможности для компаний, в которых это происходит при финансировании, поскольку этот способ кредитования позволяет вам брать деньги в рассрочку, когда есть необходимость в деньгах. Кредитная линия позволяет не выводить средства из оборотного капитала, который развивает и поддерживает бизнес, а также позволяет предприятиям уверенно планировать свою деятельность в будущем, предоставляется финансирование.

Руководство компании должно учитывать различные источники финансирования, оценивать целесообразность их отбора, а также на основе заранее разработанной методологии выбрать один или несколько наиболее подходящих. Например, финансовая служба должна заранее создавать модели финансирования для различных ситуаций, связанных с нехваткой оборотного капитала (сырье, материалы), основных фондов, с нехваткой средств для оплаты кредиторской задолженности поставщикам товаров и услуг, начисления заработной платы, налоги и сборы и т. д. При такой технике для принятия административного решения требуется значительно меньше времени.

Таким образом, предварительно открытая кредитная линия сэкономит время на получение кредита, потому что для получения транша достаточно подписать дополнительное соглашение. Таким образом, поскольку потребность в финансировании фирм со временем меняется, целесообразно использовать сразу несколько источников краткосрочного финансирования.

Несмотря на свои впечатляющие преимущества, кредитная линия не лишена недостатков. Финансовое состояние предприятия играет важную роль при открытии кредитной линии. Для обеспечения кредитной линии банкам требуется довольно большой залог. [20]

Несмотря на недостатки для компании такие как, ухудшение капитала (пассивов), разработку заявки на получение кредита в коммерческом банке), долгосрочное банковское кредитование остается одним из наиболее эффективных способов финансирования. Для компании наличие долгосрочных заемных средств как части активов является положительным моментом, так как позволяет вам распоряжаться этими средствами в течение длительного времени. Долгосрочные кредиты российских предприятий могут быть получены как в российских банках, так и за рубежом.


Согласно статистике, наибольший удельный объем в кредитном портфеле российских коммерческих банков составляют кредиты предприятиям со сроком погашения от 6 месяцев до 1 года. По информации Центрального банка эта ситуация вызвана нежеланием банков принимать непредсказуемые кредитные риски системного характера, связанные с непредсказуемостью макроэкономической ситуации в России, несмотря на то, что российским компания для эффективной деятельности необходимо привлекать долгросные источники финансирования.

В России практически нет финансовых учреждений, способных кредитовать миллионы долларов в течение года или двух лет. Поэтому крупные и отечественные компании привлекают средства в зарубежные банки для финансирования проектов и торговли.

Селивановский А.С. написал следующее: «Стало возможным получение займов у нерезидентов без получения разрешения Центрального банка Российской Федерации на осуществление операций, связанных с движением капитала. Поэтому крупные российские компании часто делают выбор в пользу кредитования за рубежом, даже несмотря на сложность документирования кредита западного банка или внешнего займа.» [16]

Существуют также альтернативные источники краткосрочного финансирования, в случае, если компания по каким-либо причинам не может прибегнуть к вышеуказанным источникам:

  • факторинг,
  • краткосрочный лизинг.

По содержанию факторинг - финансирование по закладной дебиторской задолженности. Таким образом, плата за факторинг рассчитывается аналогично оплате за кредит и включает комиссию и проценты за использование факторинговых фондов.

Преимущество факторинга заключается в возможности компании поддерживать ликвидность. К недостаткам относится дороговизна факторинга, его ограниченность на российском рыке.

Основные различия между факторингом и кредитом представлены ниже в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Различия между кредитом и факторингом [16]

Факторинг

Кредит

Поставщик не перечисляет определенную сумму в соответствии со своими обязательствами, но передает определенные права (правовые требования).

Должник оплачивает определенную сумму кредитору при выполнении своих обязательств

Коэффициент дохода - скидка между выпущенной суммой и суммой, полученной от должника.

Доход кредитора - периодические платежи в процентах от суммы кредита

Сумма денег, переданных поставщику, возвращается должником - третьим лицом.

Должник - это лицо, получившее деньги, хотя не исключено, что данное лицо может выполнить свои обязательства