ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития звукопроизношения старшего дошкольника
1.1. Взгляды учёных на проблему развития звукопроизношения
1.2. Дидактическая игра, ее сущность и классификация
1.3. Развитие звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактической игры
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию звукопроизношения старшего дошкольника
2.1. Диагностика уровня развития звукопроизношения у старшего дошкольника
Далее рассмотрим полученные данным на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты изучения уровня развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
Таким образом, мы получили следующие результаты:
-
Высокий уровень – 1 ребёнок – 10%; -
Средний уровень – 4 ребёнка – 30%; -
Низкий уровень –5 детей – 60%.
После проведения диагностики мы проанализировали результаты и выявили, что у большинства детей экспериментальной группы имеется низкий уровень развития звукопроизношения, есть дети, которые не с правились с заданием под номером три «Считалки». Детям было трудно запомнить и воспроизвести звуки в словах.
Средний уровень составил 30%, данные результаты представили следующие дети: Валерия, Ева, Семён, София. Они правильно произносят звуки, однако, иногда путаются при произношении и обращаются за помощью. У них были замечены трудности в задании «Повтори правильно», «Считалки». Им сложно произносить звуки в словах, которые составляют предложение.
Высокий уровень составил 10%, данный результат зафиксирован у одного ребенка: Ярослава. Ребенок самостоятельно правильно произносит все звуки, выполняет все задания без затруднений.
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактической игры и ее результаты
Для того чтобы выявить эффективные педагогические условия, при которых дидактическая игра будет оказывать влияние на процесс развития звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста, была организована и проведена экспериментальная работа на базе дошкольной организации МДОАУ «Детский сад №144» города Оренбурга.
Цель формирующего этапа исследования: Развитие звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактической игры.
Задачи:
-
подобрать комплекс дидактических игр, помогающих развивать звукопроизношение детей старшего дошкольного возраста; -
экспериментально апробировать подобранный материал в ходе формирующего этапа эксперимента; -
выявить эффективные условия организации дидактических игр, стимулирующих развитие звукопроизношения дошкольников, участвующих в исследовании; -
оценить результат проделанной работы.
Экспериментальная работа осуществлялась с группой детей участвующих в исследовании (10 человек).
Сроки работы с дошкольниками на формирующем этапе исследования: февраль – март 2023 учебного года.
Возраст детей 5-7 лет.
Формирующий этап эксперимента проводился согласно выдвинутой гипотезы: развитие звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактических игр будет проходить эффективно, если: подобрать серию специальных дидактических игр, направленных на развитие звукопроизношения старших дошкольников.
Все дидактические игры были подобраны на основе обще-дидактических принципов:
-
доступности; -
наглядности; -
научности; -
возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
На формирующем этапе нашего эксперимента, полученные материалы диагностики об уровне развития звукопроизношения дошкольников легли в основу разработки перспективного плана по речевому развитию детей.
С февраля 2023 года по март 3032 года в первой и второй половинах дня в дошкольном учреждении нами проводились дидактические игры на развитие звукопроизношения. Дидактические игры проводились индивидуально и в подгруппах детей 2-3 ребенка, в соответствии с уровнем развития детей.
Нами разработан перспективный календарный план проведения дидактических игр, который представлен в приложении 1.
Для определения эффективности работы по развитию звукопроизношения средствами дидактической игры, мы, на контрольном этапе исследования, использовали диагностические методики, что и на констатирующем этапе. Рассмотрим данные в таблице 4.
Таблица 4
Результаты изучения уровня развития звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе
№ | Имя ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Сумма баллов | Уровень |
1 | Ева Б. | 2 балла | 2 балла | 2 балла | 6 баллов | Средний |
2 | Валентина Г. | 3 балла | 2 балл | 2балл | 7 баллов | Средний |
3 | Валерия Л. | 3 балла | 3 балла | 2 балла | 8 баллов | Высокий |
4 | Семён К. | 2 балла | 2 балла | 2 балла | 6 баллов | Средний |
5 | София А. | 2 балла | 2 балла | 2 балла | 6 баллов | Средний |
6 | Маргарита К. | 2 балл | 2 балл | 1 балл | 5 балла | Низкий |
7 | Ярослава К. | 3 балла | 3 балла | 2 балла | 8 баллов | Высокий |
8 | Регина М. | 2 балл | 2 балл | 1 балл | 5 баллов | Низкий |
9 | Егор М. | 2 балл | 2 балл | 2 балл | 6 баллов | Средний |
10 | Матвей О. | 3 балла | 2 балл | 1 балл | 6 баллов | Средний |
Далее рассмотрим полученные данные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Результаты изучения уровня развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
Таким образом, мы получили следующие результаты:
Высокий уровень – 2 ребенка – 20%;
Средний уровень – 6 детей – 60%;
Низкий уровень – 2 ребенка – 20%.
Проведем сравнительный анализ полученных результатов исследования. Отобразим данные на рисунке 3.
Рисунок 3 – Сравнительные данные изучения уровня развития звукопроизношения детей старшей группы (контрольный этап работы)
Сравнительный анализ результатов в начале и в конце опытно-экспериментальной работы показывает, что произошли позитивные изменения в уровне развития звукопроизношения старшего дошкольника. Благодаря целенаправленному включению и организации дидактических игр в жизнь детей уровень развития звукопроизношения старшего дошкольника повысился.
Средний уровень составил 60% (6 детей): Ева Б, Валентина Г, Семён К, София А, Егор М, Матвей А. Дети правильно произносят звуки в разных частях слова (начало, середина, конец), иногда обращаются за помощью к педагогу.
Высокий уровень составил 20% (2 ребенка): Валерия Л, Ярослава К. Дети правильно, четко произносят звуки в речи родного языка, выполняют задания самостоятельно.
Таким образом, использование дидактических игр в образовательном процессе ДОУ, благотворно повлияло и повысило на 40% уровень звукопроизношения старшего дошкольника.
Итак, опытно – экспериментальное исследование во второй главе позволило предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе ДОУ «Детский сад №144» г. Оренбурга по использованию дидактических игр как средство развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования мы выявили, что дети старшего дошкольного возраста могут: различать на слух и в произношении все звуки родного языка; отчетливо произносить звуки в разных частях слова (начало, середина, конец); называть слова с определенным звуком; определять место звука в слове.
Мы проследили динамику изменения уровня развития звукопроизношения в процессе экспериментальной работы. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности нашей работы по развитию звукопроизношения у дошкольников. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали более четко произносить звуки в собственной речи; научились выделять определенные звуки в частях слова.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что работа с дошкольниками с использованием дидактических игр способствовала развитию звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий.
Таким образом использование дидактических игр в процессе развития звукопроизношения детей вполне оправдывает себя.