Файл: Специальность 44. 02. 02 Дошкольное образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Далее рассмотрим полученные данным на рисунке 1.


Рисунок 1 – Результаты изучения уровня развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
Таким образом, мы получили следующие результаты:

  • Высокий уровень – 1 ребёнок – 10%;

  • Средний уровень – 4 ребёнка – 30%;

  • Низкий уровень –5 детей – 60%.

После проведения диагностики мы проанализировали результаты и выявили, что у большинства детей экспериментальной группы имеется низкий уровень развития звукопроизношения, есть дети, которые не с правились с заданием под номером три «Считалки». Детям было трудно запомнить и воспроизвести звуки в словах.

Средний уровень составил 30%, данные результаты представили следующие дети: Валерия, Ева, Семён, София. Они правильно произносят звуки, однако, иногда путаются при произношении и обращаются за помощью. У них были замечены трудности в задании «Повтори правильно», «Считалки». Им сложно произносить звуки в словах, которые составляют предложение.

Высокий уровень составил 10%, данный результат зафиксирован у одного ребенка: Ярослава. Ребенок самостоятельно правильно произносит все звуки, выполняет все задания без затруднений.

2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактической игры и ее результаты


Для того чтобы выявить эффективные педагогические условия, при которых дидактическая игра будет оказывать влияние на процесс развития звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста, была организована и проведена экспериментальная работа на базе дошкольной организации МДОАУ «Детский сад №144» города Оренбурга.

Цель формирующего этапа исследования: Развитие звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактической игры.

Задачи:

  • подобрать комплекс дидактических игр, помогающих развивать звукопроизношение детей старшего дошкольного возраста;

  • экспериментально апробировать подобранный материал в ходе формирующего этапа эксперимента;

  • выявить эффективные условия организации дидактических игр, стимулирующих развитие звукопроизношения дошкольников, участвующих в исследовании;

  • оценить результат проделанной работы.

Экспериментальная работа осуществлялась с группой детей участвующих в исследовании (10 человек).

Сроки работы с дошкольниками на формирующем этапе исследования: февраль – март 2023 учебного года.

Возраст детей 5-7 лет.

Формирующий этап эксперимента проводился согласно выдвинутой гипотезы: развитие звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактических игр будет проходить эффективно, если: подобрать серию специальных дидактических игр, направленных на развитие звукопроизношения старших дошкольников.

Все дидактические игры были подобраны на основе обще-дидактических принципов:

  • доступности;

  • наглядности;

  • научности;

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе нашего эксперимента, полученные материалы диагностики об уровне развития звукопроизношения дошкольников легли в основу разработки перспективного плана по речевому развитию детей.



С февраля 2023 года по март 3032 года в первой и второй половинах дня в дошкольном учреждении нами проводились дидактические игры на развитие звукопроизношения. Дидактические игры проводились индивидуально и в подгруппах детей 2-3 ребенка, в соответствии с уровнем развития детей.

Нами разработан перспективный календарный план проведения дидактических игр, который представлен в приложении 1.

Для определения эффективности работы по развитию звукопроизношения средствами дидактической игры, мы, на контрольном этапе исследования, использовали диагностические методики, что и на констатирующем этапе. Рассмотрим данные в таблице 4.
Таблица 4

Результаты изучения уровня развития звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе



Имя ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Сумма баллов

Уровень

1

Ева Б.

2 балла

2 балла

2 балла

6 баллов

Средний

2

Валентина Г.

3 балла

2 балл

2балл

7 баллов

Средний

3

Валерия Л.

3 балла

3 балла

2 балла

8 баллов

Высокий

4

Семён К.

2 балла

2 балла

2 балла

6 баллов

Средний

5

София А.

2 балла

2 балла

2 балла

6 баллов

Средний

6

Маргарита К.

2 балл

2 балл

1 балл

5 балла

Низкий

7

Ярослава К.

3 балла

3 балла

2 балла

8 баллов

Высокий

8

Регина М.

2 балл

2 балл

1 балл

5 баллов

Низкий

9

Егор М.

2 балл

2 балл

2 балл

6 баллов

Средний

10

Матвей О.

3 балла

2 балл

1 балл

6 баллов

Средний



Далее рассмотрим полученные данные на рисунке 2.


Рисунок 2 – Результаты изучения уровня развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
Таким образом, мы получили следующие результаты:

Высокий уровень – 2 ребенка – 20%;

Средний уровень – 6 детей – 60%;

Низкий уровень – 2 ребенка – 20%.

Проведем сравнительный анализ полученных результатов исследования. Отобразим данные на рисунке 3.


Рисунок 3 – Сравнительные данные изучения уровня развития звукопроизношения детей старшей группы (контрольный этап работы)
Сравнительный анализ результатов в начале и в конце опытно-экспериментальной работы показывает, что произошли позитивные изменения в уровне развития звукопроизношения старшего дошкольника. Благодаря целенаправленному включению и организации дидактических игр в жизнь детей уровень развития звукопроизношения старшего дошкольника повысился.

Средний уровень составил 60% (6 детей): Ева Б, Валентина Г, Семён К, София А, Егор М, Матвей А. Дети правильно произносят звуки в разных частях слова (начало, середина, конец), иногда обращаются за помощью к педагогу.

Высокий уровень составил 20% (2 ребенка): Валерия Л, Ярослава К. Дети правильно, четко произносят звуки в речи родного языка, выполняют задания самостоятельно.

Таким образом, использование дидактических игр в образовательном процессе ДОУ, благотворно повлияло и повысило на 40% уровень звукопроизношения старшего дошкольника.

Итак, опытно – экспериментальное исследование во второй главе позволило предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе ДОУ «Детский сад №144» г. Оренбурга по использованию дидактических игр как средство развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования мы выявили, что дети старшего дошкольного возраста могут: различать на слух и в произношении все звуки родного языка; отчетливо произносить звуки в разных частях слова (начало, середина, конец); называть слова с определенным звуком; определять место звука в слове.


Мы проследили динамику изменения уровня развития звукопроизношения в процессе экспериментальной работы. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности нашей работы по развитию звукопроизношения у дошкольников. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали более четко произносить звуки в собственной речи; научились выделять определенные звуки в частях слова.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что работа с дошкольниками с использованием дидактических игр способствовала развитию звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий.

Таким образом использование дидактических игр в процессе развития звукопроизношения детей вполне оправдывает себя.