ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития звукопроизношения старшего дошкольника
1.1. Взгляды учёных на проблему развития звукопроизношения
1.2. Дидактическая игра, ее сущность и классификация
1.3. Развитие звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактической игры
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию звукопроизношения старшего дошкольника
2.1. Диагностика уровня развития звукопроизношения у старшего дошкольника
-
подготовка к самостоятельным занятиям; -
постановка главной задачи; -
выбор имитационной модели объекта; -
решение задачи на ее основе; -
проверка, коррекция; -
реализация принятого решения; -
оценка его результатов; -
анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом; -
обратная связь по замкнутому технологическому циклу [5].
Дидактическую игру можно выделить как необходимую деятельность и форму организации образовательного процесса при работе с детьми дошкольного возраста. Она способствует расширению, закреплению и применению знаний, полученных детьми непосредственно в образовательной деятельности и в личном опыте детей [7].
Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуком и слов.
Содержание правил определяется игровыми задачами, содержанием игры и игровыми действиями. В дидактической игре правила выступают в качестве заданий. Именно правила помогают педагогу управлять игрой и поведение ребят.
Подведение итогов наступает сразу после окончания игры. Педагог может помочь детям подсчитать очки, определить тех из них, кто успешнее остальных справился с заданиями. Важно подчеркнуть достижения каждого ребенка.
Непосредственно дидактическую игру условно делят на несколько этапов:
-
на первом этапе у ребенка появляется желание играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызывать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминания о понравившийся игре. -
второй этап характеризуется тем, что дети учатся выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как, честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудач, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. -
на третьем этапе ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия в игре: запомнить, найти, изобразить. Ребенок, усвоивший правила игры должен стать и ее организатором, и ее активным участником.
Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи.
На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На втором этапе педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценивать поведение детей в игре [23].
Время, отведенное для детских игр, желательно организовывать с небольшими подгруппами детей дидактические игры («Что изменилось?», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек»), в которых дети упражняются в использовании трудных грамматических форм.
Следует отметить руководство педагога дидактическими играми в разных возрастных группах, так как только грамотное руководство со стороны взрослого поможет осуществить задачи, поставленные игрой [3].
Таким образом, дидактическая игра это – одно из средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
Дидактическая игра классифицируется по:
-
содержанию; -
используемому дидактическому материалу; -
характеру игровых действий; -
познавательному интересу; -
числу участников в игре.
В методике проведения дидактических игр с дошкольниками важно правильно подобрать игру и поставить перед детьми дидактическую задачу. Педагог должен использовать разнообразные средства воздействия на дошкольников. В течение всей игры у детей необходимо поддерживать интерес к деятельности, чтобы цель и задачи были достигнуты.
1.3. Развитие звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактической игры
Р ебёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова – речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка [13].
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.
Перед организацией дидактических игр необходимо использовать ряд приемов, которые позволят повысить их эффективность:
-
артикуляционную гимнастику; -
дыхательную гимнастику; -
арт-терапию: музыкотерапию, звукотерапию, куклотерапию, сказкотерапию, разнообразные вопросы, планы, схемы, изображения, речевые и дидактические игры, направленные на развитие определенных компонентов речи.
Развитие правильного звукопроизношения – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Процесс развития звукопроизношения у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.
Звукопроизношение – правильное произношение всех звуков родного языка. Программой детского сада предусматривается овладение детьми правильным звукопроизношением к пяти годам. Для каждого возрастного периода характерны свои особенности звукопроизношения.
Систематическая работа над развитием звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте
, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
Так как развитие звукопроизношения тесно связано с развитие фонематического восприятия, одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами, работающих с детьми старшего возраста, является развитие именно верного восприятия звуков дошкольником.
Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребенка говорить правильно , а в недостатках фонематического восприятия.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность у детей формируется постепенно в процессе естественного развития. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которого полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного звукопроизношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, от определенного уровня развития фонематического слуха , обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Особая роль, в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. Ведь в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка [15].
Главная цель дидактической игры – обучающая. Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры стимулируют мыслительные процессы, а следовательно, и речь ребенка. Именно поэтому значительное место у нас на занятиях по развитию речи дошкольников занимают дидактические игры.
Кроме речевого развития (пополнение и активизация словаря, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли), в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
По мнению педагогов и психологов А. И. Сорокиной и Д. Б. Эльконина дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она организует психические процессы, вызывает живой интерес к процессу познания. Игра поможет сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний [15
].
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
На занятиях и в свободное от них время с помощью дидактической игры решаются следующие задачи:
-
обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками; -
развитие слухового восприятия, речевого слуха; -
развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений; -
формирование навыков восприятия и различения звуков речи.
Необходимо стараться игры проводить систематически: на прогулке, перед завтраком, вечерних коррекционных часах, а также на занятиях [6].
Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение – это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное значение.
У некоторых детей встречаются недостатки произношения. Поэтому необходимо тренировать мышцы речевого аппарата, чтобы движения речевых органов ребенка становились более четкими и согласованными. Для этого в своей работе большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике. Проводить его необходимо ежедневно 2-3 раза (утром и после сна).
Работа организуется следующим образом:
-
воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы; -
показывает его выполнение.
Упражнение делает ребенок, а воспитатель контролирует выполнение.
Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи проводятся такие игры, например:
-
«Поиграем в сказку»; -
«Испорченный телефон»; -
«Светофор»; -
«Повтори».
В данных играх требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.
Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. Одно из направлений работы – расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого используются лексико-грамматические игры, например: