Файл: Специальность 44. 02. 02 Дошкольное образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • подготовка к самостоятельным занятиям;

  • постановка главной задачи;

  • выбор имитационной модели объекта;

  • решение задачи на ее основе;

  • проверка, коррекция;

  • реализация принятого решения;

  • оценка его результатов;

  • анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;

  • обратная связь по замкнутому технологическому циклу [5].

Дидактическую игру можно выделить как необходимую деятельность и форму организации образовательного процесса при работе с детьми дошкольного возраста. Она способствует расширению, закреплению и применению знаний, полученных детьми непосредственно в образовательной деятельности и в личном опыте детей [7].

Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуком и слов.

Содержание правил определяется игровыми задачами, содержанием игры и игровыми действиями. В дидактической игре правила выступают в качестве заданий. Именно правила помогают педагогу управлять игрой и поведение ребят.

Подведение итогов наступает сразу после окончания игры. Педагог может помочь детям подсчитать очки, определить тех из них, кто успешнее остальных справился с заданиями. Важно подчеркнуть достижения каждого ребенка.

Непосредственно дидактическую игру условно делят на несколько этапов:

  • на первом этапе у ребенка появляется желание играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызывать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминания о понравившийся игре.

  • второй этап характеризуется тем, что дети учатся выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как, честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудач, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

  • на третьем этапе ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия в игре: запомнить, найти, изобразить. Ребенок, усвоивший правила игры должен стать и ее организатором, и ее активным участником.

Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи.


На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На втором этапе педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценивать поведение детей в игре [23].

Время, отведенное для детских игр, желательно организовывать с небольшими подгруппами детей дидактические игры («Что изменилось?», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек»), в которых дети упражняются в использовании трудных грамматических форм.

Следует отметить руководство педагога дидактическими играми в разных возрастных группах, так как только грамотное руководство со стороны взрослого поможет осуществить задачи, поставленные игрой [3].

Таким образом, дидактическая игра это – одно из средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Дидактическая игра классифицируется по:

  • содержанию;

  • используемому дидактическому материалу;

  • характеру игровых действий;

  • познавательному интересу;

  • числу участников в игре.

В методике проведения дидактических игр с дошкольниками важно правильно подобрать игру и поставить перед детьми дидактическую задачу. Педагог должен использовать разнообразные средства воздействия на дошкольников. В течение всей игры у детей необходимо поддерживать интерес к деятельности, чтобы цель и задачи были достигнуты.

1.3. Развитие звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактической игры


Р ебёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова – речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка [13].

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.

Перед организацией дидактических игр необходимо использовать ряд приемов, которые позволят повысить их эффективность:

  • артикуляционную гимнастику;

  • дыхательную гимнастику;

  • арт-терапию: музыкотерапию, звукотерапию, куклотерапию, сказкотерапию, разнообразные вопросы, планы, схемы, изображения, речевые и дидактические игры, направленные на развитие определенных компонентов речи.

Развитие правильного звукопроизношения – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Процесс развития звукопроизношения у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.

Звукопроизношение – правильное произношение всех звуков родного языка. Программой детского сада предусматривается овладение детьми правильным звукопроизношением к пяти годам. Для каждого возрастного периода характерны свои особенности звукопроизношения.

Систематическая работа над развитием звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте
, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.

Так как развитие звукопроизношения тесно связано с развитие фонематического восприятия, одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами, работающих с детьми старшего возраста, является развитие именно верного восприятия звуков дошкольником.

Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребенка говорить правильно , а в недостатках фонематического восприятия.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность у детей формируется постепенно в процессе естественного развития. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которого полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного звукопроизношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, от определенного уровня развития фонематического слуха , обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Особая роль, в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. Ведь в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка [15].

Главная цель дидактической игры – обучающая. Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры стимулируют мыслительные процессы, а следовательно, и речь ребенка. Именно поэтому значительное место у нас на занятиях по развитию речи дошкольников занимают дидактические игры.

Кроме речевого развития (пополнение и активизация словаря, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли), в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

По мнению педагогов и психологов А. И. Сорокиной и Д. Б. Эльконина дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она организует психические процессы, вызывает живой интерес к процессу познания. Игра поможет сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний [15
].

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

На занятиях и в свободное от них время с помощью дидактической игры решаются следующие задачи:

  • обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками;

  • развитие слухового восприятия, речевого слуха;

  • развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений;

  • формирование навыков восприятия и различения звуков речи.

Необходимо стараться игры проводить систематически: на прогулке, перед завтраком, вечерних коррекционных часах, а также на занятиях [6].

Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение – это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное значение.

У некоторых детей встречаются недостатки произношения. Поэтому необходимо тренировать мышцы речевого аппарата, чтобы движения речевых органов ребенка становились более четкими и согласованными. Для этого в своей работе большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике. Проводить его необходимо ежедневно 2-3 раза (утром и после сна).

Работа организуется следующим образом:

  • воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;

  • показывает его выполнение.

Упражнение делает ребенок, а воспитатель контролирует выполнение.

Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи проводятся такие игры, например:

  • «Поиграем в сказку»;

  • «Испорченный телефон»;

  • «Светофор»;

  • «Повтори».

В данных играх требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.

Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. Одно из направлений работы – расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого используются лексико-грамматические игры, например: