Файл: Специальность 44. 02. 02 Дошкольное образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Оренбургской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕДАГОГИЧЕКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.К.КАЛУГИНА» Г. ОРЕНБУРГА

Специальность 44.02.02

«Дошкольное образование»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Вишняковой Анастасии Александровны
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

Руководитель: Кошелева Ксения Викторовна

Работа допущена к защите

«_______» ___________________ 20___ г.

Зам. директора по научно-методической работе

__________________________ Крайнова Л.О.

Дата защиты____________________________

Оценка ________________________________

Оренбург, 2023

Содержание


Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития звукопроизношения старшего дошкольника 6

1.1. Взгляды учёных на проблему развития звукопроизношения 6

старшего дошкольника 6

1.2. Дидактическая игра, ее сущность и классификация 13

1.3. Развитие звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактической игры 24

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию звукопроизношения старшего дошкольника 31

2.1. Диагностика уровня развития звукопроизношения у старшего дошкольника 31

2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактической игры и ее результаты 36

Заключение 42

Литература 44

Приложение 2

Введение


Современному обществу сегодня нужен человек, обладающий определенным уровнем развития речи, поскольку речь – неотъемлемый компонент взаимодействия человека в обществе. Чем лучше у человека развита речь, тем легче ему выстроить коммуникацию в различных сферах, достичь определенного уровня личностного развития. Овладение человеком правильным звукопроизношением позволяет достигать достаточного
уровня развития и других сторон речи, что дает возможность уверенно устанавливать социальные контакты.

По ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» имеет большое значение для дошкольника. Речевое развитие включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры;

  • обогащение активного словаря;

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • развитие речевого творчества;

  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [21].

Проблемой развития звукопроизношения как компонента звуковой культуры речи занимались многие учёные, среди них: Л. С. Выготский; А. Н. Гвоздеев; А. И. Максакова; Д. Б. Эльконин; М. М. Алексеева, Сохин Ф. А.

Выдающийся психолог Лев Семёнович Выготский считал, что речь является необходимым компонентом любой деятельности, даже детский рисунок он считал своеобразной речью малыша. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: «Значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом – оно есть единство слова и мысли»;

По мнению Эльконина, звукопроизношение представляет собой основу становления речи ребенка, то есть овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произношения звуков речи [24].

Для развития звукопроизношения как компонента звуковой культуры речи дошкольника, используются различные средства, наиболее эффективна дидактическая игра.

Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а также соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников [10].



Актуальность проблемы послужила выбору темы исследования.

Цель: Теоретически изучить и практически доказать эффективность развития звукопроизношения у старшего дошкольника средствами дидактической игры.

Объект исследования: развитие звукопроизношения старшего дошкольника.

Предмет исследования: процесс развития звукопроизношения старшего дошкольника средствами дидактической игры.

Гипотеза. Процесс развития звукопроизношения старших дошкольников средствами дидактической игры будет эффективен, если подобрать серию специальных дидактических игр, направленных на развитие звукопроизношения старших дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть взгляды ученых на понятия: «звукопроизношение старших дошкольников», «дидактическая игра»;

  2. Определить роль дидактических игр в развитии звукопроизношения старшего дошкольника;

  3. Выявить уровень развития звукопроизношения старшего дошкольника;

  4. Осуществить подбор и экспериментально апробировать комплекс дидактических игр и определить их эффективность в развитии звукопроизношения старшего дошкольника.




Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития звукопроизношения старшего дошкольника

1.1. Взгляды учёных на проблему развития звукопроизношения

старшего дошкольника


Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка.

Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К.И. Чуковский отмечал: «…воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого» [17]. Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.

Ребенок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Поэтому, чтобы научиться говорить, он должен прежде всего слышать речь. Ребенок слушает обращенные к нему ласковые слова, отвечает улыбкой на улыбку, издает звуки. Пока это только эмоциональное общение, но в нем основы будущей речи. Вот почему речевое общение ребенка и взрослого – необходимое условие возникновения и развития речи.

Согласно программе «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования», речевое развитие в дошкольном возрасте включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры;

  • обогащение активного словаря;

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • развитие речевого творчества;

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха [21].


По мнению Ф.А. Сохина звукопроизношение – это процесс формирования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата [2].

По мнению А.И. Максакова звукопроизношение – это способность правильно воспроизводить звуки родного языка.

Обучение детей правильному произношению включает выработку и закрепление правильных речевых динамических стереотипов, что требует значительного напряжения нервных клеток коры головного мозга.

В понятие звукопроизношения входит:

  • отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух.

  • формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике [14].

А.И. Максаков доказал, что дети, которые не подмечают недостатков произношения в своей и чужой речи (при их отсутствии и замене), испытывают затруднения и в анализе слов, в составе которых находятся смешиваемые звуки [14].

Работу над правильным произношением необходимо проводить параллельно с обучением звуковому анализу слова, ибо готовность к обучению грамоте определяется, в том числе возможностью осознания ребенком звукового строя языка. Переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу, то есть к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности [8].

Дети в два и даже в три года заменяют акустически или артикуляционные сходные звуки [ш] на [с], [р] на [л], [ч] на [ть], [щ] на [сь] и наоборот, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки, что свидетельствует о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения вплоть до окончательного завершения последней.

Правильное произношение не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. В пять лет ребенок может, чисто произносить все звуки речи. Но задания на повтор трех сложных по звучанию слов (бак – бык; миска – мишка, мышка),