Файл: Управление запасами (на примере ООО «Магазин№10»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ В ООО «МАГАЗИН№10»

2.1 Характеристика ООО «Магазин№10» и оценка финансовых показателей деятельности предприятия

ООО «Магазин№10» было создано в Череповце в 2003 году. Основным видом деятельности ООО «Магазин№10» является розничная торговля продуктами питания. Предприятие расположено по адресу: г. Череповец, ул. Краснодонцев, дом 98.

ООО «Магазин№10», являясь юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, которым оно отвечает по своим обязательствам. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество также имеет расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки и другие реквизиты.

Учредителями ООО «Магазин№10» являются физические лица, из вкладов которых образован уставный капитал предприятия.

Главная задача ООО «Магазин№10» – получение максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству.

На рисунке 2.1 представлена структура управления ООО «Магазин №10».

Организационная структура управления ООО «Магазин №10» относится к структурам бюрократического типа, а именно – к линейно-функциональным организационным структурам.

Директор

Главный бухгалтер

Заместитель директора

Товаровед

Старший продавец

Продавец

Продавец-кассир

Фасовщик

Бухгалтер

Рисунок 2.1 – Организационная структура ООО «Магазин №10»

Ассортимент реализуемой ООО «Магазин №10» продукции разнообразен и включает в себя 44 товарные группы (см. приложение 3).

На большую часть продукции, реализуемой ООО «Магазин №10», установлена стандартная торговая наценка в 30%, однако ряд товарных групп продается с более высокой или напротив более низкой наценкой. Это во многом связано со структурой товарооборота и в итоге определяет уровень рентабельности различных товарных групп.


Проведем оценку динамики показателей деятельности ООО «Магазин №10» по данным его бухгалтерской отчетности (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1 – Динамика показателей деятельности ООО «Магазин №10»

Показатель

2016,

тыс.

руб.

2016, %

2017,

тыс.

руб.

2017, %

2018,

тыс.

руб.

2018,%

Абсолют. отклонение 2018/2016, тыс.руб.

Темп

роста за 2018/2016,

%

Выручка от реализации

38579

100,0

37568

100,0

35717

100,0

-2862,0

92,6

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

23517

61,0

22966

61,1

21923

61,4

-1594,0

93,2

Валовая прибыль

15062

39,0

14602

38,9

13794

38,6

-1268,0

91,6

Коммерческие расходы

12453

32,3

12177

32,4

11574

32,4

-879,0

92,9

Прибыль от продаж

2609

6,8

2425

6,5

2220

6,2

-389,0

85,1

Прочие доходы

0

0,0

78

0,2

0

0,0

0,0

Прочие расходы

0

0,0

163

0,4

0

0,0

0,0

Прибыль до налогообложения

2609

6,8

2340

6,2

2220

6,2

-389,0

85,1

Текущий налог на прибыль

714

1,9

562

1,5

444

1,2

-270,0

62,2

Чистая прибыль

1895

4,9

1778

8,3

1776

5,0

-119,0

93,7


За 2016-2018 гг. предприятию не удалось улучшить свои финансовые результаты: выручка от реализации снизилась на 2862 тыс.руб. или на 7,4%.

Себестоимость снижалась менее высокими темпами (6,8% за три года), в результате чего валовая прибыль уменьшилась на 8,4% или на 1268 тыс.руб.

Прибыль от продаж снизилась на 389 тыс.руб. или 14,9%.

Размер чистой прибыли снизился за три года на 119 тыс.руб. или на 6,3%.

Организация хозяйственных связей с поставщиками в ООО «Магазин №10» подразумевают осуществление нескольких функций (см. рис. 2.3).

Поиск поставщиков

Выбор наиболее выгодных поставщиков

Поддержание постоянных связей

Транспортировка и приемка товара

Возврат товара в случае необходимости

Управление товарными запасами на складе

Рисунок 2.3 – Организация хозяйственных связей с поставщиками в ООО «Магазин №10»

Поиском поставщиков и организацией закупок в организации занимается заместитель директора. Для поиска поставщиков им используются в основном такие источники информации, как печатные издания и справочники, а также личные связи. Переговоры ведутся посредством телефонной связи.

От каждого из потенциальных поставщиков запрашиваются прайс-листы, на основе изучения которых происходит первичный отбор поставщиков. Основными критериями при выборе поставщиков являются способ оплаты и надежность партнера (соблюдение сроков поставки и ответственность при исполнении других договорных обязательств).

Характеристика основных поставщиков ООО «Магазин №10» представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Характеристика основных поставщиков ООО «Магазин №10»

Поставщик

Наименование закупаемой продукции

Доля в общем

объеме поставок, %

ОАО «Череповецкий хлебокомбинат»

Хлебобулочные изделия

3,70

ИП Заргарян Г.Г.

Консервация, бакалея,

кондитерские изделия

3,20

ИП Козлов И.Н.

Пиво, снэки

1,55

ИП Лытасов А.Н.

Кондитерские изделия

1,60

ООО «Вологодский птицепродукт»

Куринная продукция

1,10

ИП Могильцев О.Н.

Молочная продукцию

1,25

ИП Липпинк И.А.

Овощи, фрукты

1,20

ООО «Пищевик»

Алкогольная продукция, напитки

13,80

ООО «РосПрод»

Консервация, бакалея

1,01

ИП Соколова А.В.

Овощи, консервация, бакалея

1,00

ИП Судаков В.В.

Молочная продукция, снэки

2,39

ИП Туник К.В.

Замороженная продукция

2,72

ИП Алахвердиева О.Г.

Овощи, фрукты

2,31

ОАО «Череповецкий мясокомбинат»

Мясная продукция

4,40

ООО «ФД Вологда»

Табачная продукция

2,07

ОАО «Череповецкий Молкомбинат»

Молочная продукция

3,68

Прочие поставщики

53,02

Итого

100,00


Согласно данным таблицы, на 16 поставщиков в 2018 году приходилось 46,98% от общего объема товарных закупок в ООО «Магазин №10».

При каждой отдельной поставке по договору ассортимент, количество и цена товара согласовывается в Протоколе согласования договорной цены на товарно-материальные ценности. Данный Протокол содержит наименование товара, единицу измерения, количество, цену единицы продукции изготовителя, оптовую надбавку поставщика, цену реализации и стоимость без НДС. Отпуск товара производится по товаротранспортным или товарным накладным, где указывается дополнительно сумма НДС и стоимость с НДС. Оплата осуществляется согласно накладным.

Отсутствие нарушения договорных обязательств, как со стороны поставщиков, так и со стороны ООО «Магазин №10», говорит о достаточно эффективном ведении предприятием договорной работы.

Далее проанализируем управление запасами в ООО «Магазин №10».

2.2 Анализ управления запасами

Анализ управления запасами будем вести по ряду направлений.

1) расчет и оценка показателей статистики товарных запасов и товарооборачиваемости: показатели обеспеченности товарооборота запасами, оборачиваемости запасов, времени одного оборота и т.п.;

В статистике товарных запасов и товарооборачиваемости выделяют следующие основные показатели:

Проанализируем объем запасов. Запасы могут измеряться в натуральном, стоимостном выражении или днях оборота. Показатель объема запасов является моментным показателем.

Проанализируем объем запасов в стоимостном выражении с помощью таблицы 2.4 и рис. 2.4.

Таблица 2.4 – Динамика объема запасов в стоимостном выражении за 2016-2018 гг.

Показатель

2016,

тыс. руб.

2017,

тыс. руб.

2018,

тыс. руб.

Отклонение

2017/

2016, тыс.руб.

2018/

2017, тыс.руб.

2018/

2016, тыс.руб.

2017/

2016,

%

2018/

2017,

%

2018/

2016,

%

Объем запасов

2273

2084

1641

-189

-443

-632

91,7

78,7

72,2


Рисунок 2.4 – Динамика объема запасов в стоимостном выражении

за 2016-2018 гг.

Объем запасов по сравнению к базисным 2016 годом в 2017 году уменьшился на 189 тыс.руб. или на 8,3%, в 2018 году – на 632 тыс.руб. или на 27,8%. Снижение за 2017-2018 гг. составило 443 тыс.руб. или 21,3%.

Таким образом, наблюдается планомерное снижение объема товарных запасов.

Структура запасов – это показатели удельного веса объема запасов отдельных товаров, товарных групп в натуральном или стоимостном измерении, в процентах к общему итогу.

Анализ структуры запасов по группам товаров в стоимостном выражении представлен в приложении 2

Таким образом, видно, что наибольшую долю в структуре запасов в 2018 году занимали запасы следующих товарных групп (см. рис. 2.5):

Рисунок 2.5 – Структура запасов по группам товаров

Установим, оправданно ли содержание больших запасов данных групп товаров. Для этого рассчитаем долю неходовых и залежалых товаров в общем объеме товарных запасов, для чего проанализируем среднее ежемесячное количество продаж по всем позициям в каждой группе и среднее ежемесячное количество продаж на одну позицию в каждой товарной группе в 2018 году (см. приложение 3).

Таким образом, видно, что наименее востребованы в 2018 году были следующие товарные позиции:

  • Морепродукты.
  • Элитные ликероводочные изделия.
  • Вина импортные.
  • Шампанские вина.
  • Водка элитная.
  • Консервы молочные.
  • Пряности, специи, приправы, уксус.
  • Соль, сода.
  • Соевые продукты.
  • Прочие.

Данные товарные группы можно считать неходовыми и залежалыми. Доля данных групп товаров в общем объеме товарных запасов составляет 22,7%.

Представим график среднемесячной обеспеченности/востребованности по товарным группам, занимающим наибольшую долю в структуре запасов в 2018 году (рис. 2.6).

Рисунок 2.6 – График среднемесячной обеспеченности/востребованности по товарным группам, занимающим наибольшую долю

в структуре запасов в 2018 году

Как видно, такие товарные группы как «элитные ликероводочные изделия», «шампанские вина», «водка элитная» и «консервы молочные» - именно те группы, которые занимают наибольшую долю в структуре запасов, в то же время являются наименее востребованными. Следовательно, содержание больших запасов данных групп товаров не оправданно.