Файл: Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского Факультет иностранных языков и лингводидактики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Материалы исследования. УМК по английскому языку «FORWARD» под редакцией М.Вербицкой.
Научная новизна исследования определяется предпринятой в нем попыткой выявления некоторых характеристик процесса формирования УУД при обучении иностранному языка в старшей школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует расширению теоретической базы про исследуемой проблематике. В работе дано теоретическое обоснование комплекса упражнений по формированию УУД на уроках иностранного языка в старшей школе.
Практическая значимость. Практическая значимость работы состоит в том, что предлагаемые в ней приемы активизации УДД дают возможность широко использовать их на практике как средство формирования УДД при обучении иноязычной речи.
Структура исследования: Настоящая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, сформулированы объект и предмет, определены цель, задачи и методы исследования.
В первой главе определена психологическая основа концепции формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка, раскрыты требования к уроку иностранного языка в свете реализации ФГОС.
Во второй главе дана характеристика УМК «FORWARD», проведен анализ процесса формирования коммуникативных УУД у старших школьников при обучении английскому языку по УМК «FORWARD», а также представлена разработка и апробация комплекса упражнений по формированию УУД для старших школьников.
В заключении представлены выводы по проведенному исследованию.
Основное содержание. В первой главе «Теоретические аспекты проблемы формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка» определена психологическая основа концепции формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка.
Выявлено, что универсальные учебные действия, составляя инвариантную основу образовательного и воспитательного процесса, создают возможность самостоятельного успешного усвоения школьниками новых знаний, умений на основе формирования компетенции умения учиться. В контексте требований, актуальных для современной системы образования, значительно изменились роли учителя и обучающихся. Функция школы сегодня не сводится к передаче определенного объема знаний. Учебные универсальные действия в наше время являются базовыми навыками каждого человека. Ведь они представляют собой обобщённые умения, открывающие возможность для самосовершенствования и самообразования.
У школьника на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе на английском языке (как его имя, сколько ему лет, откуда он, чем любит заниматься). Школьник начинает осознавать, что существует другой язык, и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, традициями и обычаями этих стран, героями литературных произведений, жизнью сверстников и начинают сравнивать их соответственно со своей страной.
Грамотно организованная работа позволяет учителю дойти до каждого ученика, привить ему навык изучения языка и проконтролировать пути формирования этого навыка.
Но на практике в организации формирования УДД учащихся на уроке иностранного языка есть много слабых мест:
1. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения языка обычно сводится к выполнению домашних заданий и внеклассному чтению. На занятиях ей уделяется мало времени, недостаточное количество времени отводится на говорение учащихся. Каждый учащийся говорит на уроке не более 1-2 минут, в основном он слушает учителя или ответы одноклассников. Такое слушание обычно носит пассивный характер, так как перед учеником не всегда ставится цель воспроизвести услышанное. Все внимание слушающего направлено не на содержание и форму речи говорящего, а на то, чтобы самому вовремя включиться в говорение. Можно предложить учащимся слушать и исправлять ответы одноклассников, но исправление требует много времени, перебивает мысли говорящего, прерывает его, а после ответа большая часть ошибок, подлежащих исправлению, забывается.
2. Речь учащегося на уроке зачастую содержит много ошибок, в ней нет беглости. Причина ошибок и медленного темпа речи кроется в недостаточной автоматизации навыков говорения.
3. Изученный лексический и грамматический материал активизируется на уроке в ходе выполнения упражнений, но в большинстве случаев учащиеся и здесь бывают пассивны: они или механически переписывают написанное на доске, или слушают одноклассников, попеременно включаясь в упражнения. Речевые органы учащихся большую часть урока бездействуют, поскольку каждый из них проговаривает незначительный по объему материал.
Можно предположить, что есть несколько путей решения указанных проблем:
1) максимально используя возможности урока для организации формирования УДД учащихся под руководством учителя;
2) обучая учащихся на уроке приемам формирования УДД над материалом. Учитель дает установку, как работать на уроке, разъясняет цель выполнения задания, создает речевую направленность работы;
3) организуя тщательный контроль за выполнением установок, данных учителем, и за процессом усвоения учащимися материала на уроке.
Очевидно, необходима такая организация занятий, которая обеспечила бы учащимся активную работу в течение всего урока, активное овладение материалом и контроль за тем, как усваивается этот материал; при работе дома – повторение и закрепление пройденного в различных ситуациях и обильное чтение литературы. Для осуществления этого изучаемый на уроке материал должен все время активно воспроизводиться и проговариваться учащимися, причем учитель следит за тем, чтобы при его воспроизведении всегда существовала речевая направленность.
Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Такая деятельность сопровождается разделением систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчинённости. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно- деятельностный.
ФГОС требует формирования не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Так, на этапе формулирования темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и регулятивные УУД.
Итак, речевая направленность необходима и в процессе формирования УДД при работе над аспектами языка. Если цель работы – закрепление и активизация лексического или грамматического материала будет лучше вести работу в парах. Учащиеся задают друг другу вопросы, выполняют упражнения, данные в учебнике, с помощью образцов. Один выступает обычно в роли учителя (контролирует правильность ответов по книге), другой – в роли обучающегося. Представляется, что наиболее эффективным видом работы над лексическим и грамматическим материалом, способствующим формированию УДД, является выполнение упражнений на заданный материал по образцу и без образца.
Во второй главе «Практические аспекты формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в старшей школе (на примере коммуникативных УУД, УМК «FORWARD»)» дана характеристика УМК «FORWARD». Определено, что в комплект УМК серии «FORWARD» входят:
– учебник (English: Student'sBook);
– рабочаятетрадь (English: Activity Book);
– книгадляучителя (English: Teacher’s Book);
– аудиоприложение на CD к учебнику и рабочей тетради;
– программа (10-11), разработанная в рамках ФГОС (2009 г.).
В информационно-образовательную среду УМК входит также сайт ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» (раздел «Методическая поддержка»), содержащий материалы авторов УМК, методистов и учителей-практиков.
Необходимо отметить также комплект материалов для экзаменаторов для Итоговой контрольной работы. В этот комплект входят тексты, таблицы с критериями оценивания заданий устной части, протоколы оценивания письменной части, формы анализа ошибок с рекомендациями по работе над ними. Все эти технические новинки, как показывает анализ, не только облегчают труд, но и оставляют время для творчества. Еще одним положительным фактом является предоставленные авторами предложения по организации и проведению внеурочной деятельности учащихся. УМК предусматривает проектные задания, игры, идеи и мини-сценарии для школьного театра на английском языке, а также тематические праздники.
Учебник «FORWARD» для 10 класса включает в себя среду развития не только интеллекта, но и творческих способностей старшеклассников. Все задания в учебнике и рабочей тетради направлены на обучение учащихся самостоятельно строить высказывания в устной и письменной формах. В УМК представлены интересные упражнения на формирование языковой догадки, упражнения с использованием интернациональной лексики и английских заимствованиях в русском языке; упражнения на догадку о значении высказываний по ситуации с опорой на иллюстрации» и т.п.
Итак, содержание учебника способствует формированию у учащихся интереса к изучению английского языка, что является необходимой составляющей учебного процесса. Учебник отвечает всем современным требованиям, нацелен на формирование необходимых УУД и способствует повышению эффективности процесса обучения английскому языку в старшей школе. Кроме того, следует отметить, что современная цель обучения на этапе старшей школы состоит в том, чтобы сформировать у обучающегося способность развиваться без помощи учителя. Основные характеристики УМК «FORWARD» позволяют утверждать, что использование данного учебного пособия является эффективным способом реализации названной цели.
Также было организовано и проведено экспериментальное исследование. Экспериментальной базой послужило образовательное учреждение МАОУ «ООШ с. Степное». Сроки проведения эксперимента: сентябрь 2016– май 2017 г.
Цель экспериментального исследования – провести анализ процесса и способов формирования коммуникативных УУД у старших школьников при обучении английскому языку на базе УМК «FORWARD».
Исследование проводилось в три этапа:
– на первом этапе (констатирующий эксперимент) были подобраны диагностические методики, направленные на выявление сформированности УУД;
– на втором этапе (формирующий эксперимент) была проведена работа по формированию УУД школьников при обучении английскому языку на базе УМК «FORWARD»;
– на третьем этапе (контрольный эксперимент) была проведена повторная диагностика школьников, направленная на выявление эффективности проведенной работы.
Проведенное исследование показало, что коммуникативные УУД по всем трем критериям сформированы у старших школьников недостаточно высоко. В среднем, коммуникативные УУД на высоком уровне сформированы лишь в 21 %. Преобладающим является низкий уровень – 29 %. При этом, достаточно высокий показатели по низкому уровню (50 %) говорят о необходимости проведения с учащимися старших классов работы по формированию коммуникативных.
На основе анализа теоретических источников было выявлено, что воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода. В этих условиях ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности. Он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций. Поэтому планирование и реализация формирующей работы строилась на данных положениях.
На формирующем этапе эксперимента были разработаны и апробированы уроки, направленные на формирование УУД у старших школьников. В основу уроков был положен комплекс упражнений, нацеленных на решение данной задачи.
В соответствии с концепцией фундаментального ядра содержания образования в данном разделе сделан акцент на интегрированный характер иностранного языка как предмета, а именно:
а) интерпретация английского языка как цели и средства обучения при осуществлении межпредметных связей с родным языком, информационной технологией, музыкальным и изобразительным искусством и др. предметами;
б) сочетание языкового и иноязычного образования с элементарными основами литературного образования при ознакомлении с образцами зарубежной детской литературы.