ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами художественной деятельности.
Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. (И.А.Копытин,2000) Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо напротив, чрезмерно связан с речевым общением.
Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Процесс, при котором то, что происходит в душе педагога, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира ребенка.
Арт-терапевтические занятия эффективны для заикающихся детей. Арт-терапия позволяет корректно помочь заикающимся детям. Изобразительная деятельность детей в качестве возможного метода изучения индивидуально – психологических особенностей личности издавна привлекала внимание специалистов. Среди основоположников называют такие имена, как Ф. Гудинаф, Г. Кершенштейнер, А. Кларк, М. Линдстрем и др. Различные аспекты исследованы отечественными учеными. Среди них: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, О.И. Галкина и др.
Читайте также: Коррекция повышенной тревожности у младших школьников
Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» — писал К.Д. Ушинский. Работа фантазии проявляется в визуальных образах, а потом – в словах. Изобразительная работа – безопасный и естественный для заикающегося ребенка вид деятельности, который служит для него «транзитным пространством». (Р.Гудман,2000) Рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно – образное мышление, а также абстрактно – логическое. (В.С.Мухина,1981)
Рисование предоставляет ребенку с заиканием возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает. Изобразительная деятельность– своеобразный аналог графической речи. (Л.С.Выготский,1991)
Речь возникает на «фундаменте» образов. При их совместном описании у детей с заиканием возникают затруднения. Именно невербальные средства единственная возможность для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. «Я бы мог нарисовать, но не знаю, как выразить словами». (К.Рудестам,1999) С. Левинштейн, В.С. Мухина и другие исследователи подчеркивают, что рисунок для детей с заиканием не искусство, а речь. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Спонтанная изобразительная деятельность для ребенка с заиканием наиболее естественна, интересна, приятна. Она не требует исключительных волевых и интеллектуальных усилий, близка к игре, и поэтому не вызывает тревожных переживаний.
У детей с заиканием по разным причинам могут возникать затруднения в коммуникативной деятельности, вербализации чувств и мыслей. Однако они с удовольствием «говорят» не вербально, посредством рисунка. Еще К.Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как более адекватный, более точный и емкий, чем слова.
В процессе арт-терапевтической работы с заикающимися детьми используются музыка, движение и танец. Арт-терапевтические занятия при коррекции заикания могут быть неструктурированными и структурированными.
В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части. Одна– невербальная, творческая, неструктурированная. Другая – вербальная, формально более структурированная. (Л.Д.Лебедева,2005)
Начало занятия – настрой на творчество. Задача первого этапа состоит в подготовке детей с заиканием к спонтанной, художественной деятельности. Для этого мы используем различные игры, двигательные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, «Каракули», техника «закрытых глаз» и т. д. (Д.Винникотт,1994) Считается, что, рисуя с закрытыми глазами, дети способны лучше настроиться на свой внутренний мир. Для настроя на спонтанное творчество мы используем разнообразные приемы: рисование пальцами, мелками, углем, песком, пластилином и др.
На втором этапе мы включаем элементы музыкальной и танцевальной терапии в сочетании с изобразительным творчеством. Музыка, как терапевтическое средство, по данным исследований отечественных и зарубежных ученых (В.М. Бехтеров, С.С. Корсаков и др.), регулирует настроение, улучшает самочувствие… Для занятий лучше подбирать малознакомые композиции без текста.
На третьем этапе предполагается индивидуальное творчество для исследования чувств, проблем и переживаний. Все виды подсознательных процессов отображаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве. Занятия визуальным искусством, по мнению британского арт-терапевта С. Скейфи, способствуют раскрытию внутренних сил ребенка. Ребенок с заиканием невербальным языком образно сообщает о себе…
Арт-терапевтические занятия эффективны для развития и коррекции коммуникативных умений, особенно у детей с заиканием. Арт-терапевтические занятия облегчают процессы адаптации к школе застенчивых, замкнутых, тревожных детей. Игровой характер арт-терапевтических упражнений и техник позволяет обеспечить, по словам М. Либман, иную систему координат, которая помогает осваивать и исследовать детей с заиканием.
Таким образом, при коррекции заикания арт-терапия:
— Создает положительный эмоциональный настрой.
— Облегчает процесс коммуникации со сверстниками.
— Способствует преодолению языкового барьера.
— Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазии, которые затруднительно обсуждать вербально.
— Позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять.
— Развивает чувство внутреннего контроля.
— Способствует творческому самовыражению, развитию воображения.
— Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления.
— Позволяет выстраивать отношения педагога с ребенком.
На арт-терапевтических занятиях, при коррекции заикания, каждый детский рисунок отличается специфическими, сугубо индивидуальными особенностями, которые позволяют получить представления об индивидуально–психологических свойствах ребенка. При коррекции заикания рисование, как родственное с письмом действие, делает из руки новый орган мозга– особо точный и образный инструмент языка и речи. (В.В.Клименко,2005) причем рисование не просто способствует коррекции, но и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь, мышление.
На арт-терапевтических занятиях дети рисуют рисунок, который представляет собой своего рода рассказ о том, что в нем изображается, и, по существу, не отличается от словесного рассказа. На арт-терапевтических занятиях при коррекции заикания педагог приближается к тайному смыслу рисунков – значит, он приближается к пониманию внутреннего мира ребенка, его истинных чувств, переживаний, проблем. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 30-35 минут. Занятий по арт-терапии дети ждут с нетерпением и с большим желанием выполняют практические задания.
Литература:
1. Практикум по арт-терапии под редакцией А.И.Копытина, Санкт-Петербург «Питер», 2000, 448 стр.
2. Коррекционно–развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста под редакцией Е.А. Алябьева. Творческий центр «Сфера», Москва– 2002, 96 стр.
3. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. Издательство «Речь», Санкт–Петербург 2005, 256 стр.
4. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков// Практикум по арт-терапии. СПБ: Питер, 2000. Стр.136-157
5. И.В. Поварова. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е издание — СПБ: Питер, 2004-348 стр.
Дата публикации: 04.10.2014 2014-10-04
Статья просмотрена: 6600 раз
Глухова А. Е. Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями // Молодой ученый. 2014. №17. С. 467-473. URL https://moluch.ru/archive/76/12892/ (дата обращения: 16.06.2019).
Проблема использования арттерапии в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии одна из древних. Так как ещё на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги, задумываясь над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль в восстановлении функций организма использовали различные виды искусства для лечения души и тела. В современных условиях проблема актуальна, так как в настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии и коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы, поэтому современные учёные всё больше ориентируются на использование коррекционных возможностей искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, что определяет актуальность выбранной темы.
В данный момент эффективность использования разных видов арттерапии в коррекции и лечении достаточно исследовано и подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, И. М. Гринева и др.), вокалотерапии (С. В. Шушарджан), изотерапии (А. И. Захаров, А. М. Миллер, Е. Ю. Рау. Ю. Б. Некрасова и др.), имаготерапии (И. Е. Вольперт. Н. С. Говоров). Однако недостаточно разработок, соединяющих в себе различные виды терапии, направленных на коррекцию одного из различных видов нарушения в развитии ребёнка, что обуславливает необходимость изучения использования арттерапевтических методик при коррекции речевых нарушений в практике дошкольных учреждений.
Таким образом возникает необходимость создания программы арттерапии, направленной на коррекцию речевых нарушений дошкольников.
Предполагаемый конечный результат работы — гармонизация личности ребёнка с речевыми нарушениями через развитие способностей самовыражения и самопознания посредством соприкосновения с искусством.
На современном этапе общества эпидемиологические исследования показывают, что наиболее частыми проявлениями нарушениями развития в дошкольном возрасте являются речевые нарушения. Поэтому дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.