Файл: МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемой является то, что нет единства модели ОМС в разных субъектах, как по тарифам и формам оплаты, так и по требованиям со стороны Территориальных фондов. Сами же территориальные фонды по-прежнему нацелены лишь на содержание сети медицинских организаций, так как зависимы от местных органов власти и фактически являются аналогами централизованных бухгалтерий при органах управления здравоохранением, хотя и с новыми амбициями. Их задача - любыми путями добиться дополнительных средств от ФФОМС. В этой схеме нет «пациента». Масса вопросов, которые проявились в процессе реализации нового закона, остались не урегулированными. Практически вся нормативная база, которая принималась в срочном режиме, нуждается в серьезной и профессиональной доработке. [35]

Терфонды ОМС и страховые компании законодательно получили функции по контролю объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи. Реальная практика выявила и в этих здравых, казалось бы, начинаниях, свои трудности.

Очные экспертизы проводятся в случаях, требующих неотложного вмешательства специалистов СМО или фонда в процесс оказания медицинской помощи конкретному больному. Но массовое проведение очных экспертиз - это подмена функций организаторов здравоохранения. Мало того, очная экспертиза, кроме выводов, предполагает формирование предложений, т. е. внесения изменений в планы лечебно-диагностических мероприятий, что противоречит уставной деятельности и не предусмотрено лицензией СМО.

Значительное число жалоб в страховые компании связано с платностью медицинских услуг, с которой сталкивался практически каждый, когда деньги вымогают за то, что положено бесплатно или приходится платить просто «в карман». Но коррупция проникла и в саму систему страховой медицины. [28]

Необходимо наладить взаимосвязь между ТФОМС и страховыми организациями. Их оторванность от фонда и закрытость способствуют лоббированию их интересов, а не интересов застрахованных граждан. Возможна эта составляющая и в контактах с главными врачами медицинских учреждений, которые идут напрямую в фонд и просят денег в обход органов управления здравоохранением. Коррупционная составляющая возможна и в таком направлении, как выравнивание финансирования территориальных программ страхования за счет перераспределения взносов, поступающих в ФФОМС. Необходимо выработать прозрачный, справедливый и объективный механизм выравнивания, только тогда оно даст позитивный эффект.


Роль системы ОМС в жизни каждого из нас, несомненно, будет расти. С увеличением страховых взносов за работающих до 5,1% и законодательным утверждением тарифов на неработающих общий объем средств ОМС в 2017 году уже составил 547 млрд рублей, а к 2020 году он вырастет до 1,406 трлн рублей, то есть на каждого застрахованного будет приходиться до 10 тыс. рублей - контроль за этими средствам должен стать на порядок строже. В недалеком будущем предполагается и поэтапное введение в стране лекарственного страхования, а это значит, что специалистам придется внедрять сложную и тонкую систему расчетов за лекарства для новых категорий льготников.

Граждане получили право выбирать страховую компанию и медицинское учреждение - это пусть пока и не очень востребованный, но все же определенный рычаг влияния на здравоохранение. [7, с. 20]

Добровольное медицинское страхование – сравнительно молодой сегмент отечественного рынка страховых услуг, который обладает огромным потенциалом для дальнейшего развития.

Сегодня на рынке оперирует порядка 75 федеральных и региональных компаний, для многих из которых ДМС страхование является приоритетным направлением деятельности.

Порядка 90% от общего числа заключаемых договоров приходится на корпоративных клиентов, а еще 10% полисов ДМС приобретают физические лица.

Многие страховые компании стали рассматривать ДМС в качестве перспективного направления деятельности. Сегодня ведущие игроки рынка работают над тем, чтобы сделать ДМС страхование более доступным для частных клиентов. По их мнению, это сделает полисы ДМС, стоимость которых пока достаточно высока, более востребованными на рынке.

Другой тенденцией является рост интереса к этому виду медицинского страхования со стороны сотрудников компаний, которые полностью или частично отказались от ДМС из-за кризиса в 2008 году. Многие из них берут на себя инициативу по заключению коллективных договоров со страховыми компаниями. При этом сотрудники далеко не всегда самостоятельно оплачивают 100% стоимости полиса: довольно часто некоторую часть расходов берет на себя работодатель. [29, с. 134]

Подавляющее большинство клиентов оценивают итоги сотрудничества со страховыми компаниями как положительные, и только 8% планируют сменить оператора. Основными причинами этого являются проблемы, возникающие при работе с менеджерами, недостаточно высокое качество медицинских услуг, а также стоимость медицинского страхования, которая, по мнению отдельных клиентов, является завышенной.


Между тем, в качестве одного из наиболее значительных препятствий на пути развития ДМС, специалисты называют рост цен на медицинские услуги, который вынуждает страховые компании отправляться на поиски более доступных медицинских учреждений. Последнее негативно влияет на качество услуг ДМС страхования. Также ощущается нехватка клиник, готовых в полном объеме оказывать услуги по программам ДМС для детей.

Кроме того, эксперты отмечают, что проблемой является низкая квалификация мед персонала в отдельных учреждениях, которая порождает недоверие к ДМС со стороны некоторых клиентов. В связи с этим важно сделать выбор в пользу страховщика, который сотрудничает только с надежными и хорошо зарекомендовавшими себя клиниками. [35]

В то же время есть факторы, свидетельствующие о том, что добровольное медицинское страхование в России выходит на качественно новый уровень. Прежде всего, все больше компаний расценивают страхование сотрудников как неотъемлемую часть соцпакета. Следует также отметить повысившееся внимание страховых компаний к частным клиентам и расширение спектра программ ДМС, среди которых становится все легче найти именно то, что необходимо.

Заключение

Медицинское страхование в Российской Федерации – это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Целью медицинского страхования является гарантирование гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий. Различают обязательное и добровольное медицинское страхование.

Система ОМС - это форма социально-экономических отношений в здравоохранении в условиях действия рыночных механизмов. Медицинская помощь тех или иных видов необходима всем, но характер социального риска, которому подвергаются указанные категории населения, существенно различается. Объектом социального страхования выступает социальный риск как предполагаемое событие, которое влечет изменение материального и (или) социального положения застрахованного лица, а объектом ОМС, как следует из ст. 7 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», является необходимость получения медицинской помощи.

Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» определяется механизм финансирования лечебных учреждений в условиях зарождавшейся тогда рыночной экономики. Территориальные фонды ОМС перечисляют средства страховым медицинским организациям, которые на основе счетов, выставленных лечебными учреждениями, оплачивают фактически оказанные медицинские услуги. Но при одном непременном условии – страховщики обязаны осуществлять контроль объемов и качества медицинской помощи. Если при плановом хозяйстве финансирование рассчитывалось на число коек и объем выделяемых средств не зависел от количества и качества медицинской помощи, то в системе ОМС поликлиники и больницы свои средства получают в прямой зависимости от количества и качества медицинских услуг, разумеется, чем больше выполнен объем работы при соблюдении качества, тем больше средств перечислит страховая организация.


Преимуществом ДМС является широкий список медицинских услуг: от оплаты медицинских услуг в простых больницах до обслуживания VIP-клиентов в элитных медицинских учреждениях. Важно отметить, что стоимость полиса добровольного медицинского страхования не является гарантией качественных медицинских услуг.

На территории Тюменской области в настоящее время действуют четыре страховые медицинские компании: Тюменский филиал ОАО СМК «Югория-Мед», филиал ЗАО «КапиталЪ Медицинское страхование» в г. Тюмени и Тюменский филиал ОАО «Газпроммедстрах», ОАО МСК «САНА». В рамках системы ОМС ТО медицинскую помощь населению оказывают 102 лечебно-профилактических учреждения области.

Более пяти лет система ОМС и здравоохранение работают в условиях нового законодательства. Возросла роль ФФОМС в выравнивании условий оказания медицинской помощи в регионах - с 2011 года на эти нужды в ФФОМС поступает 3,1% взносов вместо 1,1%, тогда как доля территориальных фондов - 2% - осталась неизменной. Велика ответственность фонда и за реализацию региональных программ модернизации - львиная доля средств на нее поступает именно отсюда. Новый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ. изменил и многое другое в системе. Роль системы ОМС в жизни каждого из нас, несомненно, будет расти. С увеличением страховых взносов за работающих до 5,1% и законодательным утверждением тарифов на неработающих общий объем средств ОМС в 2017 году уже составил 547 млрд рублей, а к 2020 году он вырастет до 1,406 трлн рублей, то есть на каждого застрахованного будет приходиться до 10 тыс. рублей - контроль за этими средствам должен стать на порядок строже. В недалеком будущем предполагается и поэтапное введение в стране лекарственного страхования, а это значит, что специалистам придется внедрять сложную и тонкую систему расчетов за лекарства для новых категорий льготников.

Граждане получили право выбирать страховую компанию и медицинское учреждение - это пусть пока и не очень востребованный, но все же определенный рычаг влияния на здравоохранение.

Добровольное медицинское страхование – сравнительно молодой сегмент отечественного рынка страховых услуг, который обладает огромным потенциалом для дальнейшего развития.

Сегодня на рынке оперирует порядка 75 федеральных и региональных компаний, для многих из которых ДМС страхование является приоритетным направлением деятельности.

Порядка 90% от общего числа заключаемых договоров приходится на корпоративных клиентов, а еще 10% полисов ДМС приобретают физические лица. Добровольное медицинское страхование в России выходит на качественно новый уровень. Прежде всего, все больше компаний расценивают страхование сотрудников как неотъемлемую часть соцпакета. Следует также отметить повысившееся внимание страховых компаний к частным клиентам и расширение спектра программ ДМС, среди которых становится все легче найти именно то, что необходимо.


В настоящее время система медицинского страхования в России претерпевает значительные изменения, которые направлены на повышение качества медицинских услуг для населения. Проводится модернизация материально-технической базы лечебных учреждений, внедряются современные информационные системы, стандарты медицинской помощи и повышается доступность оказания медицинской помощи в амбулаторном звене.

Список использованной литературы:

  1. Алексеев А.А. Страхование. Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Феникс, 2014.- 307 с.
  2. Антропов В. Медицинское страхование в Германии. – М., 2015.
  3. Базанов А.Н., Белинская Л.В., Кузнецова Н.П. Страхование: Учебник.: М. - Велби, 2015г., 431 с.
  4. Белинская Л., Власов П. Страхование.- М.: Проспект, 2010.- 263 с.
  5. Габова А. Комментарий к Закону РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации (постатейный)».- М.: Юстицинформ, 2011.
  6. Гвозденко А. А. Страхование.- М.: Проспект, 2011.- 462 с.
  7. Гончарова М.В., Гончаров А.И. Финансовое обеспечение социальной поддержки в России: теория и практика: Монография / М.В. Гончарова, А.И. Гончаров. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2015. С. 65 - 66.
  8. Игнатов А.С. Медицинское страхование.- М.: КноРус, 2016.- 241 с.
  9. Интернет портал Президента Российской Федерации www.kremlin.ru.
  10. Кагаловская Э. Т. Добровольное медицинское страхование: формирование фондов для оплаты лечения.- М.: Анкил, 2015.- 48 с.
  11. Касьянова Г.Ю. Страховые взносы на зарплату: порядок начисления и уплаты обязательных платежей в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования. 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Абак, Гарант, 304с.
  12. Крюков Р.В. Страхование: конспект лекций.- М.: А-Приор, 2017.- 341 с.
  13. Курбангалеева О.А. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».: М. - РИД ГРУПП, 2016 г. 96 с.
  14. Национальный проект «Здоровье». – Режим доступа: http:// zdorovie.perm.ru/
  15. Никулина Н. Н., Березина С. В. Страхование: теория и практика.- М.: ЮНИТИ, 2016.- 511 с.
  16. Официальный сайт государственной страховой компании «Югория» www.ugsk.ru
  17. Официальный сайт Фонда социального страхования РФ www.fss.ru
  18. Павленко О. В. Актуальные проблемы финансового обеспечения обязательного медицинского страхования // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2017. -№ 05 (257)
  19. Пиддэ А.Л. Проблемы медицинского страхования в России // Аналитический вестник.- 2017.- №9 (229)
  20. Плаксина И.Г. Формирование и использование финансовых ресурсов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.- Саратов, 2015.- 134 с.
  21. Постановление ВС РФ от 24.02.1993 № 4543-1 (ред. от 24.03.2001) "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год"  (вместе с "Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования", "Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования", "Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования") // Ведомости СНД и ВС РФ.-1993.- № 17.- Ст. 591
  22. Постановление Правительства РФ от 15.09.2005 № 570 "Об утверждении правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании и формы свидетельства о регистрации страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании".
  23. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщиков учитываются при определении суммы социального налогового вычета".
  24. Приказ Минздрава РФ от 06.08.1999  № 315 «О минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в РФ»
  25. Светлана Балохина, Николай Вишняков, Наталия Петрова «Основы маркетинга медицинских услуг».: МЕДпресс-информ, 2015г., 112 с.
  26. Савченко А.П. Здоровье общества и система здравоохранения в контексте социальной политики России: Доклад, 2014г.
  27. Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике // Режим доступа: http://rost.ru/
  28. Соглашение о сотрудничестве между министерством здравоохранения и социального развития РФ и Русской Православной Церковью. – Режим доступа: http://www.diaconia.ru/index.
  29. Стратегия ВОЗ «Здоровье для всех в 21 веке». – Режим доступа: http: // www.gov.cap.ru
  30. Страховые взносы в 2016 году.:М. - Омега-Л, Налоги и финансовое право, 2015г., 156 с.
  31. Территориальный фонд медицинского страхования www.tfoms.ru
  32. Титович А. А. Менеджмент риска и страхования.- М.: Выcшая школа, 2017.- 271 с.
  33. Тогунов И.А. Маркетинговая сущность медицинской профилактической деятельности. – Режим доступа: http: //www.marketing.spb.ru
  34. Томпсон С., Моссиалос Э. Добровольное медицинское страхование в странах Европейкого союза.: М. - Весь Мир, 2015г., 224 с.
  35. Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении.: М. - Издательский дом ГУ ВШЭ, 2016г., 318с.
  36. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».: М. - Проспект, 2016г., 64 с.
  37. Федеральный Закон от 22.06.1998 № 86-ФЗ  (ред. от 30.12.2008) «О лекарственных средствах» // Собрание законодательства РФ. 1998.- № 26.- Ст. 3006
  38. Федеральный Закон от 28.06.1991 № 1499-1 (ред. от 24.07.2009) «О медицинском страховании граждан в РФ» // Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.-№ 27.- Ст. 920
  39. ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 19.11.2010 г.
  40. Чернова Г.В. Страхование.- М.: Проспект, 2016.- 286 с.
  41. Чимаров В.М. Здоровый образ жизни. Режим доступа: http: //www.region.utmn.ru
  42. «Эксперт РА» по данным ФСФР www.raexpert.ru