Файл: МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязательное медицинское страхование является сложной и социально чувствительной сферой, поэтому все решения и действия, касающиеся изменений, нововведений в сфере медицинского страхования должны быть обоснованными и тщательно просчитанными. Только в этом случае возможно реально повысить уровень нашей медицины и обеспечить ее доступность для самых широких слоев общества.

Говоря о деятельности системы ОМС, можно утверждать, что сегодня ее дальнейшее развитие и совершенствование является важнейшей составной частью государственной социальной политики. [47]

Основным направлением использования средств ТФОМС ТО является финансирование территориальной программы ОМС. На финансирование территориальной программы ОМС в 2015 году направлено 8 254,8 млн. руб. – 98,4 % расходов ТФОМС ТО.

Средства на оплату медицинской помощи по Территориальной программе ОМС поступили в 105 медицинских организаций области, работающих в системе ОМС.

Оплата медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС осуществляется по тарифам на медицинские услуги, утверждаемым Согласительной комиссией по ОМС Тюменской области.

Таблица 2.2.2

Показатели деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области

Наименование

Единицы измерения

Отчет за 2017

год

Отчет за 2016 год

Отчет за 2015 год

А

Б

1

2

3

1. Количество медицинских учреждений, работающих в системе ОМС

ед.

105

102

97

из общего количества:

1.1.Больницы

ед.

34

34

35

в том числе: областные больницы

ед.

29

29

29

2.Численность застрахованных граждан по программе ОМС

тыс. человек

1 374,603

1 361,095

1 367,162

Из них: неработающие граждане

тыс. человек

841,899

824,041

805,314

3.Число страховых медицинских организаций

ед.

3

3

3

Численность работающих в них

человек

119

123

-

5.Число филиалов фонда

ед.

4

4

-

Численность работающих в них

человек

47

46

-


[39]

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что наблюдается рост количества медицинских учреждений работающих в системе ОМС, также увеличивается и численность застрахованных граждан по программе ОМС. Число страховых организаций оставалось неизменным. Все это можно считать положительным фактом в развитии медицинского страхования области.

2.3. Оценка деятельности ОАО СМК «Югория-Мед» на рынке медицинского страхования Тюменской области

На территории Тюменской области ведут свою деятельность 4 наиболее крупных страховых медицинских компании.

Одной из таких компаний является государственная страховая компания «Югория» основана в 1997 г. Единственным акционером компании является Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, представленный Департаментом по управлению государственным имуществом ХМАО — Югры.

Уставный капитал компании в настоящее время составляет 1,833 млрд. рублей. Сегодня «Югория» — это универсальная страховая компания, представляющая широкий спектр страховых услуг. Компания вправе осуществлять деятельность по 18 видам страхования и перестрахованию с использованием 89 различных правил страхования.

ОАО СМК «Югория-Мед» - страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в области обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования, а также страхования лекарственного обеспечения. «Югория-Мед» является дочерним обществом ОАО «Государственная страховая компания «Югория» и членом Группы страховых компаний «Югория», в которую также входит дочерняя Страховая компания «Югория-Жизнь».

Лицензия на осуществление страхования № 3204 86, выдана Федеральной службой страхового надзора.

Регистрационный номер по Единому государственному реестру субъектов страхового дела – 3204.

  • ОАО СМК «Югория-Мед» участвует в реализации «Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим на территории Российской Федерации, бесплатной медицинской помощи»;
  • ОАО СМК «Югория-Мед» защищает конституционные права граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию на территории Российской Федерации, организуя заключение договоров страхования работающих и неработающих граждан, организуя медико-экономическую экспертизу объемов медицинской помощи, организуя экспертизу качества медицинской помощи оказанной застрахованным;
  • ОАО СМК «Югория-Мед» осуществляет дополнительное лекарственное страхование в системе обязательного медицинского страхования граждан проживающих на территории РФ, которым в соответствии с действующим законодательством РФ предоставлено право на получение лекарственных средств бесплатно, в соответствии с утвержденным Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по льготным рецептам;
  • ОАО СМК «Югория-Мед» улучшает качество жизни своих клиентов, помогая им получать первоклассные медицинские услуги по программам обязательного и добровольного медицинского страхования;
  • ОАО СМК «Югория-Мед» участвует в популяризации медицинского страхования на территории Российской Федерации.
  • Основные виды деятельности:
  • Осуществление ОМС работающего населения на территории Астраханской области;
  • Осуществление ОМС работающего и неработающего населения на территории Тюменской области, в Республике Башкортостан, на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
  • Осуществление ДМС корпоративных клиентов на территории Республики Башкортостан. [25]

Таблица 2.3.1

Основные показатели финансовой деятельности ОАО СМК «Югория-Мед» за 2015-2017 гг.

За 2017 год поступление страховых премий по ОМС составило 17 512 млн.руб. Израсходовано на оплату медицинских услуг 17 049 млн. руб. Расходы на ведение дела составили 156 млн. руб.

Страховые премии по ДМС за 2017 год составили 2 368 тыс. руб., выплаты по договорам страхования – 1 922 тыс. руб., расходы на ведение дела – 12 тыс. руб.

Для сравнения, за 2016 год поступление страховых премий по ОМС составило 10 635 млн. руб. Израсходовано на оплату медицинских услуг 10 161 млн. руб. Расходы на ведение дела составили 169 млн. руб.

Страховые премии по добровольному медицинскому страхованию за 2010 год составили 7 771 тыс. руб., выплаты по договорам страхования – 6 485 тыс. руб., расходы на ведение дела – 1 173 тыс. руб.

Таким образом, динамика по сравнению с 2016 годом составила:

Страховые премии по ОМС увеличились на.65 %;

Оплата медицинских услуг ОМС увеличилась на 68 %.

Страховые премии по ДМС уменьшились на -70 %;

Оплачено медицинских услуг ДМС меньше на -70 %.

Уменьшение суммы расходов на ведение дела в сравнении с 2016 годом на 8 % связано с несколькими факторами, в том числе с централизацией финансовой и юридической служб по ХМАО-Югре, соответственно сокращением фонда оплаты труда, уменьшение расходов на услуги связи, расходов по сопровождению компьютерных программ и защите персональных данных, командировочных расходов и т.п.

Удельный вес страховых премий по видам страхования в 2016 году составил:

обязательное медицинское страхование - 99,93 %

добровольное медицинское страхование - 0,07 %

Удельный вес страховых премий по видам страхования в 2017 году составил:

обязательное медицинское страхование - 99,99 %

добровольное медицинское страхование - 0,01 % .

Если анализировать 2015 год, то сумма страховых премий по ОМС составила 11 073 млн. руб., что на 4% больше чем в 2016 г., израсходовано на оплату медицинских услуг — 10 509 млн. руб., что превышает сумму расходов в 2016 году на 3%; расходы на ведение дела составили в 2015 г. - 222 млн. руб. - это на 24% больше чем в 2016 г.

По данным рейтинга РосБизнесКонсалтинга за анализируемй период ОАО СМК «Югория-Мед» входила в число крупнейших страховщиков России, работающих по ОМС и занимала на протяжении трех лет 12 место по сбору страховых премий.

ОАО СМК «Югория-Мед» уже несколько лет активно работает в сфере обязательного медицинского страхования.

С 01 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В условиях изменения законодательства необходимо сохранение позиций на рынке обязательного медицинского страхования ХМАО-Югры, Тюменской области, а также увеличение количества клиентов по обязательному медицинскому страхованию на территории Республики Башкортостан, Московской области.


В новых условиях финансирования по обязательному медицинскому страхованию ОАО СМК «Югория-Мед» делает ставку на жесткий контроль ресурсов и расходов, а также строгое исполнение всеми филиалами бюджетных заданий.

Основными факторами риска, связанными с деятельностью ОАО СМК «Югория-Мед», являются изменения законодательства в сфере обязательного медицинского страхования в части статуса страховой медицинской организации, в соответствии с которыми полномочия страховщика по обязательному медицинскому страхованию перешли к Фонду обязательного медицинского страхования. С 01.01.2012 года вступили в силу положения Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», обусловливающие дальнейшее развитие обязательного медицинского страхования как одного из важнейших видов обязательного социального страхования, в котором действуют иные принципы, нежели установленные законом Российской Федерации «Об организации страховой деятельности в Российской Федерации». Все средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, с 01 января 2012 года являются средствами целевого финансирования.

3 Перспективы развития медицинского страхования в Российской Федерации

Зарубежный опыт медицинского страхования

Анализируя международный опыт применяемых систем здравоохранения можно выделить три основные системы здравоохранения:

  • преимущественно государственная (Великобритания);
  • преимущественно страховая система, представленная в таких европейских странах, как Германия, Франция, Голландия, Австрия, Бельгия, Швейцария, некоторых государствах Латинской Америки, Японии и др.;
  • преимущественно частная (платная) система (США).

В большинстве стран указанные системы не действуют в чистом виде, они постоянно модифицируются: в ряде стран получает преимущественное развитие то одна, то другая система. [20, с. 27]

Разнообразие различных институтов, механизмов, их комбинаций, поддается классификации (типологии). В Приложении 1 представлены системы здравоохранения стран-членов Европейского Союза, которые могут быть отнесены к различным моделям организации охраны здоровья.


По способу финансирования национальных систем здравоохранения их можно классифицировать:

  • общие налоговые поступления национальных бюджетов (например, Великобритания, Дания, Норвегия);
  • региональные налоговые поступления региональных бюджетов (например, Швеция);
  • обязательные отчисления, привязанные к уровню доходов (например, Финляндия, Франция, Бельгия);
  • частные источники (например, США, Швейцария). [52, c. 93]

Ни одна система не полагается лишь на один источник финансирования - доходная часть системы здравоохранения представляет собой сочетание общественного (государственного) и частного финансирования, соотношение между которыми разное, в Германии и США, например это 23% и 44% соответственно.

Также имеет место «элемент солидарности» - это означает передачу средств от тех, чьи доходы больше и кто здоровее, к тем, кто имеет меньшие доходы и худшее здоровье.

Виды и качество услуг частных систем страхования зависят от размеров уплаченных страховых взносов. Преимуществом этой системы является свобода выбора для застрахованного видов услуг и более высокое качество медицинской помощи.

XXI век в мировой практике организации медицинской помощи и управлении охраной здоровья выявил три основные системы экономического функционирования здравоохранения:

  • частная медицина, которая в настоящее время представлена частнопрактикующими врачами, клиниками и больницами, находящимися в частной собственности, их финансирование осуществляется за счет платного медицинского обслуживания пациентов;
  • страховая система, в основу которой заложен принцип участия граждан, предприятий или предпринимателей в финансировании охраны здоровья напрямую или через посредничество страховых медицинских компаний (организаций);
  • государственная система, основанная на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и гарантирующая бесплатную медицинскую помощь. [52, c. 95]

Стоит отметить, что ни одна из выше перечисленных систем не является совершенной, и они продолжают меняться и в настоящее время.

Обеспечение доступности ме­дицинской помощи — главное условие социальной защиты населения. В этой сфере адекватным рыночной экономике методом финансирования является медицинское страхование. В Европе этот механизм действует на законодательной ос­нове вот уже более 150 лет (система Бисмарка в Германии). В нашей стране возврат к дореволю­ционному опыту медицинского страхования был обозначен в 1991 году, с момента принятия Зако­на «О медицинском страховании граждан в РСФСР». С этого времени закон претерпел целый ряд изменений, прежде всего, в апреле 1993 г., после чего началось реальное внедрение обяза­тельного медицинского страхования. Од­нако сколько существует и действует Закон, столько же предпринимаются постоянные попыт­ки его изменить. [52, с. 97]