Файл: Программа позитивной информационной коммуникации фeasyка коннекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа позитивной информационной коммуникации
«ФEASYка коннекта»
Автор-составитель:
Лобынцева Ксения Георгиевна старший методист отдела диагностики, консультирования и коррекционно-развивающей работы ОГБУ «БРЦ ПМСС»
Белгород, 2020

Содержание
Пояснительная записка
3
Актуальность программы
3
Цель и задачи программы
4
Научные, методологические основы и методические принципы программы
5
Режим и структура занятий
6
Формы, методы и приемы работы
7
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
7
Ожидаемые результаты реализации программы
8
Критерии эффективности программы
9
Учебно-тематическое планирование программы
10
Содержание курса (конспекты занятий)
12
Список литературы
26
Приложение 1
27
Приложение 2
29

3
Пояснительная записка
1. Актуальность программы
Последние десятилетия ХХ века отмечены активным вхождением новейших информационных технологий в самые разные сферы жизнедеятельности человека. Особую роль обретает такой компонент информационной среды как Интернет, фактически превратившийся из системы передачи информации в особую реальность – так называемую
«виртуальную реальность». Ее влияние на развитие личности настолько значимо, что многие исследователи обоснованно считают новую информационную среду фактором социализации, наряду с традиционными
(условия семейного воспитания, общение со сверстниками и т.п.). В Интернет среде процесс усвоения индивидом социального опыта (знаний об окружающем мире, об отношениях людей, ценностей общества, моделей социального поведения и др.) происходит преимущественно посредством интернет-общения в социальных сетях, мессенджерах, чатах, на видео- платформах и т.д.
Виртуальное общение дает широкие возможности для самоопределения и самопрезентации, в виртуальной коммуникации устраняется целый ряд барьеров общения, связанных с различием в социальных статусах, возрасте, образовании, что дает пользователю ощущение огромной внутренней свободы, выхода за пределы ограничивающих социальных рамок, норм.
Однако эти же особенности интернет-коммуникации могут быть причиной негативных последствий для подростка, проявляющихся в форме т.н.
«аффективной раскрепощенности» (свобода высказываний и действий, вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств и т.п.).
И если для взрослого это, в определенной степени, игра, так как он предвидит последствия такого поведения в реальности, то подростки и юноши нередко переносят подобный стиль общения в реальную жизнь. Ещё одна опасность сетевых коммуникаций: в них включены люди с различными интересами, убеждениями, ценностными ориентациями, имеющими как гуманную, так и асоциальную направленность, поэтому подростки и юноши, ценностная система которых еще неустойчива, могут быть вовлечены в экстремистские, криминальные группы, секты и т.п. В связи с этим формирование у школьников навыков позитивной информационной коммуникации - новая и крайне актуальная задача как семейного и школьного воспитания.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты
(ФГОС) предусматривают формирование навыков эффективного и безопасного использования Интернета не только в рамках таких образовательных программ, как информатика, обществознание, право, основы безопасности жизнедеятельности, но также в рамках программ внеурочной деятельности, в рамках программ воспитания и социализации, являющихся неотъемлемой частью основного образовательного курса.


4
Однако несмотря на то, что как на федеральном, так и на региональном уровне разработан рад программ, проектов, посвящённых проблематике формирования необходимых в Интернет-пространстве компетенций подрастающего поколения, образовательные продукты, направленные на развитие информационно-коммуникативных навыков у школьников, представлены в основном в формате отдельных уроков интернет- безопасности, классных часов, которые содержательно в свою очередь, в силу ограниченного объёма, прорабатывают лишь отдельные аспекты данной проблематики.
Несмотря на то, что на сегодняшний день существует множество практик и тренингов, направленных на формирование навыков позитивной коммуникации у взрослых, феномен, который обозначает данное понятие остаётся довольно плохо изучено с теоретической точки зрения [Леонтович
2015].
Позитивную коммуникацию можно определить как взаимодействие, основанное на положительных эмоциях, направленное на взаимопонимание и приносящее удовлетворение всем участникам.
Основными признаками позитивной коммуникации являются ее конструктивность
(созидательный потенциал), окрашенность положительными эмоциями и эффективность (выигрыш для всех взаимодействующих сторон); информативность и ассертивность выступают как факультативные признаки.
К составляющим позитивной коммуникации относятся положительная интенция, вовлеченность в коммуникацию, адаптация к собеседнику и наличие социальной поддержки. Данное содержание позволило определить основные цели и задачи программы формирования и развития позитивной информационной коммуникации у подростков «ФEASYка коннекта»
2. Цели и задачи программы
Программа «ФEASYка коннекта» относится к категории развивающих, так как направлена на становление и развитие у школьников социально- значимых компетенций, и представляет собой цикл занятий для обучающихся
5-9 классов общеобразовательных организаций, целью которого является
формирование и развитие навыков позитивной коммуникации в общении,
способствующих обеспечению психологической и информационно-
психологической безопасности школьников.
Задачи:
- расширить представление обучающихся о позитивной информационной коммуникации и её значении для сохранения психологической и информационно-психологической безопасности;
- способствовать исследованию участниками особенностей собственного поведения в коммуникации;


5
- расширить у школьников репертуар навыков эмпатии; позитивного мышления, конгруэнтности, активного слушания и умения задавать вопросы, составляющих основу позитивной информационной коммуникации;
- содействовать гармонизации отношений внутри классных коллективов, созданию позитивного настроения, формированию атмосферы взаимной поддержки и доверия.
Программа рассчитана на обучающихся
5–9-х классов общеобразовательных школ.
3. Научные, методологические основы и методические принципы
программы
Методологическими основами данной программы явились:
-понимание общения, прежде всего, как взаимодействие — взаимосвязь типа субъект — субъект, изложенного в исследованиях Б. Г. Ананьева, Г. М.
Андреевой, М. М; Бахтина, И. А. Зимней, Б. Ф. Ломова, М. С. Каган.
- общие принципы позитивной коммуникации, направленной на достижение консенсуса и построение сотрудничества между сторонами, отраженные в работах, посвящённых психологическим основам процесса переговоров (Роджерс 1997; Роджерс 2006; Арпентьева 2017);
- психологическая модель цифровой компетентности (Солдатова Г. У.,
Зотова Е.Ю., Рассказова Е.И.);
- концепция психологической безопасности образовательной среды И.А.
Баевой;
- подход к совместной деятельности как к детерминанте интеллектуального и личностного развития ребенка, изложенная в концепции
Л.С. Выготского о психическом развитии через социальное к индивидуальному.
Методические принципы:
Занятия разрабатывались исходя из принципов культурно- деятельностного подхода в психологии и педагогике.
Принцип активной включенности.
Задания предполагают преобладание активности обучающихся, обучение через взаимодействие с педагогом и другими обучающимися в учебном процессе, актуализацию личного опыта участника занятий.
Принцип деятельностных технологий.
Занятия построены на применении интерактивных образовательных технологий (игры, разбор ситуаций, групповые дискуссии и т.д.), которые организуют совместную деятельности всех участников занятий. Благодаря этому происходит стимулирование собственной познавательной активности.
Принцип доступности.
Содержание и структура занятий соответствуют возрастно- психологическим особенностям обучающихся, их задачам развития, учитывают имеющиеся интересы и жизненный опыт.


6
Принцип системности.
Занятия структурированы в соответствии с теоретическими концепциями информационно-психологической безопасности, цифровых компетенций, видами интернет-рисков. Включенность в занятия практико- ориентированных форм работы позволяет формировать не только знаниевый, но и деятельностный компонент обученности.
Принцип рефлексивности.
Подведение итогов занятия, получение обратной связи как в системе
«педагог-обучающийся», так и в системе «обучающийся-обучающийся» позволяет развивать у участников занятий способности делать самостоятельные выводы, аналитически осмыслять и оценивать результаты и корректировать собственную деятельность. Сформированные таким образом регулятивные функции могут быть перенесены на другие виды активности, включая деятельность, связанную с Интерентом.
Принцип мотивации.
Разнообразие форм и методик, применяемых на занятии, включение психологических приёмов, видео материалов способствует развитию и поддержанию интереса к проблеме информационно-психологической безопасности, активизации стремления к применению полученных компетенций в реальной жизни.
4. Режим и структура занятий
Программа развивающих занятия «ФEASYка коннекта» рассчитана на 5 часов. Регулярность занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятий –
45 минут. Количество участников – до 25 человек.
Форма проведения занятий: лекции-беседы с элементами психологического тренинга.
Целесообразна реализация программы в течение первой четверти учебного года для дальнейшего закрепления формируемых навыков и компетенций в структуре поведения участников, а также для использования эффекта гармонизации отношений внутри классных коллективов в аспекте профилактики конфликтов, буллинга и других неблагоприятных проявлений в образовательной среде.
Каждое занятие строится в соответствии с принципом смысловой целостности и имеет следующую структуру:
1. Начало работы в группе – 10 минут (ритуал приветствия, разминка, упражнения, поддерживающие групповую атмосферу и фокусирующие внимание).
2. Основной этап – 30 минут (информирование, знакомство с теоретическими конструктами, решение содержательных задач, отработка практических навыков и умений).
3. Завершение работы – 5 минут (рефлексия, обратная связь)

7
5. Формы, методы и приемы работы
Программа развивающих занятий позволяет организовать практическую деятельность обучающихся в области знаний о психологической, информационно-психологической безопасности и имеет большой развивающий потенциал, так как содержит достаточное количество активных форм и методов обучения для интеллектуального, эмоционально-волевого и личностно-мотивационного развития подростков.
Основная форма – занятие с элементами тренинговых технологий, арт- методов, малых игр (учебных, развивающих, коррекционных) и т.д.
Кроме того, при реализации программы используются следующие методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ беседа, объяснение), видеометод, наглядный (демонстрация), практический; частично-поисковый, проблемный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией).
На занятиях используются следующие приемы:
- творческие задания;
- ассоциации;
- коллективная запись;
- эвристические вопросы;
- приемы, способствующие удержанию внимания: динамичность
(интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, «живой» голос); наглядность; неофициальность; прямое обращение к аудитории, диалог; использование неожиданной информации; сопоставление всех «за» и
«против»; юмор.
Обязательной итоговой составляющей каждого занятия программы является прием обратной связи – это высказывание участниками занятия своих мыслей, ощущений, пожеланий. Обратная связь является не только важным источником информации для специалиста, реализующего программу, но и эффективным инструментом для формирования и развития у обучающихся умения слушать и слышать других людей.
6. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
факультативных занятий:
Требования к специалистам, реализующим программу:
Реализация программы обеспечивается педагогом-психологом.
Специалист должен иметь соответствующее образование и быть компетентным в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии; должен владеть знаниями и практическими компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий, знанием возрастных, психологических особенностей, уметь организовывать групповую работу, знать методические основы работы с подростками. В список умений специалиста включаются его действия на всех этапах группового обсуждения, знание закономерностей групповой динамики и их использование в психологических целях, фасилитация, контроль за временем.


8
Важно наличие у педагога устойчивой системы нравственно-этических ценностей, основанной на общечеловеческих, гуманистических ценностях.
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для
реализации программы:
 Наличие образовательной среды адекватной потребностям развития учащихся и здоровьесбережения (просторное помещение, позволяющее проводить игры, необходимая мебель и оборудование: стулья, флипчарт
(доска, маркерная доска, мультимедийной доска).
 Материалы: бумага формата А-1, А-4, маркеры, цветные карандаши, бумага, клей, популярные молодёжные журналы, дидактический материал)
 Технические средства: компьютер, мультимедийная установка, проектор, копировальный аппарат.
7. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация программы «ФEASYка коннекта» будет способствовать развитию у обучающихся следующих навыков и компетенций:
Внутриличностная сфера
Межличностная сфера
самоанализ (способность понимать свои чувства и то, какое влияние собственное поведение оказывает на окружающих);
ассертивность (способность ясно выражать свои чувства и мысли и проявлять твёрдость убеждений, принимая во внимание предпочтения и реакции других людей);
положительная самооценка (умение оставаться в согласии с собой, уважать себя и воспринимать положительно);
самореализация (стремление к максимальному развитию и способность реализовывать свой потенциал);
оптимизм и позитивное мышление
(энтузиазм в любом виде деятельности, умение видеть светлую сторону во всем)
эмпатия (умение понимать чувства других и способность дать им понять, что вам известны их чувства);
межличностные отношения
(способность устанавливать и поддерживать отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах);
гибкость поведения (способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с меняющимися обстоятельствами).
Также эффектами реализации программы могут быть развитие умений участников владеть нормами интернет-этикета, приёмами эффективной коммуникации, руководствоваться принципами уважительного и толерантного отношения к другим пользователям при взаимодействии в сети
Интернет.