Файл: Программа позитивной информационной коммуникации фeasyка коннекта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24
Задания:
– поздоровайтесь необычным способом (но приятным для собеседника): например, потритесь носами, подайте руки тыльными сторонами;
– представьтесь необычным именем (фантастическим, выдуманным, иностранным);
– скажите собеседнику комплимент;
– задайте человеку один интересующий вас вопрос;
– перед вами незнакомый человек, познакомьтесь, узнайте, чем он занимается, чем интересуется;
– в поезде вы оказались в купе со знаменитым артистом (певцом, спортсменом, актером), вы – его давний поклонник, познакомьтесь с ним, перекиньтесь несколькими фразами;
– рядом с вами – расплакавшийся ребенок, успокойте его;
– вы встретились с человеком, который вам нравится, поговорите с ним о чем-нибудь приятном;
– придумайте одно свое задание и сделайте его.
Участники делятся впечатлениями об упражнении и своих ощущениях.
3.
Теоретическая часть «Знаки внимания и невнимания в
общении»
Ведущий говорит о том, что каждому из нас при разговоре, будь то виртуальное или реальное общение, хочется, чтобы его внимательно слушали, — это приятно, чувствуется, что тебя воспринимают всерьез, не как пустое место, собеседник искренне интересуется тобой и тем, что ты говоришь. Как определить, насколько сильно собеседник вовлечен в предмет разговора, действительно ли его волнуют обсуждаемые вопросы?
С другой стороны, как дать почувствовать приятному тебе человеку, что ты заинтересован в общении с ним, в выслушивании его точки зрения и понимании того, что он хочет сказать? То есть, как понять внимательно или невнимательно тебя слушают и как самому проявить внимательность или невнимание в разговоре?
Ведущий может поинтересоваться: насколько, по мнению участников, важно внимание к собеседнику при общении? Для чего? В каких случаях полезно продемонстрировать невнимание? О каких знаках внимания и невнимания вы можете рассказать?
Реакции слушателя при общении:
– молчание (видимое отсутствие реакции);
– поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком);
– «эхо-реакция» – повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. – На дискотеку?»);
– «зеркало» – повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов;
25
– «парафраз» («пересказ») – передача содержания высказывания партнера другими словами;
– побуждение («Ну и… И что дальше?»);
– уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?);
– наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?);
– оценки;
– советы;
– продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);
– эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, гримасы и т.д.);
– выводы (логические следствия из высказываний партнера, например, предположение о причине события);
– высказывания «не по теме» (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально – когда просто «полагается» так говорить);
– «хамоватые реакции», задевающие или оскорбляющие личность говорящего («Глупости!», «Ерунда все это!»);
– «расспрашивание» – слушатель задает вопрос за вопросом, не объясняя, зачем;
– пренебрежение к партнеру (не обращает внимания на его слова, не слушает, игнорирует партнера, его слова);
– другие (какие еще вы можете назвать?).
4. Упражнение «Интересный разговор»
Ведущий предлагает участниками выбрать себе партнера. Перед группой каждая пара разыграйте ситуации общения, демонстрируя внимание или невнимание к – разговору. Для погружения участников в ситуацию виртуального общения можно предложить при этом представить, что партнер: а) –не –видит; б) или не слышит; в) –или и –то, –и –другое; и –воспользоваться доступными ему знаками внимания при общении.
Обсуждение. После разыгрывания каждой ситуации обсуждается, какими знаками внимания пользовался собеседник, как они зависели от особенностей его партнера?
5. Рефлексия «Стикеры и эмотиконы». Итоговая рефлексия.
Участникам предлагается на карточках нарисовать стикер или эмотикон, отражающий впечатление от занятия.
Также участники получают и заполняют анкету о цикле занятий в целом
«Мои впечатления» (Приложение 2). Возможна организация обратной связи в кругу (высказываются по желанию), завершающее слово психолога, подведение итогов.
26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. — СПб.: Речь,
2002. — 251 с.
2. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. – М., 2000. – С. 395–431.
3. Горбунова Л.Н., Анеликова Л.А., Семибратов А.М., Смирнов Н.К., Сорокина
Е.В., Третьяк Т.М. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. – Учебно-методический комплект. - М.: СОЛОНПРЕСС,
2010. - 176 с.
4. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г. В. Грачев. – М.: Изд-во
РАГС, 1998. – 125 с.
5. Грачев Г. В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. В. Грачев, И. К. Мельник. –
М.: Алгоритм, 2002. – 288 с.
6. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита / Е. Л.
Доценко. – М.: Речь, 2004. – 304 с.
7. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. Спб.: Речь, 2008. – 336с.
8. Информационная безопасность: учеб. пособие / В.В. Гафнер. – Ростов н/Д :
Феникс, 2010. — 324 с.
9. Колесникова, Т. И. Психологический мир личности и его безопасность / Т. И.
Колесникова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 176 с.
10. Леонтович О.А. Позитивная коммуникация: постановка проблемы // Вестник
РУДН. Серия: Лингвистика. 2015. №1.
11. Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете: учеб.-метод. пособие для работников системы общего образования /
Г.У. Солдатова, А.А. Приезжева, О.И. Олькина, В.Н. Шляпников. — М.: Генезис,
2017. — 224 с.
12. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. Спб.: Речь, 2004. –
256с.
13. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч.1. Лекции. — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг»,
2013. — 165 с.
14. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч.2. Практикум. — М.: Центр книжной культуры
«Гутенберг», 2013. — 137 с.
15. Трухманова
Е.Н. Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей // Приволжский научный вестник. 2014.
№11-2 (39).
Интернет-источники:
https://yandex.ru/turbo/s/lifehacker.ru/5-communication-misfires/
https://mentalsky.ru/sut-pozitivnogo-myshleniya/
27
Приложения
Приложение 1
Тест «Какой я в общении?»
Инструкция: Внимательно прочитайте предложенные вам вопросы теста и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом вам следует отвечать «да», «и да, и нет», «нет». Выбирайте один из вариантов ответа, особенно не задерживайтесь над каждым вопросом. Еще раз обращаю ваше внимание на необходимость отвечать откровенно, так как это нужно прежде всего вам.
Вопросы
Ответ Балл
1.Много ли у тебя друзей?
2.Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?
3.Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснение в общении с людьми?
4.Бывает ли тебе скучно наедине с собой?
5.Всегда ли можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?
6.Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?
7.Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?
8.Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?
9.Можешь ли сдержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?
10.Способен ли идти в общении на компромисс?
11.Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?
12.Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?
13.Если узнали о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?
Обработка результатов
За каждый положительный ответ, т.е. «да», поставьте себе 3 очка, за каждый ответ «и да, и нет» - 2 очка, за каждый отрицательный ответ «нет» - 1 очко. А теперь суммируйте свои очки.
Интерпретация результатов
30-39 очков. Ты – человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты – «душа общества», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивай своих возможностей – иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым.
28
20-29 очков. Ты – человек в меру общительный, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешенным.
Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным к своим собеседникам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуверенность в себе.
до 20 очков. Ты – человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество.
Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять, простить. Ну, а если тебе хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, следует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения.
Кроме того, возможно, ты слишком критически относишься к себе, к своим знаниям, умениям, способностям.
29
Приложение 2
Вариант анкеты входного анкетирования
«Мои ожидания»
1. На занятиях я хотел(а) бы узнать о _________________________________________
__________________________________________________________________________
2. На занятиях мне бы хотелось научиться_____________________________________
__________________________________________________________________________
3. На занятиях мне было бы интересно_______________________________________
__________________________________________________________________________
4.Прочее___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Спасибо!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант анкеты итогового анкетирования
«Мои впечатления»
1. Было ли Вам интересно? (Да / нет)_____
2. Было ли Вам комфортно? (Да / нет)_______
3. Была ли информация встреч Вам полезна? (Да / нет)______
4. Получили ли Вы ответы на свои вопросы (Да / нет)_______
5. Хотели ли Вы участвовать в подобных встречах в будущем? (Да / нет)_______
6. На занятиях мне больше всего понравилось__________________________________
________________________________________________________________________
7. Ваши пожелания________________________________________________________
________________________________________________________________________
Спасибо!