Файл: Программа изучения адаптации пятиклассников к новым условиям составлена на основе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. При необходимости на основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
П. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
III. Третий круг — зона отверженных, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного балла.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Пример социограммы
|
|
Приложение № 9
Бланк фиксации результатов
Ф.И.О.____________________________________________________________________
Дата рождения____________ Класс_________Дата заполнения_____________________
1. Экспресс-анкета
Инструкция: с помощью ответов «да» или «нет» оцени изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время.
«В последнее время…
№ | Утверждение | ответ |
1 | Я быстро устаю | |
2 | Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят | |
3 | Я чувствую себя свободнее | |
4 | У меня появились головокружения, слабость, подташнивание | |
5 | Учителя недовольны мной (больше замечаний) | |
6 | Мне не хватает уверенности в себе | |
7 | Я чувствую себя в безопасности | |
8 | Я избегаю трудностей | |
9 | Я могу легко расстроиться и даже заплакать | |
10 | У меня стало больше конфликтов | |
11 | Домашние задания стали интереснее | |
12 | Я хуже понимаю объяснения учителей | |
13 | Я долго переживаю неприятности | |
14 | Я не высыпаюсь | |
15 | Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя | |
-
Методика измерения мотивации учебной деятельности
Инструкция: Определите для себя значимость каждой из перечисленных причин, побуждающих учиться, по следующей шкале:5-имеет большое значение, очень важно; 3-имеет значение; 1-не имеет значения, для меня не важно. Обведите кружком соответствующую цифру (1, 3, или5), в зависимости от значимости причины.
Причины | балл | Причины | балл | итог |
1.Учусь, чтобы потом хорошо работать | 135 | 7. Учусь, потому что заставляют родители | 135 | |
2. Хочу получать хорошие отметки | 135 | 8. Учусь, потому что люблю, когда хвалят | 135 | |
3. Хочу занять достойное место среди товарищей | 135 | 9. Хочу быть хорошим учеником | 135 | |
4. Учусь, потому что не хочу иметь плохие отметки | 135 | 10. Хочу избежать неприятностей | 135 | |
5. Нравится узнавать новое | 135 | 11. Люблю учить правила | 135 | |
6. Люблю мыслить, думать, рассуждать | 135 | 12. Учусь, потому что люблю выполнять задания | 135 | |
Приложение № 9
Бланк фиксации результатов
Ф.И.О.____________________________________________________________________
Дата рождения____________ Класс_________Дата заполнения_____________________
1. Экспресс-анкета
Инструкция: с помощью ответов «да» или «нет» оцени изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время.
«В последнее время…
№ | Утверждение | ответ |
1 | Я быстро устаю | |
2 | Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят | |
3 | Я чувствую себя свободнее | |
4 | У меня появились головокружения, слабость, подташнивание | |
5 | Учителя недовольны мной (больше замечаний) | |
6 | Мне не хватает уверенности в себе | |
7 | Я чувствую себя в безопасности | |
8 | Я избегаю трудностей | |
9 | Я могу легко расстроиться и даже заплакать | |
10 | У меня стало больше конфликтов | |
11 | Домашние задания стали интереснее | |
12 | Я хуже понимаю объяснения учителей | |
13 | Я долго переживаю неприятности | |
14 | Я не высыпаюсь | |
15 | Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя | |
-
Методика измерения мотивации учебной деятельности
Инструкция: Определите для себя значимость каждой из перечисленных причин, побуждающих учиться, по следующей шкале:5-имеет большое значение, очень важно; 3-имеет значение; 1-не имеет значения, для меня не важно. Обведите кружком соответствующую цифру (1, 3, или5), в зависимости от значимости причины.
Причины | балл | Причины | балл | итог |
1.Учусь, чтобы потом хорошо работать | 135 | 7. Учусь, потому что заставляют родители | 135 | |
2. Хочу получать хорошие отметки | 135 | 8. Учусь, потому что люблю, когда хвалят | 135 | |
3. Хочу занять достойное место среди товарищей | 135 | 9. Хочу быть хорошим учеником | 135 | |
4. Учусь, потому что не хочу иметь плохие отметки | 135 | 10. Хочу избежать неприятностей | 135 | |
5. Нравится узнавать новое | 135 | 11. Люблю учить правила | 135 | |
6. Люблю мыслить, думать, рассуждать | 135 | 12. Учусь, потому что люблю выполнять задания | 135 | |
Приложение № 9
к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»
3. Социометрия
1.Напиши фамилии и имена трех одноклассников, с которыми ты бы сел за одну парту на контрольной работе:
1)
2)
3)
2. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, с которыми ты бы не сел за одну парту на контрольной работе:
1)
2)
3)
3. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, которых ты пригласил бы на свой день рождения:
1)
2)
3)
4. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, которых ты
не пригласил бы на свой день рождения:
1)
2)
3)
Дополнительная диагностика
Приложение № 9
к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»
3. Социометрия
1.Напиши фамилии и имена трех одноклассников, с которыми ты бы сел за одну парту на контрольной работе:
1)
2)
3)
2. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, с которыми ты бы не сел за одну парту на контрольной работе:
1)
2)
3)
3. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, которых ты пригласил бы на свой день рождения:
1)
2)
3)
4. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, которых ты
не пригласил бы на свой день рождения:
1)
2)
3)
Дополнительная диагностика
Приложение№10
к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»
Сводная таблица результатов изучения уровня адаптации учащихся 5- ___класса МОУ №____ (20__-20__ уч.г.)
№п/п | Ф.И. обучающегося | Экспертная оценка учителя | Экспертная оценка родителя | Уровень тревожности | Ведущиймотив | Статус в классе | Зона адаптации | Примечания | ||
Зона | № проблемной шкалы | Зона | № проблемной шкалы | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | |
Рекомендации к заполнению итоговой таблицы:
-
В столбец 3 вноситься зона адаптации по методике «Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе» - экспертная оценка учителя ( если зона адаптации вносим А, зона неполной адаптации - НА, зона дезадаптации – Д) -
В столбе 4 перечисляем № шкал, по которой ребенок получил недостаточное количество баллов (0, 1, 2 балла), в связи с чем можно выделить данную зону как проблемную. Так, если ребенок получил низкие баллы по шкале №1 «Учебная активность», то в таблицу в столбец 4 вносим цифру 1, если по шкале №2 «Усвоение знаний», то вносим цифру 2 и т.д. (3 шкала – поведение на уроке; 4 шкала – поведение на перемене; 5 шкала – взаимоотношения с одноклассниками; 6 шкала – отношение к учителю; 7 шкала – эмоциональное благополучие). -
В столбец 5 вноситься зона адаптации по «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» - экспертная оценка родителей (если зона адаптации вносим А, зона неполной адаптации - НА, зона дезадаптации – Д). -
В столбе 6 перечисляем № шкал, по которой ребенок получил недостаточное количество баллов (Д-1 балл, Г- 2 балла), в связи с чем можно выделить данную зону как проблемную. Так, если ребенок получил низкие баллы по шкале №1 «Успешность выполнения домашних заданий»то в таблицу в столбец 6 вносим цифру 1, если по шкале №2 «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения домашних заданий», то вносим цифру 2 и т.д. (III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»; IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»; VI шкала «Общая оценка адаптированности ребёнка»; V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»). -
В столбец 7 вносим результат по анкете «Экспресс – методика выявления тревожности у пятиклассников в период адаптации», автор О.Хмельницкая. Так, если тревожность находиться на высоком уровне (11—15 баллов — Высокий уровень тревоги), то в столбец 7 вносим букву В, если повышенный уровень (8—10 баллов — Повышенная тревожность) – вносим букву П, если средний уровень (5–7 баллов — Средний уровень тревожности) вносим букву С, низкий уровень (1–4 балла — Низкая тревожность) вносим букву Н. -
В столбце 8 вносим преобладающий мотив (по «Методике измерения мотивации учебной деятельности» Н.Ф.Талызиной) -
В столбец 9 вносим статус, который занимает ребенок в классе (Л-лидер, П - предпочитаемый, О – отверженный, И – изолированные). -
В столбец 10 вносим итоговый уровень адаптации ребенка по итогам трех методик. Так, если по одной методике выявлена зона дезадаптации в столбец 10 вносим НА (неполная адаптация), если по двум ли трем методикам – Д (дезадаптация), если по всем методикам результаты находятся в зоне «Адаптация» - то вносим А. -
В столбец 11 вносим примечания, которые указывают на необходимость сопровождения («+» с ребенком будет проводиться работа, «-» - не требуется организации индивидуальной работы)