Файл: Программа изучения адаптации пятиклассников к новым условиям составлена на основе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. При необходимости на основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

П. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III. Третий круг — зона отверженных, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного балла.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Пример социограммы



  • _______позитивный односторонний выбор,

  • <——> позитивный обоюдный выбор,

  •  ------> негативный односторонний выбор,

  • <------> негативный обоюдный выбор.





Приложение № 9

Бланк фиксации результатов

Ф.И.О.____________________________________________________________________

Дата рождения____________ Класс_________Дата заполнения_____________________

1. Экспресс-анкета

Инструкция: с помощью ответов «да» или «нет» оцени изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время.

«В последнее время…



Утверждение

ответ

1

Я быстро устаю




2

Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят




3

Я чувствую себя свободнее




4

У меня появились головокружения, слабость, подташнивание




5

Учителя недовольны мной (больше замечаний)




6

Мне не хватает уверенности в себе




7

Я чувствую себя в безопасности




8

Я избегаю трудностей




9

Я могу легко расстроиться и даже заплакать




10

У меня стало больше конфликтов




11

Домашние задания стали интереснее




12

Я хуже понимаю объяснения учителей




13

Я долго переживаю неприятности




14

Я не высыпаюсь




15

Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя





  1. Методика измерения мотивации учебной деятельности

Инструкция: Определите для себя значимость каждой из перечисленных причин, побуждающих учиться, по следующей шкале:5-имеет большое значение, очень важно; 3-имеет значение; 1-не имеет значения, для меня не важно. Обведите кружком соответствующую цифру (1, 3, или5), в зависимости от значимости причины.

Причины

балл

Причины

балл

итог

1.Учусь, чтобы потом хорошо работать

135

7. Учусь, потому что заставляют родители

135




2. Хочу получать хорошие отметки

135

8. Учусь, потому что люблю, когда хвалят

135




3. Хочу занять достойное место среди товарищей

135

9. Хочу быть хорошим учеником

135




4. Учусь, потому что не хочу иметь плохие отметки

135

10. Хочу избежать неприятностей

135




5. Нравится узнавать новое

135

11. Люблю учить правила

135




6. Люблю мыслить, думать, рассуждать

135

12. Учусь, потому что люблю выполнять задания

135





Приложение № 9

Бланк фиксации результатов

Ф.И.О.____________________________________________________________________

Дата рождения____________ Класс_________Дата заполнения_____________________

1. Экспресс-анкета

Инструкция: с помощью ответов «да» или «нет» оцени изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время.

«В последнее время…



Утверждение

ответ

1

Я быстро устаю




2

Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят




3

Я чувствую себя свободнее




4

У меня появились головокружения, слабость, подташнивание




5

Учителя недовольны мной (больше замечаний)




6

Мне не хватает уверенности в себе




7

Я чувствую себя в безопасности




8

Я избегаю трудностей




9

Я могу легко расстроиться и даже заплакать




10

У меня стало больше конфликтов




11

Домашние задания стали интереснее




12

Я хуже понимаю объяснения учителей




13

Я долго переживаю неприятности




14

Я не высыпаюсь




15

Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя





  1. Методика измерения мотивации учебной деятельности

Инструкция: Определите для себя значимость каждой из перечисленных причин, побуждающих учиться, по следующей шкале:5-имеет большое значение, очень важно; 3-имеет значение; 1-не имеет значения, для меня не важно. Обведите кружком соответствующую цифру (1, 3, или5), в зависимости от значимости причины.

Причины

балл

Причины

балл

итог

1.Учусь, чтобы потом хорошо работать

135

7. Учусь, потому что заставляют родители

135




2. Хочу получать хорошие отметки

135

8. Учусь, потому что люблю, когда хвалят

135




3. Хочу занять достойное место среди товарищей

135

9. Хочу быть хорошим учеником

135




4. Учусь, потому что не хочу иметь плохие отметки

135

10. Хочу избежать неприятностей

135




5. Нравится узнавать новое

135

11. Люблю учить правила

135




6. Люблю мыслить, думать, рассуждать

135

12. Учусь, потому что люблю выполнять задания

135






Приложение № 9

к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»
3. Социометрия

1.Напиши фамилии и имена трех одноклассников, с которыми ты бы сел за одну парту на контрольной работе:

1)

2)

3)

2. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, с которыми ты бы не сел за одну парту на контрольной работе:

1)

2)

3)

3. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, которых ты пригласил бы на свой день рождения:

1)

2)

3)

4. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, которых ты

не пригласил бы на свой день рождения:

1)

2)

3)
Дополнительная диагностика

Приложение № 9

к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»
3. Социометрия

1.Напиши фамилии и имена трех одноклассников, с которыми ты бы сел за одну парту на контрольной работе:

1)

2)

3)

2. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, с которыми ты бы не сел за одну парту на контрольной работе:

1)

2)

3)

3. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, которых ты пригласил бы на свой день рождения:

1)

2)

3)

4. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, которых ты

не пригласил бы на свой день рождения:

1)

2)

3)
Дополнительная диагностика

Приложение№10

к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»

Сводная таблица результатов изучения уровня адаптации учащихся 5- ___класса МОУ №____ (20__-20__ уч.г.)

№п/п

Ф.И. обучающегося

Экспертная оценка учителя

Экспертная оценка родителя

Уровень тревожности

Ведущиймотив

Статус в классе

Зона адаптации

Примечания

Зона

№ проблемной шкалы

Зона

№ проблемной шкалы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1































2
































Рекомендации к заполнению итоговой таблицы:

  1. В столбец 3 вноситься зона адаптации по методике «Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе» - экспертная оценка учителя ( если зона адаптации вносим А, зона неполной адаптации - НА, зона дезадаптации – Д)

  2. В столбе 4 перечисляем № шкал, по которой ребенок получил недостаточное количество баллов (0, 1, 2 балла), в связи с чем можно выделить данную зону как проблемную. Так, если ребенок получил низкие баллы по шкале №1 «Учебная активность», то в таблицу в столбец 4 вносим цифру 1, если по шкале №2 «Усвоение знаний», то вносим цифру 2 и т.д. (3 шкала – поведение на уроке; 4 шкала – поведение на перемене; 5 шкала – взаимоотношения с одноклассниками; 6 шкала – отношение к учителю; 7 шкала – эмоциональное благополучие).

  3. В столбец 5 вноситься зона адаптации по «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» - экспертная оценка родителей (если зона адаптации вносим А, зона неполной адаптации - НА, зона дезадаптации – Д).

  4. В столбе 6 перечисляем № шкал, по которой ребенок получил недостаточное количество баллов (Д-1 балл, Г- 2 балла), в связи с чем можно выделить данную зону как проблемную. Так, если ребенок получил низкие баллы по шкале №1 «Успешность выполнения домашних заданий»то в таблицу в столбец 6 вносим цифру 1, если по шкале №2 «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения домашних заданий», то вносим цифру 2 и т.д. (III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»; IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»; VI шкала «Общая оценка адаптированности ребёнка»; V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»).

  5. В столбец 7 вносим результат по анкете «Экспресс – методика выявления тревожности у пятиклассников в период адаптации», автор О.Хмельницкая. Так, если тревожность находиться на высоком уровне (11—15 баллов — Высокий уровень тревоги), то в столбец 7 вносим букву В, если повышенный уровень (8—10 баллов — Повышенная тревожность) – вносим букву П, если средний уровень (5–7 баллов — Средний уровень тревожности) вносим букву С, низкий уровень (1–4 балла — Низкая тревожность) вносим букву Н.

  6. В столбце 8 вносим преобладающий мотив (по «Методике измерения мотивации учебной деятельности» Н.Ф.Талызиной)

  7. В столбец 9 вносим статус, который занимает ребенок в классе (Л-лидер, П - предпочитаемый, О – отверженный, И – изолированные).

  8. В столбец 10 вносим итоговый уровень адаптации ребенка по итогам трех методик. Так, если по одной методике выявлена зона дезадаптации в столбец 10 вносим НА (неполная адаптация), если по двум ли трем методикам – Д (дезадаптация), если по всем методикам результаты находятся в зоне «Адаптация» - то вносим А.

  9. В столбец 11 вносим примечания, которые указывают на необходимость сопровождения («+» с ребенком будет проводиться работа, «-» - не требуется организации индивидуальной работы)