Файл: Программа изучения адаптации пятиклассников к новым условиям составлена на основе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
* ответы родителей заносятся в таблицу №2
Обработка результатов: А) – 5 баллов; Б) – 4 балла; В) – 3 балла; Г) – 2 балла; Д) – 1 балл
Итого по классу: 19-30 баллов – зона адаптации - ______ чел (__%)
13-18 баллов – зона неполной адаптации - ______ чел (___%)
0-12 баллов – зона дезадаптации - ______ чел (____%)
Приложение № 6
к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов
к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»
Экспресс – методика
выявления тревожности у пятиклассников в период адаптации
(автор О.Хмельницкая)
Анкета модифицирована на основе следующих методик: «Шкала самооценки» Спилбергера, «Личностная шкала проявлений тревоги» Тейлор, «Шкала депрессии» НИИ им. Бехтерева).
Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным.
Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»
Инструкция: с помощью ответов «да» или «нет» оцени изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Будь внимателен! Утверждение «да» принимается только в том случае, если произошло изменение по сравнению с тем, что было раньше (в конце 4 класса, в первую неделю в 5 классе или летом). Если ты, например, быстро уставал и так же быстро или меньше устаешь сейчас, то в таком случае ответ будет «нет». Если раньше ты не чувствовал усталости, а в последнее время ты очень часто чувствуешь усталость, то ответ будет «да».
«В последнее время…
1. Я быстро устаю (да, нет).
2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет).
3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).
4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание (да, нет).
5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).
6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).
7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).
8. Я избегаю трудностей (да, нет).
9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).
10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).
11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).
12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).
13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).
14. Я не высыпаюсь (да, нет).
15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет).
Подсчет баллов: Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы — 2, 3, 7, 11.
Оценка уровня тревожности:
1–4 балла — низкий уровень.
5–7 баллов — средний уровень.
8–10 баллов — повышенный уровень.
11–15 баллов — высокий уровень.
Приложение №7
к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов
к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»
Методика измерения мотивации учебной деятельности
(автор: Н.Ф.Талызина)
Цель: определение степени выраженности мотивации учения.
Инструкция: “ Определите для себя значимость каждой из перечисленных причин, побуждающих учиться, по следующей шкале:
5-имеет большое значение, очень важно
3-имеет значение
1-не имеет значения, для меня не важно.
Обведите кружком соответствующую цифру (1, 3, или5), в зависимости от значимости причины”.
Причины | балл | Причины | балл | итог |
1.Учусь, чтобы потом хорошо работать | 135 | 7. Учусь, потому что заставляют родители | 135 | |
2. Хочу получать хорошие отметки | 135 | 8. Учусь, потому что люблю, когда хвалят | 135 | |
3. Хочу занять достойное место среди товарищей | 135 | 9. Хочу быть хорошим учеником | 135 | |
4. Учусь, потому что не хочу иметь плохие отметки | 135 | 10. Хочу избежать неприятностей | 135 | |
5. Нравится узнавать новое | 135 | 11. Люблю учить правила | 135 | |
6. Люблю мыслить, думать, рассуждать | 135 | 12. Учусь, потому что люблю выполнять задания | 135 | |
Исследуемые показатели:
1. Широкие социальные мотивы (порядковые №№1 и 7):
а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем;
б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего
, желание подготовиться к будущей работе и т. П.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
2. Узколичные мотивы:
а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителя, родителей, одноклассников) - порядковые №№2 и 8;
б) престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей) - порядковые №№3 и 9.
4. Мотивация избегания неудач), которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться - порядковые №№4 и 10.
3. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности
а) мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений)- порядковые №№5 и 11;
б) мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач) - порядковые №№6 и 12.
Обработка полученных данных:
По каждому показателю подсчитывается количество баллов. Чем выше балл – тем более выражен мотив.
Приложение №8
к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов
к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»
Социометрическое исследование
Обработка результатов может быть произведена в бланковом и электронном варианте.
Учащимся предлагаются следующие вопросы:
1.Напиши фамилии и имена трех одноклассников, с которыми ты бы сел за одну парту на контрольной работе:
2. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, с которыми ты бы не сел за одну парту на контрольной работе:
3. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, которых ты пригласил бы на свой день рождения:
4. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, которых ты
не пригласил бы на свой день рождения:
Обработка данных и интерпретация результатов в бланковом варианте:
1. Составление социоматрицы.
Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
В горизонтальных строках указывают фамилии детей и присваивают им номера, вертикальные столбики обозначают цифрами, которые соответствуют номерам тех же детей в том же порядке. В таблице указаны фамилии тех, кто выбирает, а номера столбцов указывают на тех, кого выбирают.
На пересечении фамилии выбирающего и номера того, кого он выбрал, ставят «+ 1» если на первый вопрос выбор положительный, «-1» на первый вопрос выбор отрицательный балла, «+ 2» если на второй вопрос выбор положительный, «-2» на второй вопрос выбор отрицательный. В случае, когда выбор взаимный, обозначение берется в скобки (+1).
Пример социоматрицы
№ | Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | А.А. | | | | | | | |
2 | Б.Б. | | | | | | | |
3 | … | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | |
Сумма Выборов «+» | | | | | | | | |
Сумма Выборов «-» | | | | | | | | |
Статус | | | | | | | | |