Файл: Программа изучения адаптации пятиклассников к новым условиям составлена на основе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

* ответы родителей заносятся в таблицу №2

Обработка результатов: А) – 5 баллов; Б) – 4 балла; В) – 3 балла; Г) – 2 балла; Д) – 1 балл

Итого по классу: 19-30 баллов – зона адаптации - ______ чел (__%)

13-18 баллов – зона неполной адаптации - ______ чел (___%)

0-12 баллов – зона дезадаптации - ______ чел (____%)

Приложение № 6

к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов

к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»

Экспресс – методика

выявления тревожности у пятиклассников в период адаптации

(автор О.Хмельницкая)
Анкета модифицирована на основе следующих методик: «Шкала самооценки» Спилбергера, «Личностная шкала проявлений тревоги» Тейлор, «Шкала депрессии» НИИ им. Бехтерева).

Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным.

Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»

Инструкция: с помощью ответов «да» или «нет» оцени изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Будь внимателен! Утверждение «да» принимается только в том случае, если произошло изменение по сравнению с тем, что было раньше (в конце 4 класса, в первую неделю в 5 классе или летом). Если ты, например, быстро уставал и так же быстро или меньше устаешь сейчас, то в таком случае ответ будет «нет». Если раньше ты не чувствовал усталости, а в последнее время ты очень часто чувствуешь усталость, то ответ будет «да».

«В последнее время…

1. Я быстро устаю (да, нет).
2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет).
3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).
4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание (да, нет).
5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).
6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).
7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).
8. Я избегаю трудностей (да, нет).

9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).
10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).
11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).
12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).
13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).
14. Я не высыпаюсь (да, нет).
15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет).
Подсчет баллов: Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы — 2, 3, 7, 11.
Оценка уровня тревожности:

1–4 балла — низкий уровень.
5–7 баллов — средний уровень.
8–10 баллов — повышенный уровень.
11–15 баллов — высокий уровень.
Приложение №7

к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов

к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»


Методика измерения мотивации учебной деятельности

(автор: Н.Ф.Талызина)

Цель: определение степени выраженности мотивации учения.

Инструкция: “ Определите для себя значимость каждой из перечисленных причин, побуждающих учиться, по следующей шкале:

5-имеет большое значение, очень важно

3-имеет значение

1-не имеет значения, для меня не важно.

Обведите кружком соответствующую цифру (1, 3, или5), в зависимости от значимости причины”.

Причины

балл

Причины

балл

итог

1.Учусь, чтобы потом хорошо работать

135

7. Учусь, потому что заставляют родители

135




2. Хочу получать хорошие отметки

135

8. Учусь, потому что люблю, когда хвалят

135




3. Хочу занять достойное место среди товарищей

135

9. Хочу быть хорошим учеником

135




4. Учусь, потому что не хочу иметь плохие отметки

135

10. Хочу избежать неприятностей

135




5. Нравится узнавать новое

135

11. Люблю учить правила

135




6. Люблю мыслить, думать, рассуждать

135

12. Учусь, потому что люблю выполнять задания

135




Исследуемые показатели:

1. Широкие социальные мотивы (порядковые №№1 и 7):

а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем;

б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего
, желание подготовиться к будущей работе и т. П.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

2. Узколичные мотивы:

а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителя, родителей, одноклассников) - порядковые №№2 и 8;

б) престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей) - порядковые №№3 и 9.

4. Мотивация избегания неудач), которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться - порядковые №№4 и 10.

3. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности

а) мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений)- порядковые №№5 и 11;

б) мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач) - порядковые №№6 и 12.

Обработка полученных данных:

По каждому показателю подсчитывается количество баллов. Чем выше балл – тем более выражен мотив.

Приложение №8

к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов

к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»

Социометрическое исследование

Обработка результатов может быть произведена в бланковом и электронном варианте.

Учащимся предлагаются следующие вопросы:

1.Напиши фамилии и имена трех одноклассников, с которыми ты бы сел за одну парту на контрольной работе:

2. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, с которыми ты бы не сел за одну парту на контрольной работе:

3. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, которых ты пригласил бы на свой день рождения:

4. Напиши фамилии и имена трех одноклассников, которых ты

не пригласил бы на свой день рождения:

Обработка данных и интерпретация результатов в бланковом варианте:

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.


В горизонтальных строках указывают фамилии детей и присваивают им номера, вертикальные столбики обозначают цифрами, которые соответствуют номерам тех же детей в том же порядке. В таблице указаны фамилии тех, кто выбирает, а номера столбцов указывают на тех, кого выбирают.

На пересечении фамилии выбирающего и номера того, кого он выбрал, ставят «+ 1» если на первый вопрос выбор положительный, «-1» на первый вопрос выбор отрицательный балла, «+ 2» если на второй вопрос выбор положительный, «-2» на второй вопрос выбор отрицательный. В случае, когда выбор взаимный, обозначение берется в скобки (+1).

Пример социоматрицы



Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6




1

А.А.






















2

Б.Б.






















3
























4

























5

























6

























Сумма

Выборов

«+»

























Сумма

Выборов

«-»

























Статус