Файл: Программа изучения адаптации пятиклассников к новым условиям составлена на основе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для полного и разностороннего изучения адаптационного процесса к экспертной оценке привлекаются учителя (в 4 и 5 классе) и родители (в 5 классе). Диагностическая карта для классного руководителя и анкета для родителей позволяют дополнить портрет ученика и сформировать его целостный образ, а также сравнить полученные результаты при переходе к новым условиям обучения. Эта информация очень полезна для педагогов 5-х классов, которые еще плохо знают детей, их сильные и слабые стороны.
В случае смены ребенком в 5 классе образовательного учреждения, педагог-психолог может запросить информацию по диагностике у педагога-психолога школы, где в 4 классе обучался ребенок. Это позволит не повторять диагностические процедуры и снизит нагрузку на ученика. Если в 5 класс прибыл ребенок из других регионов РФ, целесообразно провести диагностику, предусмотренную на первом и втором этапах.
Используя полученные данные можно более эффективно организовать процесс обучения и воспитания, обеспечить индивидуальный подход и учесть особенности и склонности детей, их возможности и интересы при формировании классов с углубленным изучением предметов. Это, в свою очередь, приведет к снижению уровень дезадаптации, дискомфорта и трудностей при изучении профилирующих предметов.
Этап 1
Целевая группа: обучающиеся четвертых классов.
Сроки проведения: апрель-май.
Цель: изучение уровня готовности учащихся четвертых классов к обучению в среднем звене школы.
Задачи:
-
Изучение интеллектуальных способностей, необходимых для успешного обучения в среднем звене. -
Изучение личностной готовности младших подростков к новым условиям обучения. -
Изучение зоны и содержания возможных проблем адаптации в 5 классе. -
Составление рекомендаций участникам образовательного процесса по построению стратегии взаимодействия с детьми и организации учебно-воспитательной деятельности в среднем звене школы.
Методики:
-
Методика диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено (авторы: Л.Ф. Тихомирова и А.В. Басов). -
Методика диагностики уровня тревожности (автор: Р.Кондаш, модификация А.Прихожан). -
Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе поЭ.М.Александровской (экспертная оценка учителя).
Материалы и инструменты: бланки методик, ручки, часы с секундной стрелкой.
Сроки проведения: апрель - май.
Этап 2
Целевая группа: обучающиеся пятых классов.
Цель: исследование процесса адаптации учащихся пятых классов к новым условиям обучения для создания психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению и….
Задачи:
-
Изучение психо-эмоционального состояния учащихся. -
Выявление уровня адаптации обучающихся к учебной деятельности в новых условиях. -
Выявление детей с трудностями адаптации. -
Выявление зоны и содержания возможных проблем адаптации. -
Составление рекомендаций участникам образовательного процесса по построению стратегии взаимодействия с детьми, имеющими трудности адаптации, и планированию учебно-воспитательной деятельности.
Методики:
1. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе поЭ.М.Александровской (экспертная оценка учителя).
2. «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В. (схему изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе заполняют родители).
3. Методика диагностики уровня тревожности (автор: Р.Кондаш, модификация А.Прихожан).
4. Методика измерения мотивации учебной деятельности (автор: Н.Ф.Талызина)
*5. Социометрия (не относится к обязательному диагностическому минимуму))
Материалы и инструменты: бланки методик, ручки.
Сроки проведения: конец сентября – конец октября.
*Примечание. Изучение внутригрупповых процессов методики «Социометрия» не является обязательным проводиться педагогом-психологом в случае
ОПИСАНИЕ МЕТОДИК, ПРОЦЕДУРЫ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ, ОБРАБОТКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Этап 1
Диагностическая программа скринингового исследования в 4 классе
1. Методика диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено (авторы: Л.Ф.Тихомирова и А.В. Басов)- приложение №1.
Субтест №1. Общая осведомленность. Цель: выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы
Субтест №2. Исправь ошибки. Цель: изучение внимательности, сформированности функции контроля.
Субтест №3. Смысловая память. Цель: изучение способности ребенка к смысловому запоминанию.
Субтест №4. Классификация (исключение лишнего понятия). Цель: изучение чувства языка, индуктивного речевого мышления, способности точного выражения словесных значений.
Субтест 5. Простые аналогии (анализ отношений понятий). Цель: изучение способности комбинировать, понимания отношений, обстоятельности мышления.
Субтест 6. Обобщение. Цель: изучение способности к абстрагированию, образованию понятий, умственной образованности, умения грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.
Субтест 7. Конструирование слов. Цель: определение словарного запаса.
Субтест 8. Составь фразу из 4-х слов. Цель: оценка способности к речевому синтезу и к установлению смысловых логических связей.
Субтест 9. Предложения. Цель: определение некоторых сторон речевого развития: понимания речи, сформированности письменной речи, а также уровня смысловой памяти.
Субтест 10. Числовые ряды. Цель: выявляется способность оперирования числовым материалом.
Субтест 11. Последовательность вычислительных операций. Цель: определение уровня сформированности навыка вычислительных операций.
Субтест 12. Арифметический тест. Цель: определение уровня овладения программными знаниями по математике, способности к рассуждению.
2. Методика диагностики уровня тревожности (автор: Р.Кондаш, модификация А.Прихожан) – приложение №2
3. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе поЭ.М.Александровской (экспертная оценка учителя) – приложение № 1 к «Диагностической программе изучения адаптации первоклассников к школе»
Результаты могут вноситься как в сводные таблицы по отдельным методикам или в «Сводную таблицу результатов диагностического исследования учащихся 4 классов» (приложение №4) на усмотрение психолога в соответствии с условиями и количеством исследуемых.
Этап 2
Диагностическая программа скринингового исследования в 5 классе
1. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе поЭ.М.Александровской (экспертная оценка учителя) приложение № 1 к «Диагностической программе изучения адаптации первоклассников к школе»
2. «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В. (схему изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе заполняют родители) – приложение №5.
3. Экспресс-методика выявления тревожности у пятиклассников в период адаптации (автор О.Хмельницкая, модифицированная анкета на основе следующих методик: «Шкала самооценки» Спилбергера, «Личностная шкала проявлений тревоги» Тейлор, «Шкала депрессии» НИИ им. Бехтерева) – приложения №6.
4. Методика изучения мотивации учебной деятельности (автор Н.Ф.Талызина) – приложение №7
*5. Социометрия – приложение №8.
Для проведения диагностики с учащимися разработан бланк фиксации результатов - приложение №9.
Данные по всем методикам заносятся в «Сводную таблицу результатов изучения уровня адаптации учащихся 5 классов» - приложение №10
При выявлении детей, показавших низкий уровень адаптации, индивидуально проводиться обследование ребенка с целью составления индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.
Примерная
Диагностическая программа индивидуального обследования
-
Психолого-педагогическая карта (4-5 кл) М.Битяновой (экспертная оценка учителя) – приложение №11 -
Методики изучения психических познавательных процессов и личности ребенка (по выбору педагога-психолога с учетом результатов скринингового обследования).
Приложение №1
к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов
к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»
Методика диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено (авторы: Л.Ф. Тихомирова и А.В. Басов)
Субтест № 1. Общая осведомленность
Инструкция: Ответь, пожалуйста, на десять вопросов.
Экспериментатор читает вопрос 1 раз, дети кратко записывают ответ в листе ответов.
1. Как называется река, на которой расположен Белгород? (Везелка, Северский Донец)
2. Что такое пара? (Два, двое и т.п.)
3. Назови четыре времени года? (Зима, весна, лето, осень)
4. Где садится солнце? (На западе)
5. Для чего нужен желудок? (Переваривать еду (пищу)
6. Почему нефть или масло плавают по воде? (Они легче воды)
7. Что празднуют 9 Мая? (День Победы)
8. Каков примерно рост человека? (От 1,5 до 2 метров)
9. Как называется столица Украины? (Киев)
10. Кто живет во Франции? (Французы)
Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Субтест № 2. Исправь ошибки
Инструкция: Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой.
Дети работают самостоятельно в течение 7 минут.
-
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. — 1 ошибка
2. Взрослые и дти толпились на берегу. — 1 ошибка
3. Внизу над ними расстилалась пустыня. — 1 ошибка
4. В отфет я киваю ему рукой. — 2 ошибки
5. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. — 2 ошибки
6. Сорняки живучи и плодовиты. — 0 ошибок
7. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. — 0 ошибок
8. На столе лежала карта на_шего города. — 1 ошибка
9. Самолет_сюда, чтобы помочь людям. — 1 ошибка
10. Скоро_удалось мне на машине. — 1 ошибка
(Текст содержит 10 ошибок.)
Оценка: подсчитывается количество замеченных ошибок, каждая замеченная ошибка оценивается в 1 балл.
Количественная оценка дополняется качественной: какие именно ошибки пропущены (смысловые, офографические, дисграфические).