Файл: Программа изучения адаптации пятиклассников к новым условиям составлена на основе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, результативность его деятельности. А это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности достаточно общие, вне зависимости от реальных ее причин.
Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся условно говоря, "чрезмерным спокойствием", особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.
Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным "криком о помощи" и, напротив, за "чрезмерным спокойствием" может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных "защитных" тенденций; начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.
Приложение№4
к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов
к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»
Сводная таблица результатов диагностического исследования учащихся 4- ___класса МОУ №____ (20__-20__ уч.г.)
Рекомендации к заполнению итоговой таблицы:
Приложение №5
к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов
к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»
Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе»*
Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (экспертная оценка родителей)
Авторы: Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.
Ф.И. ребенка ___________________________класс___Ф.И.О.родителя___________________________
Инструкция: Выберите утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребёнка на данный момент
I шкала «Успешность выполнения домашних заданий»
А) Правильное безошибочное выполнение домашних заданий.
Б) Небольшие помарки, единичные ошибки.
В) Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.
Г) Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.
Д) Плохое усвоение программного материала по всем предметам.
II шкала «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения домашних заданий»
А) Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.
Б) Выполнение домашних заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений.
В) Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.
Г) Выполнение домашних заданий требует от ребёнка определённой степени напряжения.
Д) Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении домашних заданий»
А) Ребёнок сам справляется с домашними заданиями.
Б) Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.
В) Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.
Г) Ребёнок мог бы справляться с домашними заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.
Д) Для выполнения ребёнком домашних заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»
А) Ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идёт в школу.
Б) Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.
В) Иногда бывают проявления сниженного настроения.
Г) Случаются проявления отрицательных эмоций:
а) тревожность, огорчение, иногда страх;
б) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.
Д) Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).
V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками».
А) Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.
Б) Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.
В) Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами.
Г)
Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.
Д) Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться в одиночестве.
б) Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерётся.
VI шкала «Общая оценка адаптированности ребёнка»
А) Высокий уровень адаптированности.
Б) Уровень адаптированности выше среднего.
В) Средний уровень адаптированности.
Г) Уровень адаптированности ниже среднего.
Д) Низкий уровень адаптированности.
Ваш запрос (вопрос) психологу ___________________________________________________
Приложение №5А
к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов
к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»
Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе»*
Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (экспертная оценка родителей)
Авторы: Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.
Класс ____________________ 20____-20_____уч. год
Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся условно говоря, "чрезмерным спокойствием", особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.
Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным "криком о помощи" и, напротив, за "чрезмерным спокойствием" может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных "защитных" тенденций; начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.
Приложение№4
к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов
к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»
Сводная таблица результатов диагностического исследования учащихся 4- ___класса МОУ №____ (20__-20__ уч.г.)
№п/п | Ф.И. обучающегося | Интеллект | Уровень тревожности | Экспертная оценка учителя | |||||||
общий балл | уровень | школьная | уровень | самооце-ночная | уровень | межличност- ная | уровень | зона | № проблемной шкалы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | | | | | | | |
Рекомендации к заполнению итоговой таблицы:
-
В столбец 3 вносится общий балл по методике изучения уровня интеллектуального развития. -
В столбец 4 вносится уровень развития интеллекта, который соответствует общему баллу. -
В столбец 5-10 вносятся результаты по методике диагностики тревожности Р.Кондаша: балл и соответствующий уровень по каждой из шкал. -
В столбец 11 вноситься зона адаптации по методике «Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе» - экспертная оценка учителя ( если зона адаптации вносим А, зона неполной адаптации - НА, зона дезадаптации – Д) -
В столбе 12 перечисляем № шкал, по которой ребенок получил недостаточное количество баллов (0, 1, 2 балла), в связи с чем можно выделить данную зону как проблемную. Так, если ребенок получил низкие баллы по шкале №1 «Учебная активность», то в таблицу в столбец 12 вносим цифру 1, если по шкале №2 «Усвоение знаний», то вносим цифру 2 и т.д. (3 шкала – поведение на уроке; 4 шкала – поведение на перемене; 5 шкала – взаимоотношения с одноклассниками; 6 шкала – отношение к учителю; 7 шкала – эмоциональное благополучие).
Приложение №5
к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов
к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»
Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе»*
Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (экспертная оценка родителей)
Авторы: Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.
Ф.И. ребенка ___________________________класс___Ф.И.О.родителя___________________________
Инструкция: Выберите утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребёнка на данный момент
I шкала «Успешность выполнения домашних заданий»
А) Правильное безошибочное выполнение домашних заданий.
Б) Небольшие помарки, единичные ошибки.
В) Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.
Г) Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.
Д) Плохое усвоение программного материала по всем предметам.
II шкала «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения домашних заданий»
А) Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.
Б) Выполнение домашних заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений.
В) Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.
Г) Выполнение домашних заданий требует от ребёнка определённой степени напряжения.
Д) Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении домашних заданий»
А) Ребёнок сам справляется с домашними заданиями.
Б) Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.
В) Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.
Г) Ребёнок мог бы справляться с домашними заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.
Д) Для выполнения ребёнком домашних заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»
А) Ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идёт в школу.
Б) Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.
В) Иногда бывают проявления сниженного настроения.
Г) Случаются проявления отрицательных эмоций:
а) тревожность, огорчение, иногда страх;
б) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.
Д) Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).
V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками».
А) Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.
Б) Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.
В) Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами.
Г)
Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.
Д) Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться в одиночестве.
б) Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерётся.
VI шкала «Общая оценка адаптированности ребёнка»
А) Высокий уровень адаптированности.
Б) Уровень адаптированности выше среднего.
В) Средний уровень адаптированности.
Г) Уровень адаптированности ниже среднего.
Д) Низкий уровень адаптированности.
Ваш запрос (вопрос) психологу ___________________________________________________
Приложение №5А
к «Диагностической программе изучения уровня готовности учащихся 4 классов
к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»
Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе»*
Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (экспертная оценка родителей)
Авторы: Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.
Класс ____________________ 20____-20_____уч. год
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Успешность выполнения д/з | Степень усилий для выполнения д/з | Самостоя- тельность при выпол- нении д/з | Настроение ребенка, с которым идет в школу | Отношения с одноклассни-ками | Общая оценка адаптирован-ности | Итоговый балл | Наличие вопроса |
1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | |
16 | | | | | | | | | |
17 | | | | | | | | | |
18 | | | | | | | | | |
19 | | | | | | | | | |
20 | | | | | | | | | |